Тематическое занятие. «Зимушка – Зима». для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Жукова Ксения Львовна

Цель: уточнить представления детей о первых признаках зимы;  уточнить знания о жизни зверей и птиц зимой; о правилах поведения в лесу; обогащать словарный запас детей; формировать диалогическую речь; развивать слух, память, внимание, культуру восприятия, воображения, умение наблюдать, сравнивать, видеть красоту природы; развивать эмоциональную отзывчивость; воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_zanyatie_dmi_pechat.docx19.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематическое занятие.

«Зимушка – Зима».

(используя детские музыкальные и нетрадиционные  инструменты).


Цель: уточнить представления детей о первых признаках зимы;  уточнить знания о жизни зверей и птиц зимой; о правилах поведения в лесу; обогащать словарный запас детей; формировать диалогическую речь; развивать слух, память, внимание, культуру восприятия, воображения, умение наблюдать, сравнивать, видеть красоту природы; развивать эмоциональную отзывчивость; воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Предварительная работа:

1.Слушание классической музыки: « Времена года» П.Чайковского, « Фея Зимы» С.Прокофьева.

2.Знакомство с картинами И.И.Шишкина «Зима», А.М.Васнецова « Снег идёт», Н.Н.Дубовского « Морозное утро».

3. Разучивание песен, попевок,  пальчиковых игр по данной теме.

4.  Слушание звуков зимы, зимнего леса.

Оборудование:

Аудиозапись звуков природы, музыки.
Экологические пиктограммы

Музыкальные инструменты, шумовые инструменты.

Ход занятия: 
(Дети заходят в зал под спокойную классическую музыку - «Зима» А.Вивальди) и останавливаются возле зимних пейзажей, рассматривают их.

 Музыкальный руководитель:

Снег, да снежные узоры.

В поле вьюга, разговоры,

В пять часов уж тьма.

День - коньки, снежки, салазки,

Вечер – бабушкины сказки! Что это?

Дети

Зима (заставка на экране «Зима»)

 Музыкальный руководитель:

Правильно зима. О зиме мы сегодня и поговорим, ведь сегодня- первый день наступления зимы. А какая же зима без снега?

Вот и я пришла не с пустыми руками, а со снегом, и охотно поделюсь с вами частичками снега( раздаёт снежинки). Давайте встанем в кружок и покружимся в снежном танце как снежинки лёгкие, невесомые, пушистые.

( импровизация под « Декабрь» П.И.Чайковского).

Музыкальный руководитель:

Ребятки, а вы слышали, какая красивая, волшебная мелодия звучала сейчас. Как ещё можно о ней сказать? Какая она? (ответы детей).

Музыкальный руководитель дополняет ответы детей (лёгкая, зимняя, пушистая, снежная).

А какие радости вам приносит зима? Чем вы любите заниматься зимой?

Дети

( кататься на санках, на лыжах, лепить снеговиков и т. д.) ( снежинки после ответов собираются)

 Музыкальный руководитель:

А по каким приметам мы узнаём, что наступила зима?

Дети

Выпал снег, деревья стоят голые, дни стали короче и длиннее ночи, птиц перелётных не стало, речки покрылись льдом, люди надели тёплую одежду.

 Музыкальный руководитель:

  Любит русский народ зимушку, много пословиц и поговорок сложил о зиме. А какие пословицы о зиме вы знаете?

( Мороз невелик - а стоять не велит.

 В зимний холод всякий молод.

Много снега – много хлеба.

Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

Музыкальный руководитель:

Зима очень красивое время года, многие поэты писали стихотворения о зиме.

( С.Есенин « Белая берёза»)

Музыкальный руководитель:

Зимой для ребят очень много забав, давайте споём об этом песню.

( песня « Зимушка хрустальная»)

Музыкальный руководитель:

А скажите мне, почему зимушку называют хрустальной?

Дети

Она вся состоит из льдинок и снежинок.

 Музыкальный руководитель

Правильно. И я предлагаю вам сыграть звонкую хрустальную музыку зимы. А помогут нам в этом взрослые.

Дети играют на треугольниках и листами пергаментной бумаги.

Взрослые подыгрывают на хрустальных стаканчиках с помощью палочек. 

( Игра в оркестре « Вальс-шутка» Д.Шостакович) присаживаются

( забегает Снеговик)

Снеговик:

Последние новости! Последние новости! Произошло чудо! Спешите все в сказочный лес! (убегает)

Музыкальный руководитель

Дети, а вы хотите узнать, что же случилось в сказочном лесу?

Но чтобы попасть в сказочный лес надо быть настоящими знатоками леса. А вы хорошо знаете лес? Тогда с заданиями справитесь наверняка. Давайте вспомним о правилах поведения в лесу (пиктограммы « Правила поведения в лесу» на экране) Ответы детей.

Музыкальный руководитель

Чтобы отправиться в такое необычное путешествие, нужно быть очень внимательным и хорошо знать звуки природы (звуки зимней природы) Ответы детей.

Музыкальный руководитель

Все задания мы выполнили, можно отправляться в путь. Но путь предстоит не близкий. Мы пройдём по высоким сугробам, по непроходимым  тропам, по густым чащам. У меня есть волшебная дудочка, она будет указывать вам направление.

Игра « Будь внимательным!»

Высокие сугробы (высоко поднимая ноги)

Непроходимы тропы (змейкой)

Густые чащи (спиной назад) (под музыку).

 Музыкальный руководитель

Вот мы и пришли, можно присесть и отдохнуть.


(Дети садятся)


Воспитатель: Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - Мы свои.
 Но, что за чудо произошло в лесу?  


