Статья "Музыкальные игры для дошкольников"
статья по музыке

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста способствует удовлетворению основных потребностей ребенка: в движении, в общении, в познании, в радости, в самореализации, в желании быть как "взрослый". Игры с музыкальным сопровождением - один из основных средств музыкального воспитания детей, помогающее решать воспитательные, обучающие, образовательные и развивающие задачи. Можно выделить следующие виды музыкальных игр: музыкально-дидактические, подвижные с музыкой, сюжетные, инсценирование песен, игры с пением, народные игры с пением. Благодаря большому разнообразию музыкальных игр, их можно широко использовать в различных режимных моментах: на музыкальных занятиях, на вечерах досуга, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_muzykalnye_igry.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

Музыкальные игры для дошкольников.

Музыкальный руководитель

Савельева Марина Анатольевна

     Игра – ведущий вид деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка: в движении, в общении, в познании, в радости, в самореализации, в потребности быть «как взрослый». А игры с музыкальным сопровождением – одно из основных средств музыкального воспитания детей, так как они воспитывают волю, выдержку, тренируют память. Через игру ребенок овладевает определенными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для двигательной активности. Музыкальное сопровождение игр активизирует детей, организует коллектив. Яркая художественная форма, выраженная музыкой, игровая ситуация, необходимость соблюдать определенные правила вызывают у детей повышенный интерес, эмоциональный отклик, что способствует активному восприятию музыки, быстрому запоминанию и воспроизведению игры.

     Игры помогают и нам, педагогам, вовлечь ребенка в образовательный процесс. Играя, ребенок лучше всего осваивает и понимает учебный материал. Поэтому в своей работе с детьми я часто использую различные музыкальные игры, которые помогают решить воспитательные, образовательные, обучающие и развивающие задачи.

Музыкальная игра имеет следующие задачи:

Коррекционные:

– развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений;

– формирование выразительных средств через движения.

Оздоровительные:

– укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

– развитие быстроты двигательной реакции;

– развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

Образовательные:

– развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

– формирование умственных умений и действий.

Воспитательные:

– воспитание общей музыкальной, двигательной культуры;

– эстетическое отношение к окружающему;

– развитие чувств и эмоций.

Развивающие:

– познавательную активность;

– устойчивый интерес к действию;

– саморегуляцию и самоконтроль;

– внимание, память, мышление;

– ориентировку в пространстве.

     Все игры требуют от музыкального руководителя определенной подготовки. Необходимо иметь картотеки на все виды музыкальных игр. В процессе разучивания музыкальных игр педагог должен заинтересовать детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научить откликаться на ее образы соответствующими движениями. Перед каждой игрой необходимо организовать игровое пространство, объяснить правила игры,   предоставить необходимые атрибуты или дидактический материал, разделить на команды, определить водящих, вызвать положительный эмоциональный настрой, создать условия для самовыражения детей, мотивировать их, чтобы во время игры детям было комфортно, интересно и легко.

     Я играю с детьми начиная с групп раннего возраста до подготовительной. Игры можно использовать не только в зале (на занятиях, на праздниках и досугах), но и в группе в течение дня, и на прогулке, в самостоятельной деятельности детей.

     В своей деятельности я использую следующие виды игр:

     Музыкально-дидактические игры

    Являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.

    Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.

Главная задача музыкально-дидактической игры – обучающая, а содержание, правила и игровые действия ей подчинены.

    Если в младшем дошкольном возрасте роль педагога в проведении музыкально-дидактической игры является главной, направляющей, то в старшем дошкольном возрасте, накопив определенный музыкальный опыт, дети могут самостоятельно играть друг с другом, придумывая свои правила игры и последовательность игровых действий.

В музыкально-дидактических играх дети могут реализовывать потребность в игровом применении полученных музыкальных знаний, умений, навыков. В процессе игры формируется фантазия, творческое воображение, наглядно-образное мышление, а педагог получает возможность ненавязчиво осуществлять развитие музыкальных способностей, проводить экспериментальную, диагностическую работу.

     Музыкально-дидактические игры спокойные по характеру, требуют от детей устойчивого произвольного внимания, способствуют различению свойств музыкальных звуков (высота, длительность, динамика, тембр), упражняют в узнавании музыкальных инструментов, знакомых мелодий, песен.

