Проект Музыка и театр. Интеграция как средство организации продуктивной деятельности дошкольников.
проект по музыке

Таникова Елена Ивановна

Представляю свой опыт исследовательской деятельности по теме самообразования

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                               Содержание:

1. Анализ ситуации

                      1.1. Краткая аннотация. Актуальность …………………..1

                      1.2. Анализ внутренней среды ……………………………….6

                      1.3. Анализ внешней среды ………………………………......9

2. Концептуализация

                       2.1. Ключевая проблема проекта …………………………..12

3. Целеполагание

                       3.1. Цель проекта …………………………………………….14

                       3.2. Задачи проекта ………………………………………….14

                       3.3. Ожидаемые результаты ……………………………….15

                       3.4. Ресурсы проекта …………………………………………16

4. Реализация проекта

                        4.1. Этапы реализации ………………………………………18

                        4.2. Система мероприятий ………………………………….20

                        4.3. Партнёры, целевая аудитория …………………………22

5. Мониторинг проекта

                        5.1. Модель и направления мониторинга реализации                 проекта ……………………………………………………………………….23

                        5.2. Перспективы дальнейшего развития проекта …......24

6. Список литературы ……………………………………………………...25

7. Приложение ………………………………………………………………27

 

  

  1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.

1.1.Краткая аннотация проекта

     Проект направлен на формирование творческой личности ребенка, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей направленностью на приобщение детей к музыкально – театральной культуре, которая является мощным инструментом открытия и огранки различных человеческих способностей. Здесь в нерасторжимом единстве существуют слово, музыка, драматическое действие, пение, танец и живописное оформление. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивает партнерские отношения между ними путем проведения занятий, спектаклей, мероприятий, встреч в образовательном учреждении.

Представленный проект педагогической работы содержит практический материал, перспективное планирование, конспекты мероприятий с детьми, с родителями.

   Актуальность

Полноценное образование ребёнка дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребёнка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье. В настоящее время появились проблемы:

  • затяжные адаптации детей и родителей к условиям ДОУ;
  • недостаточно созданная среда для самостоятельной и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • воспитанники детского сада разных национальностей, поэтому много двуязычных детей, что затрудняет общение между сверстниками;
  • увеличилось число детей с общим недоразвитием речи.

Поэтому актуальность педагогического опыта обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качествах личности.

Театр – особый и прекрасный мир! Театр – это игра! Не игра-забава, а игра-модель, игра-поведение, игровое состояние личности и коллектива, самой жизни. Принимая на себя различные роли, ребенок вынужден действовать самостоятельно, учиться анализировать проделанную работу как собственную, так и сверстников, в результате чего развивается самостоятельность суждения действий. Театр – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории.Театр для ребёнка серьёзное и настоящее дело: эта игра нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить возможности. Художественно - эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет театрализованная деятельность.

Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, - все обрастает массой проблем. Да, в наше время, время стрессов, резких взлетов и ещё белее резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка, нарушая развитие всех психических процессов (воображение, память, внимание). Эти нарушения отрицательно воздействуют на развитие творческих способностей, чем и обусловлена актуальность

Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном  возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в коллективе, видеть красоту, сочувствовать.

Использование театрализованного творчества позволяет воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребенка психические процессы (внимание, память, воображение), эмоционально-волевую сферу ребенка.                                                                                                        

Театр, с моей точки зрения, больше чем игра. Вокруг театральной игры складываются и организуются самые разнообразные виды творчества. В театральном искусстве драматическое действие, слово, музыка, пение, танец, живописное оформление существуют в нерасторжимом единстве: «Всякий музыкальный звук влечет за собой слово и движение, всякое слово может родить музыкальный звук и жест, всякое движение человеческого тела может создать образ, требующий соучастия музыки и слова» (Карл Орф). Именно музыкально-театральная деятельность помогает нам в формировании творческой личности, учит детей фантазировать, сочинять, помогает чувствовать, учит преодолевать застенчивость, замкнутость, робость, учит отстаивать свою точку зрения, самостоятельно и осмысленно находить оригинальные решения в любой ситуации, развивает словесное творчество, творческие способности.

         В настоящее время театр, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратил своё предназначение. А ведь именно театр играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время театр – это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребёнка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Театр – это сказка, а сказка всегда  входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

По представлениям педагогов и психологов, гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трёх уровней: психофизического, социального и эстетического.

Психофизический уровень эмоционального развития проявляется в процессе внимания ребёнка во время прослушивания сказки, в адекватности реагирования, в непроизвольных репликах (междометиях), непроизвольных движениях, в неосознанных отношениях детей к героям на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению – через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию. При этом ребёнок за внешними эмоциональными проявлениями угадывает смысл поведенческих реакций и реагирует в соответствии с этим смыслом.

Социальный уровень является последующей ступенью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, характерной чертой которого является эмоциональный контроль, эмоциональная саморегуляция. Это позволяет выделить в эмоциональном развитии социальные чувства, которые эффективно формируются в процессе восприятия и переживания сюжета, поскольку включается механизм содействия герою, мысленного обыгрывания и прочувствования его поступков. Социальный уровень – главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения.

Эстетический уровень – уровень художественного образа – характеризуется особым видом эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. Разнообразные сюжеты литературных произведений не только расширяют представления ребёнка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает социальным механизмом, противостоящим регрессивным линиям в развитии общества. Только креативность (творчество) может обеспечить возможность появления нового знания. Поэтому одним из эффективных методов эстетического развития дошкольников является совмещение понятий «театра и музыки» и «творчества», другими словами, это метод «театрального творчества».                                                                              

В работе над темой я опиралась на технологии музыкального воспитания детей, в которых творческому воспитанию уделено значительное место. Это:

- «Музыкальные шедевры»  О.П.Радыновой,

- «Элементарное музицирование  дошкольников» Т.Тютюнниковой,

- «Ритмическая мозаика»  А.И.Бурениной, 
- «Ладушки» И.А. Новоскольцевой, И.М. Каплуновой.

 Каждая из этих технологий музыкального воспитания интересна по-своему, но я, как  педагог-музыкант, все знания и навыки, полученные в училище, педагогическом институте попыталась воплотить в свою индивидуальную методическую систему( как я «вижу» работу с дошкольниками по интересующей меня теме) . Передо мной встала задача создания своего собственного курса творческого музицирования с учетом личностных особенностей и предпочтений. В соответствии с ФГТ ( Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования) я разработала свой проект. Таким образом, появился проект по формированию творческой личности детей старшего дошкольного возраста «Музыка и театр. Интеграция как средство организации продуктивной деятельности дошкольников», где игра и двигательно-игровые мотивы – ведущий вид деятельности, неотъемлемая среда обучения, воспитания и развития.  