Дети:

Не облетела листва; птицы не улетели в тёплые края, не выпал снег, некоторые животные не впали в спячку. 

Музыкальный руководитель

Дети, какое время года  осталось в лесу? (осень)  

   Когда Зимушка  устроила первый снегопад в лесу, закрутила первые метели, то увидела, что звери плохо подготовились к зиме: и корма мало запасли и шубки не поменяли, не все деревья листву сбросили, жалко ей стало зверей и решила она, дать время животным, растениям хорошо подготовиться к зиме скрылась она в своём ледяном дворце и больше  её  здесь не видели.

Музыкальный руководитель

Я думаю, что мы  сможем помочь обитателям волшебного леса, мы позовем Зимушку,  и попросим её вступить в свои права. Но сначала надо навести порядок в сказочном лесу. Нам надо отправить всех перелётных птиц на юг, а зимующих оставить в лесу (Один ребенок отбирает перелетных птиц, другой зимующих птиц).

Музыкальный руководитель

Итак, в лесу остались зимующие птицы, а  перелётных мы отправили на юг. А кто же ещё остался в лесу? ( дикие животные А как же должны зимовать дикие животные? Как зимует медведь, белочка, лисичка, заяц, ёж.( показ животных на экране и ответы детей).

Музыкальный руководитель

Молодцы, со всеми заданиями справились, порядок в сказочном лесу навели, можно и хоровод поводить.

( хоровод « Белые в декабре»)

 А  теперь давайте на лесной полянке поиграем в прятки. Выбирайте инструменты.

«Игра в прятки» (элементарное музицирование).

«Сыграем в прятки» – сказала луна

С неба скатившись в лес (глиссандо на ксилофонах)

«Сыграем в прятки» – сказал ветерок

И за холмом исчез (игра с бумажными листочками)

«Сыграем в прятки» – сказала река

И к морю отправилась в путь (дуть на воду в стакане или через соломку)

«Сыграем в прятки» – сказала звезда

И спряталась за облака (лёгкие прикосновения молоточками к металлофонам)

 «Сыграем в прятки» – сказала зима

Покрыв всё искристым снежком (волна на арфах, цитре)

«Сыграем в прятки» – сказал зимний лес

И погрузился в сон (все инструменты тихо играют и затихают).

( входит Зима)

(Дети садятся на стулья, а из домика выходит Зима)

Я - волшебница Зима,

Строю замки изо льда.

Кто в лесу моём гуляет?

Звонко песни распевает?

 Музыкальный руководитель

Зима, мы пришли за тобой, чтобы сказать, что пора и в лесу быть зиме. Вот  и звери уже подготовились, и сейчас они об этом расскажут (появляются медведь, заяц, еж)

 Заяц Я - Зайчик шубку поменял, зимой быть серым не могу, заметен буду на снегу.


Медведь: В берлогу скоро лягу спать, за осенью зима придет опять. Пусть мне во сне приснится мед, проснусь, когда весна придет! 


 
Еж: Я тоже буду спать, как мишка, я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил, устал я, выбился из сил, 


Зима

Теперь я вижу, что животным будет хорошо зимой: и кормом запаслись и шубки поменяли. Быть в лесу зиме! (Звучит музыка метели, завывание ветра)
А давайте  устроим настоящий снегопад. Помогите мне потрясти моё волшебное покрывало (ритмопластическое интонирование. Дети подкидывают покрывало в соответствии с музыкальным произведением)

Зима

Ну, вот теперь всё покрыто белым снегом. Спасибо вам за помощь!

(Зима прощается и уходит.)

 Музыкальный руководитель

 Вот и в лесу наступила зима. Всё покрыла снежным покрывалом. Тихо-тихо в зимнем лесу. Природа спит, отдыхает до весны.

( Танец « Зимушка Зима»)

Музыкальный руководитель

Ну, а нам ребята пора обратно в детский сад. Вставайте на моё волшебное облачко, оно перенесёт нас обратно (под волшебную музыку перенеслись).

Мы сегодня путешествовали в волшебный лес, говорили о зиме. И на память об этом удивительном путешествии я хочу вам подарить вот эти снежинки. Возьмите их в ручки.

Снежинки  в ручки взяли (наклоняются) 
К сердцу прижали 
(прижимают руки к груди)
К сердцу прижали и желанье загадали.

– Я думаю, ваше желание обязательно сбудется, ведь снежинки волшебные!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ИЗО «В избушке Зимушки-зимы» для детей старшего дошкольного возраста (с использованием метода обучения в сотрудничестве)

Цель :Создать декоративный образ морозного узора. Задачи:         Развивающая- Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем ми...

Развлечение "Здравствуй Зимушка-зима!" для детей старшего дошкольного возраста

Представлен конспект развлечения для детей старшей и подготовительной группы "Здравствуй Зимушка-зима" направленный на формирование познавательного интереса детей и взрослых в организации игровой деят...

Интегрированное развлечение «В гостях у Зимушки-Зимы» Для детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Зимушка-зима" для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта заключается в расширении и обогащении представлений детей о зимнем времени года. О изменениях в живой и неживой природе в холодное время года....

Сценарий конкурса чтецов «Зимушка Зима» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий  конкурса чтецов «Зимушка Зима»для детей старшего дошкольного возраста Цель: Учить дошкольников выразительно передавать текст, проговаривать звуки, развивать поэтич...

План-конспект итогового занятия по теме "Зимушка-зима" для детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал содержит игры и задания, которые позволяют показать разносторонние знания детей по теме "Зимушка-зима"....

Занятие по развитию речи "Зимушка-зима" для детей старшего дошкольного возраста

НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Зимушка-зима". Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Занятие проводится в виде сказочного путешествия....