«Музыкальные игры – как средство воспитания гендерной идентичности у дошкольников»
учебно-методический материал по музыке (старшая группа)

Фролкина Светлана Борисовна

В помощь музыкальному руководителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gender_igry.doc86.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Детский сад №168»

Сообщение из опыта работы:

«Музыкальные игры – как средство воспитания      гендерной идентичности у дошкольников»

        .

Выполнила:

Музыкальный

Руководитель

Фролкина

Светлана

Борисовна

2017

Современная педагогика заставляет нас задуматься о том, что в современной действительности, которую можно обозначить как «гендерный хаос», принципиально важно в воспитании детей обращать внимание не только на их возрастные особенности, но и на их половые различия. Мы всегда должны помнить о том, что психо - физическое развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Не будем углубляться в эту область, вспомним лишь  крылатое выражение на эту тему: «Мужчины с Марса, женщины — с Венеры».

Заниматься этим вопросом нужно уже с младшей группы, так как ребенок уже в возрасте 2-3 лет постепенно начинает идентифицировать свою половую принадлежность. А к  6-ти годам, целесообразнее говорить о уже сформировавшейся культуре поведения и взаимоотношений между полами, нежели о продолжающемся  периоде гендерной самоидентификации.  Четыре года   - это очень маленький отрезок времени. И осознавая это, давайте осознаем и степень своей ответственности.

В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях обучение и воспитание строится по принципу равенства полов. В итоге это способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Это конечно замечательно, учитывая  глубокий историзм данного вопроса.  Но, на наш  взгляд, в данном процессе что-то пошло не так. Мало кто скажет, что самостоятельная женщина, способная решать свои проблемы, занимать руководящую должность и  быть главой семьи это совсем плохо. Но точно не вызывают одобрения инфантильные и безответственные мужчины.

И действительно, на сегодняшний день наибольшее число вопросов возникает в отношении воспитания мальчиков.  

Во-первых, именно мальчики являются заложниками сложившейся   ситуации, ведь большинство тех, с кем сталкивается будущий мужчина в процессе своего воспитания это женщины. Мама, в ситуации «папа на работе» и «мама - одиночка».  Далее воспитатели детского сада и учителя в школе.  Этого жизненного отрезка вполне хватает для того, чтобы пошатнуть или даже сбить гендерные векторы.

Конечно, идеальным вариантом работы в этом направлении было бы привлечение мужчин в семью, в сферу образования и воспитания. Но реальность сегодняшнего дня не всегда позволяет это сделать.

Число неполных семей растет, а профессия педагога остается сугубо женской прерогативой.

Поэтому проблема формирования половой идентичности требует незамедлительного решения в интересах подрастающего поколения. И перед нами, в частности перед педагогическими работниками дошкольных учреждений, лежат такие задачи как:

  1. Научить верно идентифицировать себя с представителями своего пола.
  2. Способствовать развитию представления о противоположном поле  на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий.
  3. Создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками.
  4. Формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности.
  5. Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.
  6. Воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола.

Как музыкальный руководитель скажу, что решать вышеперечисленные задачи можно и на музыкальных занятиях с помощью различных видов деятельности.

В это нам помогают и песни типа «Бравые солдаты», «Колыбельная кукле», и парные пляски и конечно музыкальные игры.

Сегодня наша задача показать, как можно видоизменить 10 хорошо знакомых музыкальных игр и  «игр с музыкой», чтобы кроме сугубо музыкальных задач, стало возможным решить и задачи гендерного воспитания.

Итогом моей работы стала картотека музыкальных игр гендерной направленности. Данные игры можно использовать во время музыкальных занятий,  на развлечениях и праздниках.

«Все по местам!»

Цель: Формирование поведенческих моделей в зависимости от гендерной принадлежности через вхождение в музыкальные образы 

Музыкальное сопровождение: М. Раухвергер «Автомобиль», Д. Шостакович «Вальс», И. Сац «Поскоки и прыжки»

Ход игры:  Для начала играть лучше поочередно, то с мальчиками, то с девочками. Воспитатель говорит мальчикам, что они будут машинками, а у каждой машинки есть свой гараж (кольцо на полу).  Под музыку машинки  будут выезжать из своего гаража, а с окончанием музыкальной фразы  каждая машинка должна занять свой гараж.

