Программа сотрудничества музыкального руководителя с родителями ( законными представителями)
рабочая программа по музыке

Афонченкова Инна Дмитриевна

Содержание данной программы отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, создаются оптимальные условия для повышения культуры родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в музыкальном воспитательном процессе с целью развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotrudnichestva_s_semey.docx66.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад «Улыбка» г. Ельня

                                                                        

                                                                

        

Программа сотрудничества музыкального руководителя с родителями  ( законными представителями)

Разработала: Музыкальный руководитель

           МБДОУ Детский сад «Улыбка» г. Ельня

                Афонченкова И. Д.

Содержание программы

  1. Введение
  2. Пояснительная записка
  3. Принципы и подходы к реализации программы
  4. Актуальность
  5. Особенности организации и проведения программы
  6. Ожидаемые результаты
  7. Критерии эффективности
  8. Этапы реализации программы
  9. Заключение
  10.  Перспективный план реализации программы
  11.  Список используемой литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

Социальное партнерство – (англ. partnership) – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Семья – это социальный институт воспитания. Именно в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Семейное воспитание – это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей. Таким образом, современные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, предполагают создание системы диалогического общения через реализацию личностно – ориентированного подхода на основе социального партнерства.

Данная программа разработана в соответствии с основными нормативно – правовыми документами по дошкольному воспитанию:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

Федеральный закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. В статье 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

В концепции дошкольного воспитания сказано, что «… семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом…» Таким образом, важно чтобы общение музыкального руководителя и родителей базировалось на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. В дошкольной   организации ребенок получает музыкальное образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную музыкальную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении.

2. Пояснительная записка

Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, создаются оптимальные условия для повышения культуры родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в музыкальном воспитательном процессе с целью развития личности ребенка.

Новизна  и  практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно – воспитательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально-педагогической компетентности, повышается ответственность  и заинтересованное отношение родителей за художественно – эстетическое воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители  являются активными участниками реализации программы, возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольной организации.

Цель программы — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей в музыкально-образовательном пространстве ДОУ.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
  • обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

3. Принципы и подходы к реализации программы

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально – педагогическое наблюдение с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания – встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

4. Актуальность

В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
  • Преемственность согласованных действий
  • Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ
  • Индивидуальный подход
  • Сотрудничество, а не наставничество
  • Динамичность
  • Этапность реализации

5. Особенности организации и проведения программы

Участники программы:

  • администрация МБДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно- методическое оснащение;
  • педагоги МБДОУ – взаимодействуют с родителями (законными представителями) и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
  • родители (законные представители) – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, выставках, конкурсах, обмениваются опытом музыкального воспитания детей;
  • дети – участвуют в совместных мероприятиях.

Срок реализация: с сентября 2016 г. по май 2018 г.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Срок реализации – сентябрь 2016, 2017 г.

Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

2 этап – основной.

Срок реализации - октябрь 2016 г. – апрель 2018 г.

Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

 3 этап – заключительный.

Срок реализации – май 2018 г.

Цель – подведение итогов взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников.

Риски:

  • трудность привлечения родителей (законных представителей) к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей;
  • оптимизация педагогического коллектива.

Средства реализации

Средства реализации заключаются в формах взаимодействия музыкального руководителя с родителями (законными представителями).

Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:

  1. Информационно – аналитические:

- анкетирование

- тестирование

  1. Наглядно – информационные:

-  стенды

-  альбомы

- папки-передвижки

-  фото – выставки;

  1. Познавательные:

- родительские собрания

- консультирование

-  индивидуальные беседы

-  круглые столы

-  совместное создание развивающей среды

  1. Досуговые:

- открытые просмотры музыкальной деятельности

- совместные праздники и развлечения

- дни здоровья

-  экскурсии

-  выставки

-  творческие конкурсы

-  совместные проекты

-  дни открытых дверей.

6.Ожидаемые результаты программы:

  • повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах музыкального воспитания детей;
  • повышение качества музыкального образования детей;
  • взаимодействие всех участников педагогического процесса выстраиваются по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи;
  • повышение детской самооценки, формирование самостоятельности;
  • развитие творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;
  • сближение родителей со своими детьми, привитие любви и уважения к членам семьи;
  • повышение личного авторитета педагога;
  • увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи,

участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

  • у родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей детей, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
  • сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми,

педагогами, родителями;

  • повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей,

родительская компетенция.

7.Критерии эффективности:

  • рост посещаемости родителями (законными представителями) организуемых совместных мероприятий;
  • Согласованность действий педагогов и родителей (законных представителей);
  • Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
  • Заинтересованность родителей (законных представителей) ;
  • Положительное общественное мнение родителей.

Использование педагогических методик и авторы.

Арнаутова Е. П. «Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника»;

Биганина Н.В. «Авторская программа по работе с родителями в современном ДОУ; Белоногова Г., Хитрова Л.» Педагогические знания – родителям» статья в журнале «Дошкольное воспитание». 2003. № 1; Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»; «Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума» Авторы и составители программы: Т.П.Колодяжная, Р.М. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»; Осипова Л. Е.» Работа детского сада с семьёй» ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

8. Этапы реализации программы

1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Срок реализации: сентябрь 2016 г.

1.Анкетирование родителей всех групп «Музыкальное воспитание в семье».

Цель: выявить музыкально заинтересованные семьи.

Задачи:

  • изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом (по музыкальному воспитанию).

2.Опрос родителей (законных представителей) с целью изучения предполагаемой помощи, исполнении роли родителя в организации совместных мероприятий.

Задачи:

  • установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определения направлений взаимодействия
  1. Совещание при заведующей с членами творческой группы МБДОУ на тему «Сотрудничество ДОУ и семьи. Роль родителей в рамках реализации проекта»

Задачи: 

  • Анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов ¬ определение основных направлений деятельности по реализации проекта; ¬ организация творческой группы;
  1. Подготовка нормативной базы для реализации проекта.
  • издание Приказа заведующего о реализации проекта;
  • разработка Положения «Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС»

5.Посещение родительских собраний.

   Задача: Познакомить с планом работы по музыкальному воспитанию.

2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ

Срок реализации: октябрь 2016 г. – апрель 2018 г.

ОКТЯБРЬ:

Консультации для родителей.

Индивидуальные беседы с родителями о подготовке к осенним праздникам.

Помощь родителей в оформлении музыкального зала.

Помощь родителей в изготовлении сюрпризов и подарков.

НОЯБРЬ:

Консультации

Привлечение родителей для принятия участия в празднике, посвященному «Дню матери».

ДЕКАБРЬ:

Буклет: «Организация праздника в семье. Музыкальные игры для семейных детских праздников.

Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов к новогодним утренникам, к исполнению ролей.

Помощь родителей в оформлении музыкального зала;

Помощь родителей в изготовлении сюрпризов и подарков.

Пригласить родителей на утренники.

ЯНВАРЬ:

Консультации.

Памятка «Сказка и музыка. Три шага в мир искусства».

Памятка родителям, которые хотят научить детей слушать музыку. Игры, развивающие восприятие музыки.

ФЕВРАЛЬ

Памятка родителям, которые хотят, чтобы их дети стали музыкальными.

Пригласить родителей на праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

Провести совместно с родителями развлечение «Широкая масленица».

Помощь родителей в оформлении музыкального зала;

Помощь родителей в изготовлении сюрпризов и подарков.

Консультация «Домашний оркестр»

МАРТ:

Пригласить родителей на утренники, посвященные Международному женскому дню 8 марта.

Консультация «Сходите с ребенком на концерт» (о пользе культмассовых мероприятий)

Памятка «Правила поведения при встрече с музыкой».

Помощь родителей в оформлении музыкального зала;

Помощь родителей в изготовлении сюрпризов и подарков.

АПРЕЛЬ:

Консультация «Музыкальные способности вашего ребенка. Как их развить».

Памятка родителям: «Игры, развивающие чувство ритма».

Анкетирование родителей.

МАЙ:

Принять участие в проведении групповых родительских собраний по результатам работы за год во всех возрастных группах.

Детский концерт для родителей.

Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов к выпускному.

Помощь родителей в оформлении музыкального зала.

3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Срок реализации: май 2018 г.

Совещание  с членами творческой группы.

Заседание Родительского комитета.

Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. (Май 2018г.)

Семинар для ДОУ муниципалитета «Представление результатов реализации проекта». (Май 2018г.)

Общее родительское собрание. Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта. (Май 2018)

Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете. Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями. (Май 2018г.)

Создание презентации по итогам реализации проекта. Обобщение опыта работы. (Май 2018г.)

Достигнутые результаты:

- Повысилась компетентность родителей (законных представителей) в вопросах музыкального воспитания детей.

 - Повысилось качество музыкального образования детей.

 - Улучшилось взаимодействие всех участников педагогического процесса.

- Повысилась детская самооценка, сформировалась самостоятельность.

- Творческий потенциал каждого ребёнка развился с учётом его индивидуальности.

- Окрепло сближение родителей со своими детьми, прививая любовь и уважение к членам семьи.

- Повысился личный авторитет педагога.

9.Заключение

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями (законными представителями) побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию дошкольников.

           Данные анкетирования по итогам года говорят о том, что проводимая работа позволяет повысить уровень компетентности родителей (законных представителей) в музыкальном воспитании детей и сделать их активными участниками педагогического процесса.

            Таким образом, при активном взаимодействии детского сада и семьи в работе по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников показывает, что она становится наиболее эффективной. В результате, наблюдается увеличение числа родителей (законных представителей), принимающих участие в мероприятиях и занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка. Повышается компетентность родителей в вопросах эстетического воспитания, а также повышается уровень доверия родителей к ДОУ. Происходит осознание родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса, понимание своей значимости в эстетическом развитии и воспитании ребенка.

10.Перспективный план реализации программы

Младший дошкольный возраст

  • Анкетирование родителей

Приложение 1

  • Родительское собрание «Давайте познакомимся»
  • Консультация «Дети и музыка» 
  • Музыкально – литературная гостиная
  • Семейный праздник «День семьи» 
  • Выступление на родительском собрании
  • «С пальчиками играем, речь развиваем»

Приложение 2

  • Папка передвижка «Использование музыкально – дидактических игр и игровых приемов в музыкальной деятельности дошкольников»
  • Выставка шумовых инструментов «Веселые шумелки»

Средний дошкольный возраст

  • Анкетирование родителей
  • Индивидуальные и групповые беседы «Учим детей слушать музыку»
  • Консультация «В окружении звуков» 
  • Семинар – практикум «Волшебные бусы»
  • Семейный праздник «В мире сказок»
  • Консультация «Играем в театр»
  • Выступление на родительском собрании «Развитие духовно – нравственных качеств средствами театрализованной деятельности» Приложение 3
  • Папка – передвижка «Танцуем вместе с мамой»
  • Посещение концерта учащихся ДШИ
  • Открытое занятие «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании певческих навыков»

Старший дошкольный возраст

  • Анкетирование родителей
  • Семинар -  практикум «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
  • Оформление альбома «Наши праздники»
  • Участие в детском музыкальном фестивале
  • Консультация «Чтобы ребенок пел»
  • Развлечение совместно с родителями «КВН – игра по ПДД»

Подготовительная к школе группа

Приложение 4

  • День открытых дверей в ДМШ
  • Участие в групповых конкурсах «Лучший музыкальный уголок»
  • Досуг с родителями «Рождественские встречи»
  • Выступление на родительском собрании «Музыкальная школа – быть или не быть?»

 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОТРУДНЕЧИСТВУ С РОДИТЕЛЯМИ В СООТВЕТСТВИИ ПЛАНОМ

Родительские собрания:

1. «Музыкальное воспитание в детском саду» (общее)               

2. «Формирование творческого воображения в театрализованной деятельности дошкольников» (старший возраст)

3. «Новогодняя сказка в жизни ребёнка» (младший возраст)

4. «Театр в жизни ребёнка» (подготовительная группа)

Лекции:

1. «Комплексный подход к музыкальному воспитанию в детском саду»

 (цели, задачи, виды и формы музыкальной деятельности)

2. «Хореография - как дополнительное образование».

Анкетирование:

1. «Музыка в вашем доме» (старший возраст)

2. «Музыка в детском саду» (средний возраст)

3. «Музыка и малыш» (младший возраст)

4. «Праздники в детском саду» (подготовительная группа)

5. «Музыкальное воспитание в семье» (все группы)

Консультации:

1. «Музыка в семье, где растёт малыш» (младший возраст)

2. «Музыка в семье дошкольника» (старший возраст)

3. «Как и какую музыку слушать с детьми дома» (младший возраст)

4. «Организация домашней фонотеки» (старший возраст)

5. «Детский праздник в семье» (младший возраст)

6. «Семейный культурный досуг» (младший возраст)

7. «Музыкальные витамины для всей семьи» (средний возраст)

8. «Музыкотерапия для всей семьи» (средний возраст)

9. «Игры со звуками в кругу семьи» (младший возраст)

10. «Музыкально-дидактические игры в кругу семьи» (старший возраст)

11. «Домашний оркестр» (младший возраст)

12. «Домашний концерт» (старший возраст)

13. «Материнская поэзия в  колыбельных песнях» (младший возраст)

14. «Мама, папа, я – музыкальная семья» (подготовительная группа)

15. «Кукольный театр в семье» (младший возраст)

16. «Семейный театр» (подготовительная группа)

17. «Домашний кинотеатр (музыкальные сказки)» (младший возраст)

18. «Музыкальное образование в семье» (старший возраст)

19. «Роль музыкального руководителя и воспитателя в подготовке праздников для детей». (старший возраст)

20. «Влияние музыки на здоровье вашего ребенка». (средний возраст)

21. «Правила поведения родителей на детском празднике». (подготовительная группа)

Музыкальный стенд:

1. «Музыка на кухне» (старший возраст)

2. «План проведения вечеров развлечений, досугов и праздников на квартал» (подготовительная группа)

4. «Новогодние традиции» (младший возраст)

5. «Новый год шагает по планете» (средний возраст)

6. «Масленичная неделя» (старший возраст)

7. «Афиша» (подготовительная группа)

Буклеты:

1. «Форма одежды, обувь на ООД и праздниках»

2. «Страна Траляляфалия»

3. «Поведение детей и родителей на праздниках, как основной принцип уважения друг к другу»

4. «Как петь с ребёнком и для него»

5. «Играйте вместе с детьми»

6. «Звуки и малыш»

7. «Музыкальные витамины для всей семьи»

8. «Музыкотерапия для всей семьи»

9. «Что такое музыкальность?»

10. «Классическая музыка в жизни ребёнка»

11. «Домашний оркестр»

12. «Материнская поэзия»

13. «Семейный театр»

14. «Музыкальное образование в семье»

15. «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Папка-передвижка:

1. «Малыши – музыкальный народ» (младший возраст)

2. «Музыка и дети» (старший возраст)

3. «Папы и мамы, пойте вместе с нами!» (песни, хороводы к утренникам) (подготовительная группа)

4. Список репертуара музыки для релаксации всей семьи (средний возраст)

5. План досугов и развлечений (подготовительная группа)

Семейные гостиные:

1. «Прогулка по осеннему лесу»

2. Народная музыка. Как ее слушать?

3.Декоративно-прикладное искусство.

4.Развитие интереса у детей к народному творчеству

Рекомендации:

1. По темам недели в ДОУ

2. «Охрана детского голоса»

3. «Музыкальная деятельность вне детского сада»

Индивидуальная работа:

1. Пошив костюмов, изготовление атрибутов к праздникам

2. Запись совместных праздников (для видеотеки)

Конкурсы, выставки:

1. «Лучшая новогодняя игрушка»

2. «Музыкальная игрушка-самоделка»

3. «Шумовые инструменты»

Совместные праздники и развлечения

(календарные, фольклорные)

  1. «Осенние посиделки»
  2. «Самый дорогой на свете человек-мама»
  3. «Дед Мороз по миру ходит»
  4. «Как на Масляной неделе»
  5. «День Военно - Воздушных сил»
  6. «Для милых, любимых, самых красивых»
  7. «Земля – наш общий дом»
  8. «Музыка войны и Победы»
  9. Выпускной утренник «Экспресс «Детский сад – школа»
  10. «Морской круиз»
  11. «На балу у царя Нептуна»
  12. «23 февраля»

Почта:

Отзывы родителей о праздниках

Отзывы родителей о музыкальном воспитании в ДОУ

Совместное заседание родительского комитета

и сотрудников ДОУ: (общее)       

«Выпуск в школу» (подготовительная группа)

11.Список использованной литературы

1. Арнаутова Е. П./ Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. -

М. , 1994.

2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. № 1.

3. Доронова Т.Н./ Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.

Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002.

4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П.Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-н/Д, 2002.

5. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

Приложение 1

Анкета для родителей

ФИО____________________________________________группа______________

1. Какое значение имеет музыка в повседневной жизни Вашего ребёнка? 
(нужное подчеркнуть)
• Помогает познавать мир;
• Воспитывает художественный вкус;
• Развивает творческое воображение;
• Формирует внутренний мир ребёнка;
• Другое 
(укажите).

2. Какая музыка чаще звучит в Вашем доме?

(подчеркните)
Классическая, народная, современная.

3. Прививаете ли Вы Вашему ребёнку навыки слушания музыкальных произведений? Каким образом?
• Посещаете концерты;
• Составляете домашнюю фонотеку;
• Другое 
(укажите).

4. Кто является инициатором прослушивания музыкальных произведений? Вы или Ваш ребенок.

(Нужное подчеркнуть)
Родители, ребенок.

5. Умеете ли кто-то из родителей играть на музыкальных инструментах? 
(Если да, то указать, название инструмента)
___________________________________________________

6. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребёнок имел музыкальное образование?

(Нужное подчеркнуть)
• Да
• Нет.

7. Организуются ли в Вашей семье домашние концерты, праздники?

Назовите________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Поёте ли Вы с Вашим ребёнком?
• Да
• Нет

9. Есть ли в Вашем доме музыкальные инструменты и игрушки?

(нужное подчеркнуть)
• Нет
• Да.

Назовите какие? _______________________________________________________________________________________________________________________________

10. Интересуетесь ли Вы организацией музыкального воспитания в ДОУ? _______________________________________________________________

11. Нуждаетесь ли Вы в консультациях музыкального руководителя по вопросам музыкального воспитания Вашего ребёнка______________________________________________________________

12. В каких мероприятиях, проводимых в ДОУ, Вы хотели бы принимать участие? (подчеркните). 
• В праздниках;
• В развлечениях;
• В музыкальных гостиных;
• В семейных конкурсах;
• В оформлении костюмов, музыкальных и театральных уголков в группе.

13. Достаточно ли Вам информации о музыкальном воспитании в уголке для родителей?_________________________________________________________

14. Ваши предложения по музыкальному воспитанию вашего ребёнка____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА

Вопросы

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1. Считаете ли вы, что ваш ребёнок талантлив?

2. Согласны ли вы с тем, что решающую роль в развитии музыкальных способностей детей играют природные задатки?

3. Хотели бы вы, чтобы музыкальные задатки вашего ребёнка были замечены с самого раннего детства?

4. Хотели бы вы, чтобы ваши дети с удовольствием ходили на музыкальные занятия?

5. Согласны ли вы, что музыкальный руководитель даёт возможность каждому ребёнку проявить индивидуальность, артистизм, реализовать музыкально-творческие способности, самоутвердиться как личности?

6. Хотели бы вы, чтобы ваши дети занимались в музыкальных студиях, кружках, школах?

Приложение 2

Консультация для родителей

«С пальчиками играем – речь развиваем!»

При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом» из головного мозга. Многочисленные научные исследования указывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика) быстрее развиваются речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо. Следовательно, работе по развитию мелкой моторики должно проводиться регулярно. Только тогда можно будет достигнуть наибольшей эффективности.

        Для общей осведомленности хочу сказать, что тренировку пальцев рук ребенка можно начинать уже с 6-7 месячного возраста. Сюда входит массаж пальцев рук каждого пальчика, каждой фаланги, поглаживание и легкое разминание в течение 2-3 минут. Уже с 10 месячного возраста следует проводить простейшие упражнения для пальцев рук. Сначала пальцы ребенка сгибают и разгибают родители или тот, кто с ним занимается, затем ребенок это выполняет самостоятельно. Но и для детей 3-4 лет игры с пальчиками будут интересны, особенно если они будут играть с вами его мамой и папой.

         С целью предотвращения переутомления и поддержания интереса ребенка обязательно используйте индивидуальный подход и следите, чтобы длительность занятия не превышала 15 минут. Нельзя заставлять ребенка играть в «ваши» игры насильно. Необходимо увлечь ребенка, используя ту же игру.

         На начальном этапе рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику с опорой руками о стол или другую поверхность. А потом уже в положении с согнутыми руками перед собой на уровне груди.

         Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких, как «Посолим суп» (собранны ми в щепоть пальцами ведущей руки ими тируем названное движение); «Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, слова с заданным звуком); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно, со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки).

        Затем можно перейти к более сложным играм. В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки). Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует координации и произвольной моторики, кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Для того чтобы понять принцип проведения «Игр с пальчиками» предлагаю Вам поиграть в игру «Зайчик»:

Жил-был зайчик

Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Лапки  на опушке.

Отморозил носик

Отморозил хвостик.

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо –

Волка нет.

И дают морковку на обед.

Хлопают в ладоши

Три пальца в кулак,  указательный и средний – уши

 Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Трут ладошки друг об друга

Показывают носик

Показывают хвостик

Трут ладони друг об друга.

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук

Хлопают в ладоши

Поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке.

         Всем вам известны такие потешки как «Сорока белобока», «Ладушки», «Этот пальчик Бабушка...», однако существует множество и других интересных текстов стихотворений, потешек которые могут стать основой для пальчиковой гимнастики. Фантазируйте!

         После того как ваш ребенок научится выполнять простые варианты «пальчиковой гимнастики» можно перейти к более сложным играм с пальчиками. Так, например, существуют упражнения «Кулак-ребро-ладонь», которые   используется для развития межполушарных связей. Предлагаю вам на своем опыте прочувствовать воздействие такого рода упражнений на деятельность головного мозга:

Ладони лежат на столе или на коленях правая повернута вверх, а левая вниз. Произнося текст, ладони меняют свое положение, нужно следить, чтобы ребенок не срывался на одинаковое  положение рук.

Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

У нашего у Гришеньки

Под окошком вишенки. 

У Семена в саду клены,

У Алены дуб зеленый

У Марины куст малины

У Арины две рябины,

А у Вани

На плетень

Зелененький

Вьется хмель

Выставляют два кулака

Ставят ладони не ребро

Показывают две ладони

Выставляют два кулака

Загибают пальцы, начиная с мизинца

Показывают ладони

Выставляют кулаки по очереди

Выставляют ладони по очереди

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

Жили-были зайчики

На лесной опушке

Жили-были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,

Мыли свои лапки.

Наряжались зайчики

Надевали тапки

3 три пальца в кулак, указательный и средний – ушки

хлопают в ладоши

показывают ушки

показывают домик.

Трут уши.

Моющие движения руками.

Движения ладонями сверху вниз по туловищу.

Топают ножками

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что лишь при регулярном проведении этих упражнений с ребенком, вы достигнете желаемого эффекта, т.е. разовьете у вашего ребенка мелкую моторику, а значит и речь, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие. Большое количество разнообразных пальчиковых игр для детей представлено в книге С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет».

Рекомендации родителям (по В.М. Бехтереву)

- Важна охрана детского слуха от резких слуховых эффектов.

- Устраняйте все, что нарушает правильное развитие слуха (громкие звуки, хаотическая речь и т. д.)

- Подумайте о правильном подборе игрушек. Они должны быть с нежным, мелодичным звучанием.

- Учите детей ориентироваться в ритме.

- Упражняйте детей в различении музыкальных тонов и музыкальной окраски.

Предлагаю вам стихи-песенки, которые помогут развить у детей ритмическое чувство. Их можно использовать на прогулке, в часы досуга. Их можно петь, но можно и просто весело проговаривать. Они сами зададут правильный ритм.

ДОЖДИК ЗАЙЧИК

Кап-кап, тук-тук, - Ушки длинны,

Дождик по дорожке! уцый хвост,

Выбежали дети, Небольшой у зайки рост.

Ловят капли эти, В огороде побывал,

Выставив ладошки. Там капусты пожевал.

Приложение 3

Развлечение совместно с родителями

(по правилам дорожного движения)

Сценарий «КВН»

(Подготовительная группа)

Цель:

Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.

Интеграция образовательных областей

ОО «Художественно – эстетическое развитие»:

Содействовать выразительному осознанному исполнению эмоционально-образного содержания песни.

Развивать чувство ритма, музыкальную память.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»:

Обеспечивать детям возможность отдохнуть и получить новые впечатления.

Продолжать развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

ОО «Речевое развитие»:

Продолжать развивать связную речь.

Способствовать развитию интонационной выразительности речи.

ОО «Познавательное развитие»:

Формировать навыки осознанного пользования правилами дорожного движения в повседневной жизни.

Продолжать развивать устойчивость произвольного внимания.

ОО «Физическое развитие»:

Развивать координацию движений.

Способствовать развитию умения выполнять движения легко, изящно, грациозно.

Ход КВН

Ведущий:        

Утро начинается, город просыпается. 
По дорогам побежали и мотором заурчали 
Автобусы, машины – резиновые шины. 
Раз, два – город, три, четыре, пять – 
По улицам опять твоим идем гулять

И навык закреплять! Здравствуй город!

Здравствуйте, дорогие ребята и родители!

Сегодня мы с вами встретились на интеллектуально-развлекательной игре «КВН», и все вопросы, как вы догадались, будут по теме «Правила дорожного движения». В нашем соревновании принимают участие две команды. Первое задание – команды должны выбрать капитана. Капитаны, подойдите ко мне.

Капитаны команд выбирают конверт с загадкой-названием команды.

Этот конь не ест овса, вместо ног — два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем.

                                    (Велосипед)

Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес.

Накорми меня бензином, на копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль, побежит …

                       (Автомобиль)

Ведущий.  

Итак, у нас две команды: «Велосипедисты» и «Автомобилисты»!

Начнем мы с разминки. Я показываю карточку — вы показываете действие.

Красный — молчите.

Желтый — хлопаете в ладоши.

Зеленый — топаете ногами.

«Игра на внимание»

1 РАУНД. «НАЗОВИ   ТРАНСПОРТНОЕ   СРЕДСТВО»

Вспомнить как можно больше сказок или фильмов, где упоминается какое-либо транспортное средство (ковер-самолет, ступа, карета из тыквы и т.п.).

Танец «Папа купил автомобиль»

2 РАУНД.   «ВОПРОС – ОТВЕТ»

Ведущий задает по два вопроса участникам каждой команды по очереди.

Очки присваиваются по количеству правильных ответов.

1.Где можно переходить проезжую часть? (На перекрестке со светофором или на пешеходном переходе)
2.Из каких  цветов состоит  светофор?(Красный, желтый, зеленый)
3.Что означает желтый сигнал светофора?(внимание)
4.Как обозначен пешеходный переход?(зебра)
5.На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?(зеленый)
6.Что означает красный сигнал светофора?(стоп)
7.Можно ли ездить на велосипеде по проезжей части?(нет)
8.Если не работает светофор, как регулируется движение на перекрестке?(регулировщиком)
9.Можно ли перейти улицу на красный сигнал светофора, если поблизости нет машин?(нельзя)

10. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

Ведущий.

Ой, мне кажется кто-то к нам спешит!

Входит Светофор.

Светофор Светофорыч: Только гляну красным глазом,
                                         Глазом самым строгим - 
                                         Останавливайся сразу - 
                                         Дальше нет дороги!

                                          На секундочку одну 
                                          Желтым глазом подмигну!
                                          Глаз мой желтый говорит:
                                          «Скоро будет путь открыт!»
                                           Наконец, зеленый глаз
                                           Открываю я для вас:
                                          "В добрый путь, мои друзья!"-
                                            Говорю безмолвно я.

                                             Кто я, ну-ка, угадайте

                                            Вместе дружно отвечайте?(ответы детей)

                                            Да ребята, я Светофор Светофорыч
Ведущий.

Ребята, поприветствуем Светофора Светофорыча песней.

Песня «Светофор»

3 РАУНД.   «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ»

Светофор.

По автомобильным дорогам нам встречаются дорожные знаки. Назовите их, скажите, где и для чего их устанавливают.

Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так.

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

           («Осторожно, дети!»)

Шли из сада мы домой,

Видим, знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед,

Ничего другого нет!

(«Велосипедная дорожка»)

Машины мчат во весь опор,

И вдруг навстречу знак:

Изображен на нем забор.

Я тру глаза, смотрю в упор,

Шоссе закрыто на запор.

А что это за знак?

(«Ж/д переезд со шлагбаумом»)

Вот кружок с каемкой красной,

А внутри рисунка нет.

Может, девушки прекрасной

Должен быть внутри портрет?

Круг пустой зимой и летом,

Как же знак зовется этот?

(«Движение запрещено»)

В синем круге пешеход

Не торопится, идет.

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно.

                   («Пешеходная дорожка»)

Что за знак такой висит?

Стоп — машинам он велит...

Пешеход! Идите смело

По дорожкам черно-белым.

                     («Пешеходный переход»)

Можно встретить знак такой

На дороге скоростной,

Где больших размеров яма,

И ходить опасно прямо,

Там, где строится район,

Школа, дом иль стадион.

             («Дорожные работы»)

Заболел живот у Ромы,

Не дойти ему до дома.

В ситуации такой

Нужно знак найти.

Какой?

(«Пункт первой медицинской помощи»)

4 РАУНД. «МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ»

Ведущий.  

Конкурс капитанов. Задание — обработать открытую рану на руке. Ваши действия. Наложить повязку. Объяснить, как обрабатывать рану.

Выходят Кот Базилио и Лиса Алиса.

Кот.

Здравствуйте, я кот – ученик светофорных наук.

Лиса.

Здравствуйте, я лиса – подруга всех дородных знаков.

Ведущий.

Здравствуйте. Кот, Лиса, а вы знаете все правила дорожного движения?

Вместе.

А зачем нам их знать. Мы и без них можем прекрасно обойтись.

Ведущий.

Ну что ж, сейчас проверим. Скажите, пожалуйста, как надо переходить улицу?

Вместе.

Как, как? Конечно же на четырех лапах.

Ведущий.

Ребята, правильно они ответили?

Дети.

Нет.

Ведущий.

А как надо?

Ребенок.

Пешеход, пешеход! Помни ты про переход.

Подземный, надземные, похожий на зебру.

Знай, что только переход от машин тебя спасет.

Ведущий.

Правильно. А вам Кот и Лиса второй вопрос: как следует себя вести, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону улицы?

Вместе.

Мы знаем, это очень просто: надо быстренько пролезть между колесами.

Ведущий.

Ребята, поможет Коту и Лисе. Они совсем запутались.

Дети.

Надо подождать, пока автобус отойдет. Внимательно посмотреть по обеим сторонам дороги и затем переходить. И если есть рядом пешеходный переход, переходить только по нему.

Ведущий.

И вот вам последний вопрос: можно ли играть на проезжей части?

Вместе.

Смотря во что. В шахматы нельзя.

Ведущий.

А почему?

Вместе.

Машины нам все фигуры посшибают. А вот в мячик можно.

Ведущий.

А вы, ребята, согласны с котом и Лисой?

Дети.

Нет.

Ребенок.

Правил дорожных на свете немало.

Все бы их выучить вам не мешало.

Но основное из правил движенья

Знать как таблицу должны умноженья.

На мостовой не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться.

Кот, Лиса.

Спасибо, ребята. Вы многому нас научили. Мы поняли, что не знать правила дорожного движения – плохо.

Ведущий.

Ребята сейчас познакомят вас со знаками дорожного движения.

Дети (по очереди).

1. Если видишь этот знак, знай, что он не просто так.
Чтобы не было проблем, уступи дорогу всем!

2. Знак водителей стращает, Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча ехать мимо кирпича!

3. Здесь наземный переход, ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти, пешехода пропусти!

4. Ты, шофер, не торопись, видишь знак, остановись!
Прежде чем продолжить путь, осмотреться не забудь.

5. Здесь машину не грузи, не паркуй, не тормози.
Этот знак всем говорит: "Тот не прав, кто здесь стоит!"

6. Вот он знак, каких немного: это главная дорога!
Если едешь ты по ней, всех становишься главней,
И тебе, как будто Богу, уступают все дорогу!

7. В этом месте пешеход терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать, хочет пассажиром стать.

8. Посреди дороги дети, мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель, будь внимательней, водитель!

9. Говорит знак этот строго: "Очень скользкая дорога.
Ты с дорогой не шути, руль напрасно не крути!"

10. Знак "дорожные работы". Чинит здесь дорогу кто-то.
Скорость сбавить нужно будет, там ведь на дороге люди.

Ведущая.

А теперь немного поиграем.

Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: "Это я, это я, это все мои друзья!", а если вы не поступаете так, как говорится в загадке, то кричите: У-У-У» и топайте ногами.

1. Кто из вас идет вперед, только там, где переход?

2. Кто летит вперед так скоро что не видит светофора?

3. Кто, из вас идя, домой держит путь по мостовой?

4. Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет?

5. Где попало, кто не ходит кто по зебре переходит?

Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Нужно правила всем знать,
Их хорошо запоминать!

6 РАУНД «МУЗЫКАЛЬНЫЙ»

Команды соревнуются в умении исполнять песни про светофор, дорожные знаки.

Ведущий.  

Молодцы! Все было просто замечательно! Жюри подсчитывает очки, скоро мы узнаем победителя.

А пока домашнее задание – взрослые и дети должны исполнить песни.

Жюри подводит итоги КВН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа старшей группы направленная на родителей (законных представителей) детей с учетом регионального компонента

Презентация программы старшей группы ДОУ направленная на родителей (законных представителей) детей с учетом регионального компонента...

Консультация музыкального руководителя для родителей (законных представителей)

Консультация музыкальногоруководителя для родителей(законных представителей)...

ПРОГРАММА формирования психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей на диагностической основе.

Признание приоритетности задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития ...

Программа сотрудничества музыкального руководителя с родителями

Программа сотрудничества музыкального руководителя ДОУ с родителями....

Программа взаимодействия музыкального руководителя с родителями (законными представителями)

Современные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, предполагают создание системы диалогического общения через реализацию личностно – ориентированного подхода на ...

Программа взаимодействия педагогов ДОУ с родителями,законными представителями воспитанников "Лицом к семье"

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препя...

Консультативная информация для родителей «Сотрудничество музыкального руководителя и родителей с целью музыкального развития ребенка»

В достижении успешного художественно-эстетического  развития детей в рамках музыкальной деятельности  необходимо взаимодействие дошкольного учреждения (в лице музыкального руководителя) и ро...