Играем в танце
материал по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Негосударственное частное учреждение общеобразовательная школа «ЮНЭК» 143988, Россия, Московская область, г. Железнодорожный, Ул. Новая, д.10А Тел. 8(495) 785-73-86 www.unekplanet.ru |
ИГРАЕМ В ТАНЦЕ
ГАРКЕ КРИСТИНА АНДРЕЕВНА
Дидактические игры для формирования творческой личности ребенка с помощью хореографии.
Игра в хореографической деятельности для формирования творческой личности ребенка
«В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».
К.Д.Успенский
Дети - невероятно творческий народ. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то — музицировать, а кто-то — прирожденный изобретатель, обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть малыши, которые любят наряжаться и ставят спектакли. А кто-то с увлечением копается в земле и строит из прутиков и глины. Дети бесконечно пробуют и узнают, что им интересно и к чему лежит душа.
Формирование какой-либо творческой способности представляет собой не только развитие узкой направленности, а развитие многих аспектов личности: мышление, психологические характеристики, эмоциональное поведение и т.д. При этом все дети развиваются индивидуально и со своими особенностями.
Детская игра — это деятельность, направленная на ориентирование в предметной и социальной действительности, где ребенок реализует свои впечатления от познания. Игровая деятельность ребенка является важной составляющей детской субкультуры, а также мощным воспитательным средством: в ней, по словам К. Ушинского, реализуется потребность человеческой природы.
Детские игры в дошкольном возрасте проходят значительный путь развития: от предметных, символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. Со старшим дошкольным возрастом связано начало двух других важных для развития видов деятельности: труд, обучение.
Значительное место в дошкольном возрасте занимают дидактические игры. Они особенны тем, что их создают взрослые, а предлагают их детям; такие игры наполнены конкретным содержанием и сопровождаются определенными правилами.
Это игры обучающие: педагоги широко пользуются ими как средством воспитания и обучения дошкольников, закрепление приобретенных знаний и формирование умений использовать их на практике, для облегчения и оживления процесса обучения. Ведь, когда умственная задача решается в ходе доступной для детей деятельности, которая сохраняет признаки игры, это приносит им большое удовольствие. Поэтому дидактическая игра - одна из эффективных форм обучающего воздействия педагога на ребенка.
Вторая цель дидактической игры - сугубо игровая, ради которой действует ребенок. Это, в частности, игры, в которые дети играют самостоятельно, вне занятий, когда могут выбирать их по собственному желанию. Важно, чтобы обе цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение дошкольниками определенных знаний.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У малышей постепенно формируется способность сосредоточиваться на том, что им показывает и говорит взрослый. Используя склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить увиденные действия, услышанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимые условия усвоения детьми знаний и умений; это одна из важных задач дидактических занятий.
Хореография имеет большие возможности для организации творческой деятельности средствами игры, самый доступный вид творчества — импровизация. В импровизации главную роль играют эмоциональное состояние, воображение, фантазия.
Источником создания образов в игровой деятельности являются детские жизненные ситуации из собственного опыта. Можно рекомендовать импровизировать на сказочные сюжеты, фантазировать в условиях свободного творчества.
В хореографической деятельности желательно использовать упражнения на подражание. Дошкольники и любят воссоздавать, например, походку животных или птиц. Такие занятия требуют правильного выбора педагогом различных способов стимулирования образной и моторной памяти детей. В частности, можно рекомендовать цитирование небольших стихотворений о животных: зайца, медведя, волка и других животных. Рассмотрение нарисованных животных с помощью наглядного вспомогательного материала. Таковой метод готовит детей к воссозданию характерных движений, пластики, действий, изображения отдельных животных и птиц. На хореографических занятиях широко используются упражнения на шаг кошки, которое стимулирует развитие пластичности, грации. Нравится детям подражать движение поезда, машины, самолета. Творческая активность начинается с подражания: это не копирование, а ориентация на образец, что не мешает проявлению индивидуальности ребенка.
Выделим значение игры в хореографической деятельности для развития детей, ее основные функции в этом направлении:
• обеспечение гармоничного физического развития;
• поощрение развития воображения;
• стимулирование к переживанию состояния «мышечной радости»;
• удовольствие творческого самовыражения, самоутверждения и самореализации детей.
Игры и игровые приемы, используемые на занятиях хореографии.
Мухи и зверята.
Цель: развивать у детей чувство ритма, слуховое внимание. Развивать координацию движения в соответствии с музыкой, расширять двигательный опыт. Эмоционально передавать игровые и сказочные образы.
Описание: дети идут под музыку, выполняя три шага на носочках, со сменной музыки выполняют – хлопок, как бы ловят мух. Нужно обратить внимание детей, на тот момент, что музыка будет сказочная, одна напоминает шаги зайчика, а вторая шаги медведя. Дети могут придумывать разные образы зверей, которые ловят мух.
Ровный сделаем кружок.
Цель: развивать внимание детей, двигательную память, ориентацию в пространстве.
Описание: в соответствии со словами и музыкальным материалом, дети выполняют следующие движения: дети берутся за руки и образуют круг; руки взять на пояс; топаем ножками; хлопки в ладоши; выполняют повороты вокруг себя; раскрыть ручки в сторону; шаги в центр круга, сужая круг; выполняют повороты вокруг себя; грозим пальчиком; берутся за руки; шагают, расширяя круг; выполняют повороты вокруг себя; берутся за руки образуя круг; ручки на пояс; выставляют ножку на пятку; выполняют повороты вокруг себя.
Веселый танец.
Цель: развитие быстроты реакции, развитие координации между движениями и речью, развитие внимания.
