«Музыкальные игры – как средство воспитания гендерной идентичности у дошкольников»
учебно-методический материал по музыке (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Детский сад №168»
Сообщение из опыта работы:
«Музыкальные игры – как средство воспитания гендерной идентичности у дошкольников»
.
Выполнила:
Музыкальный
Руководитель
Фролкина
Светлана
Борисовна
2017
Современная педагогика заставляет нас задуматься о том, что в современной действительности, которую можно обозначить как «гендерный хаос», принципиально важно в воспитании детей обращать внимание не только на их возрастные особенности, но и на их половые различия. Мы всегда должны помнить о том, что психо - физическое развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Не будем углубляться в эту область, вспомним лишь крылатое выражение на эту тему: «Мужчины с Марса, женщины — с Венеры».
Заниматься этим вопросом нужно уже с младшей группы, так как ребенок уже в возрасте 2-3 лет постепенно начинает идентифицировать свою половую принадлежность. А к 6-ти годам, целесообразнее говорить о уже сформировавшейся культуре поведения и взаимоотношений между полами, нежели о продолжающемся периоде гендерной самоидентификации. Четыре года - это очень маленький отрезок времени. И осознавая это, давайте осознаем и степень своей ответственности.
В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях обучение и воспитание строится по принципу равенства полов. В итоге это способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Это конечно замечательно, учитывая глубокий историзм данного вопроса. Но, на наш взгляд, в данном процессе что-то пошло не так. Мало кто скажет, что самостоятельная женщина, способная решать свои проблемы, занимать руководящую должность и быть главой семьи это совсем плохо. Но точно не вызывают одобрения инфантильные и безответственные мужчины.
И действительно, на сегодняшний день наибольшее число вопросов возникает в отношении воспитания мальчиков.
Во-первых, именно мальчики являются заложниками сложившейся ситуации, ведь большинство тех, с кем сталкивается будущий мужчина в процессе своего воспитания это женщины. Мама, в ситуации «папа на работе» и «мама - одиночка». Далее воспитатели детского сада и учителя в школе. Этого жизненного отрезка вполне хватает для того, чтобы пошатнуть или даже сбить гендерные векторы.
Конечно, идеальным вариантом работы в этом направлении было бы привлечение мужчин в семью, в сферу образования и воспитания. Но реальность сегодняшнего дня не всегда позволяет это сделать.
Число неполных семей растет, а профессия педагога остается сугубо женской прерогативой.
Поэтому проблема формирования половой идентичности требует незамедлительного решения в интересах подрастающего поколения. И перед нами, в частности перед педагогическими работниками дошкольных учреждений, лежат такие задачи как:
- Научить верно идентифицировать себя с представителями своего пола.
- Способствовать развитию представления о противоположном поле на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий.
- Создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками.
- Формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности.
- Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.
- Воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола.
Как музыкальный руководитель скажу, что решать вышеперечисленные задачи можно и на музыкальных занятиях с помощью различных видов деятельности.
В это нам помогают и песни типа «Бравые солдаты», «Колыбельная кукле», и парные пляски и конечно музыкальные игры.
Сегодня наша задача показать, как можно видоизменить 10 хорошо знакомых музыкальных игр и «игр с музыкой», чтобы кроме сугубо музыкальных задач, стало возможным решить и задачи гендерного воспитания.
Итогом моей работы стала картотека музыкальных игр гендерной направленности. Данные игры можно использовать во время музыкальных занятий, на развлечениях и праздниках.
«Все по местам!»
Цель: Формирование поведенческих моделей в зависимости от гендерной принадлежности через вхождение в музыкальные образы
Музыкальное сопровождение: М. Раухвергер «Автомобиль», Д. Шостакович «Вальс», И. Сац «Поскоки и прыжки»
Ход игры: Для начала играть лучше поочередно, то с мальчиками, то с девочками. Воспитатель говорит мальчикам, что они будут машинками, а у каждой машинки есть свой гараж (кольцо на полу). Под музыку машинки будут выезжать из своего гаража, а с окончанием музыкальной фразы каждая машинка должна занять свой гараж.
Девочки, соответственно, куколки. Под музыку куколки танцуют, а с окончанием музыки куколки садятся на стульчики.
Затем играем одновременно.
