ТАНЦУЙ ИГРАЯ
статья по музыке

Лондонская Виктория Валерьевна

Дидактические игры для формирования творческой личности ребенка с помощью хореографии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsuy_igraya.docx29.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Негосударственное частное учреждение общеобразовательная школа «ЮНЭК»

143988, Россия, Московская область, г. Железнодорожный,

мкр. Павлино, д.13 Тел. 8(495) 785-73-86                                       www.unekplanet.ru

ТАНЦУЙ ИГРАЯ

ЛОНДОНСКАЯ ВИКТОРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА

Дидактические игры для формирования творческой личности ребенка с помощью хореографии.

Игра в хореографической деятельности для формирования творческой личности ребенка

                          «В игре перед детьми раскрывается мир,

творческие возможности личности»,

В. Сухомлинский.

Дети - невероятно творческий народ. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то — музицировать, а кто-то — прирожденный изобретатель, обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть малыши, которые любят наряжаться и ставят спектакли. А кто-то с увлечением копается в земле и строит из прутиков и глины. Дети бесконечно пробуют и узнают, что им интересно и к чему лежит душа.

Формирование какой-либо творческой способности представляет собой не только развитие узкой направленности, а развитие многих аспектов личности: мышление, психологические характеристики, эмоциональное поведение и т.д. При этом все дети развиваются индивидуально и со своими особенностями.

Детская игра — это деятельность, направленная на ориентирование в предметной и социальной действительности, где ребенок реализует свои впечатления от познания. Игровая деятельность ребенка является важной составляющей детской субкультуры, а также мощным воспитательным средством: в ней, по словам К. Ушинского, реализуется потребность человеческой природы.

Детские игры в дошкольном возрасте проходят значительный путь развития: от предметных, символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. Со старшим дошкольным возрастом связано начало двух других важных для развития видов деятельности: труд, обучение.

Значительное место в дошкольном возрасте занимают дидактические игры. Они особенны тем, что их создают взрослые, а предлагают их детям; такие игры наполнены конкретным содержанием и сопровождаются определенными правилами.

Это игры обучающие: педагоги широко пользуются ими как средством воспитания и обучения дошкольников, закрепление приобретенных знаний и формирование умений использовать их на практике, для облегчения и оживления процесса обучения. Ведь, когда умственная задача решается в ходе доступной для детей деятельности, которая сохраняет признаки игры, это приносит им большое удовольствие. Поэтому дидактическая игра - одна из эффективных форм обучающего воздействия педагога на ребенка.

Вторая цель дидактической игры - сугубо игровая, ради которой действует ребенок. Это, в частности, игры, в которые дети играют самостоятельно, вне занятий, когда могут выбирать их по собственному желанию. Важно, чтобы обе цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение дошкольниками определенных знаний.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У малышей постепенно формируется способность сосредоточиваться на том, что им показывает и говорит взрослый. Используя склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить увиденные действия, услышанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимые условия усвоения детьми знаний и умений; это одна из важных задач дидактических занятий.

Хореография имеет большие возможности для организации творческой деятельности средствами игры, самый доступный вид творчества — импровизация. В импровизации главную роль играют эмоциональное состояние, воображение, фантазия.

Источником создания образов в игровой деятельности являются детские жизненные ситуации из собственного опыта. Можно рекомендовать импровизировать на сказочные сюжеты, фантазировать в условиях свободного творчества.

В хореографической деятельности желательно использовать упражнения на подражание. Дошкольники и любят воссоздавать, например, походку животных или птиц. Такие занятия требуют правильного выбора педагогом различных способов стимулирования образной и моторной памяти детей. В частности, можно рекомендовать цитирование небольших стихотворений о животных: зайца, медведя, волка и других животных. Рассмотрение нарисованных животных с помощью наглядного вспомогательного материала. Таковой метод готовит детей к воссозданию характерных движений, пластики, действий, изображения отдельных животных и птиц. На хореографических занятиях широко используются упражнения на шаг кошки, которое стимулирует развитие пластичности, грации. Нравится детям подражать движение поезда, машины, самолета. Творческая активность начинается с подражания: это не копирование, а ориентация на образец, что не мешает проявлению индивидуальности ребенка.