Примеры: «Кто в домике живет?», «Музыкальное лото», «Сколько нас поёт?», «Тихие и громкие звоночки», «Узнай по голосу»

    Подвижные (несюжетные) музыкальные игры

    Оказывают положительное воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, двигательная активность, приобщают к красоте движений в искусстве и жизни.

    Подвижные игры – это один из любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Соответствующая музыка, включенная в подвижную игру, обеспечивает образность, эмоциональность, формирование умения координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, дает чёткий сигнал к началу действия.

В них присутствует эффект соревнования. Вначале такие игры построены на конкретной последовательности движений, потом проводятся соревнования в ловкости, быстроте, (как свободная непринужденная игра).

Дети должны точно реагировать на начало и окончание музыки, смену частей, чередование музыкальных фраз, сильные и слабые доли, особенности ритмического рисунка.

Цель данных игр:

Придать яркую эмоциональную окраску подвижным играм на занятиях и развлечениях.

Задачи:

• учить детей действовать по музыкальному сигналу;

• учить различать музыку разную по характеру;

• выполнять действия в соответствии с музыкой;

• развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве;

• развивать ловкость и быстроту движений;

• выполнять действия в соответствии с правилами;

• формировать умения действовать сообща.

    Данные игры могут использоваться на музыкальных занятиях, вечерах досуга, на спортивных праздниках, на прогулках.

Примеры: «Нитка – иголка», «Игра с колокольчиком», «Найди пару», «Птички в гнездышках», «Парная пуговица», «Будь внимателен»

    Сюжетные игры

         В них присутствует несложный сюжет, конкретные персонажи и музыка изобразительного характера. Дети с помощью педагога передают в этих играх образы, согласуя свои движения с характером музыки, используют характерные имитационные движения для персонажей.

     Примеры: «Зайцы и лиса», «Кот и мыши», муз. Т.Ломовой, «Поездка», муз. В.Герчик, «Пастух и козлята», русская народная песня в обработке В.Трутовского.

     

     Инсценирование песен 

    Используются песни с развернутым сюжетом, наличием нескольких образов. Действия детей определяются содержанием песни и конкретным характером персонажа. Сначала педагог знакомит детей с сюжетом, они прослушивают музыкальные характеристики всех персонажей, а затем им предлагается поиграть в сопровождении музыки (без пения), используя фонограмму, характерные движения персонажей, передавая их действия и развитие сюжета. Воображение, детская фантазия, установки педагога помогают ребёнку в передаче образа, выборе нужных выразительных движений. Для инсценировки могут использоваться как народные, так и авторские песни

Примеры: «Козлята и волк», муз. Т.Ломовой, «Зимняя сказка», муз. Е.Туманян.

     Игры с пением

Хороводы построены на основе игровых песен, где игровые действия детей соответствуют тексту песен, характеру мелодии. В хороводах используются плясовые и имитационные движения для передачи игровых образов.

Примеры: «Каравай», «В сыром бору тропина», «Со вьюном я хожу», «Кот Васька», муз. Г.Лобачева, сл. Н.Френкель, «Теремок», «Пошла млада за водой», «Где был, Иванушка?», «Тень – тень», муз. В.Калинникова, сл. народные), русские народные песни.

     Народные игры с пением 

    Игры, которые передаются из поколения в поколение, имеют глубокие исторические корни и с годами не изменяются. Их используют на фольклорных праздниках и на прогулках.

Примеры: «Золотые ворота», «Плетень», «Бояре», «Гори-гори ясно», «Колпачок», «Арина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для дошкольников по дорожному движению "Игры на ходу"

Игры для дошкольников по дорожному движению...

Психологические игры для дошкольников.Игры серии «Доброе солнышко»

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. По...

Дидактические игры для дошкольников Пальчиковые игры.

Дидактические игры для дошкольниковПальчиковые игры....

"Развивающие игры для дошкольников" «играем – развиваемся»

Методическая разработка … «Изо всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, следует, прежде всего, развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренеб...

Развивающие занятия по типу ролевой игры для дошкольников подготовительной группы «Играем в школу»

Задачи:· развитие воображения, мышления, образных и пространственных представлений;· развитие речи и мелкой моторики;· обогащение словарного запаса;· развитие произвольной сферы и внимания;· формирова...

Мастер-класс для воспитателей "Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников"

Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отн...