Описание: исходное положение - дети стоят в кругу, взявшись за руки; выполняют подскоки двигаясь по кругу; останавливаются, поворачиваются лицом в круг и выполняют прыжки на двух ножках; выполняют хлопки руками; вновь берутся за руки, образуя круг.
Игра повторяется несколько раз в ускоряющем темпе. Дети должны выполнять движения в соответствии с изменяющимся темпом песенки.
Веселые хлопочки.
Цель: развитие чувства ритма, координации движения, учить ритмично хлопать в ладоши.
Описание: Дети стоят лицом в круг. Хлопают в ладоши, отмечая сильные и слабые доли каждого такта. На сильную долю – акцентированный хлопок или удар ногой в пол. Педагог выполняет хлопок, затем повторяют за ним дети. На сильную долю – хлопок над головой, на слабую долю руки кладут на плечи. На сильную долю – удар ногой в пол, на слабую долю – хлопок в ладоши. На восьмые длительности хлопают в ладоши, а четверти, отмечают ударами правой и левой ноги в пол.
Летят птицы.
Цель: развитие чувства ритма, координации движения, развитие внимания.
Описание: Дети двигаются в произвольном порядке. При этом во время движения дети не должны столкнутся. Дети отмечают сильную и слабую долю каждого такта условными обозначениями: имитируя руками крылья птиц. Взмах рук вверх – сильная доля, дети подымают руки вверх, руки вниз – слабая доля, дети опускают руки вниз.
Занимательные шеренги.
Цель: Развивать музыкально-ритмическую координацию движений.
Описание: дети стоят в двух шеренгах, одна напротив другой. Дети идут вперед, выполняя 9 шагов, сохраняя ровную линию. На сильную долю приседают одновременно, выполняя хлопок в ладоши. Вторая шеренга – повторяет выше указанные движения. Первая шеренга разворачивается вправо и образует колону, и идут колонной вперед выполняя 9 шагов и приседают, одновременно выполняя хлопок в ладоши. Вторая колона повторяет выше указанные движения.
Стрела – звезда – река.
Цель: развитие внимания, развивать музыкально-ритмические навыки, ориентации в пространстве, способствовать приобретению умения вслушиваться в музыку.
Описание: музыкальный ряд ¾. Дети стоя шахматным порядком, ноги во второй произвольной позиции. В соответствии с трехдольным музыкальным размером, дети должны отметить условными жестами: Стрела – руки поднять вверх и соединить ладони, звезда – руки раскрыть в стороны ладонями вниз, река – руки вытянуть перед собой и соединить ладони. Три доли в каждом
такте.
Ловкие ножки.
Цель – развитие внимания, развивать музыкально-ритмические навыки, ориентации в пространстве.
Описание: Дети стоят по кругу друг за другом.
На первую часть выполняют – танцевальный шаг, на вторую часть музыки – бег на носочках (для детей старшего дошкольного возраста, можно заменить на без взахлест). Дети должны уметь отличать звучание и тем музыки, и в соответствии с музыкой выполнять движения.
Озорные бубенцы.
Цель: Выполнять движения по тексту песенки. Учить ориентироваться в пространстве зала. Развивать внимание детей.
Описание: Дети стоят врассыпную по залу. На полу возле каждого ребенка лежат бубенцы. На первую часть музыки - выполняют притопы ногами в пол, с хлопками в ладоши. Вторая часть музыки – дети берут бубенцы и разбегаются по залу. При повторе музыкальных частей, дети кладут на пол возле себя колокольчики и выполняют притопы ножкой и хлопки в ладоши.
Лошадки.
Цель: Развивать музыкально-ритмическую координацию движений. Способствовать приобретению умения с изменением характера звучания музыки изменять движения. Развитие коммуникативных навыков у детей. Учить слушать музыку и самостоятельно выполнять простейшие танцевальные движения.
Описание: «Лошадки» парами идут высоким шагом по кругу. «Лошадки бьют копытом» о землю (4 раза ударяют правой ногой об пол перед собой). «Лошадки» бьют о землю левым копытом (4 раза). Качают головой вниз - вверх (4 раза). «Лошадки» двигаются высоким бегом по кругу держа согнутые в локтях руки перед собой. «Лошадки» радостно скачут приставным шагом-галопом лицом в круг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мамы, вам сейчас покажем, как мы в садике живем, занимаемся, играем, и танцуем, и поем!" (сценарий)
Сценарий утренника во 2-младшей группе (посвященный открытию новой группы)...
Проект "Игры, песни, танцы, смех- здоровые дети- счастье для всех!"
Данный проект направлен на формирование бережного отношения к физическому и духовному здоровью детей, развитию музыкальных и физических способ...
"Игры, песни, танцы, смех- здоровые дети- счастье для всех!"
Данный проект направлен на формирование бережного отношения к физическому и духовному здоровью детей, развитию музыкальных и физических способ...
Проект "Игры, песни, танцы, смех-здоровые дети- счастье для всех!"
Данный проект направлен на формирование бережного отношения к физическому и духовному здоровью детей, развитию музыкальных и физических способностей, творческого потенциала каждого р...
Педагогический проект "Игры, песни, танцы, смех- здоровые дети- счастье для всех"
Данный проект направлен на формирование бережного отношения к физическому и духовному здоровью детей, развитию музыкальных и фи...
Конкурс. Авторская игра "Мы танцуем и играем" (подготовительная группа)
Авторская игра «Мы танцуем и играем» закрепляет знания дошкольников о музыкальных инструментах, учит вслушиваться в тембровое звучание музыки....
Опыт работы: "Сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к подвижным играм и танцам".
Основной целью своей работы считаю воспитание здорового ЧЕЛОВЕКА. ...