Выделим значение игры в хореографической деятельности для развития детей, ее основные функции в этом направлении:

•        обеспечение гармоничного физического развития;

•        поощрение развития воображения;

•        стимулирование к переживанию состояния «мышечной радости»;

•        удовольствие творческого самовыражения, самоутверждения и самореализации детей.

Игры и игровые приемы, используемые на занятиях хореографии.

Мухи и зверята.

Цель: развивать у детей чувство ритма, слуховое внимание. Развивать координацию движения в соответствии с музыкой, расширять двигательный опыт. Эмоционально передавать игровые и сказочные образы.

Описание: дети идут под музыку, выполняя три шага на носочках, со сменной музыки выполняют – хлопок, как бы ловят мух. Нужно обратить внимание детей, на тот момент, что музыка будет сказочная, одна напоминает шаги зайчика, а вторая шаги медведя. Дети могут придумывать разные образы зверей, которые ловят мух.

Ровный сделаем кружок.

Цель: развивать внимание детей, двигательную память, ориентацию в пространстве.

Описание: в соответствии со словами и музыкальным материалом, дети выполняют следующие движения: дети берутся за руки и образуют круг; руки взять на пояс; топаем ножками; хлопки в ладоши; выполняют повороты вокруг себя; раскрыть ручки в сторону; шаги в центр круга, сужая круг; выполняют повороты вокруг себя; грозим пальчиком; берутся за руки; шагают, расширяя круг; выполняют повороты вокруг себя; берутся за руки образуя круг; ручки на пояс; выставляют ножку на пятку; выполняют повороты вокруг себя.

Веселый танец.

Цель: развитие быстроты реакции, развитие координации между движениями и речью, развитие внимания.

Описание: исходное положение - дети стоят в кругу, взявшись за руки; выполняют подскоки двигаясь по кругу; останавливаются, поворачиваются лицом в круг и выполняют прыжки на двух ножках; выполняют хлопки руками; вновь берутся за руки, образуя круг.

Игра повторяется несколько раз в ускоряющем темпе. Дети должны выполнять движения в соответствии с изменяющимся темпом песенки.

Веселые хлопочки.

Цель: развитие чувства ритма, координации движения, учить ритмично хлопать в ладоши.

Описание: Дети стоят лицом в круг. Хлопают в ладоши, отмечая сильные и слабые доли каждого такта. На сильную долю – акцентированный хлопок или удар ногой в пол. Педагог выполняет хлопок, затем повторяют за ним дети. На сильную долю – хлопок над головой, на слабую долю руки кладут на плечи. На сильную долю – удар ногой в пол, на слабую долю – хлопок в ладоши. На восьмые длительности хлопают в ладоши, а четверти, отмечают ударами правой и левой ноги в пол.

Летят птицы.

Цель: развитие чувства ритма, координации движения, развитие внимания.

Описание: Дети двигаются в произвольном порядке. При этом во время движения дети не должны столкнутся. Дети отмечают сильную и слабую долю каждого такта условными обозначениями: имитируя руками крылья птиц. Взмах рук вверх – сильная доля, дети подымают руки вверх, руки вниз – слабая доля, дети опускают руки вниз.

Занимательные шеренги.

Цель: Развивать музыкально-ритмическую координацию движений.

Описание: дети стоят в двух шеренгах, одна напротив другой. Дети идут вперед, выполняя 9 шагов, сохраняя ровную линию. На сильную долю приседают одновременно, выполняя хлопок в ладоши. Вторая шеренга – повторяет выше указанные движения. Первая шеренга разворачивается вправо и образует колону, и идут колонной вперед выполняя 9 шагов и приседают, одновременно выполняя хлопок в ладоши. Вторая колона повторяет выше указанные движения.

Стрела – звезда – река.

Цель: развитие внимания, развивать музыкально-ритмические навыки, ориентации в пространстве, способствовать приобретению умения вслушиваться в музыку.

