"Весна - Красна к нам в гости пришла"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Лукова Марина Александровна

Интегрированнное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vesna_-_krasna_k_nam_gosti_prishla.docx32.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей им Г. Ф. Атякшева»

(дошкольные группы)

Интегрированная образовательная деятельность «Социокультурные истоки»

«Весна – Красна к нам в гости пришла»

Музыкальный руководитель:

Чурикова М. А.

Воспитатель: Козина И. А.

г. Югорск

Интегрированная образовательная деятельность «Социокультурные истоки»

«Весна – Красна к нам в гости пришла»

Цель: Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях русского народа в процессе ознакомления с фольклорным обрядом закликания весны.

 Задачи:

  • Формировать представления детей об обряде закликания весны;
  • Развивать умение в технике пения aккапела;
  • Воспитывать интерес к знакомству с русским музыкальным фольклором.

 

На занятии дети знакомятся с обрядом закликания весны, закликания птиц. Разучивают заклички, знакомятся с основными хороводными движениями, продолжают развиваться в области музыкального фольклора.

 

I. Организационная информация

1. Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие Согласно ФГОС ДО

2. Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие фольклора, двигательная.

II. Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности «Весна – Красна к нам в гости пришла»

2. Методы и приемы реализации содержания занятия:

  • Наглядные (Демонстрация убранства русской избы, показ птичек из различного материала и теста)
  • Словесные (Рассказ об обрядах)
  • Практические (упражнение, игра, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки)

3. Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие: Дети узнают фольклорные обряды
  • Познавательное развитие: Дети разучивают заклички, знакомятся с новой игрой
  • Речевое развитие: Расширение активного словаря (закликание весны, заклички, гуканье птиц)
  • Физическое развитие: Развитие двигательной активности в танцах и играх

4. Возрастная группа: Подготовительная группа (6 – 7 лет)

5. Организация РППС для проведения НОД: интерьер русской избы, колокольчик,, птички - жаворонки выполненные из разного материала, печенье «жаворонки», , аудиозапись П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник», аудиозапись «Волшебный лес», аудиозапись народной песни «Заплетися плетень»; белые маленькие шарики.

Ход занятия:

 1.Организационный этап

Занятие проводится Хозяюшкой и музыкальным руководителем в музыкальном зале, в котором воссоздана обстановка русской избы. Звучит русская народная мелодия

М. р.: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

М. р.: А теперь  предлагаю Вам поздороваться музыкальной попевкой!

Музыкальная попевка: «Здравствуйте!» (под фортепиано)

По дорожке мы шагаем    (дети идут по кругу, взявшись за руки.)

И друзей своих встречаем.

Здравствуй, солнце!     (поднимают руки вверх)

Здравствуй, речка!    (опускают руки и плавно водят ими перед собой вправо и влево)

Здравствуй белая овечка!

Здравствуйте мои друзья! (поднимают руку вверх и приветственно машут ею)

Очень рад всех видеть я! (прижимают руки к груди и вытягивают их вперед)

2.Мотивационный этап

М. р.: Ребята, оглянитесь вокруг,  куда это мы с вами попали?

Ответы детей: В избу!

Звучит русская народная мелодия, Хозяюшка входит в зал, её встречают дети.

(хозяйка Ирина Александровна)

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Ой замерзла, на улицу ходила, морозу угощение носила. Дети, а вы знаете как мороза кормят и для чего?

Ответы детей:

Хозяйка: А хотите я вас научу?

Ответ детей: Да!

Хозяйка: В марте хозяйки пекли из остатков муки маленькие шарики, и каждый день выбрасывали на улицу, морозу угощенье. (в руках поднос, раздает мягкие шарики) Да еще приговаривали:

Хозяйка: Мороз – Красный нос, вот тебе хлеб и овес.

А теперь убирайся подобру-поздорову!

Дети повторяют за хозяйкой закличку и бросают шарики на поднос

Хозяйка: Люди верили, что, наевшись хлебных шариков, Мороз уйдет в дальние края, за леса, за моря и уведет с собой зиму.

М. р.: А чтобы приблизить весеннюю пору люди складывали о весне стихи, пели песни, посвящали хороводные гулянья, звали-зазывали песнями веснянками  ее скорее прийти и растопить снег.

3. Деятельностный этап.

3.1. Стих

Хозяйка: А как мы с вами будем закликать Весну – Красну?

Ответы детей: стихами, песнями – закличками, танцами, играми

Хозяйка: Я предлагаю закликать Весну стихами, Полина прочтет нам стихотворение «Весна, весна красная!»

Полина: Весна, весна красная!   (ладони рупором)

Приди, весна, с радостью,

С великою милостью!               (поклон)

Со льном высоким!                  (руки вверх)

С корнем глубоким!              (приседает, руки вниз)

С колосом сильным!            (кулачок стучит о кулачок)

С хлебом обильным!           (показывает каравай)

3.2. Пение

М. р.: А еще мы с вами будем закликать весну песнями – закличками. Предлагаю спеть закличку «Чувиль-виль-виль»

Закличка «Чувиль-виль-виль»

Чувиль-виль-виль,
Жаворонушки,
Прилетите к нам,
Принесите нам,
Лето теплое,
Весну красную.
Нам зима надоела,
Весь хлеб переела.
Весна-красна,
На чем пришла?
На прутике,
На хомутике,
Чувиль-виль-виль,
Жаворонушки.

Хозяйка: Красивая песенка? А кто такие жаворонки?

Ответы детей:(Да, маленькие птички. Они прилетают из теплых стран не самые первые, но люди говорят, что как только они прилетят, так и настоящая весна наступит.)

М. р.: В это время хозяйки лепили из теста «птичек-жаворонков», «куликов», «птушек» пекли их, мазали сладким медом. У кого не было теста, те лепили птиц из чего?

Ответы детей: глины, соломы, мастерили из тряпок и бумаги.

М. р.: Празднично одетые дети ходили по селу, подбрасывали вверх фигурки птиц.

Хозяйка: Посмотрите, у меня в доме тоже есть такие птицы. Давайте и мы возьмем жавороночков в руки, будем тихонечко их подбрасывать вверх.

 М. р.: И пропевать вместе закличку

Закличка «Жаворонушки»

М. р.:  Высоко, далеко в небе летят птицы, позовем их, пропоем – гу, протяжно, напевно, тоненько (на ноте «соль» поется попевка)

Жаворонки, ноги тонки!

Прилетите к нам, принесите нам

Конфетки на ветке, весну - красну, лету теплую! (глиссандо вверх)

Хозяйка: Замечательно у нас получилось. А теперь давайте поставим птиц на полочку аккуратно.

3.3. Лепка из теста

Хозяйка: А как же мы еще будем закликать весну – красну?

 В моей избе есть настоящая творческая мастерская. Посмотрите сколько  картин весны на стенах.  Давайте их хорошенько рассмотрим. (Рассматривание картин).Рассказывают о признаках весны. 

 Хозяйка: Я вам предлагаю сделать жаворонков самостоятельно, как думаете из чего мы можем их сделать? (Ответы детей: (еще раз проговаривают)из теста, из глины, из соломки) А я Вам предлагаю слепить жаворонков из теста!

Хозяйка: М. р.:  Лепим жаворонков

(проговариваем с детьми во время лепки, что жаворонки могут быть разной формы, но главное - чтобы у птичек были крылья расправленными. Птички всегда «летели». Глазки птичкам делали из изюма, орехов, сушеной черники или других ягод (поставить формочки с разными видами на выбор детей))

Хозяйка: Здорово у нас получилось, ну теперь можно поставить в печь!

 3.4. Слушание

М. р.:  А куда же прилетают жаворонки  с теплых стран (В поле, в лес). А скажите, ребята, хотели бы вы увидеть, как просыпается лес после зимнего сна, и не только увидеть, но и всем показать. Тогда давайте закроем глаза и представим себе лес Дети закрывают глаза

Звучит музыка «Весеннего леса».

М. р.:  Как хорошо в лесу, слышите, ручьи журчат, просыпается природа.

 3.5. Импровизация “Пробуждение леса”

“Пробуждение леса” импровизация детей

М. р.:  Ну как, представили себе весенний лес? А теперь давайте закликать весну весенней сказкой, а закликать мы будем звуками, движениями и музыкой. Итак, сказка начинается.

1. В весеннем лесу выглянуло солнышко,(картинка солнышка) оно улыбнулось деревьям, кустам, птичкам  и ребятам. Все кругом ожило у проснулось (дети показывают мимикой).

2. С пригорка побежал веселый ручеек (ребенок звенит колокольчиком)

3. Выбрались из под коры жучки (ж –ж –ж) и букашки (з –з –з).

4.Зазвенела звонкая капель (кап – кап- кап- соло на треугольнике).

5. Пролетел легкий ветерок (дети дуют)

6. Поиграл с деревьями (дети поднимают руки вверх и покачивают ими),

7. О чем – то пошептался (шу –шу- шу) и улетел (дети дуют).

 8. И начались в лесу настоящие чудеса. На ветвях стали набухать почки, и вдруг: хлоп – хлоп  - что это? (хлопок) 

9. Разрывая клейкие почки, на ветках взрывались хлопушки – листочки (дети показывают ладошки), которые хотят посмотреть на солнце.

10. Лес наполнился ароматом зелени. Ах, как чудесно пахнет!(дети нюхают) Вот и наступила весна!

11. Проснулись деревья, вдруг под прошлогодней листвой что – то зашуршало (ш-ш-ш), потом зафыркало(ф-ф-ф).

12. Ой, да это ежик пробежал (ребенок тихо подыгрывает на барабане, а педагог показывает ежика).  

13. А из – под елки прыг – скок (звучит металлофон), это зайки (педагог показывает игрушечных зайчиков).

14. И вдруг: топ – топ (звучат бубны), это мишки (показывает игрушку медведя) 

15. Лес наполнился птичьими голосами (дети играют на свистульках).

М. р.:  Молодцы! А вы слышали пение птиц? Как они пели?

Ответ детей: (нежно, тонко, волшебно)

3.6. Хоровод

Хозяйка: Как замечательно весной в поле и в лесу. Везде мы с вами побывали и жаворонка послушали. А как еще весну не закликали?

 Хозяйка: Да, хороводы не водили!

М. р.:  В старину хоровод был связан с обрядами в честь солнышка красного и отсюда главный рисунок хоровода, какой (Круг)

Хоровод «Весна красна идет и песенку поет»

 3.7. Игровое творчество

Хозяйка: А теперь, детвора, поиграть пришла пора?

Наша игра называется “Жаворонок”.

Дети становятся в круг и поют:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Описание игры: «Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.

4. Этап закрепления

4.1.Сюрпризный момент  

М. р.:  Ребята о чем мы сегодня с вами говорили? Ответы детей:

М. р.:  Сегодня мы с вами говорили о весне, о русских обычаях. А помогали нам в этом птицы – жаворонки. Ой вы слышите и кажется одна из них услышала нашу песнь и прилетела к нам в избу!  (Хозяйка выносит птицу на каждом перышке нотка)

(Берут с птички или прикрепляют на птичку нотку, на ней рисунок.

 Прикрепляют нотку на крылышки и проговаривают  какими обрядами закликали весну)

М. р.:  Хозяйка чувствую вкусный запах в твоей избе!

Хозяйка: Так это же наши жавороночки готовы! (достает из печи жаворонков, угощаем детей и гостей)

Хозяйка: А сейчас, гости дорогие, примите сладкие подарки, жаворонков, сама пекла, старалась! Угощайтесь на здоровье, растите большими да умными! И угостите наших гостей! И скорее возвращайтесь в свой детский сад.

Дети: Спасибо, до свидания!

Хозяйка: До свидания!

Звучит волшебная музыка дети уходят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Весна-красна в гости к нам пришла!» Конспект занятия в средней группе

Дети входят в группу под музыку Шостаковича «Душа…Весна»Воспитатель: Ребята, у нас сегодня  необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.Дети здороваются с гостями.Воспитат...

Интегрированное занятие «Весна красна к нам в гости пришла»

Интегрированное занятие "Весна красна к нам в гости пришла" для средней группы,знакомит детей с признаками весны,способствует развитию внимания,памяти, расширяет словарный запас детей....

Праздник для старшей группы "Весна красна в гости пришла"

Сценарий праздника посвященный приходу весны....

Итоговая беседа по теме недели "Весна-красна!" в группе раннего возраста «В гости к нам весна пришла». Воспитатель Амягина Анна Валерьевна

Цель: Создать условия по закреплению  элементарные представлений о весне (сезонных изменениях в природе, одежде людей)Задачи:1) Развивать диалогическую речь – отвечать на вопросы, давать объяснен...

Тема недели: «Весна – красна » Тема НОД: «В гостях у бабушки Рассказушки ( чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».)

Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев. Упражнять детей в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Развивать диало...

Конспект НОД "Весна - Красна к нам в гости пришла"

Конспект по познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста  с умеренной - тяжелой степенью умственной отсталости...