 1.2. Анализ внутренней среды.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №166 «Цветик-семицветик» управления образования администрации г.Чебоксары расположено по адресу: г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола , д.78 ,телефон:25-91-35. В ДОУ функционирует 14 групп.  Дошкольное учреждение имеет лицензию на образовательную деятельность.  

Творческий потенциал педагогов, обладающих профессионализмом, личностно–ориентированным стилем общения с детьми, позволяет реализовывать современные программы и технологии, гармонично сочетая федеральный и республиканский компонент («Программа воспитания и обучения в детском саду»От рождения до школы», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, «Программа воспитания ребенка–дошкольника» под редакцией О.В.Драгуновой,). В учреждении имеется выбор методической литературы по проблеме музыкального развития детей: программа «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, опыт работы Т.И.Суворовой, «Театральные ступеньки» Е. Г. Саниной и др.

В учреждении созданы благоприятные условия для развития музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста. Имеется музыкальный зал, где есть все необходимое оборудование: музыкальные инструменты ( фортепиано, аккордеон), музыкальный центр, детские шумовые инструменты, различные атрибуты для развития музыкально- ритмических движений (флажки, ленточки, платочки и др.), атрибуты для театральной деятельности(маски,бутафорий,ширмы)зал оборудован зеркальной стеной, имеется костюмерная. В дошкольном учреждении имеется физкультурный зал, с  музыкальным инструментом и гимнастической стенкой.

Обеспеченность воспитательно-образовательного процесса по музыкальной деятельности составляют:

    Учебно- нагдядные пособия, дидактический материал-60%;

    Технические средства обучения-25%;

    Удовлетворение спроса на методическую литературу-50%;

    Удовлетворение спроса на периодику-20%

Детский сад ведет работу с родителями воспитанников с целью организации эффективного взаимодействия в вопросах музыкального воспитания детей, но, к сожалению, родители все еще остаются пассивными созерцателями мероприятий, проводимых в ДОУ, а не активными участниками воспитательно - образовательного процесса. Для реализации проекта была выбрана старшая группа.

Социологическая характеристика семей воспитанников старшей группы

№ п/п

Критерии

2013-2014 учебный год

количество

%

1.

Общее количество семей

23

100 %

2.

Из них

Полных

17

74 %

3.

Неполных

6

26 %

4.

Многодетных

1

5%

5.

Проблемных

2

9%

6.

Опекунство

-

-

Образовательный уровень родителей

1.

Оба родителя имеют высшее образование

10

25%

2.

1- высшее- 1 среднее специальное образование

6

15%

3.

Оба родителя имеют среднее специальное образование

8

20%

4.

1 среднее специальное- 1 общее

5

13%

5.

Оба родителя имеют среднее образование

7

17%

Социальный состав семей

1.

Служащие

5

21%

2.

Интеллигенция

4

17%

3.

Рабочие

9

35%

4.

Бизнесмены

3

14%

5.

Неработающие

2

13%

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №166 «Цветик-семицветик» ведет  сотрудничество с учреждениями образования и культуры в вопросах музыкального воспитания. В таблице указаны те учреждения, с которыми существуют внешние связи и обозначены направления сотрудничества с ними.

                                                         

1.3. Анализ внешней среды.

Связь с социумом

Внешние связи

Направление сотрудничества

Чувашский республиканский институт образования

Повышение профессионального мастерства через курсовую переподготовку музыкальных руководителей и воспитателей МДОУ. Приобретение методической литературы и пособий.

Центр развития дошкольного образования г.Чебоксары

Изучение материалов методических объединений, опыта работы других дошкольных учреждений, использование библиотеки методического центра с целью самообразования музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Курирование инновационной деятельности в ДОУ, совместные разработки научно-методического обеспечения.

МОУ « Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции  «Семья».

Совместная деятельность в рамках психологического сопровождения детей дошкольного возраста с использованием музыкотерапии, психогимнастики и др.

МОУ « СОШ № 53 г. Чебоксары с углубленным изучением отдельных предметов.

Начальная образовательная школа №2.

 Школа искусств № 3.

Совместная деятельность в организации предшкольного обучения. Использование опыта школы искусств в работе по музыкальному воспитанию с детьми дошкольного возраста ДОУ.

Детская библиотека им. Б. Житкова.

Участие в мероприятиях, организованных сотрудниками библиотеки. Использование библиотечных фондов в работе по музыкальному воспитанию.

Муниципальное учреждение культуры « Централизованная библиотечная система им. Маяковского».

Участие в мероприятиях, организованных сотрудниками ЦБ им. В.В.Маяковского Использование библиотечных фондов в работе по музыкальному воспитанию.

Детский парк имени А.Николаева;  Лакреевский лес;

сквер им. В.И. Чапаева.

Участие в мероприятиях, организованных работниками культуры. Проведение совместных праздников.

Перед началом проектной деятельности с детьми старшей возрастной группы была проведена диагностика их музыкального и психомоторного развития.

 Данные диагностических исследований приведены в таблице.

Показатели музыкального,

творческого,

 психомоторного развития детей

Уровни развития

высокий

средний

низкий

Музыкальность

-

22

1

Эмоциональность

1

21

1

Творческие проявления

-

22

1

Внимание

-

23

-

Память

1

22

-

Подвижность/ лабильность нервных процессов

-

23

-

Координация, ловкость движений

-

23

-

Гибкость, пластичность

-

23

-

На основании этих показателей был определен общий бал. Из 23 детей:

4 (17%) с высоким уровнем развития

16 (70%) со средним уровнем развития

2 (13%) с низким уровнем развития

С помощью устного опроса мы попытались определить уровень знаний детей о разновидностях театрально-творческой деятельности.

Подводя итоги анализа внешней и внутренней среды, можно сделать следующие выводы:

  • В дошкольном учреждении создано пространство для музыкально-театральных занятий
  • Подобран программно- методический инструментарий, позволяющий развивать музыкально-театральные  способности детей старшего дошкольного возраста
  • Большой процент детей группы обладает высоким и средним уровнем  музыкального, творческого и психомоторного развития
  • Среди семей воспитанников имеются заинтересованные родители, готовые поддержать инициативу дошкольного учреждения в вопросах музыкального воспитания детей
  • Социум учреждения может способствовать решению задач музыкального воспитания

Вместе с тем, был выявлен и ряд проблем:

  • Широкое использование музыкального материала при решении программных задач на музыкальных занятиях не позволяет уделять должного внимания развитию словесного творчества. произвольности поведения, ритмопластики, расширению музыкально-театрального репертуара. Необходимо дополнительное время в режиме дня для овладения детьми музыкально-театральным искусством;
  • Среди детей старшей возрастной группы преобладают дети со средним уровнем  музыкального и психомоторного развития, что требует дополнительных физических затрат со стороны музыкального руководителя при постановке музыкально-театральных спектаклей, представлений;
  • Уровень знаний детей о разновидностях музыкально-театральной деятельности и их особенностях ограничен
  • Отсутствует эффективное взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в вопросах музыкального воспитания;

  1. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ.

Таким образом, нами была выявлена ключевая проблема:

Отсутствие в ДОУ оптимальной системы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию музыкально-театрального искусства, формирования творческой личности ребёнка.

 Ключевая проектная идея

Организовать работу музыкально-театральной студии для детей и родителей старшей группы,  которая способствовала бы эффективному погружению участников проекта в удивительный мир музыкально-театрального искусства, вовлечь ребёнка в театрализованную игру со словом, звуком, музыкальным инструментом.

Занятия студии проводить по средам два раза в неделю (для старших групп)во второй половине дня в течении получаса, один раз в неделю проводятся занятия по театральной деятельности с подгруппами, а также индивидуальные занятия(10-30 минут), что зависит от индивидуальных особенностей детей. Занятия состоят из нескольких частей. Каждая часть имеет конкретную цель, содержание и заканчивается подведением итога. Я должна помочь детям войти в мир музыки и театра, преодолеть речевые недостатки, так как музыка и речь имеют много общего (темп, высота, ритм, тембр, динамика, интонация). В результате развивается мелкая и общая моторика. А так как  практическая деятельность организована в комплексе и упражнения подобраны  в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, она должна быть эффективной. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног,  туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. На примере простых упражнений по развитию мелкой и общей моторики я должна направлять, помогать и учить ребёнка выслушивать и запоминать, а потом выполнять инструкции. С одной стороны – двигательная активность под музыку помогает интенсивно развивать речь, с другой стороны – формирование движений, ритмопластики происходит при участии речи – пропевании текста под музыку. Таким образом, речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях под музыку. Произношение вслух стихотворного материала – это всегда определенный ритм, где ребенок интуитивно обязательно становится ритмичным.

 В педагогической разработке подчеркивается системный подход, принцип «от простого к сложному» для того, чтобы проследить эффективность результата. Поэтому, моделируя работу над своей темой, я разбила комплекс упражнений на несколько этапов. Именно соблюдение поэтапности помогает систематически развивать ребенка.

Работа с детьми вообще, а тем более с детьми, прибывшими в дошкольное учреждение в старшем дошкольном  возрасте, имеющими  речевые недостатки, требует более близкого контакта с родителями. Периодически я провожу беседы-консультации, рассказывая родителям о положительном влиянии музыки на здоровье ребёнка и его развитие. Дети показывают разные спектакли, инсценируют песни, фантазируют, сочиняют. Особое внимание в таких выступлениях я уделяю вопросам воспитания творческой личности, что всегда вызывает у родителей повышенный интерес.

3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.                        

3.1. Цель проекта.

Оптимизация деятельности дошкольного образовательного учреждения по развитию музыкально-театрального искусства у детей старшего дошкольного возраста; формирование творческой личности средствами музыкально-театральной деятельности.

3.2. Задачи проекта.

1. Организовать работу музыкально-театральной студии для детей и родителей старшей группы.

2. Познакомить участников проекта с разновидностями музыкально- театральной деятельности и их особенностями.

3. Способствовать развитию творческих способностей детей через создание музыкального образа.

    4.Воспитание художественной чуткости к сценическому искусству.

    5.Развитие речевого аппарата, песенного, импровизационно-мелодического творчства.

    6.Развитие танцевального творчества, музыкально-игровых импровизаций.

    7.Развитие способности воспринимать и переживать музыку, раскрытие эмоциональности как важнейшей основы внутреннего мира.

    8.Развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания,        наблюдательности, воображения, коммуникабельности, смелости публичного самовыражения, способности к спонтанному творческому поведению).

    9.Формирование у педагогов, участников педагогического опыта практической готовности в оказании помощи при организации музыкально-театрального воспитания.

    10.Активное вовлечение семьи в образовательный процесс.

Новизна проекта «Музыка и театр. Интеграция как средство организации продуктивной деятельности дошкольников» заключается в создании развивающего цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающего образовательный процесс, направленный на художественно-эстетическое развитие ребёнка, представляющий для него возможность приобретения опыта творческой деятельности. Это возможность вовлечения детей, педагогов и родителей в сотворчество на основе предварительной работы по музыкально-театральной деятельности, результатом которой является театрализованное представление .

3.3. Ожидаемые результаты.

Дети:

  • Повышают  уровень музыкально-театрального, творческого развития, психомоторики.
  • Расширяют кругозор в области музыкально-театрального искусства.
  • Развивают творческие способности при создании музыкальных образов.
  •  Формируют умение по созданию музыкального образа в музыкально-театральной постановке.
  • Увлеченно слушают музыку, формируют внимание, умение сосредоточиться и творчески мыслить.
  • Самостоятельно создают пластические этюды и танцевальные композиции.
  • Находят яркие тембровые окраски голоса при театрализации песен.
  • Отражают свои впечатления в пластике, движении, рисунке.

Коммуникативные навыки.

  • Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми, стремятся к ней.
  • Преодолевают трудности, испытывают радость творчества в приобщении к миру музыки и театра.
  • Имеют адекватную самооценку, статус в группе.
  • Называют различные инструменты, умеют о них рассказать или сочинить сказку.
  • Участвуют в инсценировках, спектаклях, музыкальных постановках, музыкальных гостиных.

Родители:

  • Активные и заинтересованные участники педагогического процесса.
  • Повысили общую и музыкальную культуру.
  • Имеют представление о жанрах музыкальных произведений, о некоторых видах театра.
  • Посещают концерты, беседы, консультации, спектакли, участвуют в них сами.

Педагоги:

  • Повышают качество педагогического процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода к ребенку.
  • Систематизируют театрализованные игры для формирования интереса дошкольников к музыкально-театральной деятельности.
  • Расширяют свой кругозор в области музыкально-театральной деятельности.

Администрация образовательного учреждения эффективно сотрудничает с семьями воспитанников, участников музыкально-театральной студии; повысит имидж ДОУ в микрорайоне.

