«Использование метода игротренинга в развитии певческих навыков дошкольников» методическая разработка
методическая разработка по музыке

Пришлецова Марина Владимировна

Игротренинг как одна из современных педагогических технологий, помогает обновить формы взаимодествия с обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_igrotreninga.docx21.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Использование метода игротренинга в

развитии певческих навыков дошкольников»

«Игротренинг» — комплексные занятия с детьми различного возраста на развитие всех каналов восприятия.

Цель нашей работы — вовлечь дошкольника в процесс пения методом игротренинга, чтобы он даже об этом не догадался .

Основные задачи:

Развитие певческих навыков.

развитие связной речи;

развитие коммуникативных качеств;

развитие слуховой зрительной и тактильной памяти.

Многие педагоги в своих докладах, используя метод игротренинга, ссылаются на достижение высоких результатов, расширение диапазона детского дошкольного голоса. Считаю это ошибочным т.к. главное назначение музыкального руководителя -беречь детский голос и давать музыкальный репертуар в соответствии с его физическими возможностями, не выходя за рамки «возрастного диапазона».

Игротренинг превращается на музыкальных занятиях в систему двойной игры способом перехода от вербального к невербальному общению с применением жестов, мимики, условных знаков, хлопков, сигналов и т.п Очень важную роль в развитии музыкальных способностей играют музыкально-дидактические игры, они являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение — в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.

 Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.

           Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др.

         Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

           Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.    

           Голос – инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства.

        В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Ребёнок – дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности..

 Обобщив опыт своей многолетней работы в детском саду, я пришла к выводу, что глубина знаний детей в области пения, прочность усвоения ими песенного материала, положительная результативность полностью зависит от богатства и разнообразия методов и приемов, используемых на индивидуальной и групповой НОД по музыкальному воспитанию в детском саду.

 Привнесение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы».

            Главная задача игрового момента – участие всех детей в творческом процессе. И неважно, выполнено задание ребенком или нет, главное участие. Это особенно необходимо для детей, имеющих слабые музыкальные данные.

Понимая особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации, я стараюсь добиваться точного воспроизведения мелодии; начинаю петь простые песенки, построенные на двух- трех звуках. Ребенок слушает, затем поет вместе с взрослым как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звукосочетаниями и ритмическими понятиями (регистр, пунктирный ритм), которые осваиваются в ходе постоянных упражнений (например, начинать звук «мм…» закрытым ртом, а затем переходить на открытый звук «а-а-а» «ма-а-а»). Дети должны ощутить, как звук вибрирует («губам щекотно»). Звукообразование предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь высоким светлым звуком, без крика и напряжения.

           Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Для обучения детей напевному звучанию я выбираю песни в медленном и умеренном темпе и добиваюсь протяжного звучания в первую очередь на конце фразы («По малину в сад пойде-е-ем»). Протяженность в пении зависит от преобладания гласных в тексте песни, от правильно взятого дыхания. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных – дикция.

           Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижности губ, языка, щек), они улучшают произношение отдельных звуков, выправляют речь. (Примеры: «Три сороки тараторки тараторили на горке», «На дворе трава, на траве дрова», «Наш Полкан попал в капкан» и др). Это помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;  разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;  развить мимику, артикуляционную моторику;  развить выразительную дикцию.

           Стараюсь не разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь речитативом, скандировать. Чтобы закрепить слова песни, предлагаю повторять их по одному, по цепочке, отдельными предложениями.

От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий). Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.


Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:

 «Собачки» - подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);

 «Насос» - надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом);

 «Ветер» - рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.);

 «Задуваем свечи на торте»

Игротренинг при разучивании песни

Соревнования: можно выбрать судью(воспитатель), который оценивает групповое исполнение песни девочек, и групповое исполнение песни мальчиков.

«Волшебная палочка» каждый пропевает одну музыкальную фразу и передает ее следующему.

«Озорная шляпка» здесь важен момент непредсказуемости. Воспитатель перемещает шляпку между детьми- основная идея это хаотичное передвижение. Таким образом можно быстро выявить непоющих детей или дать возможность спеть или проявить себя стестнительным «зажатым» детям.

«Поющая фоторамка» берется любая фоторамка без стекла. Также как и «волшебная палочка» перемещается от одного к другому со сменой музыкальной фразы.

Особой популярностью у малышей пользуется игровой момент подержать героя, пришедшего на занятие, атрибут «Солнышко», «Тучку», «Осенний венок или букет», вместо задействования воспитателя.

  Таким образом, систематичность в подходах к работе, варьирование разных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение материала, дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей – все это позволяет мне достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

           Дошкольники с удовольствием посещают занятия в вокальном кружке, делают успехи в вокальном импровизационном творчестве, эмоционально передают действия персонажей в сюжетных играх, образных упражнениях и этюдах. Не испытывают трудностей в процессе выступлений перед аудиторией, ведут себя уверенно и раскованно. Воспитанники детского сада ежегодно принимают участие в городских конкурсах, фестивалях, праздниках, Днях открытых дверей для родителей воспитанников.

          С целью определения уровня музыкальных способностей детей в начале и конце года провожу мониторинг  по следующим критериям: развитость ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма. Ладовое чувство проявляется как способность эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, смену в нем настроений, как чувство тяготения звуков. Музыкально-слуховые представления развиваются, прежде всего, в пении, игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах, в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки. Чувство ритма формируется в пении, игре на музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. (см. Приложение №2).

          Проведенный анализ показывает, что при выполнении доступного задания – сочинить мелодию по предложенной теме – дети опираются на имеющийся запас вокально-хоровых навыков, понимают задачу и произвольно действуют, подбирая элементы изобразительности музыки и выразительности интонации человеческой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков дошкольников (методическая разработка)

В данной методической разработке рассматриваются общие вопросы по развитию вокально-хоровых навыков....

Методическая разработка «Использование фонопедического метода для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

      Фонопедический метод развития голоса - это подготовленный, вспомогательный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигател...

Методическая разработка по использованию комплекса дыхательных и вокальных упражнений в работе по формированию певческих навыков и развитию детского голоса при постановки детской оперы М.Красева "Муха-Цокотуха"."

Данная методическая разработка-это серия интегрированных занятий, включающих в себя различные виды музыкальной театральной деятельности, а именно: пение,танец, актерское мастерство.Здесь предложены ра...

Использование метода проектов при формировании навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста

Использование метода проектов при формировании навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в студийной работе.

Вашему вниманию представляется собственная методическая разработка на тему "Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного ...