Семинар-практикум для воспитателей " Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкальные игры"
учебно-методический материал
Цель моей работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника через музыкальные игры.
Для достижения цели, я определила следующие задачи:
* развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
* побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
* развивать природную музыкальность детей, способность к спонтанному творческому поведению.
* побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: певческие импровизации, музыкально - ритмические движения, ритмопластика, игра на детских музыкальных инструментах.
* создать предпосылки к формированию творческого мышления.
* наработать вспомогательный музыкально – дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum.docx | 26.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей " Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкальные игры"
Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка.
Ведь если знания мы считаем пищей для ума, то творчество смело можно назвать пищей для души.
Наблюдая за детьми в ходе музыкальных занятий, развлечений, утренников, свободной деятельности, я заметила, что задания, где требуется творческое применение имеющихся умений и навыков вызывает у детей затруднения. Дети начинают стесняться, некоторые из них начинают копировать педагога и друг друга.
Формирование гармоничной личности ребенка и развитие творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.
Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. Освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий.
Чтобы сделать музыку своим личным опытом, ребенок должен «пребывать в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, придумывать и изменять, сочинять, творить, переживая при этом чувство восторга и удовольствия.
Цель моей работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника через музыкальные игры.
Для достижения цели, я определила следующие задачи:
* развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
* побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
* развивать природную музыкальность детей, способность к спонтанному творческому поведению.
* побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: певческие импровизации, музыкально - ритмические движения, ритмопластика, игра на детских музыкальных инструментах.
* создать предпосылки к формированию творческого мышления.
* наработать вспомогательный музыкально – дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.
Через музыкальные игры у детей развивается музыкальное восприятие, чувство ритма, память, музыкальный слух, голос и т.д.
Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию музыкально – ритмических движений, певческих данных и восприятия музыки.
Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний.
Главное в нашей работе – это совместное творчество с детьми.
В процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие работающих с детьми педагогов.
Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя. Для развития творческой деятельности детей требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования.
Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать, только нужно им немного помочь.
В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная взрослым) создания чего-то нового.
Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. Чем старше ребёнок, тем большим запасом идей он владеет и проще воплощает изначальную задумку в реальность. Сочинение собственных музыкальных образов и целых композиций часто для старших дошкольников являются отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.
Реализация замысла. Она во многом зависит от приобретенных ранее ребенком умений и навыков музыкальной деятельности. Уметь интонировать, знать способы игры на детских музыкальных инструментах, владеть танцевальными движениями, уметь выразить интонационно определённый текст и т.д.
Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи.
Анализ творческой работы. Исполнив творческий замысел, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников – следит за их реакцией. Спрашивает: «Тебе понравилось? » (моя песенка, мой танец, инсценировка….). это позволяет ребенку почувствовать себя не только маленьким композитором, художником, поэтом, режиссером, но и творческой личностью.
Показатель правильности системы в работе с дошкольниками – это когда ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. При этом основными показателями творческой личности ребенка является доминирование эмоций радости, интерес и увлеченность к фантазированию, способность быть самим собой, умение слушать свое «Я», преобладание образного восприятия мира, способность воплощать свои замыслы непосредственно в творчестве.
Само по себе творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна. Жизнь ребенка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества. Деятельность эта требует от ребенка волевых усилий , активности, инициативы. Она доставляет ему эстетическое удовольствие, радость, будит творческое воображение.
А я как педагог, работая в этом направлении, проявляю свой художественный вкус, реализую собственный творческий потенциал, учусь соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, я как педагог обретаю главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами.
Система музыкального воспитания в детских садах предусматривает не только слушание музыкальных произведений, обучение их пению, движению в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучаний различных инструментов. У них улучшаются качество пения (чище поют, музыкально – ритмичных движений (чётче воспроизводят ритм).
Со многими музыкальными инструментами знакомят детей на музыкальных занятиях с учётом возрастных особенностей дошкольников. Это, в основном, ударно - шумовые музыкальные инструменты: бубны, погремушки, палочки, колокольчики, трещотки, ложки и т. п.
Вот и я решила попробовать учить детей игре на металлофоне.
Начиная с младшей группы, надо учить играть на металлофоне отдельные звуки, небольшие напевки на одном звуке. Это не вызывает затруднение у детей. Но когда дети подрастают, усложняется задача: надо их научить играть на металлофоне более развёрнутые мелодии. Чтобы перейти к разучиванию мелодий, дети должны уметь сознательно ориентироваться в направлении мелодии (слышать, куда она движется: вверх, вниз, через звук, или же повторяются одни и те же звуки).
Существует много приемов игры на металлофоне: по нотам, по цифрам и цветовой гамме. Главное условие - каждая нота должна иметь только свой цвет. Практика показывает, что дети, знающие цветовую гамму нот, самостоятельно играют по нотам несложные песенки. В процессе обучения игры на металлофоне хорошо формируются слуховые представления, чувства ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребёнка, его внимание и организованность.
А теперь приступим непосредственно к обучению. При игре на металлофоне молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. (Объясняя, что молоточек должен быстро подниматься вверх, как мячик, который отскакивает от пола, можно в качестве примера несколько раз ударить мячом о пол).
Разминка
1. Сыграем слово МУЗЫКА сначала на красной пластинке (взрослый – ребенок, а теперь – на зеленой (взрослый – ребенок)
2. А теперь сыграем на 2х ступеньках Г/Ж/Г/Ж/продолжаем Г/З/З. Какая песенка получилась?
А теперь давайте попробуем сыграть по нотной записи (цветными нотками). Можно разбиться на пары - один будет читать, а другой будет. играть. И, наоборот.
У каждой пары - карточка с записью песни цветными нотами).
Попробуйте сыграть. Узнали песню? Правильно, «Два веселых гуся».
Наша встреча подходит к концу.
Я хотела бы узнать:
Вам понравилась сегодняшняя встреча?
Какие эмоции вы испытали, играя на инструменте?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРЫ.
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-...
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях твор...
Консультация для воспитателей “Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста”
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызыва...
Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание мира создают...
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
laquo;Не следует забывать, что основной закондетского творчества заключается в том,что ценность его следует видеть не врезультате, не в продукте творчества,важно то, что они создают, творят,упр...
Консультация для родителей на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игру»
Консультация для родителейна тему:«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игру»...
Семинар – практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников....