"Весна - Красна к нам в гости пришла"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Интегрированнное занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_vesna_-_krasna_k_nam_gosti_prishla.docx | 32.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лицей им Г. Ф. Атякшева»
(дошкольные группы)
Интегрированная образовательная деятельность «Социокультурные истоки»
«Весна – Красна к нам в гости пришла»
Музыкальный руководитель:
Чурикова М. А.
Воспитатель: Козина И. А.
г. Югорск
Интегрированная образовательная деятельность «Социокультурные истоки»
«Весна – Красна к нам в гости пришла»
Цель: Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях русского народа в процессе ознакомления с фольклорным обрядом закликания весны.
Задачи:
- Формировать представления детей об обряде закликания весны;
- Развивать умение в технике пения aккапела;
- Воспитывать интерес к знакомству с русским музыкальным фольклором.
На занятии дети знакомятся с обрядом закликания весны, закликания птиц. Разучивают заклички, знакомятся с основными хороводными движениями, продолжают развиваться в области музыкального фольклора.
I. Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие фольклора, двигательная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Весна – Красна к нам в гости пришла»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия:
- Наглядные (Демонстрация убранства русской избы, показ птичек из различного материала и теста)
- Словесные (Рассказ об обрядах)
- Практические (упражнение, игра, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки)
3. Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие: Дети узнают фольклорные обряды
- Познавательное развитие: Дети разучивают заклички, знакомятся с новой игрой
- Речевое развитие: Расширение активного словаря (закликание весны, заклички, гуканье птиц)
- Физическое развитие: Развитие двигательной активности в танцах и играх
4. Возрастная группа: Подготовительная группа (6 – 7 лет)
5. Организация РППС для проведения НОД: интерьер русской избы, колокольчик,, птички - жаворонки выполненные из разного материала, печенье «жаворонки», , аудиозапись П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник», аудиозапись «Волшебный лес», аудиозапись народной песни «Заплетися плетень»; белые маленькие шарики.
Ход занятия:
1.Организационный этап
Занятие проводится Хозяюшкой и музыкальным руководителем в музыкальном зале, в котором воссоздана обстановка русской избы. Звучит русская народная мелодия
М. р.: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
М. р.: А теперь предлагаю Вам поздороваться музыкальной попевкой!
Музыкальная попевка: «Здравствуйте!» (под фортепиано)
По дорожке мы шагаем (дети идут по кругу, взявшись за руки.)
И друзей своих встречаем.
Здравствуй, солнце! (поднимают руки вверх)
Здравствуй, речка! (опускают руки и плавно водят ими перед собой вправо и влево)
Здравствуй белая овечка!
Здравствуйте мои друзья! (поднимают руку вверх и приветственно машут ею)
Очень рад всех видеть я! (прижимают руки к груди и вытягивают их вперед)
2.Мотивационный этап
М. р.: Ребята, оглянитесь вокруг, куда это мы с вами попали?
Ответы детей: В избу!
Звучит русская народная мелодия, Хозяюшка входит в зал, её встречают дети.
(хозяйка Ирина Александровна)
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Ой замерзла, на улицу ходила, морозу угощение носила. Дети, а вы знаете как мороза кормят и для чего?
Ответы детей:
Хозяйка: А хотите я вас научу?
Ответ детей: Да!
Хозяйка: В марте хозяйки пекли из остатков муки маленькие шарики, и каждый день выбрасывали на улицу, морозу угощенье. (в руках поднос, раздает мягкие шарики) Да еще приговаривали:
Хозяйка: Мороз – Красный нос, вот тебе хлеб и овес.
А теперь убирайся подобру-поздорову!
Дети повторяют за хозяйкой закличку и бросают шарики на поднос
Хозяйка: Люди верили, что, наевшись хлебных шариков, Мороз уйдет в дальние края, за леса, за моря и уведет с собой зиму.
М. р.: А чтобы приблизить весеннюю пору люди складывали о весне стихи, пели песни, посвящали хороводные гулянья, звали-зазывали песнями веснянками ее скорее прийти и растопить снег.
3. Деятельностный этап.
3.1. Стих
Хозяйка: А как мы с вами будем закликать Весну – Красну?
Ответы детей: стихами, песнями – закличками, танцами, играми
Хозяйка: Я предлагаю закликать Весну стихами, Полина прочтет нам стихотворение «Весна, весна красная!»
Полина: Весна, весна красная! (ладони рупором)
Приди, весна, с радостью,
С великою милостью! (поклон)
Со льном высоким! (руки вверх)
С корнем глубоким! (приседает, руки вниз)
С колосом сильным! (кулачок стучит о кулачок)
С хлебом обильным! (показывает каравай)
3.2. Пение
М. р.: А еще мы с вами будем закликать весну песнями – закличками. Предлагаю спеть закличку «Чувиль-виль-виль»
Закличка «Чувиль-виль-виль»
Чувиль-виль-виль,
Жаворонушки,
Прилетите к нам,
Принесите нам,
Лето теплое,
Весну красную.
Нам зима надоела,
Весь хлеб переела.
Весна-красна,
На чем пришла?
На прутике,
На хомутике,
Чувиль-виль-виль,
Жаворонушки.
Хозяйка: Красивая песенка? А кто такие жаворонки?
Ответы детей:(Да, маленькие птички. Они прилетают из теплых стран не самые первые, но люди говорят, что как только они прилетят, так и настоящая весна наступит.)
М. р.: В это время хозяйки лепили из теста «птичек-жаворонков», «куликов», «птушек» пекли их, мазали сладким медом. У кого не было теста, те лепили птиц из чего?
Ответы детей: глины, соломы, мастерили из тряпок и бумаги.
М. р.: Празднично одетые дети ходили по селу, подбрасывали вверх фигурки птиц.
Хозяйка: Посмотрите, у меня в доме тоже есть такие птицы. Давайте и мы возьмем жавороночков в руки, будем тихонечко их подбрасывать вверх.
М. р.: И пропевать вместе закличку
Закличка «Жаворонушки»
М. р.: Высоко, далеко в небе летят птицы, позовем их, пропоем – гу, протяжно, напевно, тоненько (на ноте «соль» поется попевка)
Жаворонки, ноги тонки!
Прилетите к нам, принесите нам
Конфетки на ветке, весну - красну, лету теплую! (глиссандо вверх)
Хозяйка: Замечательно у нас получилось. А теперь давайте поставим птиц на полочку аккуратно.
3.3. Лепка из теста
Хозяйка: А как же мы еще будем закликать весну – красну?
В моей избе есть настоящая творческая мастерская. Посмотрите сколько картин весны на стенах. Давайте их хорошенько рассмотрим. (Рассматривание картин).Рассказывают о признаках весны.
Хозяйка: Я вам предлагаю сделать жаворонков самостоятельно, как думаете из чего мы можем их сделать? (Ответы детей: (еще раз проговаривают)из теста, из глины, из соломки) А я Вам предлагаю слепить жаворонков из теста!
Хозяйка: М. р.: Лепим жаворонков
(проговариваем с детьми во время лепки, что жаворонки могут быть разной формы, но главное - чтобы у птичек были крылья расправленными. Птички всегда «летели». Глазки птичкам делали из изюма, орехов, сушеной черники или других ягод (поставить формочки с разными видами на выбор детей))
Хозяйка: Здорово у нас получилось, ну теперь можно поставить в печь!
3.4. Слушание
М. р.: А куда же прилетают жаворонки с теплых стран (В поле, в лес). А скажите, ребята, хотели бы вы увидеть, как просыпается лес после зимнего сна, и не только увидеть, но и всем показать. Тогда давайте закроем глаза и представим себе лес Дети закрывают глаза
Звучит музыка «Весеннего леса».
М. р.: Как хорошо в лесу, слышите, ручьи журчат, просыпается природа.
3.5. Импровизация “Пробуждение леса”
“Пробуждение леса” импровизация детей
М. р.: Ну как, представили себе весенний лес? А теперь давайте закликать весну весенней сказкой, а закликать мы будем звуками, движениями и музыкой. Итак, сказка начинается.
1. В весеннем лесу выглянуло солнышко,(картинка солнышка) оно улыбнулось деревьям, кустам, птичкам и ребятам. Все кругом ожило у проснулось (дети показывают мимикой).
2. С пригорка побежал веселый ручеек (ребенок звенит колокольчиком)
3. Выбрались из под коры жучки (ж –ж –ж) и букашки (з –з –з).
4.Зазвенела звонкая капель (кап – кап- кап- соло на треугольнике).
