Лэпбук "В гостях у музыки"
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность:

Введение федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками.

Одним из универсальных способов реализации деятельного подхода в музыкальном воспитании дошкольников, обеспечение сотрудничества и сотворчества взрослых и детей является использование лэпбука.

Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию.

Цель: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.

Задачи:

1. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

2.Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.

3. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления).

4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.

5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

Возрастная направленность:

Дидактическое  пособие    универсальное,  позволяющее  решать образовательные  и  развивающие  задачи  с  детьми  среднего,  старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации:

Пособие  позволяет  решать  задачи  музыкального,  сенсорного, речевого,    познавательно-исследовательского    развития    детей. Разнообразные  дидактические  игры,  игровые  задания  и  упражнения способствуют  уточнению  и  закреплению  пройденного  материала  по определенной теме. Пособие  многофункциональное,  мобильное,  предназначено  для использования  в  индивидуальной  работе  с  детьми,  для  работы  с подгруппой  и  самостоятельной  деятельности  в  режимных  моментах  в группе. В данном мастер-классе я расскажу, как использовать лэпбук "В гостях у музыки".

Рекомендуемый  материал: Плотная картонная основа, самоклеящаяся  плёнка, ножницы, бумага, цветной картон, клей, бумага для ламинирования, кнопки, крышка, палочки, скотч.

Составляющие лэпбука.

Музыкально-дидактическое пособие  представляет собой картонную папку, состоящую из шести страниц.

На страницах папки имеются картинки, круги Луллия, различные

карточки в кармашках,  на  которых  размещены  дидактические  игры  и

задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей. 

 

Описание возможностей использования лэпбука(содержание, цели и правила игр:

 

1.Музыкально-дидактические игры

2. Загадки о музыкальных инструментах

3. Стихи о музыке

4. Музыка в мультфильмах

5.Подбери картинки

6. Что было? Чего не стало?

7. Найди силуэт

8. Повтори ритм

9. Музыкальные ребусы

10. Исполнители– музыканты

11. Оркестры (народных инструментов, симфонический)

 

 Музыкально-дидактические игры:

«Какая музыка?»

Цель: развитие памяти и музыкального слуха.

Игровой материал: записи вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих: вальс, народную пляску и польку.

Ход игры:Детям раздают карточки. Педагог  проигрывает аудиозапись музыкальных пьес, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.

 

«Учитесь танцевать»

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал: большая матрёшка и маленькие по числу играющих.

Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей – маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких» – говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками.

При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание.

 

«Метелица» (подвижная)

Цель: Развивать музыкально-коммуникативные навыки, скорость реакции и      память.

Ход игры: Под песню З. Роот «Зимушка-Зима» по указанию водящего повторяют за ним зимние фигуры:

Метелица – дети движутся по кругу, взмахивая руками.

Снеговик -  дети изображают снеговиков, подняв вверх округлые руки.

Елочки – Дети изображают елочку, стоя прямо, руки внизу и чуть в стороны (как платьице)

Снежинки-балеринки – дети становятся тройками, соединяют поднятые вверх правые руки в центр.

Льдинки – холодинки – дети становятся четверками, повернувшись спинами в круг, руки вытянув вперед.

 

Стихи в музыке

Ты слышишь музыку в любом движенье дня.
Она бежит навстречу лёгкими шагами.
Или течёт, тихонечко звеня,
Перекликаясь с небом голосами.
Ты слышишь музыку в гудении осы
И в шорохе опавшего листочка.
Пусть капают минуты и часы
И разбивают время на кусочки,
Но музыку разъять нельзя никак,
Она течет единою волною.
И, как морской прилив, за тактом такт,
Всё заполняет музыка собою. 

И я в ее  волнах  тону, тону, тону
И, вынырнув, так сладко удивиться,
Как музыку, услышав тишину
И взмах крыла с куста вспорхнувшей птицы.