3.4. Ресурсы проекта.

 Временные – 3 года.

Информационные – подбор методической и познавательной литературы 

 периодических изданий,  интернет-ресурсов по теме проекта.

Интеллектуальные (экспертные) – ГМО музыкальных руководителей, ГМО учителей-логопедов, психологов, педагогические советы учреждения.

Человеческие (кадровые) – музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования, воспитатели.

Учебно – методические.

  • Перспективный план работы.
  • Пальчиковые игры.
  • Музыкально дидактические игры.
  • Театрализованные игры (пальчиковые, перчаточные, варежковые).
  • Музыкальные игры.
  • Музыкально-дидактические пособия (наглядные).

Материально-технические.

  • DVD-центр, музыкальный центр, компьютер.
  • CD-диски, видеокассеты.
  • Подборка определенного песенного материала.
  • Репродукции, иллюстрации.
  • Потешки, скороговорки, пальчиковые игры, стихи о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире и т.д.
  • Различные виды театров (кукольный, пальчиковый, теневой, варежковый, перчаточный).
  • Набор ОРФ инструментов для элементарного музицирования.

Основное содержание

I этап – организационно-подготовительный (1-й год). Создание проекта «Театр и музыка как средство организации  продуктивной деятельности дошкольников». Совместная игровая деятельность –  элементарное музицирование – средний возраст. Развитие общей и мелкой моторики, подвижности стоп и кистей, пальцев рук и ног (хлопки в ладоши, сжимание и разжимание пальцев рук в кулак, движение – шагающие пальчики, шлепки ладонями, ходьба на носках, пятках, дробным и маршевым шагом).

IIэтап – основной(2-й год) . Совместная индивидуальная, подгрупповая работа, самостоятельное игровое творчество, экспериментирование – старший возраст (5-6 лет).  Развитие подвижности пальцев рук и разнообразные упражнения для пальцев ног, пластические этюды.

III этап – заключительный(3 год).Театр рук, построение руками разнообразных фигур, пальчиковый театр, мячи-говорунчики – старший возраст (6-7 лет).  Совершенствование движений рук и ног, выполнение разнообразных движений всеми пальцами рук и каждым в отдельности, пластические этюды

Проект предусматривает использование :

  • конспектов,
  • иллюстрированного материала,
  •  музыкально-дидактических игр,
  • пальчиковых игр и упражнений,
  •  определенный песенный материал,
  • комплекс двигательных импровизаций с речевым сопровождением.

При реализации проекта используются организационно-педагогические средства обучения:

  • наглядные пособия,
  • демонстрационный материал,
  • технические средства обучения,
  •  материал для авторского курса «волшебные руки», в котором предусматривается коррекционно-развивающая работа.

Появились небольшие авторские спектакли для театра рук. Предусмотрено проведение занятий с введением увлекательных игровых ситуаций: «Зимняя сказка», «Сказка о снежинке», «Море», «Весеннее пробуждение», «На чем играем?», «Калейдоскоп снов» и т.д.

4. РЕАЛИЗАЦИЯ.

План реализации проекта

4.1.Этапы реализации проекта

Этапы

Программа действий

1.Подготовительный

- диагностика  музыкального и психомоторного, творческого развития детей старшей группы;

- устный опрос детей и родителей с целью выявления знаний о музыкально-театральном искусстве;

-беседы с детьми на темы: « Здравствуй, музыка и театр», «Нарисуй декорацию», «Как музыка рисует сказку?»

- анализ результатов, выявление проблем, целеполагание;

- создание условий для проведения занятий музыкально-театральной  студии;

- составление перспективного плана занятий, создание учебно-методической базы;

-изучение методической, познавательной, справочной литературы по теме.

2. Основной

- Реализация основного содержания проекта;

-организация непосредственно образовательной деятельности;

-интеграция(ИЗО  и музыка, движения-ожившие музыкальные образы);

-слушание музыкальных произведений для создания спектаклей;

-музыкально-театральные вечера с участием родителей, выступления детей;

-организация тематических консультаций, выставок, возможных совместных спектаклей детей и родителей;

- диагностика промежуточных результатов;

- внесение корректировок в содержание проекта;

3.Завершающий

- Итоговый мониторинг;

- составление отчета о реализации проекта;

- презентация итогов проекта на педагогическом совете и родительском собрании.

4.2. Система мероприятий по реализации проекта

Содержание

сроки

Подготовительный этап:

  1. Подбор диагностического инструментария, составление опросника для проведения устного опроса детей и родителей;

Апрель 2013

  1. Диагностика музыкального, творческого и психомоторного развития детей старшей группы;

Апрель 2013

  1. Устный опрос детей и родителей старшей группы с целью выявления знаний о  музыкально-театральном искусстве;

Май 2013

  1. Анализ результатов, выявление проблем;

Май 2013

  1. Начало разработки проекта «Музыка и театр. Интеграция как средство организации продуктивной деятельности дошкольников» и перспективного плана музыкально-театральной студии;

Апрель  2013

  1. Родительское собрание. Ознакомление родителей с проектом «Музыка и театр. Интеграция как средство организации продуктивной деятельности дошкольников» и перспективным планом работы музыкально-театральной студии;

Сентябрь 2013

Основной этап: 

(реализация основного содержания проекта в соответствии с перспективным планом работы музыкально-театральной студии на 1-й год обучения)

Первый год обучения

1. Инсценировка песен

Сентябрь-октябрь 2013

2. Музыкальная сказка

Ноябрь-декабрь 2013

3. Пальчиковый театр

Январь-февраль 2013-2014

4. Кукольно-музыкальный спектакль

Март-апрель  2014

5. Сказка-импровизация

Май 2014

       6.Диагностика промежуточных результатов музыкального, творческого  

          психомоторного развития детей старшей группы

Май 2014

7.Подготовка информационного поля для родителей

Июнь- Август 2013

8.Детский конкурс рисунков «Театральная планета»

Июнь- Август 2013

9.Творческая мастерская для детей по изготовлению предметов, которые будут  использоваться в музыкально-театральных постановках

Июнь- Август 2013

10. Творческая мастерская для родителей по изготовлению костюмов

Июнь- Август 2013

      11. Итоговый мониторинг 1-го года обучения

Сентябрь 2014

12. Составление отчета о реализации проекта «Музыка и театр. Интеграция как средство продуктивной деятельности дошкольников»

Май 2014

13. Презентация итогов проекта 1-го года обучения на педагогическом совете

Май 2014

14. Презентация итогов проекта 1-го года обучения на родительском собрании

Май 2014

Партнеры:

         Родители дошкольников, музыкальные руководители ДОУ, педагоги дополнительного образования, воспитатели.

