мастер класс для родителей
методическая разработка по музыке
Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.
Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 32.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Сказочный мир театра»
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть? Ну что ж, предлагаем поиграть в сказку, и, надеемся, тебе, малыш, это принесет радость.
Выражение “сказочный мир детства” - не пустые слова. В жизни ребенка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Разве взрослый человек поверит, что курочка может снести яичко не простое, а золотое, или будет мечтать о волшебной палочке, которая решит все его проблемы? Конечно, нет. А вот ребенок убежден, что стоит взмахнуть этой волшебной палочкой, и случится чудо, остается только эту палочку найти, ведь в ее существовании малыш даже не сомневается; просто лежит где-то, и никто не догадывается, что палочка-то волшебная, и проходят мимо своего счастья.
Мы взрослые, говоря о “сказочном мире детства”, ошибочно полагаем, что сказочное детство оттого и делает детей счастливыми, что нет у них ни забот, ни хлопот, ни проблем взрослых. Живи себе да радуйся! Однако у детей трудностей не меньше, чем у их мам и пап, и зачастую мы их не замечаем, потому что ребенок сам находит выход из положения. Что же порой помогает ему преодолеть эти: трудности? Подсознательно с ребенком всегда вера в то, что все закончится очень хорошо, а успокоит его мысль о том, что добро обязательно победит, а зло будет наказано.
Педагоги и психологи подтверждают существование особого психологического мира ребенка. Воплощение такого нестандартного для взрослого человека мышления ребенок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Например, кошка в кукольном театре может быть размером с елку, а заяц будет держать в лапах неправдоподобно огромную морковку. Ребенок не видит в этом ничего неправильного, это соответствует его видению мира.
Итак, сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра.
Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!
Сказочный мир театра - страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр - благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры - вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр. Возьмите на себя любую из этих ролей, и вы тоже станете волшебником! Это в ваших силах! Стоит только взмахнуть волшебным платком, и все вокруг преобразится: оживет сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, все озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения.
В созданной нами волшебной стране появятся образы доброго и простодушного Мишки, хитрой Лисы и робкого Зайчика, озорного и веселого Петрушки. И все они обязательно подружатся между собой, ведь в сказке не может быть иначе.
Сказочные представления в театре вводят ребенка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребенок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни.
В своей работе с детьми уже в младшем дошкольном возрасте знакомим со многими русскими народными сказками. Это знакомство происходит и на страницах книг, и при просмотре мультфильмов, сказок-экранизаций. А также предоставляем детям еще одну возможность познакомиться поближе и искренне полюбить такие близкие и важные для них сказки - через театр. Маленьким актерам и юным зрителям еще роднее станут “Теремок”, “Козлята и волк”, “Колобок”, “Заюшкина избушка” и многие другие сказки.
Каждый день, используя в работе чтение художественной литературы, чтение сочетаем с мимикой. Кроме того, стихи используем ежедневно при общении с детьми. Прочитанное становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью используем перчаточный театр игрушек, одновременно создаём зрительные образы, демонстрируя способы их эмоциональной выразительности и игры. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а с 5-6 лет постепенно готовит руку к письму. С самого раннего возраста показываем детям спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены на одной или двух руках. Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. А также с помощью перчаточных кукол разыгрываем различные сценки на злободневные темы, используем их в качестве смешных помощников на занятиях, ставим различные спектакли и даже эстрадные номера.
Мы с удовольствием показываем спектакли на пальчиках, используя в качестве сценария как хорошо знакомые сказки, так и самостоятельно придуманные истории.
Перчаточным куклам присуще еще одно очень важное качество: ребенок легко отождествляет себя с куклой и воспринимает “говорящую” куклу как живое, одушевленное существо. Известно, что такие куклы могут оказать более эффективное педагогическое воздействие, чем родители и педагоги. Терапевтическое воздействие, оказываемое куклами на внутренний мир ребенка неоспоримо и уникально.
Играя, ребенок забывает обо всем. Он забывает о реальном мире, в котором живет. Все его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребенок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры. Резкий и агрессивный - станет тихоней и почувствует агрессию на себе. Куклы помогают ребенку перевоплотиться, встать на место другого человека.