Девочки, соответственно, куколки. Под музыку куколки танцуют, а с окончанием музыки куколки садятся на стульчики.

Затем играем одновременно.  

«Маленький  концерт»

Цель: Создание условия для воспитания культуры поведения между мальчиками и девочками

Музыкальное сопровождение:

Ход игры: Н. Вересокина «Танец с игрушками»

Воспитатель показывает на телевизор (сделанный из коробки) и предлагает его включить и посмотреть концерт.

Лисичка: (или другая кукла би-ба-бо):

Тили-тили-тили-бом!

Телевизор - теле-дом.

В этом доме есть окно,

Чтоб показывать кино!

Медведь: Телевизор мы включаем

И концерт наш начинаем.

Артистов вы улыбками встречайте,

В ладоши хлопать вы не забывайте!

Первый номер объявляю и мальчишек приглашаем!

Медвежат скорей берите и для девочек спляшите.

*Танец мальчиков  с медвежатами

Лисичка: Наш концерт мы продолжаем и девчонок приглашаем!

Вместе с куколкой своей мы попляшем веселей.

* Танец с куклами

«Саночки»

Цель: Усвоению правил мужского и женского поведения, дифференциации гендерных ролей, культуры межполовых отношений

Музыкальное сопровождение: М. Басова «Саночки», М. Филлипенко «Саночки», любая танцевальная музыка по выбору музыкального руководителя.

Ход игры:  Мальчики и девочки выполняют упражнение «саночки».  Воспитатель заостряет внимание на том, что мальчики сильнее девочек, поэтому мальчики будут везти саночки, а девочки будут крепко держаться за мальчиков.

Наши мальчики устали,

Нас на саночках катали.

Вы на стульчики идите -

И немножко отдохните.

А  с девчатами сейчас -

Потанцуем мы для вас.

Вы девчата, не зевайте,

И свой танец начинайте!

Далее моделируется ситуация концерта. Девочки танцуют любой танец по выбору, а мальчики смотрят и аплодируют.

«Волшебная карусель»

Цель: Формирование полоролевых представлений через вхождение в музыкальный образ

Музыкальное сопровождение: «Карусель», «Зайчики», «Самолет», «Марш», П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Р. Шуман «Смелый наездник», «Медведь», «Птички летают», Д. Шостакович «Вальс - шутка», «Лошадки скачут», «Машина»,  Г. Вихарева «Лиса»

Ход игры: Играют по очереди мальчики и девочки.  Под музыку песни «Карусель» мальчики бегут вокруг карусели, держа ленту в правой руке (левая рука на поясе). В конце песни мальчики останавливаются и кружатся под лентой – «превращаются». Далее действуют в зависимости от заданного музыкального образа – маршируют как солдаты, гуляют как медведи, прыгают как зайцы, ездят как машинки, летают как самолеты, прыгают как мячики, едут на лошадках.  Девочки, в свою очередь,  «превращаются» в кукол, птичек, цирковых лошадок, снежинок,  лисичек и т.д.

«Мишка и мышка»

Цель: Формирование доброжелательных отношений между мальчиками и девочками 

Музыкальное сопровождение:  РНП «Я на горку шла», Т. Ломова «Прятки», РНП «Ах, вы сени, мои сени»

Ход игры: Для игры используется куклы би-ба-бо или ростовые куклы.  Сначала  ведущая показывает детям мышку и мишку.  Обращает внимание на то, что мышка маленькая и голосок у нее тоненький, а мишка большой, и голос у него толстый. Далее разыгрывается музыкальная сценка.  Мышка играет с девочками и дарит им колокольчики, а мишка играет с мальчиками и дарит и ложки. В конце дети играют в оркестре.

Ведущая: Мышка шла, шла, шла.

И подружек нашла.

Как  с  подружками играла

Так вопросы задавала.

Ну-ка девочки подружки, поиграйте с мышкой дружно.

РНП «Я на горку шла»

Мышка: Где же, где же ваши ручки?

Где же ваши ручки?

Где же, где же ваши ручки?

Где же ваши ручки?

Вот, вот наши ручки – девочки сказали

Вот, вот, вот они мышке показали.

«Прятки» музыка Т. Ломовой

Девочки: Будем хлопать мы в ладоши.

Будем хлопать от души,

Мы похлопаем в ладоши

Наши ручки хороши.

