Восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста
статья по музыке (младшая, средняя группа)

Старовойтова Виктория Сергеевна

В представленной статье рассматривается восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В представленной статье рассматривается восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: восприятие, музыка, развитие, музыкальность.

Музыка для человека является особым, ничем не заменимым путем овладения различных оттенков эмоционально-чувственного состояния, его переживаний, настроения. В то же время она является и инструментом познания, осознания и освоения прекрасного в самой действительности. Из всех видов искусств именно музыка так легко действует на человека, вызывая в нем те или иные эмоции. Музыка может влиять на область наших чувств и разума на подсознательном уровне. Музыкальная деятельность является одним из проявлений общей способности человека к познанию и освоению окружающего мира.[1, c.4] Так же, познавая мир, она дает человеку возможность совершенствоваться. В процессе музыкального воспитания наиболее благоприятно формируются моральные качества личности ребенка. Музыкальные произведения довольно многообразны по своему социально-образному содержанию. Словами не передать всю гамму переживаний человека, выраженных в различных музыкальных произведениях.

Актуальность проблемы исследования определяется значением восприятия музыки, являющееся одним из самых эффективных средств эстетического воспитания, которое дает мощнейшее эмоциональное воздействие и развивает чувство вкуса у человека.

Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В начале экспериментального исследования мы продиагностировали детей с помощью музыкальных игр и игровых заданий, которые были организованы в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (3-4 человека). Данные показали, что наибольшее затруднение у детей вызвали задания на слушание музыкальных произведений и на подпевание знакомой мелодии. Уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие – менее. [2, c.278]

Следующим шагом для дальнейшей исследовательской деятельности было деление группы на две подгруппы (по 8 человек в каждой). Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась разработка методики развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки. Музыкальность особенно проявляется в активной самостоятельной деятельности. Если слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом характере процесса слушания. Формируя музыкальность у детей, мы стремились к тому, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения, узнавали их при повторном исполнении. Нами была разработана серия занятий по развитию музыкальности у детей.

С родителями детей была проведена консультация на тему «Развивайте способности своего ребенка». Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. C педагогами была проведена консультация на тему «Роль воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников».

Для того, чтобы определить эффективность разработанной нами методики развития музыкальности младших дошкольников в процессе восприятия музыки был проведен контрольный эксперимент, по итогам которого работа, проделанная нами оказалась результативной.

Музыкальное восприятие – процесс довольно сложный и многоаспектный. Он объединяет в сознании воспринимающего огромное количество различных элементов, которые принадлежат к разным уровням, системам и качественно своеобразных. [3, с. 17] 

В ходе исследовательской работы нами была изучена вся сущность восприятия музыки. Систематическая организация восприятия музыки у детей младшего дошкольного возраста окажет положительное влияние на развитие их музыкальности.

Литература:

  1. Гончарова О.В., Богачинская Ю.С. Теория и методика музыкального воспитания. Москва, издательский центр «Академия», 2014г.
  2. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Дубна: Феникс+, 2011.
  3. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии. Москва, 2014г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыка как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста". Методические рекомендации.

Перед Вами  представлены методические рекомендации по использованию музыкального компонента в процессе НОД по сенсорному развитию детей младшего возраста , а так же вне ее....

Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель Соколова Светлана Александровна.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. основное их значение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. М...

Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей раннего возраста

Организация музыкального воспитания детей раннего возраста....

Консультация для родителей "Восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей дошкольного возраста"...