Игры драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывaeт историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это очень важно для познавательного и эмоционального развития. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку.
Некоторые упражнения с детьми начинаем проводить с младшей группы. Проводить лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Дети в восторге от того, как воспитатель вводит персонажей, как говорит, действует за них. И предлагает им поиграть так же. Для упражнений используем высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Желающих высказываться и слушать, как правило, немало. Усложняем упражнение - дети по очереди попросятся в домик несколько мышек. Кто жалобнее скажет? А потом они же - за волка. Кто похож больше? Остальные, конечно, сгорают от нетерпения, желая выступить. Позволяем это сделать всем. Но прежде объявляем конкурс - кто лучше? Победителю - аплодисменты.
Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют, как герои сказок. Обращаем их внимание на некоторые способы вождения персонажей и разрешаем попробовать самим. Остальные также будут имитировать ролевые движения. Привлекаем внимание детей к лучшему исполнению. Десять минут таких упражнений удовлетворят желание ребят участвовать в игре, доставят им радость. Кроме того, будут сформированы необходимые умения.
Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Называя сказку, дети угадывают, за какую девочку или за какого медведя говорили. Далее они сами с помощью интонации загадывают друг другу подобные загадки. Часто используем подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: "здравствуйте" (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); “до свидания" (с сожалением, огорчением или надеждой на скорую встречу); "дай" (уверенно, вежливо, нетерпеливо, обиженно, просяще); "возьми" (небрежно, неохотно, приветливо, с желанием порадовать) и т. д.
Каждая игра требует своих средств выразительности и творческих находок. Поэтому многие методические приемы непосредственно включаем в описание сюжетов игр. Наша задача - найти новые, более интересные и совершенные.
В театре ребенок невольно попадает в такие ситуации, выход из которых требует некоторой сообразительности, а иногда фантазии и сообразительности одновременно.
Такие моменты возникают нечасто и только в том случае, если взрослые и дети на равных принимают участие в игре, называемой театром. Ребенок чувствует себя полноправным участником театрального действа, он знает, что взрослый обязательно выслушает и примет предложенные им изменения в правилах игры, если, конечно, они окажутся необходимыми, по мнению большинства.
Дети часто удивляют своей находчивостью. Решения принимают быстро и с легкостью.
Работу по ознакомлению детей со сказкой осуществляется систематически и целенаправленно.
Задачи
Образовательные:
- познакомить детей со сказками;
- научить различным способам кукловождения перчаточных кукол.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики;
- развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность;
- развитие речи, интонации;
- развитие творческих способностей детей, умение импровизировать.
Воспитательные:
- воспитывать умения детей действовать в коллективе;
- пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо чувствовать, сопереживать;
- раскрепощать каждого ребенка.
При ознакомлении детей с новыми перчаточными куклами использую художественное слово, которое собрано в работе.
Таким образом, использование перчаточных кукол при ознакомлении младших дошкольников со сказкой позволяет в значительной степени повысит интерес к разным видам театра и художественным произведениям, развить мелкую моторику ребенка, его артистические способности, выразительность речи и умение импровизировать, подготовить к дальнейшей театральной деятельности дошкольников. Знания и умения, полученные детьми в результате проведенной работы, позволяет в дальнейшем свободно играть любую роль в театральных постановках.
Упражнения для вхождения в образ
Упражнение «Волк и козлята»
Маленькие козлятки дома сидят, копытцами постукивают,
прислушиваются, все ли спокойно, и вдруг:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Где же вы, козлята? Я вам друг! у меня для вас чулки, Шелковые кушаки,
Варежки пуховые
Да сапожки новые!
Перестали козлятки копытцами постукивать, притихли, а волк опять:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Где же вы, козлята? Я вам друг!..
Выглянули козлята из своего дома, а волк тут как тут, разбежались козлята кто куда.
Рекомендации к проведению. Игру с детьми проводит воспитатель. Он действует от лица волка. Затем делает вид, что пытается поймать козлят.
Упражнение «Лошадка»
Читается в образе лошадки.