 

«Повтори ритм»

На одной из страниц лэпбука размещены металлическая крышка и деревянная палочка, для предоставления ребенку возможности выбора, карточки с изображением ритмических рисунков.

Из кармашка ребенок выбирает карточку с ритмическим рисунком и самостоятельно играет ритм  палочкой по крышке, либо прохлопывает его в ладоши. Данное задание может выполнять как один ребенок, так и несколько детей, поделив карточки между собой.

 

Музыка в мультфильмах

«Про мультфильмы»

Я не знаю, кто и как

Изобрел мультфильмы,

Но без них сейчас никак

Жить бы не смогли мы.

 

Без смешариков смешных,

Ежика с лисенком,

Без мартышек озорных

И слона с тигренком.

 

Чебурашка, Шапокляк,

Волк и шустрый зайчик,

Винни-Пух и Пятачок,

Кеша-попугайчик,

 

Кот Матроскин, пес Барбос,

Поросенок Фунтик,

Карлсон и фрекен Бок,

Славный добрый Лунтик…

 

Если б кто-то мультики

Не придумал первым,

Мне б их выдумать пришлось

Самому, наверно! 

 

«Подбери картинку»(взаимодействие со взрослым)

В верхней части центральной страницы расположены карманы с картинками музыкальных произведений, портреты композиторов.

Цель: развитие памяти и музыкального слуха.

Взрослый предлагает ребенку прослушать музыкальное произведение. Ребенок называет произведение, находит соответствующую ему картинку и композитора, написавшего эту музыку.

 

Круги Луллия(испанский физик, алхимик, философ 14 в. В свое время изобрел логическую машину из бумажных кругов)

Цель: развитие внимания, памяти, навыковустной речи, мелкой моторики рук. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

Пособие позволяет решать задачи: развитие внимания, памяти, навыков устной речи, мелкой моторики.

Ход игры: Педагог на одном из кругов стрелкой закрывает тот или иной инструмент, а ребенок с помощью второго круга находит данный инструмент.

 

Исполнители- музыканты:Соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор.

 

Состав инструментов симфонического оркестра:струнные, ударные,клавишные,духовые.

Состав русских  народных инструментов:кнопочно- язычковые, струнные, ударные.

 

Результативность использования лэпбука.

У детей значительно повысился интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала.

Дети проявляют инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности.Обогатился музыкальный опыт ребенка.Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.

 

Перспектива.

Использование дидактического пособия «В гостях у музыки» в диагностике уровня развития музыкальных способностей детей.

Познакомить и привлечь родителей к созданию дидактического пособия для пополнения предметно-развивающей среды в группах ДОУ.

Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

 

Наши славные лэпбуки

Вылечат детей отскуки!

Фишка модная такая-

Развиваться помогает!

Интересная наука

Увлечение лэпбуком.

Улучшается мышленье,

Творчество, воображенье.

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук "В гостях у сказки".

Лэпбук изготовлен в рамках проекта "Волшебный мир русской народной сказки" в средней группе....

Лэпбук «В гостях у…»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №108» г. Сыктывкара  Описание содержания лэпбукаТема: «В гостях у…»  Составител...

Материалы педагогического опыта по изготовлению лэпбука "В гостях у сказки" для детей 2-3 лет

Материал посвящен созданию интерактивного пособия Лэпбук "В гостях у сказки" для детей раннего возраста...

Лэпбук "Три кита в музыке"

Лэпбук "Три кита в музыке" позволит детям старшего дошкольного возраста узнать что жанры - это "киты" музыки, познакомятся с понятиями "Песня", "Танец", "М...

Лэпбук "Три кита в музыке"

Консультация по изготовлению лэпбука с практическим материалом....

НОД. Образовательная область «Музыка» «Сундучок волшебный ждёт… В гости к музыке зовёт!»

Обогащение музыкальных впечатлений детей. Развитие музыкально-творческих способностей детей.Познакомить детей с приемом «мнемотехника» при разучивании песни.Закрепить умение давать ха...