Статья "Вариативные формы в работе с детьми дошкольного возраста по развитию одаренности"
статья (старшая, подготовительная группа)

Гутор Любовь Дмитриевна

Статья о том, как наше дошкольное учреждение создает условия для проявления и поддерживания детской одаренности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гутор Л. Д.,  

                             (музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 51», Бийск)

Вариативные формы в работе с детьми дошкольного возраста

по развитию одаренности

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует нас на сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, на развитие его способности и сохранение его самобытности.

Наше ДОУ работает под девизом «Неталантливых детей не бывает». Главная задача перед педагогами стоит в создании условий для проявления и поддержки детской одаренности. Чем раньше мы увидим скрытый талант у ребенка, тем большую устойчивость он приобретет при нашей поддержке.

Основной формой работы по художественно-эстетическому развитию является занятие. В начале года проводится диагностика с целью выявления уровня развития детей и разрабатывается план работы в данном направлении.

Проблема в работе с одаренными детьми обычно состоит в том, что детям не достаточно того, что предусматривает программа ДОУ. С этой целью для развития музыкальных способностей детей применяем разные формы работы. В первую очередь, уделяем большую роль предметно-развивающей среде, где ребенок может самостоятельно воспринимать, воспроизводить, творить. Создаются мини – центры, где находятся музыкальные инструменты, дидактические пособия с учетом возраста детей, лепбуки, атрибуты для творчества, элементы костюмов, иллюстрации, рисунки и альбомы «Мы рисуем и поем», «Времена года», «Симфонический оркестр», «Народный оркестр», карточки «Эмоции», музыкальные лесенки, магнитофон, а также бросовый материал для творения детьми самодельных шумовых инструментов. Весь материал доступен для детей, периодически обновляется и эстетически оформлен. Каждый центр имеет свое название: «Музыкальная шкатулка», «Сокровище музыки», «Музыкальный лабиринт». Использование ребенка данных пособий в свободной деятельности способствует развитию его одаренности.

Кроме традиционных форм работы осуществляется формирование художественно-эстетического отношения через наблюдение во время экскурсий в парки города, посещение городских культурных учреждений, праздники и развлечения, концерты между группами, индивидуальную работу и конкурсы различных уровней.

Во время экскурсий дошкольники знакомятся со всем богатством природы, её красок, звуков. Так, в парке дети учатся слышать разные звуки природы: шорох осенней листвы, голоса птиц, шум ветра. Уникальность объектов и явлений природы даёт возможность постигать красоту окружающего мира. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, вызывают разнообразные эмоциональные переживания. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.  Так, чувство любования картиной осенней природы передаются в танцах «Листья летят», «Осенние дорожки», песнях «Улетают журавли», «Дождик-художник», «Листопад».

Главную роль в развитии музыкальных способностей детей играет сотрудничество с музыкальной школой и музыкальным колледжем. Дошкольники с большим интересом слушают юных музыкантов и педагогов, что вызывает особый интерес к музыке. 25 % детей старших групп начинают заниматься в музыкальной школе.

Постоянные гости нашего садика - педагоги музыкального колледжа, семья Михайловских.  Для детей это уникальная возможность в живую услышать красоту звучания народных инструментов.

Конечно, особую роль в развитии одаренности является семья, но, к сожалению, в современном мире музыкальное воспитание в семье почти не реализуется, что вызвано занятостью родителей. Для этого педагогами проводятся консультации и беседы, семейные праздники и конкурсы.

      В ДОУ стало традицией проводить семейный фестиваль «Алло! Мы ищем таланты!», главная цель которого - обратить внимание на талант ребенка. Дети со своими родителями представляют разнообразные творческие номера. Конкурсы проводятся не только внутри ДОУ, но и на городском уровне.  Каждый год наши семьи участвуют в городском фестивале «Семейное созвездие» и имеют почетные награды.

     И в заключении хочется вспомнить слова одной мамы после выступления на городском фестивале «Сюрприз»: «Если бы я этого не увидела, то никогда бы не узнала про талант дочери».

                                                    Литература

  1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / Е.С. Белова. - М.; Просвещение. 1998 -215 с.
  2. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст]: Учебн. пособие / А.И.   Савенков, М.: Академия, 2000 - 232 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекотека - одна из форм коррекционной работы с детьми с особенностями развития

В рамках региональной программы "Точка опоры" дом ребенка приобрел дидактическое оборудование для работы с детьми с особенностями развития. Перед администрацией встал вопрос: как расместить данный сма...

Формы воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в условиях .центра содействия семейному воспитанию.

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы...

"Горизонтальный пластический балет как одна из форм оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Горизонтальный пластический балет позволяет отойти от традиционных физкультурных занятий, объединив положительные черты художественной гимнастики, балета, аэробики, музыкального занятия. Он оказывает ...

Нетрадиционные формы творческой работы с детьми дошкольного возраста

Ребёнок начинает воспринимать окружающий его мир наиболее полно и ярко благодаря различным  ощущениям, которые он испытывает, соприкасаясь с предметами и различными материалами. Дальней...

Презентация как одна из форм организации работы с детьми дошкольного возраста

Мультимедийная презентация используется в педагогическом процессе учреждения дошкольного образования  как средство обучения, в которое интегрированы информационные объекты различных типов: звук, ...

Сертификат Современные игровые формы в работе с детьми дошкольного возраста по изучению ПДД

Современные игровые формы в работе с детьми дошкольного возраста по изучению ПДД...

Работа с музыкально одаренными детьми Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Работа с музыкально одаренными детьмиВоспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех облас...