Мастер - класс «Хор рук как инновационная технология театрализованной деятельности»
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа)
В мастер - классе речь пойдёт об инновационной музыкально - педагогической технологии «Хор рук». Её применение помогает поднять на более высокий уровень развитие музыкально-художественной деятельности детей, приобщение их к театральному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_class_hor_ruk.docx | 23.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Белочка»
Мастер - класс
«Хор рук как инновационная технология театрализованной деятельности».
выступление на семинаре:
«Театрализованные игры как средство формирования творческой личности дошкольника»
Выступление подготовила
музыкальный руководитель Василенко О.В.
Тамбов, 2020
Формирование творческой компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач нашего образовательного учреждения. Основным направлением становления и развития творческой компетентности воспитанников нашего образовательного учреждения является театрально-игровая деятельность.
Музыкальное воспитание в МБДОУ «Детский сад «Белочка» подчинено одной из задач ФГОС ДО: создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.
Считаю основной целью своей педагогической деятельности как музыкального руководителя - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Исходя из поставленной цели, определила для себя следующие задачи:
- Создание условий для творческой активности детей и родителей.
- Последовательное знакомство детей с видами театров.
- Совершенствование артистических навыков.
- Раскрепощение ребенка.
- Работа над речью и интонацией.
- Коллективные действия (в танцах, играх).
- Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, использую в работе разнообразные приемы:
- творческие задания и этюды;
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую
- карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:
- восприятие музыки;
- песенно-игровое творчество;
- пластическое интонирование;
- инструментальное музицирование;
- художественное слово;
- театрализованные игры;
- сценическое действие с единым художественным замыслом.
Наиболее эффективными методическими приёмами, которые я использую при слушании музыки я считаю:
- «Послушай и расскажи»
- «Послушай и протанцуй»
- «Послушай и сыграй»
- «Слушай и пой» и др.
Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяю ритмическим движениям, пластике, танцевальным импровизациям.
В образовательной деятельности я включаю следующие моменты театрализованной деятельности:
1. Инсценировка песен;
2. Театральные этюды;
3. Развлечения;
4. Фольклорные праздники;
5. Сказки, театрализованные представления.
В своей работе я использую также ритмопластику, которая направлена, на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента.
Работу по театрально-игровой деятельности провожу в тесном контакте с педагогическим коллективом: воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию.
Сотрудничество с родителями включает в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.
Результатом работы стало участие детей театральной студии «Улыбка» в следующих театрально – музыкальных постановках: «Муха Цокотуха», «Сказание о Земле Русской», «Конёк – Горбунок», «Мойдодыр», «А что у вас?», «Красная шапочка».
Участниками театральных постановок стали воспитанники оздоровительных групп (4 – 7 лет), педагоги и родители воспитанников. У каждого ребенка была своя роль, в которой они перевоплощались в сказочного героя. И на примерах своих героев учились не бояться трудностей, преодолевать робость и неуверенность в себе, где активизировался их творческий потенциал.
Сегодня я подробнее хотела остановиться на инновационной музыкально - педагогической технологии «Хор рук». Её применение помогает поднять на более высокий уровень развитие музыкально-художественной деятельности детей, приобщение их к театральному искусству.
«Хор рук» (двигательное двухголосие) - инновационная музыкально-педагогическая технология и одна из линий авторской методики нашего современника Татьяны Анатольевны Боровик - русского музыковеда, педагога, исследователя.
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». Предварительно ребята прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук.
«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего - «дирижера», «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего - «дирижера».
Для того, чтобы детям проще было вникнуть в процесс, я начаю работу с «одноголосия», где я выполняю роль дирижера, а ребята были моим хором и повторяли движения за мной. Затем место «дирижера» предлагаю занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в хоре рук, начнем мы тоже с одноголосия. Я приготовила для вас атрибуты – это рыбки. Мы будем руками изображать плаванье, танец рыбок. Пока я буду выполнять роль ведущего – дирижера. С музыкой я уже знакома, поэтому предлагаю сразу перейти к показу. (показ) Спасибо. Я продолжу.
После того, как дети с уверенностью справляются в «одноголосием», начинаю работу над «двухголосием». Здесь дошкольники делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий.
Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения ребят, использую дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.).
Я предлагаю вам поучаствовать в двухголосном хоре, для этого нам понадобятся 2 ведущих дирижера. Рыбки у нас уже есть, мы к ним добавим море. Наверно многим хочется окунуться в синеву моря, глубину морских красок, давайте сами попробуем создать это яркое настроение. Я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент (К. Сен - Санс «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»), представить образ и его движениями рук. (слушаем, беседуем о музыке), (показываем хор рук). Спасибо большое, очень красиво получилось.
Данная форма направлена на развитие
• координационной свободы движения,
• чувства ритма,
• внимания,
• ансамблевой слаженности,
• способности к двигательной импровизации.
Особенностями технологии «Хор рук» является то, что она может применяться для самых разнообразных ситуаций: от занятия до
концертного показа; с детьми разного возраста и с взрослыми (на совместных мероприятиях), в зависимости от поставленных задач.
Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку,
в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли актера.
Пластическое соучастие с музыкой сегодня направило на творческое
восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью развитие творческой личности ребёнка в театрализованной деятельности. Мы погрузились в программное содержание музыкального произведения, когда ребенок представил себя рыбкой, использовали творческое погружение в театральный образ. Это применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.
Данная форма «пластического интонирования» активизирует внимание и способности подражания, а также развивает слуховое восприятие и творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.
Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли
ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму могут использовать педагоги, не имея специального музыкального образования. Данная технология подходит для использования в работе как с группами общеразвивающего вида, так и коррекционными.
Спасибо за участие и внимание.
Список литературы:
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Волшебный праздник / Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2012.
- Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
- Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"
программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...
Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в работе с молодыми педагогами в ДОУ»
Уважаемые педагоги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по использованию инновационных технологий: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и детской цифровой лаборатории &quo...
Мастер -класс "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми"
В мастер - классе представлены особенности организации образовательного события в ДОУ....
Мастер класс для педагогов "Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста"
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного о...
Мастер-класс «Карты Проппа как инновационная технология в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....
Мастер-класс «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России».,дидактическая игра Кубики географических историй
в данную разработку входит мастер-класс по теме «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России» , пр...
Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Повышение профессионального уровня педагогов;- формирования опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....