Лэпбук "В гостях у музыки"
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность:
Введение федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками.
Одним из универсальных способов реализации деятельного подхода в музыкальном воспитании дошкольников, обеспечение сотрудничества и сотворчества взрослых и детей является использование лэпбука.
Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию.
Цель: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.
Задачи:
1. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
2.Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.
3. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления).
4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.
5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
Возрастная направленность:
Дидактическое пособие универсальное, позволяющее решать образовательные и развивающие задачи с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.
Методические рекомендации:
Пособие позволяет решать задачи музыкального, сенсорного, речевого, познавательно-исследовательского развития детей. Разнообразные дидактические игры, игровые задания и упражнения способствуют уточнению и закреплению пройденного материала по определенной теме. Пособие многофункциональное, мобильное, предназначено для использования в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности в режимных моментах в группе. В данном мастер-классе я расскажу, как использовать лэпбук "В гостях у музыки".
Рекомендуемый материал: Плотная картонная основа, самоклеящаяся плёнка, ножницы, бумага, цветной картон, клей, бумага для ламинирования, кнопки, крышка, палочки, скотч.
Составляющие лэпбука.
Музыкально-дидактическое пособие представляет собой картонную папку, состоящую из шести страниц.
На страницах папки имеются картинки, круги Луллия, различные
карточки в кармашках, на которых размещены дидактические игры и
задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.
Описание возможностей использования лэпбука(содержание, цели и правила игр:
1.Музыкально-дидактические игры
2. Загадки о музыкальных инструментах
3. Стихи о музыке
4. Музыка в мультфильмах
5.Подбери картинки
6. Что было? Чего не стало?
7. Найди силуэт
8. Повтори ритм
9. Музыкальные ребусы
10. Исполнители– музыканты
11. Оркестры (народных инструментов, симфонический)
Музыкально-дидактические игры:
«Какая музыка?»
Цель: развитие памяти и музыкального слуха.
Игровой материал: записи вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих: вальс, народную пляску и польку.
Ход игры:Детям раздают карточки. Педагог проигрывает аудиозапись музыкальных пьес, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.
«Учитесь танцевать»
Цель: развитие чувства ритма.
Игровой материал: большая матрёшка и маленькие по числу играющих.
Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей – маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких» – говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками.
При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание.
«Метелица» (подвижная)
Цель: Развивать музыкально-коммуникативные навыки, скорость реакции и память.
Ход игры: Под песню З. Роот «Зимушка-Зима» по указанию водящего повторяют за ним зимние фигуры:
Метелица – дети движутся по кругу, взмахивая руками.
Снеговик - дети изображают снеговиков, подняв вверх округлые руки.
Елочки – Дети изображают елочку, стоя прямо, руки внизу и чуть в стороны (как платьице)
Снежинки-балеринки – дети становятся тройками, соединяют поднятые вверх правые руки в центр.
Льдинки – холодинки – дети становятся четверками, повернувшись спинами в круг, руки вытянув вперед.
Стихи в музыке
Ты слышишь музыку в любом движенье дня.
Она бежит навстречу лёгкими шагами.
Или течёт, тихонечко звеня,
Перекликаясь с небом голосами.
Ты слышишь музыку в гудении осы
И в шорохе опавшего листочка.
Пусть капают минуты и часы
И разбивают время на кусочки,
Но музыку разъять нельзя никак,
Она течет единою волною.
И, как морской прилив, за тактом такт,
Всё заполняет музыка собою.
И я в ее волнах тону, тону, тону
И, вынырнув, так сладко удивиться,
Как музыку, услышав тишину
И взмах крыла с куста вспорхнувшей птицы.
«Повтори ритм»
На одной из страниц лэпбука размещены металлическая крышка и деревянная палочка, для предоставления ребенку возможности выбора, карточки с изображением ритмических рисунков.
Из кармашка ребенок выбирает карточку с ритмическим рисунком и самостоятельно играет ритм палочкой по крышке, либо прохлопывает его в ладоши. Данное задание может выполнять как один ребенок, так и несколько детей, поделив карточки между собой.
Музыка в мультфильмах
«Про мультфильмы»
Я не знаю, кто и как
Изобрел мультфильмы,
Но без них сейчас никак
Жить бы не смогли мы.
Без смешариков смешных,
Ежика с лисенком,
Без мартышек озорных
И слона с тигренком.
Чебурашка, Шапокляк,
Волк и шустрый зайчик,
Винни-Пух и Пятачок,
Кеша-попугайчик,
Кот Матроскин, пес Барбос,
Поросенок Фунтик,
Карлсон и фрекен Бок,
Славный добрый Лунтик…
Если б кто-то мультики
Не придумал первым,
Мне б их выдумать пришлось
Самому, наверно!
«Подбери картинку»(взаимодействие со взрослым)
В верхней части центральной страницы расположены карманы с картинками музыкальных произведений, портреты композиторов.
Цель: развитие памяти и музыкального слуха.
Взрослый предлагает ребенку прослушать музыкальное произведение. Ребенок называет произведение, находит соответствующую ему картинку и композитора, написавшего эту музыку.
Круги Луллия(испанский физик, алхимик, философ 14 в. В свое время изобрел логическую машину из бумажных кругов)
Цель: развитие внимания, памяти, навыковустной речи, мелкой моторики рук. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Пособие позволяет решать задачи: развитие внимания, памяти, навыков устной речи, мелкой моторики.
Ход игры: Педагог на одном из кругов стрелкой закрывает тот или иной инструмент, а ребенок с помощью второго круга находит данный инструмент.
Исполнители- музыканты:Соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор.
Состав инструментов симфонического оркестра:струнные, ударные,клавишные,духовые.
Состав русских народных инструментов:кнопочно- язычковые, струнные, ударные.
Результативность использования лэпбука.
У детей значительно повысился интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала.
Дети проявляют инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности.Обогатился музыкальный опыт ребенка.Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
Перспектива.
Использование дидактического пособия «В гостях у музыки» в диагностике уровня развития музыкальных способностей детей.
Познакомить и привлечь родителей к созданию дидактического пособия для пополнения предметно-развивающей среды в группах ДОУ.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Наши славные лэпбуки
Вылечат детей отскуки!
Фишка модная такая-
Развиваться помогает!
Интересная наука
Увлечение лэпбуком.
Улучшается мышленье,
Творчество, воображенье.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лэпбук "В гостях у сказки".
Лэпбук изготовлен в рамках проекта "Волшебный мир русской народной сказки" в средней группе....
Лэпбук «В гостях у…»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №108» г. Сыктывкара Описание содержания лэпбукаТема: «В гостях у…» Составител...
Материалы педагогического опыта по изготовлению лэпбука "В гостях у сказки" для детей 2-3 лет
Материал посвящен созданию интерактивного пособия Лэпбук "В гостях у сказки" для детей раннего возраста...
Лэпбук "Три кита в музыке"
Лэпбук "Три кита в музыке" позволит детям старшего дошкольного возраста узнать что жанры - это "киты" музыки, познакомятся с понятиями "Песня", "Танец", "М...
Лэпбук "Три кита в музыке"
Консультация по изготовлению лэпбука с практическим материалом....
НОД. Образовательная область «Музыка» «Сундучок волшебный ждёт… В гости к музыке зовёт!»
Обогащение музыкальных впечатлений детей. Развитие музыкально-творческих способностей детей.Познакомить детей с приемом «мнемотехника» при разучивании песни.Закрепить умение давать ха...