Цок, Цок, Цок, Цок!
Я лошадка - серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь - прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива!
Цок, Цок, Цок, Цок!
Я лошадка - серый бок!
Упражнение «Кошка»
Диалог взрослого и ребенка
- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу
- Стережешь ты мышку тут?
- Мяу
- Мяу, хочешь молочка?
- Мяу
- А в товарищи - щенка?
- Фрр
Упражнение «Слон»
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
(А. Барто)
Упражнение «Кукла, оживи!»
Педагог раздает детям кукол. Куклы на руках безжизненно висят, не шевелятся.
Дети произносят волшебные слова для оживления кукол.
Раз, два, три -
Кукла, о-жи-ви!
Раз - два - три - четыре - пять -
Кукла, оживи опять!
Кукла, оживай скорей
И повесели детей!
Если любишь ты детей,
Оживай скорей!
Дети прижимают кукол к груди и слушают, как они дышат, как стучат их сердца.
Упражнение «Петушок»
(Выполнять движения в соответствии с текстом.)
Петушок клюёт зерно
Очень мелкое оно.
Петушок клюёт, клюёт,
Клювом зёрнышки берёт.
Подборка сценариев для перчаточного театра
"Колобок"
С него начинался праздник.
(На ширме появляется Кот)
Кот:
Мяу-мяу-мяу! Здравствуйте, ребята! Я кот Мурлыка! Дорогие Катя и Вероника, с Днём Рождения!! В честь вашего дня рождения я покажу вам представление! Я пришёл к вам не один, а со своими друзьями. Отгадайте-ка, ребятки, поскорей мои загадки:
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прибегает ловко,
Любит морковку. (Дети отгадывают. Выбегает зайка)
Зайка:
Здравствуйте, ребята! Катю и Веронику с Днём варенья!
Кот:
Зайка, ты ничего не перепутал?
Зайка:
Ой, ну конечно! При чём тут варенье? Поздравляю с днём…ПЕЧЕНЬЯ!!! Вот!
Кот:
Зайка, ты опять ошибся!
Зайка:
Как??? Опять? Эх, как печенья хочется…А как же правильно поздравить?
Кот:
Ребята, поможете Зайке? Давайте все вместе поздравим Катю и Веронику! Три-четыре: Поздравляем с днём рождения!
Зайка:
А я вам спляшу. Ух, любим мы, зайцы, плясать. (Пляшет и поёт)
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки. (Дети могут танцевать вместе с Зайкой, выполняя движения)
Кот:
Ребята, к нам пришёл ещё один гость. Отгадайте, кто это?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её?...(Зайка прячется за Котиком. Выходит Лиса)
Лиса:
Я лисичка-сестричка,
Я хожу неслышно.
Рано утром по привычке
На охоту вышла.
Зайца не видали? Зайчатинкой пахнет. Не тут ли он спрятался? (подходит к Котику)
Позову-ка я своего дружка.
Угадайте, кто это!
Дружбу водит он с лисой,
Говорят, он очень злой.
Всё зубами щёлк да щёлк.
Кто же это? Серый…(Выходит Волк)
Волк:
Здорово, кума! Вот на праздник позвали, а етсь не дают (воет)
Лиса:
А что ты умеешь делать?
Волк:
Ловить зайчат! Давить крольчат! (завывает)
Лиса:
Что ты, что ты! Нас на праздник позвали!
Волк:
А ещё я сказку люблю! Про колобка. Давайте ребятам расскажем эту сказку? Очень кушать хочется. (Звучит музыка, звери уходят за ширму. На ширме остаётся Котик)
Кот:
Пошёл Котик во домок,
Испёк Котик колобок.
Самому ли съесть?
Или деточкам отнесть?
Я и сам откушу да и деточкам снесу! Какой вкусный да румяный колобок получился! Полежи-ка тут, остудись! И пойдём на праздник к Кате и Веронике. (Котик уходит)
Колобок:
Надоело мне лежать! Пойду-ка я сам на праздник! (Звучит песенка "Если долго по дорожке", Колобок катится. Выходит Зайка)
Зайка:
Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, я праздничный! Вот и Котик меня не съел! Я иду на День Рождения к Кате и Веронике!
Зайка:
Возьми меня с собой! (Музыка. Идут вместе)
Волк:
Колобок, колобок! Я тебя съем!
Колобок:
Нельзя!!! Вот и Котик меня не съел, и Заяц не съел! Я праздничный! Я иду на День рождения к Кате и Веронике!
Волк:
Возьмите меня с собой! (Идут вместе под музыку. Выходит лиса)
Лиса:
Колобок, Колобок! Какой ты румяный да вкусный! Сядь ко мне на носик и спой свою песенку!
Волк:
Хитрая ты, кума! А потом его «ам» и съешь? Знаем, знаем!
Колобок:
Низзяяя! Вот и Котик меня не съел, и заяц не съел, и волк не съел. Я ж праздничный! Я иду на День рождения к Кате и Веронике!
Лиса:
Я тоже пойду с вами! Обожаю праздники! Там всегда столько вкусненького! (Идут вместе под музыку. Музыка умолкает. Выходит Котик)
Котик:
Добро пожаловать на праздник! (Все начинают петь)
Все:
Как для Кати с Вероникой
Испеклм мы Колобок!
Вот такой ширины!
Вот такой ужины!
Вот такой вышины!
Вот такой нижины!
Колобок, колобок…..(Начинают громко плакать)
Колобок:
Что случилось? Почему вы плачете?
Лиса:
Ну как же так? Мы все вместе шли-шли, а теперь колобка «ам» и скушаем? (Плачут)
Колобок:
Что же делать? Не остаться же голодным?
Котик:
Почему голодными? Мама и папа приготовили для всех угощение! Приглашаем всех к столу!
Дети приглашаются к праздничному столу. А затем праздник продолжается играми и развлечениями.
Упрямые козлики
(по мотивам народной сказки)
Участвуют:
Белый козлик
Серый козлик
Воспитатель:
Дети, посмотрите: через речку перекинута узенькая дощечка- мостик. Вышел серый козлик на бережок, пощипал травку. Травку сочная, вкусная.
Серый козлик:
На том берегу травка, наверно, еще лучше! Пойду, попробую.
Воспитатель:
И он пошел к мостику. В это время на другом берегу к мостику подходил белый козлик. Пошли козлики по мостику навстречу друг другу и встретились на его середине. А мостик был узенький, и козлики не могли разойтись
Серый козлик:
Я иду на тот берег! Пропусти меня!
Белый козлик:
Нет, не пущу! Сначала дай мне пройти!
Серый козлик:
А я тебя не пущу!
Белый козлик:
Ах, так!
Воспитатель:
И они начали бодаться. То серый козлик оттеснит белого, то белый серого. Но вот они отошли друг от друга, с разбегу сильно стукнулись лбами и… оба упали вниз, в речку.
Вот так бывает с упрямыми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для родителей "Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс"
Познакомить родителей с основными компонентами речи; с приемами работы по исправлению и развитию их, доступных родителям в домашних условиях;настроить родителей на сотрудничество в работе по испр...
Мастер класс для родителей "Мастер класс Кукла Мотанка"
Данная работа преддставлена для обмена опытом с педагогами дошкольных организаций...
Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки» Мастер - класс для родителей ясельной группы
Фотоотчет. Мастер-класс для родителей «Цветы открывают свои лепестки»Мастер - класс для родителей ясельной группы...
Мастер-класс для родителей МАСТЕРИМ ПОДЕЛКИ К НОВОМУ ГОДУ - ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ ПОЛОСОК
Мастер-класс для родителей МАСТЕРИМ ПОДЕЛКИ К НОВОМУ ГОДУ - ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ ПОЛОСОК...
Мастер класс "Использование мастер-класса с родителями воспитанников как эффективной формы педагогической технологии"
Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к сотрудничеству («сотрудничество» - «со» и «труд», совместный труд)?Одним из путей реш...
Мастер – класс Тема: «Осенняя мастерская» (Мастер – класс для родителей)
Цель: изготовить поделки своими руками совместно с ребенком....