«Маленький концерт»
Цель: Создание условия для воспитания культуры поведения между мальчиками и девочками
Музыкальное сопровождение:
Ход игры: Н. Вересокина «Танец с игрушками»
Воспитатель показывает на телевизор (сделанный из коробки) и предлагает его включить и посмотреть концерт.
Лисичка: (или другая кукла би-ба-бо):
Тили-тили-тили-бом!
Телевизор - теле-дом.
В этом доме есть окно,
Чтоб показывать кино!
Медведь: Телевизор мы включаем
И концерт наш начинаем.
Артистов вы улыбками встречайте,
В ладоши хлопать вы не забывайте!
Первый номер объявляю и мальчишек приглашаем!
Медвежат скорей берите и для девочек спляшите.
*Танец мальчиков с медвежатами
Лисичка: Наш концерт мы продолжаем и девчонок приглашаем!
Вместе с куколкой своей мы попляшем веселей.
* Танец с куклами
«Саночки»
Цель: Усвоению правил мужского и женского поведения, дифференциации гендерных ролей, культуры межполовых отношений
Музыкальное сопровождение: М. Басова «Саночки», М. Филлипенко «Саночки», любая танцевальная музыка по выбору музыкального руководителя.
Ход игры: Мальчики и девочки выполняют упражнение «саночки». Воспитатель заостряет внимание на том, что мальчики сильнее девочек, поэтому мальчики будут везти саночки, а девочки будут крепко держаться за мальчиков.
Наши мальчики устали,
Нас на саночках катали.
Вы на стульчики идите -
И немножко отдохните.
А с девчатами сейчас -
Потанцуем мы для вас.
Вы девчата, не зевайте,
И свой танец начинайте!
Далее моделируется ситуация концерта. Девочки танцуют любой танец по выбору, а мальчики смотрят и аплодируют.
«Волшебная карусель»
Цель: Формирование полоролевых представлений через вхождение в музыкальный образ
Музыкальное сопровождение: «Карусель», «Зайчики», «Самолет», «Марш», П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Р. Шуман «Смелый наездник», «Медведь», «Птички летают», Д. Шостакович «Вальс - шутка», «Лошадки скачут», «Машина», Г. Вихарева «Лиса»
Ход игры: Играют по очереди мальчики и девочки. Под музыку песни «Карусель» мальчики бегут вокруг карусели, держа ленту в правой руке (левая рука на поясе). В конце песни мальчики останавливаются и кружатся под лентой – «превращаются». Далее действуют в зависимости от заданного музыкального образа – маршируют как солдаты, гуляют как медведи, прыгают как зайцы, ездят как машинки, летают как самолеты, прыгают как мячики, едут на лошадках. Девочки, в свою очередь, «превращаются» в кукол, птичек, цирковых лошадок, снежинок, лисичек и т.д.
«Мишка и мышка»
Цель: Формирование доброжелательных отношений между мальчиками и девочками
Музыкальное сопровождение: РНП «Я на горку шла», Т. Ломова «Прятки», РНП «Ах, вы сени, мои сени»
Ход игры: Для игры используется куклы би-ба-бо или ростовые куклы. Сначала ведущая показывает детям мышку и мишку. Обращает внимание на то, что мышка маленькая и голосок у нее тоненький, а мишка большой, и голос у него толстый. Далее разыгрывается музыкальная сценка. Мышка играет с девочками и дарит им колокольчики, а мишка играет с мальчиками и дарит и ложки. В конце дети играют в оркестре.