Целевая  аудитория:

Проект предназначен для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. С воспитанниками средней группы проводится подготовительная работа (от простого к сложному), а сама форма организации театральной игры – модель ролевого взаимодействия с детьми разного возраста.

5. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

5.1. Модель и направления мониторинга реализации проекта

Разделы

Содержание

Цель:

Определить эффективность системы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию танцевального искусства.

Направления:

1.Диагностика  результатов музыкального и психомоторного развития детей группы по следующим параметрам:

  • Музыкальность
  • Эмоциональность
  • Творческие проявления
  • Память
  • Подвижность/ лабильность нервных процессов
  • Координация движений
  • Гибкость, пластичность

2. Мониторинг по определению уровня знаний детей и родителей о разновидностях ,театральной, музыкально-театральной деятельности и их особенностях

 

Цели и задачи каждого направления:

1.Оценить степень влияния проектной идеи на музыкальное развитие детей;

2. Оценить степень влияния проектной идеи на повышение уровня знаний детей и родителей о театрально-музыкальной, театрализованной деятельности и их особенностях.

Объект:

1.Дети

2.Дети, родители

Предмет:

1.Уровень музыкального и психомоторного развития детей;

2. Уровень знаний детей и родителей о музыкально-театральной деятельности и их особенностях.

Субъекты:

1.Музыкальный руководитель;

2. Музыкальный руководитель, педагог- психолог, старший воспитатель

Пользователи:

1.Педагоги ДОУ, города, родители воспитанников

2. Педагоги ДОУ, города, родители воспитанников

Методы:

1.Методика по диагностике  музыкального и психомоторного развития детей  А.И.Бурениной,  наблюдение

2.Опрос

Инструментарий:

Опросники для детей и родителей

Документальная основа:

1.Отчет о реализации проекта

Формы презентации результатов мониторинга

1.Презентация результатов на педсовете

2. Презентация результатов на родительском собрании

Мониторинг подобран на основе комплексной программы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, технологий музыкального воспитания А.И.Бурениной, О.П.Радыновой.  Диагностика проводится в начале и конце учебного года. Дети овладевают общей эрудицией в отношении музыкально-театральной деятельности, улучшается общий уровень развития речи на фоне двигательной активности под музыку, пропевании под музыку, игрой на музыкальных инструментах. Каждый ребенок находит свой способ творческого самовыражения.

5.2. Перспективы дальнейшего развития проекта

Используя в работе синтез искусств(музыка -театр), предоставляется возможность сочетания с другими видами художественно-творческой деятельности, что позволяет более широко осветить тему, раскрыть её глубже, осветить разные аспекты и стороны образа, побудить к самостоятельным импровизациям. Результаты мониторинга по проблемной теме должны свидетельствовать об эффективности педагогического опыта. Итоги проекта не подведены, т.к. он ещё только начал работу, но мы надеемся на позитивную динамику в музыкальном, творческом, психомоторном развитии детей  в расширении уровня знаний детей, родителей, педагогов о разновидностях музыкально-театральной деятельности. Для оценки результатов, их стабильности необходима дальнейшая реализация проекта. Работа по проблемной теме «Музыка и театр. Интеграция  как средство организации продуктивной деятельности дошкольников» способствует  развитию речевого аппарата, основных психических процессов и качеств (воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, коммуникабельности, смелости публичного выступления), овладению навыками общения и коллективного творчества. Результаты позволят прогнозировать успешную адаптацию детей к школьному обучению и социализацию в обществе. В случае неуспешной реализации проекта, возможно продолжение работы в дошкольном образовательном учреждении по данной проблеме с использованием наработанного материала. Мы будем продолжать развиваться и творить.

Список литературы:

1.Коноваленко В.В.,.Коноваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». Приложение  к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников В.В. Коноваленко.

 2. Коноваленко С.В. – 2-е издание дополненное. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.

3. Жилин В.А.«Речевые упражнения». – Челябинск, 1996.

4. БуренинаА.И. Музыкальная палитра №11, №12, 2012 – Санкт-Петербург, 2012.

5.Журнал «Музыкальный руководитель» ООО Издательский дом: «Воспитание дошкольника», Москва, 2007, № 6,7.

6. Крупенчук О.И.«Пальчиковые игры для малышей», Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2006.

7. Канкевич С.В. «Музыкальные праздники в детском саду и начальной школе», Издательский дом «Литера», 2005. 

8. Санина Е.Г. « Театральные ступеньки»

9. Богомолова Ю. П. Кукольный театр – детям/Дом культуры.-2008.-№8

10. Буренина А. И. Театр всевозможного. Вып.1: От игры до спектакля: Учеб.-методич. Пособие.-2-е изд., перераб. и доп.- СПБ., 2002.

11. Конович А. А. Художественно-эстетическая основа театрализации.-М.: Знание, 2006.

12. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками « Бим!Бам!Бом!

Игры звуками».

13. «Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей. «Игры звуками.-СПБ.: журнал «Музыкальная палитра»,2003.

14. Тютюнникова Т. Э. Доноткино.-М.: «Педагогическое сообщество России», 2005.

15. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А.//Детский сад от А до Я.-2010.-№3

16 . Маханева М. Д. « Театрализованные занятия в детском саду».- М.: Сфера, 2003

17. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети.-М.: Линка-пресс, 2006.

18. Власенко О. П. « Театр кукол и игрушек в детском саду».- Волгоград,2009.

20. Штанько И. В. «Воспитание искусством в детском саду». М.: Сфера,2007.

Электронные ресурсы:

  1. http://www.moi-detsad.ru/metod46-7.html
  2. http://www.insai.ru/slovar/1881
  3. http://www.ladushki-book.ru/
  4. http;//www.xreferat.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

1. Ритуал встречи, удовлетворяющий потребность ребенка в общении, в форме доброжелательного внимания взрослого, потребность в уважении, сопереживании и взаимопонимании.

2. Установка на достижение - мотивация, представляющая собой использование разнообразных способов активизации внимания, создания интереса и включения детей в игровую деятельность.

Достижение адекватной установки на деятельность достигается посредством использования сюрпризных моментов, «превращений», игровых приёмов и т.п., позволяющих ребёнку ощутить себя в роли первооткрывателя и исследователя, испытать чувство успеха и наслаждения от общения в процессе совместной игровой деятельности.

3. Мобилизация к деятельности, осуществляющаяся в виде так называемых «энергомобилизующих» упражнений, направленных на концентрацию внимания к собственной личности, к собственной деятельности, к чувствам и ощущениям.

