Методическая разработка "Использование элементов системы обучения Карла Орфа"
методическая разработка по музыке
Методическая разработка "Использование элементов системы обучения Карла Орфа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_ispolzovanie_elementov_sistemy_obucheniya_karla_orfa.docx | 23.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 77 Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
"Использование элементов системы обучения Карла Орфа"
Разработала музыкальный руководитель
Николаева Наталья Васильевна
г. Санкт-Петербург
2019 г.
Использование элементов системы обучения Карла Орфа
в работе музыкального руководителя ДОУ
Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к сожалению, почти не касается музыкального образования, ведь в сегодняшнем понимании все, что связано с музыкой, на фоне важности преобразований в школьной системе, не выглядит серьезно и важно. Между тем, в образовательных системах западных стран всерьез проводят реформу музыкального воспитания в школах, поскольку новые достижения психологии и педагогики доказали важную роль музыкальных уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. В результате таких изменений все большее внимание уделяется активным формам работы детей на музыкальных занятиях. Это значит, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует, развивается иначе, чем тот, который, о ней лишь говорил и слушал. Психолог Маслоу А. написал: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек другого качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».
Немецкий педагог и музыкант Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. В результате его экспериментальной музыкально-педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”. Приобщение к музыке по мнению К.Орфа должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации. Значимость приобретает слово как элемент, речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-интонационное звучание. Это не только отдельное слово, но и рифмы, пословицы, поговорки, детские считалки, дразнилки и т.д.
Идея К.Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”, по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на уроке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К.Орф считает, что самое главное-атмосфера урока: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.
Прогрессивные идеи К.Орфа:
всеобщее музыкально-творческое развитие;
детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;
связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования.
В нашем детском саду дети занимаются эелементарным музицированием в студии «Тарабанчики», где применяются приемы и методы работы с воспитанниками, предложенными К.Орфом и его последователями. Безусловно, что это направление помогает в практической реализации общей концепции музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, а так как основное направление в технологии К.Орфа - игровые модели занятий, то они наиболее приемлемы в работе музыкального руководителя ДОУ. Овладевая языком музыки, познавая средства ее выразительности на занятиях студии, и применяя их в своей исполнительской практике, дети и разумом, и чувствами вовлекаются в творение музыки. Навыки, знания и умения приобретаются в процессе разносторонней деятельности к видам которой можно отнести следующее:
пение и движение под музыку
речевая декламация и ритмические упражнения
освоение теории музыки в исполнительской практике и моделирование выразительных средств
театрализация как совокупность интонационного, ритмического, двигательного в музыкальном воспитании
слушание музыки с постепенной выработкой ценностного отношения
игра на элементарных детских музыкальных инструментах.
Упражнения для работы на занятиях
(с применением рекомендаций Шульверка Карла Орфа)
Ритмично декламируемые прибаутки, стихи:
Играет кот на скрипке,
На блюде пляшут рыбки,
Танцуют чашки, блюдца,
А лошади смеются!
Под горою у реки живут гномы-старики.
У них колокол висит, позолоченный звонит:
Диг-диги, диги-дон –
Посмотри, откуда звон!
Черти в озере купались,
Черти рожками бодались,
Черт чертенка как толкнул,
И чертенок утонул!
Мой игрушечный петух
Развивает утром слух!
Песню слышно далеко
- Кукареку!Ко-ко-ко!
Стихи произносим ритмично, ритм четверостиший поддерживаем шумовыми инструментами. Дети подбирают инструменты, звучание которых соответствует содержанию стихотворения.
Фонопедическое упражнение-игра «Весенние голоса»
Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко).
С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка).
До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр).
Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом “волну” - вверх-вниз).
И дальше побежал (булькаем).
Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре) расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет).
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)
И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух)
Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно)
Вот и пришла весна (каждый изображает свой “весенний звук”- дети выбирают звук сами)
Говорим детям, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Педагог говорит текст, а дети его озвучивают. Используем шумовые инструменты, которые есть в детском саду, а также изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек с использованием крупы, гороха и т.д.