5. Пролетел легкий ветерок (дети дуют)
6. Поиграл с деревьями (дети поднимают руки вверх и покачивают ими),
7. О чем – то пошептался (шу –шу- шу) и улетел (дети дуют).
8. И начались в лесу настоящие чудеса. На ветвях стали набухать почки, и вдруг: хлоп – хлоп - что это? (хлопок)
9. Разрывая клейкие почки, на ветках взрывались хлопушки – листочки (дети показывают ладошки), которые хотят посмотреть на солнце.
10. Лес наполнился ароматом зелени. Ах, как чудесно пахнет!(дети нюхают) Вот и наступила весна!
11. Проснулись деревья, вдруг под прошлогодней листвой что – то зашуршало (ш-ш-ш), потом зафыркало(ф-ф-ф).
12. Ой, да это ежик пробежал (ребенок тихо подыгрывает на барабане, а педагог показывает ежика).
13. А из – под елки прыг – скок (звучит металлофон), это зайки (педагог показывает игрушечных зайчиков).
14. И вдруг: топ – топ (звучат бубны), это мишки (показывает игрушку медведя)
15. Лес наполнился птичьими голосами (дети играют на свистульках).
М. р.: Молодцы! А вы слышали пение птиц? Как они пели?
Ответ детей: (нежно, тонко, волшебно)
3.6. Хоровод
Хозяйка: Как замечательно весной в поле и в лесу. Везде мы с вами побывали и жаворонка послушали. А как еще весну не закликали?
Хозяйка: Да, хороводы не водили!
М. р.: В старину хоровод был связан с обрядами в честь солнышка красного и отсюда главный рисунок хоровода, какой (Круг)
Хоровод «Весна красна идет и песенку поет»
3.7. Игровое творчество
Хозяйка: А теперь, детвора, поиграть пришла пора?
Наша игра называется “Жаворонок”.
Дети становятся в круг и поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Описание игры: «Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.
4. Этап закрепления
4.1.Сюрпризный момент
М. р.: Ребята о чем мы сегодня с вами говорили? Ответы детей:
М. р.: Сегодня мы с вами говорили о весне, о русских обычаях. А помогали нам в этом птицы – жаворонки. Ой вы слышите и кажется одна из них услышала нашу песнь и прилетела к нам в избу! (Хозяйка выносит птицу на каждом перышке нотка)
(Берут с птички или прикрепляют на птичку нотку, на ней рисунок.
Прикрепляют нотку на крылышки и проговаривают какими обрядами закликали весну)
М. р.: Хозяйка чувствую вкусный запах в твоей избе!
Хозяйка: Так это же наши жавороночки готовы! (достает из печи жаворонков, угощаем детей и гостей)
Хозяйка: А сейчас, гости дорогие, примите сладкие подарки, жаворонков, сама пекла, старалась! Угощайтесь на здоровье, растите большими да умными! И угостите наших гостей! И скорее возвращайтесь в свой детский сад.
Дети: Спасибо, до свидания!
Хозяйка: До свидания!
Звучит волшебная музыка дети уходят
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи + математика в подготовительной группе "Весна красна в гости к нам пришла"
Интегрированное занятие...
«Весна-красна в гости к нам пришла!» Конспект занятия в средней группе
Дети входят в группу под музыку Шостаковича «Душа…Весна»Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.Дети здороваются с гостями.Воспитат...
Интегрированное занятие «Весна красна к нам в гости пришла»
Интегрированное занятие "Весна красна к нам в гости пришла" для средней группы,знакомит детей с признаками весны,способствует развитию внимания,памяти, расширяет словарный запас детей....
Праздник для старшей группы "Весна красна в гости пришла"
Сценарий праздника посвященный приходу весны....
Итоговая беседа по теме недели "Весна-красна!" в группе раннего возраста «В гости к нам весна пришла». Воспитатель Амягина Анна Валерьевна
Цель: Создать условия по закреплению элементарные представлений о весне (сезонных изменениях в природе, одежде людей)Задачи:1) Развивать диалогическую речь – отвечать на вопросы, давать объяснен...
Тема недели: «Весна – красна » Тема НОД: «В гостях у бабушки Рассказушки ( чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».)
Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев. Упражнять детей в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Развивать диало...
Конспект НОД "Весна - Красна к нам в гости пришла"
Конспект по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста с умеренной - тяжелой степенью умственной отсталости...