Музыкальный фольклор в жизни детей раннего и младшего возраста.
методическая разработка по музыке (младшая группа)
Доклад +перспективный план на год по ознаколмению детей с муз.фольклором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_folkloru_-_ladushki_ot_1_5_do_3.docx | 221.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Работа по ознакомлению с фольклором в раннем возрасте направлена на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей, а так же на развитие начальных музыкальных способностей.
Работа по ознакомлению детей с устно-музыкальным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Значение фольклора в жизни ребёнка
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.
Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи и музыки.
Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.
Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает, развивает любознательность, и, самое главное, развивает все психические процессы...
ФГОС нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе музыкального работника , а так же на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что своевременное ознакомление детей с народной культурой – это наиболее эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.
Цели ознакомления с фольклором: развитие речи, музыкальных способностей, познавательных процессов, чувства родного языка у детей; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.
Учить понимать речь взрослых, слушать и понимать потешки, песенки,заклички,колыбельные, разучивать с детьми русские народные подвижные игры, пальчиковые игры, игры с движениями.
Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам.
Пополнять активный словарь новыми словами и действиями.
Развивать интерес к народному творчеству.
Задачи занятий:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
- Развивать интерес и любовь к фольклору.
-Развивать музыкальные способности .
-Развивать слуховое внимание , чувство ритма и координацию движений.
-Развивать умение регулировать силу голоса, темп речи , речевое дыхание и звуковой аппарат.
-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность на занятиях состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи,
памяти, эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные), подгрупповая и индивидуальная работа, совместная работа с воспитателями Дома ребенка .
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Возраст детей: 1 -3 года
Режим занятий: раз в неделю по 8- 15 мин.
Ожидаемые результаты:
- Умение различать фольклорные жанры;
- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,
-Использовать знакомый фольклорный материал и игры в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
-Использовать по назначению примитивные музыкальные инструменты( погремушки, шумелки, барабаны, бубны, пищалки) .
План работы на 2020-2021 год
в ТСДР в подгруппах и группах детей старше 1 года.
Сентябрь
1.Игровая ситуация «В гостях у солнышка». (Наглядность картинка солнышка)
2.Путешествие в сказку «Колобок». (Настольный театр)
3.Игра-потешка «Огуречик, огуречик» ( Маски огурчика и мышки)
4. Прослушивание и разучивание колыбельных песен.
Октябрь
1.Игровая ситуация по мотивам потешки – «Из-за леса из-за гор».
2.Инсценировка песенки «Дождик, дождик» (Зонтик, костюм дождика)
3.Игра-потешка «Зайке холодно стоять»
4. Игровая ситуация по мотивам потешки « Как у нашего кота».
Ноябрь
1. Игровая ситуация « В гости к бабушке» - знакомство с потешкой «Расти коса до пояса».
2. Игра-забава «Где наши ручки?»
3. Путешествие в сказку «Репка» (Настольный театр)
4. Дидактическая игра «Узнай потешку».
Декабрь
1.Игровая ситуация «Кукла Маша и зайчик в гости к нам пришли».
2. Инсценировка песенки «Кто у нас хороший»
3. Игра с пальчиками «Мальчик-пальчик, где ты был?»
4. Знакомство с потешкой «Ой, ты заюшка –пострел»
Январь
1. Сказка в гости к нам пришла « Кот, петух и лиса» ( настольный театр)
2. Игра - инсценировка «Чики-чики-чикалочки»
3.Хоровод игра «Пузырь»
4.Инсценировка-песенки «Скачет зайка маленький».
Февраль
1. Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге».
2. Хороводная игра «Каравай»
3.Знакомство с потешкой «Ты мороз, мороз».
4.Сказка в гости к нам пришла «Заюшкина избушка».
Март
1. Знакомство с русской народной закличкой «Дождик, дождик веселей» - рисование дождя.
2. «Чудесный сундучок » (загадки об овощах).
3. Дидактическая игра «Расскажи сказку»
4.Знакомство со сказкой « Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал».
Апрель
1. Разучивание потешки «Наша уточка с утра: кря, кря, кря»
2. Игровая ситуация «Кто в тереме живёт».
3. Знакомство со считалками. (иллюстрации)
4. Настольная игра « Волшебные сказки»
Май
1. Игра «Угадай сказку».
2.Разучивание и прослушивание русских народных песен.
3. Хороводная игра «У окошка дремлет кошка» Маски кошки и цыплят
4. В гости к сказке «Гуси лебеди».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста
консультация для родителей...
Информационное сообщение для родителей "Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста"
Информационное сообщение для родителей о роли колыбельной песни в музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уровновешенной психики....
Музыкальный фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей: "Музыкальный фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста"...
Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста
Знакомство с детским музыкальным фольклором начинается в самом раннем возрасте. С самых первых дней жизни ребенок слышит речь мамы, папы, бабушки, дедушки, которые обращаются к нему, называют его ласк...
Консультация для родителей «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста»
Консультация для родителей «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста»...
Музыкальный фольклор в жизни детей раннего возраста
Детский фольклор – неотъемлемая часть жизни каждого маленького человечка. Без него не происходит становление ребенка как личности, становится невозможным развитие эмоциональной сферы. Детский фолькло...
Консультация для педагогов "Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста"
Русский фольклор - душа русского искусства, русской музыки. Произведения народного фольклора бесценны, в них сама жизнь.И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше....