Статья «Музыкально-логоритмические занятия при речевых нарушениях у детей старшего дошкольного возраста»
статья по музыке

Солдатова Татьяна Леонидовна

Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

«Музыкально-логоритмические занятия при речевых нарушениях у детей старшего дошкольного возраста»

    Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляцию мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизацию всех видов внимания и памяти.

   Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; формирование фонематического слуха.

   Логоритмика может быть одной из форм своеобразной активной терапии. Цель логоритмики: преодоления речевых нарушений путем коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

    Задачи логоритмических занятий способствуют:

  • воспитанию голоса: его высоты, силы, тембра, диапазона;
  • развитию дыхания: глубины вдоха, продолжительности речевого выдоха;
  • развитию артикуляционного аппарата;
  • развитию общей и мелкой моторики.

    Задачи коррекции голоса – это нормализация тембра, развитие природных голосовых данных детей, восстановление двигательной функции гортани, воспитание навыков  правильного произнесения звуков.

    Все начинается на первом этапе с постановки гласных фонем. Отрабатывается артикуляция гласных, четкое их произнесение. На втором этапе продолжается работа в виде вокальных упражнений. Эти упражнения сводятся к пению гласных на одной высоте – а, э, о, у, и. Поют под аккомпанемент, начиная с низких тонов, затем переходят  к высоким.

   Следующий - третий этап коррекции голоса – произнесение одного согласного звука (начинать со звука «м», после подключать другие согласные звуки – н, л, р, з, ж) на одном дыхании, затем – слитное произнесение открытых слогов с гласными звуками – ма, мэ, мо, ми, му. Затем пропевают слова, и далее – целые фразы. Одновременно ведется работа по развитию силы, тембра, высоты динамики голоса. Необходимо петь в диапазоне, соответствующему возрасту ребенка.

     Очень полезны для детей с речевой патологией упражнения для развития дыхания. Дыхание состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха. На занятии проводятся упражнения сначала на медленное чередование слов, затем быстрые дикционные упражнения. В пении – это исполнение вокальных упражнений и песен. Хорошо соединять элементы танца, гимнастических и ритмических комбинаций с речевыми и певческими упражнениями.  

     Освоение дыхания начинается вначале с положения лежа, затем стоя и потом сидя. Необходимо воспитывать звучание на опоре – диафрагмальном дыхании. Диафрагмальное дыхание помогает подбору брюшного пресса.

     На следующем этапе даются дикционные упражнения. Дикция – степень ясности произношения в речи и пении. Удобно на одном выдохе предельно ясно выговаривать сочетание слов (например, пта, птэ, пто и т. д.). Начинать необходимо произношение с медленного темпа, постепенно его убыстряя.

      Вокальные упражнения, пение песен также служат для выработки плавного выдоха.

      Используются занятия по логоритмике  и при устранении речевых нарушений, в частности дислалии – нарушенном произношении звуков. Последовательность коррекционной работы над нарушенными звуками состоит из подготовленных упражнений для развития артикуляционного аппарата. Это упражнения «Маляр», «Лошадка», «Грибок» и другие. Проводить их можно  с движениями рук или ног одновременно. Дети с удовольствием упражнение для языка «Лошадка» делают с пощёлкиванием пальцев, изображающих цоканье копыт. «Грибок» из языка сочетают с грибком из кулачка и ладошки обеих рук и т. д. Хорошо отрабатывать изолированное звучание нарушенных звуков – подул ветерок (ш-ш-ш-ш), завели мотор самолета (л-л-л-л), трактора (р-р-р-р). При постановке нарушенных звуков на занятиях используют материал для развития мимики лица, орального праксиса, общей моторики.  Для развития орального праксиса все упражнения для губ, языка, челюсти подаются ритмично: под счет, под музыку с акцентом.

       Развитие общей моторики осуществляется на материале основных движений: ходьбы, бега, поскоков, перестроение и др. Подключаются движения рук, ног под музыку.

      Для развития дикции проводятся игры, включающие речевой материал с оппозиционными звуками – ра-ла, ша-са.  На этапе дифференцирования звуков полезны игры-драматизации с музыкальным сопровождением и без него.  Исполнение ролей обогащает просодику речи,  нормализует общую моторику, речевое и произвольное поведение в деятельности.

      Логоритмика способствует развитию общей моторики  детей. Она подавляет патологическую двигательную  активность ребенка, улучшает координацию движений. Удобнее всего осуществлять развитие моторики через ходьбу на занятиях. Необходимо постепенно усложнять задания, соблюдая определенную последовательность. Вначале дается ходьба  в разных направлениях, затем по коридору между предметами, в одиночку и парами, затем учить двигаться по ориентировке, соблюдать одинаковое расстояние между идущими детьми. Различные виды ходьбы могут сочетаться не только с музыкой, но и со словами, со стихотворениями. Необходимо давать упражнения на равновесие.

     Учитывая все эти этапы коррекции, можно самостоятельно разработать занятия по логоритмике. При отсутствии логопеда в небольших детских садах, можно по средствам систематических занятий по логоритмике корректировать речевое недоразвитие и нарушение моторики дошкольников.

    Главным признаком достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

     Необходимым условием работы на занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...

Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"

Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...

Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);исправление звукопроизношения;формирование ритмико-мелодической стороны ре...

Использование куклотерапии для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...


 

Комментарии

Плиско Ксения Михайловна

Татьяна Леонидовна, очень интересная и полезная информация, спасибо.