Статья "Музыкальные игры для дошкольников"
статья по музыке

Кензеева Валентина Владимировна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_muzykalnye_igry_dlya_doshkolnikov.doc49.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья «Музыкальные игры для дошкольников»

В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются  инициатива, изобретательность, организаторские способности. Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

         В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

- сюжетно-ролевые;

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

          Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества, являются музыкально-ритмические  движения. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.  Понимание музыкально – игрового  задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:                  

         Коррекционные: развитие слухового, зрительного  восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата,  координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;      

Оздоровительные: укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата; развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
развитие быстроты двигательной реакции;

Образовательные: обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

Воспитательные: воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной  культуры, эстетическое отношение к окружающему;

 Развивающие: познавательная активность, устойчивый интерес к действию, самоконтроль,  внимание, память,  мышление, ориентировка  в пространстве.

Музыкальные игры можно разделить на две группы:

- игры с пением;

- игры с музыкальным сопровождением.

          Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка:  ознакомление с песней или музыкальной пьесой, разучивание песни или анализ музыкального произведения, разучивание музыкально-ритмических движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.

Примеры музыкальных игр с пением.

Младшая группа:

«Кошка шла» из сб. «Игры, песенки и танцы для детских праздников», Е. Горбина

Дети слушают песенку, говорят о ком песня и что нашла кошка, затем подпевают и показывают движениями то, что нашла кошка.

Младшая и средняя группа:

«У медведя во бору»

Игра имеет два варианта окончания – медведь рычит и «медведь постыл, на пеньке застыл». В первом варианте игры объяснять детям, что рычать надо не горловым звуком, а на звук «р». Во втором варианте игры дети учатся останавливаться и замирать с окончанием песни. Малышам трудно даётся это задание, они не могут сразу остановиться и зафиксировать движение. Это задание учит детей координировать свои действия.

Музыкальную игру можно проводить в любой части занятия, в зависимости от смысловой нагрузки этой игры. Если это игра-приветствие, то проведём её вначале занятия.

Старший дошкольный возраст:

«Здравствуй, дружочек!»  (на мелодию русской народной песни «Ах ты, берёза!»)

Дети стоят парами по кругу, мальчики спиной к центру, девочки – лицом.

Здравствуй, дружочек,                          Качают правыми руками

Милый мой дружочек!

Здравствуй, дружочек,                          Качают левыми руками

Милый мой дружочек!

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ,              Кружатся в парах «топающим шагом»,

И на место встали                                  руки держат «кренделёчком»                                                                

До  свиданья, до свиданья…               Машут друг другу рукой, идут в

                                                                     разные стороны по кругу,        

Здравствуй, миленький дружок        разводят руки в стороны, здороваясь с

                                                                    другим ребёнком

В игре воспитывается ориентировка в пространстве, умение выполнять простейшие перестроения, слышать музыкальные фразы и выполнять движения в соответствии с ними.

Подготовительная группа:

«Подушечка» (русская народная песня)

Все стоят по кругу, мальчик внутри круга держит в руках подушечку.

Подушечка, раздушечка,             дети движутся хороводом,

Моя пуховая  - 2 р.                         мальчик с подушкой идёт противоходом

Ай, лёли-лёли-лёли,

Моя пуховая – 2раза

Кому цветик, кому алый,            дети в кругу могут выполнять любые

А мне  красну девку – 2раза       плясовые движения

Ай, лёли-лёли-лёли,

А мне красну девку – 2раза

На коленочки поставлю,                 мальчик подходит к любой девочке,

Целовать заставлю -2р.                    выводит её за подушечку в центр круга

Ай, лёли-лёли-лёли,

Целовать заставлю – 2 раза

Целуй, милый, целуй, милый,      мальчик и девочка, стоя на коленях на

Целуй, не стесняйся – 2р.              подушечке, качают руками   или,

Ай, лёли-лёли-лёли,                        положив подушку на пол, кружатся вокруг

Целуй, не стесняйся-2раза        неё, держа руки «лодочкой»

С окончанием игры девочка передаёт подушечку другому мальчику из круга, игра повторяется.