Ведущая: Мышка шла, шла, шла. И подружек нашла. Как с подружками играла Так вопросы задавала. Ну-ка девочки подружки, поиграйте с мышкой дружно. | РНП «Я на горку шла» |
Мышка: Где же, где же ваши ручки? Где же ваши ручки? Где же, где же ваши ручки? Где же ваши ручки? Вот, вот наши ручки – девочки сказали Вот, вот, вот они мышке показали. | «Прятки» музыка Т. Ломовой |
Девочки: Будем хлопать мы в ладоши. Будем хлопать от души, Мы похлопаем в ладоши Наши ручки хороши. | РНП «Ах вы сени, мои сени» |
Ведущая: Понравилось мышке с девочками играть, и подарила она девочкам колокольчики. | |
Мишка шел, шел, шел. И друзей себе нашел. С мальчиками он играл И вопросы задавал: Вы мальчишки не зевайте, и с мишуткой поиграйте! | РНП «Я на горку шла» |
Мишка: Где же, где же ваши ручки? Где же ваши ручки? Где же, где же ваши ручки? Где же ваши ручки? Вот, вот наши ручки – Мальчики сказали Вот, вот, вот они Мишке показали. | «Прятки» музыка Т. Ломовой |
Мальчики: Будем хлопать мы в ладоши Будем хлопать от души, Мы похлопаем в ладоши Наши ручки хороши. | РНП «Ах вы сени, мои сени» |
Ведущая: Понравилось мишке с мальчиками играть, и подарил мишутка мальчикам ложки деревянные. |
Ведущая: А теперь давайте все вместе весело поиграем на своих музыкальных инструментах.
-МДИ Оркестр «Мишка и мышка»
«Солнышко и дождик»
Цель: Формирование положительного отношения к своему и противоположному полу, осознания своей половой принадлежности и выбора способов действия в зависимости от гендерной роли. Создание условий для воспитания культуры поведения между мальчиками и девочками
Музыкальное сопровождение: М. Раухвергер «Солнышко и дождик», «Дождик» Н. Любарский, «Дождик накрапывает» А. Александров, Б. Можжевелов «Веселые скачки»
Ход игры: Играют мальчики и девочки. На полу по количеству пар расставлены зонтики. Воспитатель говорит, что светит яркое солнышко и предлагает детям похлопать в ладошки и спеть веселую песенку:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!
А теперь побегаем! – предлагает воспитатель. Под музыку дети на носочках бегут врассыпную. *Руки: у девочек – «за юбочку», у мальчиков – «на поясе».
Далее воспитатель говорит: «Ой, кажется, дождик начинается! Ну-ка мальчики спрячьте девочек!». Мальчики подбегают к зонтику и поднимают его вверх, девочки прячутся под зонтиками. В младшей группе – дети присаживаются на корточки, а в подготовительной группе девочка берет мальчика под ручку и пара гуляет под зонтиком.
«Лесной оркестр»
Цель: Формирование умений воспроизводить игровой образ в зависимости от половой принадлежности (мальчики – мишки – сильные, мужественные, девочки – белочки – изящные, нежные, женственные).
Музыкальное сопровождение: В. Моцарт Отрывок из оперы «Волшебная флейта», РНП «Барыня», эстафетная музыка по выбору музыкального руководителя
Ход игры:
Вот корзиночка стоит Что же в ней сейчас лежит? | В центре зала большая корзина с ложками и шишками. |
Вот орешки хороши Постучи от души. | Показать орешки – постучать |
А вот и ложки деревянные, расписные разные. | Показать ложки – постучать |
Кто по веточкам скакал и орешки потерял? Это белочка скакала и орешки потеряла. Девочки вы не сидите и орешки мне верните. | Показать белочку и маленькую пустую корзиночку. Поставить корзиночку на некотором расстоянии от большой корзины. |
Кто же по лесу гулял и все ложки растерял? Мишка по лесу ходил и все ложки обронил. Вы мальчишки не зевайте ложки к мишке собирайте. | Показать медведя и пустую корзиночку. Поставить корзиночку на некотором расстоянии от большой корзины. |
Вы ребятки не зевайте растеряшам помогайте. | Под веселую эстафетную музыку девочки берут орешки и несут к белочке в корзинку, а мальчики бегут ложки и складывают их в корзину к мишке. |
Вот спасибо малыши – постарались от души! А теперь сюрприз для вас – Будет весело нас! | |
Девочки и мальчики маленькими группами по очереди играют на орешках и ложках. | «Старинная полька» обр. Соколовской , РНП «Ах, ты береза!» |
«Мишка и шишки»
Мишка по лесу гулял. Мишка шишечку искал. Вы девчонки /мальчишки не зевайте С мишкой в шишки поиграйте. | Воспитатель с игрушечным медведем медленно, переваливаясь с ноги на ногу, ходит внутри круга. |
Далее следует резкая смена темпа. Звучит быстрая музыка. | Дети (мальчики или девочки) хватают шишки и прячут за спиной. Воспитатель пытается выхватить шишку. Хвалит девочек/мальчиков за ловкость и быстроту. |
По полянке я пройду и порядок наведу! Проверю - все ли мальчики/девочки успели шишки спрятать! | Воспитатель проверяет - все ли мальчики/девочки успели спрятать свои шишки? |
Цель: Создание атмосферы общности, воспитывать чувства сопереживания, ответственности за свои действия.