РНП «Ах вы сени, мои сени»

Ведущая:  Понравилось мышке с девочками играть,  и  подарила она  девочкам колокольчики.

Мишка шел, шел, шел.

И друзей себе нашел.

С мальчиками он играл

И вопросы задавал:

Вы мальчишки не зевайте, и с мишуткой поиграйте!

РНП «Я на горку шла»

Мишка: Где же, где же ваши ручки?

Где же ваши ручки?

Где же, где же ваши ручки?

Где же ваши ручки?

Вот, вот наши ручки –

Мальчики сказали

Вот, вот, вот они

Мишке показали.

«Прятки» музыка Т. Ломовой

Мальчики: Будем хлопать мы в ладоши

Будем хлопать от души,

Мы похлопаем в ладоши

Наши ручки хороши.

РНП «Ах вы сени, мои сени»

Ведущая: Понравилось мишке с мальчиками играть, и подарил мишутка мальчикам ложки деревянные.

Ведущая: А теперь давайте все вместе весело поиграем на своих музыкальных инструментах.

-МДИ  Оркестр «Мишка и мышка»

«Солнышко и дождик»

Цель: Формирование положительного отношения к своему и противоположному полу, осознания своей половой принадлежности и выбора способов действия в зависимости от гендерной роли. Создание условий для воспитания культуры поведения между мальчиками и девочками

Музыкальное сопровождение: М. Раухвергер «Солнышко и дождик», «Дождик» Н. Любарский, «Дождик накрапывает» А. Александров, Б. Можжевелов «Веселые скачки»

Ход игры: Играют мальчики и девочки. На полу по количеству пар расставлены зонтики.  Воспитатель говорит, что светит яркое солнышко и предлагает детям похлопать в ладошки и спеть веселую песенку:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!          

А теперь побегаем! – предлагает воспитатель.  Под музыку дети на носочках бегут врассыпную. *Руки: у девочек – «за юбочку», у мальчиков – «на поясе».

Далее воспитатель говорит: «Ой, кажется, дождик начинается! Ну-ка мальчики спрячьте девочек!». Мальчики подбегают к зонтику и поднимают его вверх,  девочки прячутся под зонтиками. В младшей группе – дети присаживаются на корточки, а в подготовительной группе девочка берет мальчика под ручку и пара гуляет под зонтиком.

«Лесной оркестр»

Цель: Формирование умений воспроизводить игровой образ в зависимости от половой принадлежности (мальчики – мишки – сильные, мужественные, девочки – белочки – изящные, нежные, женственные).

Музыкальное сопровождение: В. Моцарт Отрывок из оперы «Волшебная флейта», РНП  «Барыня», эстафетная музыка по выбору музыкального руководителя

Ход игры:

Вот корзиночка стоит

Что же в ней сейчас лежит?

В центре зала большая корзина с ложками и шишками.

Вот орешки хороши

Постучи от души.

Показать орешки – постучать

А вот и  ложки деревянные, расписные разные.

Показать ложки – постучать

Кто по веточкам скакал  и  орешки потерял?

Это белочка скакала и орешки потеряла.

Девочки вы не сидите и орешки мне верните.

Показать белочку и маленькую пустую корзиночку. Поставить корзиночку на некотором расстоянии  от большой корзины.

Кто же по лесу гулял и все ложки растерял?

Мишка по лесу ходил   и все ложки обронил.

Вы мальчишки не зевайте ложки  к мишке собирайте.

Показать медведя и пустую корзиночку. Поставить корзиночку на некотором расстоянии от большой корзины.

Вы ребятки не зевайте растеряшам помогайте.

Под веселую эстафетную  музыку девочки берут орешки и несут к белочке в корзинку, а мальчики бегут ложки и складывают их в корзину к мишке.

Вот спасибо малыши – постарались от души!

А теперь сюрприз для вас –

Будет весело нас!

Девочки и мальчики маленькими группами   по очереди играют  на орешках и ложках.

«Старинная полька» обр. Соколовской , РНП «Ах, ты береза!»

«Мишка и шишки»

Мишка по лесу гулял.

Мишка  шишечку искал.

Вы девчонки /мальчишки не зевайте

С мишкой в шишки поиграйте.

Воспитатель  с игрушечным медведем медленно, переваливаясь с ноги на ногу,  ходит внутри круга.

