Музыкальные коммуникативные танцы и игры в развитии детей
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_kommunikativnye_tantsi_i_igry_v_zavitii_detey.doc | 44.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные коммуникативные танцы и игры
в развитии детей
Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка.
К ним относится практически весь детский фольклор — частушки, потешки, прибаутки (об этом см. подробнее в ДВ, 2003). Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но — с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Основанные на методах и приёмах, найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры (Орф-педагогика) успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное — они помогают социальному и духовно-нравственному развитию детей.
В коммуникативных играх и танцах могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
Ценность танцев со сменой партнеров также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.
Танцы со сменой партнёров
Несложные фольклорные танцы со сменой партнёров можно рассматривать как одну из форм коммуникативных музыкальных игр. Такие танцы есть в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, несложные для запоминания даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. В качестве коммуникативных упражнений эти простые танцы весьма полезны.
Изучение психологами межличностных отношений детей показало, что в детском коллективе есть так называемые звёзды, а также «пренебрегаемые» и «изолированные». Причины такого разделения бывают разными, последствия — порой весьма печальны для ребёнка. Дети с высокой популярностью, «звёзды», могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как «пренебрегаемые» и «изолированные» испытывают эмоциональный голод, обиду, становятся замкнутыми, отчуждёнными, эгоцентричными людьми.
Танцы-игры со сменой партнёров снимают эти барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными членами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задирами», открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.
В основе танцевальных сюжетов — образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. Фигуры танцев — это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.
Напомним, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, и все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот исключает процесс оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет самостоятельным смыслом его участие в танце-игре.
«Светит месяц» (Россия)
Исходное положение (ИП): дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».
Четыре приставных шага вправо с притопом в конце фразы.
Четыре приставных шага влево с притопом в конце фразы.
Обмен хлопками с партнёром на сильные доли мелодии.
Дети внешнего круга машут партнёру рукой и с поворотом вокруг себя переходят к другому партнёру по линии танца.
Танец повторяется несколько раз по количеству куплетов.
Брейк-миксер (США)
ИП: дети стоят парами, держась за руку партнёра, в произвольном порядке.
Шагают парами в такт музыке в произвольном направлении.
Четыре шага в направлении друг от друга.
Три хлопка, три притопа.
Кружатся со своим партнёром, соединив правые руки.
Находят нового партнёра и кружатся с ним, соединив левые руки.
Танец повторяется несколько раз. Особый азарт этой танцевальной игре придаёт непарное количество участников. В этом случае при каждом повторе танца кто-то рискует остаться без пары, что, с одной стороны, активизирует игроков-танцоров, а с другой — учит с юмором и оптимизмом относиться к временному проигрышу.
«Бинго» (США)
Игровой момент этого танца — произнесение по буквам имени собачки, про которую сложена весёлая песенка. По-английски это будет звучать так: «би», «ай», «эн», «джи», «оу» («Bingo»).
ИП: дети стоят парами по кругу, лицом по линии танца, держась за руку партнёра.
Шагают в такт музыке, двигаясь парами по кругу.
Прыгают галопом, повернувшись лицом друг к другу и держась за руки «лодочкой».
Дети внутреннего круга остаются на месте, а дети внешнего круга продвигаются от одного партнёра к другому, пожимая им в приветствии руки на каждую букву имени Бинго. Партнёра, попавшего на букву «оу», обнимают и берут за руку, становясь с ним в исходное положение.
Игра продолжается.
«Тетера» (Россия)
Исполняется на мотив русской народной песни «Прялица».
ИП: дети стоят в две шеренги, образуя пары, лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: челночки, ручеёк, тетера.
«Челночки». Дети, стоящие в две шеренги лицом друг к другу, берутся за руки. Движение лёгкими шагами в такт музыке начинает первая пара: она выдвигается из шеренги в сторону, огибает соседнюю пару, проходит между этой и следующей парами, выдвигается в другую сторону шеренги и продолжает движение челночком между остальными парами.
Пара, следующая за ведущей, ждёт, когда «челночок» уйдёт в глубь шеренги на расстояние двух пар, и начинает аналогичное движение. Челночки доходят до конца шеренги и возвращаются обратно на своё место тем же способом.
Первой окажется на своём месте ведущая пара. Её задача — делать шаги на месте до тех пор, пока все остальные пары не закончат движение. После этого она назначает новую фигуру.
«Ручеёк». Дети выстраиваются парами в колонну, каждый из них берётся за руку с партнёром, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встаёт напротив всей колонны и начинает движение в глубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей в глубь ручейка пары и т.д.
Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь её завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на мосте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение в глубь ручейка.
Движение продолжается до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своём месте, дожидаясь, пока и все остальные не придут на свои места. Затем назначается следующая фигура.
«Тетера». Дети встают в колонну парами лицом к ведущей паре, но отпускают руки партнёра и отодвигаются в стороны, образуя две шеренги.
Ведущая пара поворачивается лицом друг к другу, как бы закругляя шеренгу. Дети ведущей пары берутся за правые руки: обходят друг друга, левой рукой ухватываясь за левую руку стоящего в противоположной шеренге. Движение, начатое ведущей парой, продолжается по всей шеренге теми, до кого дошла очередь, и до тех пор, пока все, начиная с ведущей пары, не окажутся на своих местах.
Далее фигуры танца снова могут назначаться ведущей парой и исполняться до тех пор, пока звучит песня.
Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участие в танце-игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое пособие "Коммуникативные танцы и игры"
Практическое пособие является сборником танцев и игр для детей старшего дошкольного возраста. Адресовано воспитателя, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре и педагогам д...
Мастер-класс по теме «Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры»
Мастер-класса для воспитателей ДОУ. Научить слушателей приёмам работы, по формированию коммуникативной компетентности у учащихся детей младшего школьного возраста (по закону об образовании – уро...
"Коммуникативные танцы и игры"
laquo;Коммуникативные танцы и игры» Коммуникативный танец «Здравствуй» М. Картушина. Дети двигаются в дву...
Картотека коммуникативные танцы и игры для старших дошкольников
Музыкальные коммуникативные игры- это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения , создание условий для свободного и...
Мастер-класс "Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры"
Мастер-класс проводила для воспитателей города по теме Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры...
Мастер-класс «Музыкальные коммуникативные игры в развитии детей дошкольного возраста»
Мастер-класс «Музыкальные коммуникативные игры в развитии детей дошкольного возраста»...
Описание опыта применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя. Коммуникативные танцы и игры.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Дошкольное детство представля...