Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».
консультация
Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами – это качества, которые основываются на базе детского творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Сухомлинский В. А.
Что такое творчество и творческие способности. Творческие способности—способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. Слово «творчество» происходит от слова «творить». А что это значит? Творить – это создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном. Творчество – это исследование. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения. Творческие проявления ребёнка – это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность.
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:
1.Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет (берет кубик и говорит, что это - стол, а может - это чашка).
2.Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность - это способность принимать и создавать принципиально новые идеи, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Что же такое «логика творчества»?
Некоторые взрослые считают, что:
- творческое мышление никакой логике не подчиняется, они сродни вдохновению, наитию – а значит, развивать его бессмысленно;
- творческое мышление – удел людей редких, одарённых, а значит, развивать его у всех – бессмысленно;
- творческое мышление – доступно только взрослым, и у малышей развивать его бессмысленно;
- творческое мышление у детей и так лучше развито, чем у взрослых, а значит, взрослым развивать его бессмысленно;
- творческое мышление не приносит человеку счастья, а, напротив, может привести к одиночеству, а развивать его просто опасно.
На самом же деле творческое мышление подчиняется логике, но это особая логика – логика творчества. Мышление заработает, только если будет создана атмосфера творческого поиска, решения задачи, если дети поймут, что им надо не отгадывать мнение взрослого, а действовать самостоятельно, не боясь ошибиться.
Мышление ребёнка будет развиваться, если:
- взрослый будет слышать детские творческие ответы (даже произнесённые тихо), поддерживать и развивать их;
- понимать, что именно мы развиваем в детском мышлении: от чего уводим и к чему хотим привести.
Мышление ребёнка не будет развиваться, если:
- взрослый будет пытаться подсказать ему правильные ответы, не давать опыта самостоятельного мышления;
- критиковать детские версии, не приводя аргументов;
- одинаково поддерживать любые детские ответы, не показывая, чем умный, удачный ответ отличается от неудачного.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Показатели творческих способностей дошкольников:
- открытость новым идеям, интерес к неизвестному;
- склонность изменять стереотипы, отказываться от шаблонов, отходить от образцов;
- умение выходить за рамки заданной другими ситуации;
- быстрота аналогий, ассоциаций;
- умение подойти к проблеме с разных точек зрения;
- умение вносить что-то новое, высказывать оригинальные идеи;
- высокая познавательная активность, любознательность;
- умение быстро переходить от одного способа решения к другому; переключаться;
- умение замечать связи между признаками, формально между собой не связанными;
- способность воспринимать объекты комплексно, целостно, выделять в них главное;
- развитое воображение, метафоричность (создание фантастических идей);
- умение удивляться;
- способность прогнозировать, формулировать гипотезы.
Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению и далеко не всегда отражаются в тестах на интеллект. Большинство тестов креативности ориентировано на выявление способностей к альтернативному, отступающему от логики мышлению. В этих тестах нет правильных и неправильных решений, поощряется и стимулируется порождение нетривиальных, необычных и неожиданных решений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста "
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Полезный и доступный материал для заботливых родителей!...
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Развитие творческих способностей у детей тесно связано с формированием познавательной и эмоциональной сферы ребенка. У него должна быть возможность как можно больше всего увидеть, услышать и потрогать...
Консультация для воспитателей “Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста”
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызыва...
Семинар-практикум для воспитателей " Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкальные игры"
Цель моей работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника через музыкальные игры.Для достижения це...
Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание мира создают...
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
laquo;Не следует забывать, что основной закондетского творчества заключается в том,что ценность его следует видеть не врезультате, не в продукте творчества,важно то, что они создают, творят,упр...