Консультация для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи, через использование кинезиологических игр и упражнений»
консультация по логопедии (средняя группа)
Работая с детьми, приходиться наблюдать, что дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Такой ребенок отказывается от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевает за ребятами на занятиях. Уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_melkoy_motoriki_ruk_pri_pomoshchi_kiniziologicheskih_igr.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи, через использование кинезиологических игр и упражнений»
Подготовила: учитель-логопед Ярмухаметова Г.Р.
Работая с детьми, приходиться наблюдать, что дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Такой ребенок отказывается от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевает за ребятами на занятиях. Уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Дело в том, что центры в головном мозге человека, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимуляция мелкой моторики способствует активизации всех отделов головного мозга.
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум у ребёнка находится на кончиках его пальцев». Развитие мелкой моторики пальцев рук возможно только в игровой деятельности, так как игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В игре осознаются и закрепляются самые примитивные действия с предметами, без предметов.
Одним из универсальных методов, который помогает в умственном и физическом развитии ребенка, является кинезиология.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Истоки этой науки можно проследить в Древней Греции, в индийской йоге, в фольклорных пальчиковых играх в Древней Руси.
В цели и задачи кинезиологических упражнений входит:
- Активизация у детей вестибулярного аппарата, подготавливая мозг к восприятию сенсорной информации.
- Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
- Развитие у детей памяти, внимания, мышления и речи.
В комплексы кинезиологических упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Предлагаю познакомиться с кинезиологическими упражнениями для развития мелкой моторики.
1. «Кольцо» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец.
Речевое сопровождение: «Кто приехал?»
Кто приехал? Мы, мы, мы.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
2. «Кошка» - последовательно менять положения рук: кулак, ладонь.
Речевое сопровождение: Кулачок - ладошка.
Я иду, как кошка.
(Это упражнение выполняем только на плоскости стола.)
3. «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, одновременно опустить руки и поменять их положение.
Речевое сопровождение: Села на нос мне, и на ухо – черная муха.
Снова на нос, и на ухо – черная муха.
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
(Усложнение - это упражнение выполняем с хлопками.)
4. «Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе.
Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. Одновременно менять положение рук.
(Это упражнение выполняем произвольно)
5. «Кулак - ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром, ладонь.
(Это упражнение выполняем только на плоскости стола, под диктовку.)
6. «Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вверх, а левая – ладонью вниз; одновременная смена позиции рук.
Речевое сопровождение: «Мы играли в ладушки –
Жарили оладушки,
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
(Это упражнение выполняем только на плоскости стола.)
7. «Симметричные рисунки» - рисование в воздухе обеими руками, зеркально симметричные рисунки - яблоко, арбуз.
Речевое сопровождение: Раз купили мы арбуз,
Он хороший был на вкус.
А еще купили дыню –
Сразу съели половину.
Кинезиологические упражнения на развитие мелкой моторики провожу ежедневно, вместе с детьми, от простого к сложному, время выполнения от 5 до 10 минут. Упражнения провожу во время утреннего сбора, перед началом ООД или во время ООД.
Эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшают память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую моторику, снижают утомляемость.
В кинезиологические упражнения включены пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, они эмоциональны, увлекательны, дети их очень любят. Дети с удовольствием играют такие пальчиковые игры, как: «Строим дом», «Ёжик», «Шла кукушка», «Семья», «Братья», «Дождик», «За грибами за орехами», «Мальчик с пальчик» и т.д.
Пальчиковые игры хорошо сочетанию с самомассажем кистей и пальцев рук. Использую традиционные для массажа движения: разминание, растирание, надавливание, пощипывание: «Засолка капусты», «Мышка», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кисти рук использую массажные мячики или массажное кольцо, шестигранные карандаши и обыкновенные пуговицы.
Играем с детьми такие игры, как: «Наши карандаши», «Печатная машинка, «Пуговичный массаж», «Пуговичное море».
Одновременно с движениями рук и пальцев использую стихотворную форму. Проговаривание стихов позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей, легко запоминаются и помогают координировать речь и движение. Эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты в свою очередь добавляют выразительности речи. Дети, которые научились совмещать те или иные движения с речью, более свободны и коммуникабельны.
Можно также использовать пальчиковый театр, который развивает внимание и память. Такие упражнения, как «Бабочка – трепетание пальцев», «Рыбки», «Сказка» - где детям предлагаю разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.
Укрепляют и развивают мелкие мышцы пальцев регулярные занятия с пластилином, соленым тестом. Вместе с детьми делаем пластилиновые картины, затем украшаем этими картинами группу. Из соленого теста делаем поделки.
Для развития тактильных ощущений используются игры с крупой: «Перебери крупу» «Пересыпаем крупу», «Рисуем на манке», «Найди игрушки», «Чудесный мешочек». А так же игры с песком: «Отпечатки наших рук», «Рисуем на песке», «Что же спрятано в песке?».
Для индивидуальной работы можно использовать нетрадиционные игры с использованием различных предметов: застегивание и расстегивание пуговиц, нанизывание бус на нитку, «Игры - шнуровки», «Прищепки - кусачки», «Развивающий коврик». Коврик состоит из шести маленьких ковриков с разными заданиями. Коврик можно использовать как для индивидуальной работы так же и групповых занятий с детьми.
Для активного движения пальцев обеих рук используются мячи, прокатываем мяч в определенном направлении - в ворота, по узкой дорожке, «змейкой», друг другу. Бросаем, метаем мяч в цель, в корзину. Его можно поймать любым удобным для каждого ребенка способом, одной или двумя руками. Упражнения по метанию в цель важны для гармоничного развития рук, развития координации движений, умения ориентироваться в пространстве.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые игры должны проводиться систематически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....
Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей с нарушением речи через систему дополнительного образования
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Уровень развития мелкой моторики - од...
Доклад "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через использование кинезиологических игр и упражнений"
В докладе представлен опыт работы педагога в напрвлении развития мелкой моторики....
Консультация для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через не традиционные техники рисования»
laquo;Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальн...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...
Консультация для педагогов на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов ДОУ...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, через использование кинезиологических игр и упражнений»
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позвол...