Далее следует резкая смена темпа. Звучит быстрая музыка.

Дети  (мальчики или девочки) хватают шишки и прячут за спиной. Воспитатель пытается выхватить шишку. Хвалит девочек/мальчиков за ловкость и быстроту.

По полянке я пройду и порядок наведу!

Проверю -  все ли мальчики/девочки успели шишки спрятать!

Воспитатель проверяет -  все ли мальчики/девочки успели спрятать свои шишки?

Цель: Создание атмосферы общности, воспитывать чувства сопереживания, ответственности за свои действия.

Музыкальное сопровождение: Л. Шитте Этюд, М. Раухвергер «Мишка», Л. Шмитц «Микки - маус»

Ход игры: Дети стоят в кругу. На полу возле каждого ребенка лежит шишка. Руки у детей спрятаны за спиной.  Воспитатель предлагает поиграть с мишкой и посоревноваться кто более ловкий – мальчики или девочки. В данной игре уместно использовать коллективный счет. Если Мишка отнимет шишку у мальчика, то проигрывает все мальчики, если у девочки, то соответственно – все

девочки.

«Магазин игрушек»

Цель: Формирование полоролевых представлений через музыкальные образы.

Музыкальное сопровождение: М. Раухвергер «Гуляем и пляшем»; марши и польки по выбору музыкального  руководителя.

Ход игры: На полу разложены карточки, на которых нарисованы куклы и солдатики – это магазин. Воспитатель  обращает внимание детей на то, что девочки будут покупать в магазине кукол, а мальчики солдатиков.

Солдатики любят маршировать, а куколки танцевать.

Воспитатель:

Та-ра-ра,  та-ра-ра -  магазин открыть пора!

Магазинчик  открывается – игра начинается!

*Ваня*  в магазин ходил

И солдатика купил.

Ваня под музыку (отрывок «Гуляем и пляшем») выходит и выбирает себе картинку с солдатиком.

Воспитатель:  Вот какой у Вани солдатик красивый.  А хотите послушать, как солдатик  шагает?

Далее звучит марш по выбору музыкального руководителя.

Воспитатель:

*Маша* в магазин ходила,

Куколку себе купила.

Маша под музыку (отрывок «Гуляем и пляшем») выходит и выбирает себе картинку с куклой.

Воспитатель:  Вот какая у Маши  кукла красивая.  А хотите послушать, как куколка  пляшет?

Далее звучит полька по выбору музыкального руководителя.

Для более старших дошкольников эта игра, может быть преобразована в МДИ «Что купили в магазине?»

«Музыкальный мяч»

Цель: Знакомство с образцами поведения между девочками и мальчиками. Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми. 

Музыкальное сопровождение: РНП «Ах вы сени, мои сени» РНП «Из - под дуба» для пляски с бубном, РНП «Как у наших у ворот» для пляски с платочком

Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре круга стоит два стульчика, на одном лежит бубен, на другом  - платочек. Звучит быстрая музыка,  дети передают мяч по кругу из рук в руки. Как только музыка заканчивается, мячик останавливается. Тот ребенок, у которого остался мяч, отдает его соседу, выходит в центр круга, и пляшет. Девочка с платочком, мальчик соответственно, с бубном. В старшей и подготовительной группе игру можно усложнить, если ребенок, у которого остановился мяч, пригласит на танец партнера противоположного пола. Мальчик соответственно девочку и наоборот.

Ты катись веселый мячик

Быстро, быстро по рукам.

У кого остался мячик,

Весело станцует нам.

*Для праздника мяч можно заменить  на колобка,  снежок и т.д.

По дорожкам, по тропинкам,
Между сосен  и берез,
Очень весело, игриво,
Покатился колобок.

У меня в руках снежок -

Беленький пушистый.

По рукам его пущу -

И танцора разыщу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сюжетно – ролевая игра, как средство воспитания дружеских взаимоотношений между дошкольниками".

       Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. А как следствие, игровая деятельность ребёнка может стать главным инструментом в умелых руках в...

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей.  Формируя у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создавая  эмоционально-положительну...

Музыкальная игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников. (консультация для воспитателей)

Данная консультация поможет педагогам в выборе игр для самостоятельной деятельности....

Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)

Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...

Музыкальные игры, как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников.

С давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Еще в Древней Греции сформировались представления о том, что основой прекрасного явля...