Развиваем воображение
«В доме моем тишина» сл.и муз. Т.Боровик
Пример № 1:
1. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)
2. В доме моем тишина.
В доме моем я одна,
Только слышно- стукунчики стучат (2 раза)
3. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно - звучунчуки звучат (2раза)
4. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 раза)
5. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза)
Речевая диалогическая игра по песенке «Таря-Маря»
Педагог: - Таря-Маря в лес ходила…
Дети: - В лес ходила?
Педагог: - Таря-Маря шишки ела…
Дети: - Шишки ела?
Педагог: - Шишки ела, вам велела.
Дети: - Шишки ела, нам велела
А мы шишек не хотим,
Таре-Маре отдадим.
Речевая диалогическая игра для развития ритмического и интонационного слуха. Используя эту игру на занятии, постарайтесь, чтобы дети исполняли ее сопровождая выразительной мимикой и жестами, Это помогает рождению выразительной интонации.
Придумываем, как может выглядеть эта Таря-Маря, какой у нее характер, какое настроение. Все это передаем через яркое исполнение, а может и в рисунке.
Осенняя картина
В зарисовку включается
1. Звуковая импровизация звучащие жесты «Дождик накрапывает»
2. Речевая интонационная игра “Осенины”
3. Песня об осени
Звучащие жесты:
«Дождик накрапывает»
(игра с использованием звучащих жестов)
Мелкий дождик моросит
Кап- кап- кап -кап ! (удары пальчиками по парте)
В листьях сада шелестит
Кап –кап- кап- кап! (шуршим «ладошками»)
Мокнет мячик у ворот,
Кап- кап- кап- кап! (шлепаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап! (Степанов В.)
Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаем внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.
Речевая интонационная игра
“Осенины, осенины”
Осенины, осенины -
У дождинок именины.
Осенины, осенины -
Паутинок именины.
Осенины, осенины –
Разных красок именины
Осенины, осенины-
Тихих звуков именины.
Работая над этим текстом, важно создать атмосферу «тихой золотой» осени. Используем «естественные» звуки – шлепки по коленям, щелчок пальцами, шуршание бумагой. Все это создает ощущение шуршащих осенних листьев.
По желанию дети дорисовывают картину осени в своих рисунках (домашнее задание)
Картинка «Куклы»
Используются музыкальные произведения из программы О. П. Радыновой, «Музыкальные шедевры».
В зарисовку включаются
Игра «Матрешки»;
песенка «Неваляшки»;
музыкально-ритмическая импровизация на музыку Лядова «Музыкальная шкатулка”.
Игра «Матрешка»
Ты, матрешка, попляши,
- Ух-ах! Ух-ах!
Нам платочком помаши!
- Ух-ах! Ух-ах!
Мы похлопаем в ладошки.
- Ух-ах! Ух-ах!
И попрыгаем немножко.
- Ух-ах! Ух-ах!
На слова «ух-ах» добавляем звучание шумовых детских инструментов, инструменты дети выбирают сами из имеющихся.
Можно ввести понятия высокие – низкие звуки: “ух” - звук высокий, “ах” - низкий.
Песня «Неваляшки»
После разучивания песни выбираем подходящие по тембру шумовые
инструменты. Как правило, дети выбирают треугольники, бубенцы, металлофоны.
Ребята предлагают добавить в исполнение песни движения кукол, появляется музыкально-ритмическая импровизация. В результате совместного творчества рождается зарисовка «Куклы». Кроме того, в разных видах деятельности в момент создания зарисовки, дошкольники сталкиваются с понятиями ритм, тембр, регистр и другими теоретическими понятиями. Часто на таком занятии ребята с удовольствием рассказывают о своих любимых игрушках, что придает занятию теплую эмоциональную окраску.
На занятиях применяем прием имитации игры на музыкальных инструментах.
В этой деятельности используются также имеющиеся в детском саду детские инструменты. Хрестоматийным примером такого вида работы можно назвать песню «Веселый музыкант».
Эту линию удачно продолжает песня-игра «Оркестр».
Группа делится на подгруппы, каждая подгруппа исполняет партию того или иного инструмента, которые упоминаются в песне (скрипка, флейта, труба, бубны, барабаны) и разучивают свои партии. Затем подгруппы располагаются полукругом как музыканты в оркестре. Руководит оркестром дирижер. Сначала по знаку дирижера поют все общее начало. Затем поет первая подгруппа, подражая игре на скрипке. Вновь общее начало. Во втором проведении куплета вступают скрипачи и вместе с ними вступают флейтисты. С каждым куплетом играют все больше инструментов. Звучит оркестр. Игра интересна, когда каждая подгруппа, дойдя до своего инструмента, далее продолжает играть только на своем инструменте. В последнем проведении припева звучит уже весь оркестр под руководством дирижера. Если есть возможность добавить настоящие шумовые инструменты, то это украсит звучание оркестра.
Оркестр
Начало всех куплетов:
Мы славные артисты: на всем играть умеем,
У нас есть кларнетисты, а также и флейтисты.
ПРИПЕВЫ:
1. Вот, например, вот вам скрипка,
Пи-пи-пи, вот, вот, вот, вот как мы играем.
2. Вот, например, вот вам флейта,
Тю- лю- лю, вот, вот, вот, вот как мы играем.
3. Вот, например, вот вам медная труба
Тра-та-та, вот, вот, вот, вот как мы играем.
4. Вот, например, вот вам бубны,
Дзин-дзин, бум-бум, вот, вот, вот, вот как мы играем.
5. Вот, например, вот турецкий барабан,
Шлем, бом-бом, вот, вот, вот, вот как мы играем
Конечно, говорить о внедрении системы обучения К.Орфа в полном объеме в условиях детского сада нецелесообразно – специфический подход педагога к подбору музыкального инструментария, репертуару, основанному на национальной музыке Западных стран ограничивает возможности учебно-воспитательного процесса.
Считаю, что подход Карла Орфа безусловно интересен и продуктивен, т. к. позволяет сделать занятия в детском саду интересными и динамичными, ребенок - творец звуков окружающего мира и музыки. Музыкальная НОД становится «обучением в действии». Исполняя и создавая музыку вместе, дети познают ее в реальном действии.
Ребенок – соавтор и создатель собственного музыкального мира. В этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности, стремящейся создавать и совершенствовать окружающий мир.
Литература
ДмитриеваЛ.Т., Черноиваненко Н.М / Л.Т. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко “Методика музыкального воспитания” М. “Академия”2000г.
Зимина А.Н. / А.Н. Зимина “Народные песни с пением” М. “ГНОМ и Д” 2000г.
Тельгарова Р.А. / Р.А. Тельгарова «Уроки музыкальной культуры” ” М. “Просвещение” 1991г.
Тютюнникова Т.Э. / Т.Э. Тютюнникова “Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа” М.”Астрель” 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя ДОУ.
Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к с...
Использование элементов системы обучения Карла Орфа
Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к с...
Методическая разработка "Использование элементов системы обучения Карла Орфа в логопедических группах детского сада»
Применение Орф-методики при работе с детьми логопедических групп...
Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ «Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя»
Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к с...
«Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя ДОУ»
laquo;Использование элементов системы обучения Карла Орфав работе музыкального руководителя ДОУ»...
Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ «Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя ДОУ»
Упражнения для работы на занятиях(с применением рекомендаций Шульверка Карла Орфа)...
«Использование элементов системы обучения Карла Орфа на музыкальных занятиях»
На своих занятиях я применяю приемы и методы работы с ребятами, предложенными К.Орфом и его последователями. Безусловно, что это направление помогает в практической реализации общей концепции музыкаль...