Описание: музыкальный ряд ¾. Дети стоя шахматным порядком, ноги во второй произвольной позиции. В соответствии с трехдольным музыкальным размером, дети должны отметить условными жестами: Стрела – руки поднять вверх и соединить ладони, звезда – руки раскрыть в стороны ладонями вниз, река – руки вытянуть перед собой и соединить ладони. Три доли в каждом

такте.

Ловкие ножки.

Цель – развитие внимания, развивать музыкально-ритмические навыки, ориентации в пространстве.

Описание: Дети стоят по кругу друг за другом.

На первую часть выполняют – танцевальный шаг, на вторую часть музыки – бег на носочках (для детей старшего дошкольного возраста, можно заменить на без взахлест). Дети должны уметь отличать звучание и тем музыки, и в соответствии с музыкой выполнять движения.

Озорные бубенцы.

Цель: Выполнять движения по тексту песенки. Учить ориентироваться в пространстве зала. Развивать внимание детей.

Описание: Дети стоят врассыпную по залу. На полу возле каждого ребенка лежат бубенцы. На первую часть музыки - выполняют притопы ногами в пол, с хлопками в ладоши. Вторая часть музыки – дети берут бубенцы и разбегаются по залу. При повторе музыкальных частей, дети кладут на пол возле себя колокольчики и выполняют притопы ножкой и хлопки в ладоши.

Лошадки.

Цель: Развивать музыкально-ритмическую координацию движений. Способствовать приобретению умения с изменением характера звучания музыки изменять движения. Развитие коммуникативных навыков у детей. Учить слушать музыку и самостоятельно выполнять простейшие танцевальные движения.

Описание: «Лошадки» парами идут высоким шагом по кругу. «Лошадки бьют копытом» о землю (4 раза ударяют правой ногой об пол перед собой). «Лошадки» бьют о землю левым копытом (4 раза). Качают головой вниз - вверх (4 раза). «Лошадки» двигаются высоким бегом по кругу держа согнутые в локтях руки перед собой. «Лошадки» радостно скачут приставным шагом-галопом лицом в круг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника «Неразлучные друзья: Взрослые и дети». Для детей средней группы совместно с родителями. (С использованием здоровьесберегающих технологий: Ритмических танцев «Игра с мячом», «кошки-мышки» с родителями, Пальчиковая игра «Мышки

Под музыку дети с родителями входят в зал парами. Идут по кругу обычной ходьбой, на пятках, на внешней стопе. Взрослый встаёт позади ребёнка и держит его за вытянутые руки – идут на носках.Перестроени...

Мастер – класс «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»

Предлагаю вашему вниманию занимательный материал по использованию игровых форм работы здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников...

«ТАНЦУЕМ ИГРАЯ, ИГРАЕМ ТАНЦУЯ» (музыкально-ритмические игры на занятиях ритмикой с детьми дошкольного возраста)

В статье «Танцуем играя, играем танцуя…» раскрываются возрастные особенности детей-дошкольников; описываются виды танцев, наиболее часто используемые на утренниках и развлечениях в ...

проект «Коммуникативные танцы-игры – как средство социальной компетенции ребенка» «Танцуем вместе»

проект «Коммуникативные танцы-игры –  как средство социальной компетенции ребенка» «Танцуем вместе»разработала музыкальный руководитель Давлеткулова Е.В....

Консультация для воспитателей "Танцуя играем, играя танцуем"

Наверное, нет человека, который бы не согласился с утверждением, что движение и ритм являются основой жизни. Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию. Развитие...

Сценарий спортивного праздника «Мы весёлые друзья». Для детей средней группы совместно с родителями. (С использованием здоровьесберегающих технологий: Ритмических танцев «Игра с мячом», «кошки-мышки» с родителями, Пальчиковая игра «Мышки и пышки»).

Задачи:Продолжать укреплять мышцы стопы.Развивать дыхательную мускулатуру, увеличить подвижность грудной клетки.Учить радоваться себе и другим в процессе выполнения физических упражнений....