Музыкальное сопровождение: Л. Шитте Этюд, М. Раухвергер «Мишка», Л. Шмитц «Микки - маус»
Ход игры: Дети стоят в кругу. На полу возле каждого ребенка лежит шишка. Руки у детей спрятаны за спиной. Воспитатель предлагает поиграть с мишкой и посоревноваться кто более ловкий – мальчики или девочки. В данной игре уместно использовать коллективный счет. Если Мишка отнимет шишку у мальчика, то проигрывает все мальчики, если у девочки, то соответственно – все
девочки.
«Магазин игрушек»
Цель: Формирование полоролевых представлений через музыкальные образы.
Музыкальное сопровождение: М. Раухвергер «Гуляем и пляшем»; марши и польки по выбору музыкального руководителя.
Ход игры: На полу разложены карточки, на которых нарисованы куклы и солдатики – это магазин. Воспитатель обращает внимание детей на то, что девочки будут покупать в магазине кукол, а мальчики солдатиков.
Солдатики любят маршировать, а куколки танцевать.
Воспитатель:
Та-ра-ра, та-ра-ра - магазин открыть пора!
Магазинчик открывается – игра начинается!
*Ваня* в магазин ходил
И солдатика купил.
Ваня под музыку (отрывок «Гуляем и пляшем») выходит и выбирает себе картинку с солдатиком.
Воспитатель: Вот какой у Вани солдатик красивый. А хотите послушать, как солдатик шагает?
Далее звучит марш по выбору музыкального руководителя.
Воспитатель:
*Маша* в магазин ходила,
Куколку себе купила.
Маша под музыку (отрывок «Гуляем и пляшем») выходит и выбирает себе картинку с куклой.
Воспитатель: Вот какая у Маши кукла красивая. А хотите послушать, как куколка пляшет?
Далее звучит полька по выбору музыкального руководителя.
Для более старших дошкольников эта игра, может быть преобразована в МДИ «Что купили в магазине?»
«Музыкальный мяч»
Цель: Знакомство с образцами поведения между девочками и мальчиками. Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми.
Музыкальное сопровождение: РНП «Ах вы сени, мои сени» РНП «Из - под дуба» для пляски с бубном, РНП «Как у наших у ворот» для пляски с платочком
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре круга стоит два стульчика, на одном лежит бубен, на другом - платочек. Звучит быстрая музыка, дети передают мяч по кругу из рук в руки. Как только музыка заканчивается, мячик останавливается. Тот ребенок, у которого остался мяч, отдает его соседу, выходит в центр круга, и пляшет. Девочка с платочком, мальчик соответственно, с бубном. В старшей и подготовительной группе игру можно усложнить, если ребенок, у которого остановился мяч, пригласит на танец партнера противоположного пола. Мальчик соответственно девочку и наоборот.
Ты катись веселый мячик
Быстро, быстро по рукам.
У кого остался мячик,
Весело станцует нам.
*Для праздника мяч можно заменить на колобка, снежок и т.д.
По дорожкам, по тропинкам,
Между сосен и берез,
Очень весело, игриво,
Покатился колобок.
У меня в руках снежок -
Беленький пушистый.
По рукам его пущу -
И танцора разыщу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Сюжетно – ролевая игра, как средство воспитания дружеских взаимоотношений между дошкольниками".
Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. А как следствие, игровая деятельность ребёнка может стать главным инструментом в умелых руках в...
Методические рекомендации «Музыкально-дидактические игры, как средство воспитания духовно-нравственных качеств дошкольника»
Методические рекомендации...
НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительну...
Музыкальная игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников. (консультация для воспитателей)
Данная консультация поможет педагогам в выборе игр для самостоятельной деятельности....
«Музыкальные игры – как средство воспитания гендерной идентичности у дошкольников»
В помощь музыкальному руководителю...
Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)
Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...
Музыкальные игры, как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников.
С давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Еще в Древней Греции сформировались представления о том, что основой прекрасного явля...