4. Собственно игровая деятельность, включающая организацию различных видов музыкально - театральной деятельности (сценические этюды, пение, танцевальные движения и т.д.)

5. Анализ занятия, при котором основное внимание уделено успехам и достижениям каждого ребёнка, что повышает уверенность в собственных силах и возможностях.

6. Ритуал прощания. Это завершающий этап занятия, позволяющий ребёнку запечатлеть вновь осваиваемое и убедиться в собственной ценности и значимости.

 Приложение 2

Задачи

Действия

Средства

Результаты

1.      Развитие   песенного,
импровизационно-
мелодического
творчества.

2.      Развитие
танцевального
творчества,
музыкально-игровых
импровизаций.

3.      Развитие фантазии,
словарного запаса,
творческого
воображения,
обогащение круга
представлений.

Изображение одушевлённых и неодушевлённых предметов. Сочинение диалогов, различных образов людей, животных, игрушек в различных настроениях (действиях).

Изображение посредством мимики и жестов чувства восторга, радости,       удивления, защиты, нападения и т.д.

Выражение     основных эмоций через вкусовые ощущения     (любимое, нелюбимое        блюдо, кислое, сладкое, горькое и т.д.).

Игры-драматизации

Настольный театр игрушек

Кукольный театр

 Театр ног

Театр рук

Театральные постановки

Игры на развитие внимания, творческого воображения

Этюды на развитие навыков общения

Творческие задания на развитие воображения и речи

Творческие задания на развитие пантомимики

Развлечения и праздники

Научить детей фантазировать, придумывать, сочинять, двигаться.

Помогать чувствовать, радоваться, хоть маленьким, но самостоятельно сделанным открытиям.

Помочь детям преодолеть застенчивость, замкнутость, робость.

Развивать    творческие способности

Приложение 3


 

Мониторинг детского развития

«Музыка и театр. Интеграция как форма продуктивной деятельности дошкольников»

Правила проведения:

  1. Диагностика проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Ребёнку рекомендуется говорить совершенно свободно, высказывать именно то, что он думает по поводу предлагаемых заданий.
  2. Все предлагаемые задания включены в привычные виды детской деятельности.
  3. Ответы детей заносятся в протокол, затем оцениваются по критериям и данные оформляются в сводные таблицы.
  4. При необходимости - графический анализ результатов исследования.

 

Диагностические задания

Ответственные

1. Вопросы на тему «Здравствуй музыка и театр!»

Педагоги возр гр; муз.рук-ль; педагог-психолог

2. «Составление сказки»

Учитель-логопед, педагоги возр.гр; педагог-психолог

3. «Нарисуй декорации»

Педагог ИЗО, педагоги возрастных групп

4-5. Театральные задания по актёрскому мастерству

Муз.рук-ль; педагоги гр.

 

Приложение 5

 

Сравнительный анализ по обучению и развитию эстетических способностей у детей

средствами музыкально-театральной деятельности

№ п/п

Задачи на 2013-2014 учебный год

Оценка положительного результата

Причины положительных результатов

Оценка негативных результатов

Причины негативных результатов

Задачи на

будущий            

учебный

год

1

Способствовать

развитию основных психических

процессов и качеств (воображе-

ние, наблюдатель-

ность, восприятие,

память, внимание

и т.д.)

Поставленные задачи

выполнены на 80%.

Дети умеют владеть своим

телом,коорди-

нировать свои движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать

свои действия с партнёром.

Учатся моделировать своё поведение. Могут  создавать образы живых существ с помощью выразительных

пластических

движений, пользуются разнообразными

жестами.

Основное:

постоянство

детей в стар-

ших и подго-

товительных

группах.

Системное

обучение, ин-

дивидуальная

работа.

Взаимодейст-

вие с психо-

логом, лого-

педом.

Учитываются

индивидуаль-

ные особен-

ности детей.

Затруднения вызывают у детей некоторые арти-

куляционные упражнения, не всегда рассчитыва-

ется дыхание.

Пластические

импровизации не всегда разнообра-

зятся жестами.

Жесты не очень

свободны и не всегда естественны.

Перестроение

тройками и четвёрками вызывают некоторое за-

труднение

Музыкальные

занятия проводятся со всей

группой.

Индивидуаль-

ная работа про-

водится на занятиях не в полном объёме.

Реализация поставленных задач выполнена

частично, так

как некоторые

группы находились на карантине.

 

 

 

 

Способствовать

развитию основных

психических процес-

сов и качеств (вооб-

ражения, наблюда-

тельности, воспри-

ятия, памяти, внима-

ния, мышления,

коммуникабельно-

сти, смелости пуб-

личного выступле-

ния).

Развивать речевой

аппарат, песенное,

импровизационно-

мелодическое твор-

чество. Осуществ-

лять тесное сотруд-

ничество с логопе-

дом.

2

Развивать речевой

аппарат, песенное,

импровизационно-

мелодическое

творчество

3

Развивать танце-

вальное творчест-

во и музыкально-

игровые импрови-

зации

 

4

Воспитывать чувство ответственности перед коллективом (овладение навыками общения и коллективного творчества)

Характер и настроение музыкальных произведений Улучшилась дикция посредством артикуляционной гимнастики, расширился диапазон и сила звучания голоса.

 

 

 

Развивать танцевальное творчество и музыкально-игровые импровизации. Разнообразить пластические упражнения (жесты)

Приложение 6 

УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Старший возраст (5-6 лет)

1.  Умеют  произносить,   пропевать  фразы,   скороговорки   в
разных темпах,  шепотом и беззвучно  или  с  разными
интонациями, (Правильная артикуляция)
Высокий уровень:

Умеют произносить, пропевать фразы, скороговорки в разных темпах, шёпотом и беззвучно или с разными интонациями, (Правильная артикуляция).

Средний уровень: Однообразная интонация « прерывистое дыхание в фразе»

Низкий уровень: Плохая артикуляция,

2.  Уметь пользоваться разнообразными жестами, передавать в
свободных пластических импровизациях характер и
Настроение музыкальных произведений,

Высокий уровень; Умеют пользоваться разнообразными жестами, передают в свободных пластических  импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

Средний уровень; Жесты однообразные.

Низкий уровень: Плохо ориентируются в пространстве,

3. Развивать чувство ритма и координацию движений. Умеют

двигаться в заданном ритме, не скованно. Действовать

согласованно,

Высокий уровень: Хорошо развито чувство ритма, Умеют двигаться в заданном ритме, не скованно. Действуют согласованно.

Средний уровень: Двигаются не в такт, или быстрее, или отставая.

Низкий уровень; Нет чувства ритма,

4. Уметь     строить    простейшие   диалоги,    диалогический стихотворный текст, небольшие попевки, этюды но сказкам,

Высокий уровень:

Умеют строить простейшие диалоги, диалогический стихотворный текст, небольшие попевки, этюды по сказкам с нужными интонациями, естественно.

Средний уровеньСтроят диалоги  из  простых   предложений   и   небольших стихотворных текстов, правильно и четко произнося слова, но не всегда выразительно.

 Низкий уровень: Строят диалоги, состоящие всего из двух предложений.

Старший возраст (6-7 лет)

1,  Уметь произносить, пропевать фразы, скороговорки в
разных темпах, шёпотом и беззвучно или с разными
интонациями, в движении и в разных позах. Владеть
комплексом артикуляционной гимнастики,

Высокий уровень; Умеют произносить, пропевать фразы, скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно или с разными интонациями, в движении    и    в    различных    позах.    Владеют    комплексом артикуляционной гимнастики.

Средний уровень: Не   всегда   произносят   на   одном   дыхании,   интонация однообразная.

Низкий уровень; Скороговорки произносят и пропевают только в медленном темпе, Путают слова, когда произносят их в движении, или скованно двигаются,

2,  Уметь пользоваться разнообразными жестами, передавать в
свободных пластических импровизациях характер и
настроение муз. произведений. Уметь создавать пластические
импровизации под музыку разного характера.

Высокий уровень; Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера, Жесты свободны и естественны.

Средний уровень: Пластические импровизации однообразны.

Низкий уровень: Жесты скованны, плохо ориентируются в пространстве,

3,  Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога
соединиться в пары, в тройки, четвёрки. Уметь коллективно
и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке, равномерно размещаясь по площадке.

       Высокий уровень; Умеют двигаться в заданном ритме, но сигналу педагога соединяться в пары, в тройки, четверки. Умеют коллективно и индивидуально передавать заданный ритм  но кругу или цепочке, равномерно размещаясь по площадке.

       Средний уровень: Двигаются быстрее заданного ритма или отстают, размещаясь по площадке не равномерно,

       Низкий уровень: Не чувства ритма.

4. Уметь    строить    простейшие   диалоги,    диалогический стихотворный текст, небольшие попевки, этюды по сказкам. Уметь составлять диалог между сказочными героями и с партнером на заданную тему,

      Высокий уровень; Умеют    строить    простейшие    диалоги,    диалогический стихотворный текст., небольшие попевки, этюды но сказкам с нужными интонациями, естественно. Умеют составлять диалог между сказочными героями и с партнером на заданную тему,

Средний уровень: Не умеют сами составлять диалоги между сказочными героями и с партнером на заданную тему.

       Низкий уровень; Строят  диалоги   из  простых   предложений   и   небольших стихотворных текстов, не чётко и не выразительно произнося слова.

 Приложение 7

 ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

на 2013-2014 учебный год

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

День открытых дверей Занятие для родителей: "Осенние истории"

Провести беседу на тему: "Что такое музыкальность"

Показать родителям занятие но театрализации "Сочиняем сказку"

Декабрь

Январь

Февраль

Консультация на тему: "Если вы ждёте Деда Мороза в гости"

Спектакль для родителей Театр рук "Два снеговика."

Консультация: "Зачем нужны игры со словом"

Март

Апрель

Май

Концерт "Для любимой мамочки" Театр рук

День открытых дверей "Чудеса на нашей улице"

Итог работы, проделанной за год

Спектакль для родителей

 

ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

на 2013-2014  учебный год

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

"Роль воспитателя на музыкальном занятии" Консультация

"Осенний калейдоскоп" Практическая деятельность

"Роль воспитателя на праздниках и развлечениях" Консультация

Декабрь

Январь

Февраль

"Новогодние превращения" Практическая деятельность

"Коротко о разном"

Консультация

"Музыка в повседневной

жизни детского сада" (В помощь воспитателю)

Март

Апрель

Май

"Весна для всех" Практическая деятельность

"Роль пальчиковых игр на музыкальном занятии" Консультация

"В гостях у сказки"

 Практическая деятельность (Пальчиковый кукольный театр)

 

 

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Сентябрь.октябрь                                                                                         Старший                             возраст

Творческие задания на развитие пантомимики

Инсценирование поэтических и музыкальных произведений

Игры

Спектакли

 

На развитие внимания, творческого воображения

С импровиз. шумовыми инструментами

Погода на улице:

1. Ловим дождь, зовём

дождь, радуемся дождю

2. после дождя ищем

лужу, прыгаем через

неё, в неё, бегаем

вокруг, зачерпываем

воду, переливаем,

брызгаем.

Прогулка в лесу:

1. Гуляем в осеннем лесу,

собираем листья,

разбрасываем, гладим

траву, изображаем

насекомых в траве, птиц на ветках, лесных жителей.

Задача: Закрепить коммуникативные навыки, чувство ответственности за общее дело, развивать творческое воображение

 

Стихи:

М.Марвина "Хвастунишка"

(спор листьев)

Чижов "Холодно"

"Девочка с зонтиком"

Музыкальная сказка:

"Приключения в осеннем

лесу"

Песни:

"Песенка белочек" Левиной

"Белка молвила ежу"

Жилинского

"Антошка" Шаинского

"Осенние листья" Слонова

«Поганка», «Гном и опята» Костина

"Осень

спросим"

Ломовой

"Дождик с неба"

р.н.ф.

"Баба Яга -

костяная нога"

р.н.ф. "Шла

лягушка по

болоту"

Евстафьевой

Делаем лождь

Палочками,

газетой и т.д.

Гроза

Лесные звуки

Музыкальная сказка

"Приключение в осеннем

лесу"

Кукольный спектакль

для малышей

"Едем в сказку"

                                                             

                                                                          Театральная деятельность

 

Ноябрь-декабрь    Старший возраст                                                                                                                              

Творческие задания на развитие пантомимики

Инсценирование поэтических и музыкальных произведений

Игры

Спектакли

 

На развитие внимания, творческого воображения

С импровиз. шумовыми инструментами

У бабушки во дворе:

Работа над образом разных домашних животных и птиц. Научить передавать образ злых птиц, животных (нахмуренное лицо, нависающие брови, выдвинутые вперед плечи, вытянутая шея), жесты защиты, нападения

 

Прогулка в зимнем лесу:

Сгрести снег ладошкой, сделать снежки, играть с ними, прячемся в лесу за сугробами, как греются звери в лесу.

Жест «уходи», «ау», и т. д.

Стихи:

«Покормите птиц»

А. Яшин

«Удивительная кошка» Д.Хармса

«В гостях у королевы»

Музыкальная сказка «Три елочки»

Песни:

«Веселый гном» Струве

«Будет горка во дворе» Попатенко,

«Три веселых зайчика» Костин

«Игрушки с елки»

«Песня Снегурочки»

«Делай как я»,

«Нам морозы не беда»,

«Кто идет к нам на елку?»,

«Вправо влево и вперед»,

«Что растет на елке?»

Делаем ветер:

Слабый, тихий, сильный, вьюга

Лесные звуки

Оркестр зверушек

Музыкальная сказка

 «Три елочки» Е. Масс (музыка и добавление к сказке - Евстафьева)

Кукольный спектакль

«Подарок Деду Морозу»

(старший возраст 6-7 лет для малышей). Ц. Петровой.

Взрослые детям

«День рождения Чудо-Юды»

Театр рук

«Два снеговика»

Задача: стимулировать развитие основных психических функций-внимания, памяти, речи, восприятия, содействовать расцвету творческого воображения 

                                                                           Театральная деятельность

 

Январь-февраль                                                                                                                                   Старший возраст

Творческие задания на развитие пантомимики

Инсценирование поэтических и музыкальных произведений

Игры

Спектакли

 

На развитие внимания, творческого воображения

С импровиз. шумовыми инструментами

В мире игрушек:

Новые игрушки, сломанная

игрушка - пожалеть,

погладить, исправить (жесты

жалости, заботы, радости,

печали).

Путешествие в страну детских снов:

Различные жесты в зависимости от приснившегося. Например: испуг, злость, веселье, бойкость, сдержанность, коварство, скуку и т.д.

Стихи:

"Печалиться не надо" (Тарло, №8,98) "Заяц, чем ты занят" "Мишка лапу занозил"

Песни:

"Каждый по-своему маму поздравит" Жилина "Будет горка во дворе" Попатенко

"Саночки" Филиппенко "Три весёлых зайчика" Костина

"Догадайся, кто поет

Тиличеевой "Колобок" муз. Тиличеевой "Ищи" Ломовой "Поехали" Тиличеевой

Играем с

кубиками,

бумагой, своими

весёлыми

ладошками,

ключами

Взрослые - детям "Бурёнка из Малсёнкина"

Старшие - малышам

"Весёлые повара" "Перчатки" В. Герчик

Задача: вырабатывать умение ясно выражать для окружающих свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать что от тебя хотят другие.

                                                                           Театральная деятельность

Март-апрель     Старший возраст                                                                                                                 

Творческие задания на развитие пантомимики

Инсценирование поэтических и музыкальных произведений

Игры

Спектакли

 

На развитие внимания, творческого воображения

С импровиз. шумовыми инструментами

Какими мы бываем?

Жесты лентяйки, жадины, замарашки,. Ворчуна и т.д.

 

Здравствуй весна!

Наблюдение за цветами,  птицами,  животными, людьми, итд

Жесты восторга, радости.

 

Театр рук.

Трава растет, летают птицы и бабочки, ожили гусеницы, и т.д.

Стихи: «Здорово, кума» р.н.п.

«Шар надутый», «Две подружки» А. Шибаев

«Нагрубил» «Груша»

С. Махотин

«Говорил гусь Коле» «Марина» У. Санова

 

Песни: «Пошла млада за водой» «Ай-тари тари»

«Ах ты душка» «Во деревне-то было, в Ольховке» р.н.п

«Трух-тух» «Гори-гори ясно» «Скок-поскок» р.н.п в обр. Ломовой

«Что мы делали вчера»

«Что на улице нашли, с тем оркестр и завели» (камешки, веточки и т.д)

«Колобок» муз. спектакль по мотивам р.н.сказки

Автор- Евстафьева

«Город мастеров» (интеграция)

«Весеннее пробуждение»

(театр рук)

 Задача: формировать личность ребенка, вырабатывать определенную систему ценностей, расширять границы познания.

                                                                           Театральная деятельность

Май-июнь                                                                                                                                             Старший возраст

Творческие задания на развитие пантомимики

Инсценирование поэтических и музыкальных произведений

Игры

Спектакли

 

На развитие внимания, творческого воображения

С импровиз. шумовыми инструментами

«Кто кем работает?»

Угадываем профессии по характерным движениям и позе.

 

«Сказки в гостях»

Показать, как разные сказочные герои смотрят в зеркало, пробуют любимое блюдо, нелюбимое, садятся на стул и т.д.

 

Театр ног.

Сказка «Репка», «Ножки вышли погулять» (Различные движения ног за ширмой)

Стихи:

«Грустный стишок» Погореловский

«Настя делает уроки», «Петушок и мама квочка», «Что я могу» Усачев

«Крапива» Шварц

 

Песни:

«Я по улице иду» «Первоклассница» Тульбович

«Две бабушки» сл. Барто, муз. Тульбович

«Приличная дама» автор неизв.

«Урок» Попатенко

 «Солнышко» р.н. потешка

«Где мы были?» (в лесу, В зоопарке, В парке, на реке, в аэропорту, в кинотеатре и т.д.)

 

«Оркестр немытых чашек» (после завтрака)

«Поющие руки» (по стулу, стеклу, полу, ковру)

 

Музыкальная сказка «Дюймовочка»

 

Сказка-опера

 «Муха-цокотуха »

 

Сказка-импровизация

(пальчиковый театр)

 

Сказка «Море»

(театр рук)

Задача: тренировать актерские умения, развивать фантазию, организовать совместную творческую деятельность, увлекательную и поучительную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Тема: «Использование игровых методов и приемов при организации продуктивной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС»

Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности....

План-конспект организация продуктивной деятельности дошкольника

План-конспект  организация продуктивной деятельности дошкольника...

Творческая мастерская как форма организации продуктивной деятельности дошкольников.

В статье представлен материал о "Творческой мастерской", как инновационной форме организации  деятельности,об особенностях организации работы "Творческой мастерской" в ДОО,...

Виды и организация продуктивной деятельности дошкольников

Продуктивная деятельность дошкольников — вид досуга ребенка, цель которого получить некий набор качеств, правильное направление на пути подготовки к школе. Продуктивная (в некоторых источниках ...

Организация продуктивной деятельности дошкольников

План – конспект  образовательной деятельности(лепка)....

Организация продуктивной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

План – конспект продуктивные виды деятельности:рисование в средней группе...