Все игры с пением сюжетные. Игры под музыкальное сопровождение могут быть как сюжетные, так и без сюжета.

Рассмотрим некоторые примеры игр с музыкальным сопровождением, имеющие сюжет.

Младший возраст.

Начинаем со сказки. В большом лесу жили-были зайцы. Они были очень любопытными, все время поднимались на задние лапки и смотрели по сторонам: не идет ли волк, не крадется ли лиса.

Дети младшей или средней группы изображают зайцев, встают  на носочки, учатся отрывать пятки от пола, руки держат перед грудью в виде лапок зайцев. Когда образ зайцев создан, можно переходить к созданию образа медведя. Учить детей ходить на внешней стороне стопы, сильно не переваливаться. После создания образов, можно разделить детей на две группы – мишки и зайцы. Каждая группа двигается под свою музыку, дети узнают свой лейтмотив и выполняют задание самостоятельно.

Старший дошкольный возраст:

«Командир и четыре отряда»

Группа детей делится на четыре отряда, выбирается командир. Командир четко отдаёт команду каждому отряду по очереди в соответствии с музыкальными фразами. Командир должен слышать музыкальные фразы, чтобы правильно руководить отрядами.  Отряды маршируют. Во второй части все дети маршируют врассыпную, «перемешиваются». С окончанием музыки командир даёт сигнал строиться (например, у него в руках горн). Командир выбирает лучший отряд, а затем и лучшего командира. Игра повторяется с новым командиром.

Несюжетные музыкальные игры с сопровождением.

Это игры, имеющие игровые правила, задания.

Младший возраст.

«Будь ловким», муз. Н. Ладухина

Двухчастная музыка. Задать вопрос, чем отличаются эти части?

I часть. Высокий и низкий регистр. Предложить ребятам показать движениями регистры – высоко, низко (поиграть руками)

II  часть. Лёгкий бег по кругу. С окончанием музыки ребята останавливаются, или присели. Можно проводить игру с ведущим.

«Найди себе пару», латвийская народная мелодия в обработке Т. Попатенко

Сначала разучить сложные элементы: поскоки, перестроения. Двухчастная форма.

I часть – перестроения под музыку.

II часть – лёгкий бег врассыпную, найти пару и встать по кругу.

Можно играть с ведущим.

Старший возраст.

«Ловушка»,  русские народные мелодии в обработке А. Сидельникова

Разные части в музыке сопровождаются разными заданиями: движения в хороводе, пение попевки , поскоки и хлопки, «воротики», с окончанием музыки ребята пытаются закрыть в кругу детей с платочками.  Учить выразительно передавать характер музыки, быстро реагировать на смену регистра сменой движений, упражнять в поскоке и лёгком беге, укреплять дружеские взаимоотношения.

Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучиваются сразу, без предшествующей подготовки.  Музыкальные игры, игровые упражнения, выстроенные по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, помогут успешному выполнению требований программы.

 Список литератры:

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед ин-тов. - М.: просвещение, 1983. - 255 с.

2.    Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.

3.    Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. - 96 с.

5. Каплунова  И.М.  Этот  удивительный  ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада.- С-П.: Изд. «Композитор», 2005.

6. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. - М.: просвещение, 1986. - 144 с.

7. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.

8. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 1947.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для дошкольников по дорожному движению "Игры на ходу"

Игры для дошкольников по дорожному движению...

Психологические игры для дошкольников.Игры серии «Доброе солнышко»

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. По...

Дидактические игры для дошкольников Пальчиковые игры.

Дидактические игры для дошкольниковПальчиковые игры....

"Развивающие игры для дошкольников" «играем – развиваемся»

Методическая разработка … «Изо всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, следует, прежде всего, развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренеб...

Развивающие занятия по типу ролевой игры для дошкольников подготовительной группы «Играем в школу»

Задачи:· развитие воображения, мышления, образных и пространственных представлений;· развитие речи и мелкой моторики;· обогащение словарного запаса;· развитие произвольной сферы и внимания;· формирова...

Мастер-класс для воспитателей "Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников"

Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отн...