Музыкальный фольклор в жизни детей раннего и младшего возраста.
методическая разработка по музыке (младшая группа)

Лаврушенко Любовь Анатольевна

Доклад +перспективный план на год по ознаколмению детей с муз.фольклором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_folkloru_-_ladushki_ot_1_5_do_3.docx221.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Работа по ознакомлению с фольклором в раннем возрасте  направлена на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей, а так же на  развитие начальных музыкальных способностей.

Работа по ознакомлению детей с устно-музыкальным  народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.  

               Значение  фольклора в жизни ребёнка

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи и музыки.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает, развивает любознательность, и, самое главное, развивает  все психические процессы...

ФГОС нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе музыкального работника , а так же на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что своевременное ознакомление детей с народной культурой  – это наиболее эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.

Цели ознакомления с фольклором:  развитие речи, музыкальных способностей, познавательных процессов, чувства родного языка у детей; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Учить понимать речь взрослых, слушать и понимать потешки, песенки,заклички,колыбельные, разучивать с детьми  русские народные подвижные игры, пальчиковые игры, игры с движениями.

Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам.

Пополнять активный словарь новыми словами и действиями.

 Развивать интерес к народному творчеству.

Задачи занятий:

- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

- Развивать интерес и любовь к фольклору.

-Развивать музыкальные  способности .

-Развивать слуховое внимание , чувство ритма и координацию движений.

-Развивать умение регулировать силу голоса, темп речи , речевое дыхание и звуковой аппарат.

-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая целесообразность на занятиях  состоит в углублении знаний о разнообразных  фольклорных формах, развитии связной речи,

 

памяти, эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.

               Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные), подгрупповая и индивидуальная работа, совместная работа с воспитателями Дома ребенка .

          Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Возраст детей: 1 -3 года

Режим занятий: раз в неделю по 8- 15 мин.

Ожидаемые результаты:

- Умение различать фольклорные жанры;

- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,

-Использовать знакомый фольклорный материал  и игры в театрализованных и  сюжетно-ролевых играх.

-Использовать по назначению примитивные музыкальные инструменты( погремушки, шумелки, барабаны, бубны, пищалки) .

                         План  работы на  2020-2021 год

в ТСДР в подгруппах и группах детей старше 1 года.

Сентябрь        

1.Игровая ситуация «В гостях у солнышка».         (Наглядность картинка солнышка)

        2.Путешествие  в сказку «Колобок».                  (Настольный театр)

        3.Игра-потешка «Огуречик, огуречик»                  (  Маски огурчика и мышки)

        4. Прослушивание и разучивание колыбельных песен.

                                                            Октябрь

1.Игровая ситуация по мотивам потешки –       «Из-за леса из-за гор».        

        2.Инсценировка песенки «Дождик, дождик»        (Зонтик, костюм дождика)

        3.Игра-потешка «Зайке холодно стоять»        

        4. Игровая ситуация по мотивам  потешки « Как у нашего кота».        

                                                     Ноябрь

1.  Игровая ситуация « В гости к бабушке» - знакомство с потешкой  «Расти коса до пояса».        

        2. Игра-забава «Где наши ручки?»        

        3. Путешествие в сказку «Репка»                   (Настольный театр)

        4. Дидактическая игра «Узнай  потешку».

                                                         Декабрь

1.Игровая ситуация «Кукла Маша и зайчик в гости к нам пришли».        

        2. Инсценировка песенки «Кто у нас хороший»        

3. Игра с пальчиками «Мальчик-пальчик, где ты был?»        

        

4. Знакомство с потешкой  «Ой, ты  заюшка –пострел»

                                                        Январь

        1. Сказка в гости к нам пришла « Кот, петух и лиса»    ( настольный театр)        

2. Игра - инсценировка «Чики-чики-чикалочки»        

        3.Хоровод игра «Пузырь»                                  

        4.Инсценировка-песенки «Скачет зайка маленький».

                                                         Февраль

1. Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге».

        2. Хороводная игра «Каравай»        

        3.Знакомство с потешкой  «Ты мороз, мороз».        

        4.Сказка в гости к нам пришла  «Заюшкина избушка».        

                                                Март

1. Знакомство с русской народной закличкой «Дождик, дождик веселей» - рисование дождя.

        2. «Чудесный сундучок » (загадки об овощах).

        3. Дидактическая игра «Расскажи сказку»        

        4.Знакомство со сказкой « Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал».        

Апрель

1. Разучивание потешки «Наша уточка с утра: кря, кря, кря»

        2.  Игровая ситуация «Кто в тереме живёт».

3. Знакомство со считалками.  (иллюстрации)

        4. Настольная игра « Волшебные сказки»        

                                                         

                                                       Май

1. Игра «Угадай сказку».

        2.Разучивание  и прослушивание русских народных песен.

        3. Хороводная игра «У окошка дремлет кошка»        Маски кошки и цыплят

4. В гости к сказке «Гуси лебеди».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационное сообщение для родителей "Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста"

Информационное сообщение для родителей о роли колыбельной песни в музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уровновешенной психики....

Музыкальный фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей: "Музыкальный фольклор в жизни детей младшего дошкольного возраста"...

Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста

Знакомство с детским музыкальным фольклором начинается в самом раннем возрасте. С самых первых дней жизни ребенок слышит речь мамы, папы, бабушки, дедушки, которые обращаются к нему, называют его ласк...

Консультация для родителей «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста»...

Музыкальный фольклор в жизни детей раннего возраста

Детский фольклор – неотъемлемая часть жизни каждого маленького человечка. Без него не происходит становление ребенка как личности, становится невозможным развитие эмоциональной сферы. Детский фолькло...

Консультация для педагогов "Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста"

Русский фольклор - душа русского искусства, русской музыки. Произведения народного фольклора бесценны, в них сама жизнь.И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше....