Музыкальный язык жестов как средство развития движений в танце
статья по музыке
Помощь начинающим музыкальным руководителям, столкнувшимся с трудностями при постановке танцев на утренниках .Эта статья поможет найти контакт с детьми и научит понимать друг друга с помощью жестов в танце
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья для музыкального руководителя детского сада | 371.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный язык жестов как средство развития
движений в танце.
Как привить детям любовь к обучению музыкально- ритмическим движениям с младшего возраста? Ну конечно через игру, танцы в этом возрасте проходят в игро- вой форме. В младшем возрасте дети воспринимают все наглядно. Ориентируются в пространстве плохо, необходимо ребенку помочь и поэтому педагог на начальном этапе разучивания движений танца делает разметки музыкального зала, например в виде кружочков или звездочек. Кружки можно сделать разные по цвету, чтобы ре- бенку легче было ориентироваться и в тоже время сохранится четкая граница круга.
Общение педагога с детьми в танце происходит с помощью жестикуляции рук и сло-весного объяснения того или иного движения в танце. В работе с детьми дошколь- ного возраста я ставлю перед собой цель: познакомить дошкольников с языком дви-жений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению вырази-тельной пластикой общения и эмоционального состояния близкого им по собствен- ному жизненному опыту, но исполняемого под музыку танцевально. Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы. Ис- пользование методов и приемов, позволяющих каждому ребенку раскрыть свой твор-ческий потенциал, проявить себя в одном из наиболее доступных детям видов му- зыкальной деятельности- движения под музыку ( танец.) В методике обучения жестам в танце можно использовать материал автора: Горшко- ва Е.В. « Словарь пантомимических и танцевальных движений» одна из трех книг Горшковой Е.В в разделе: « От жеста к танцу», являющееся необходимым справоч- ным приложением к методике развития у дошкольников творчества в танце. Глав- ная идея методики- научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных),которые используются в танце для образного воплощения.
Задачи поставленные перед педагогом: одни движения помогают усвоить опреде- ленный двигательный навык, другие помогают направить внимание детей на ту или иную особенность музыки.
В работе выделяю следующее : 1) выразительный показ движений, танцевальных композиций (педагогом или ребенком)задает наглядный образ исполнения, форми- рует у детей представление о правильном способе выполнения движений. 2) Словес- ные пояснения и уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы дви жений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение.3) Об-разный показ побуждает детей представить какую - либо ситуацию, чтобы воссоз- дать ее в движении и тем самым способствует развитию у
В методике обучения жестам в танце можно использовать материал автора: Горшко- ва Е.В. « Словарь пантомимических и танцевальных движений» одна из трех книг Горшковой Е.В в разделе: « От жеста к танцу», являющееся необходимым справоч- ным приложением к методике развития у дошкольников творчества в танце. Глав- ная идея методики- научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных),которые используются в танце для образного воплощения.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигатель-ные способности и психические процессы, которые лежат в их основе и способству- ют эмоциональному и психофизическому развитию. Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ос-лабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоциональ- но волевой сферы. Предлагаемые упражнения, способствуют воспитанию музыкаль-ного восприятия у детей, совершенствованию их движений, развитию творческих спо-собностей, а также показ музыкального двигательного образа в танце.
В младшем возрасте дети умеют бегать, прыгать как (зайчики), каждому движению присущ свой музыкальный образ, ходить мягко на носочка как лисички,ходить тяжело-весно как ( медведи) и т.д. В этом же возрасте дети должны ходить,бегать врассып-ную, перестраиваться, в одну колонну друг за другом.Чем старше становится ребенок, тем более усложняется музыкальный язык жестов в танце. Если в младшей группе де- ти выстраиваются в одну колонну, то уже в среднем возрасте педагог в танце может выстроить их в 2 и 3 колонны, по диагонали, в шахматном порядке и т.д.
Обозначения, которые используются мной в работе:
1)С первым движением или музыкальным жестом в танце дети знакомятся в младшем возрасте, педагог проговаривает каждый жест. Первый жест - это движение по кругу.
Педагог показывает указательным пальцем руки в каком направлении происходит движение в танце( вправо или влево).
2) Упражнение: «Лодочка»- это движение по кругу в паре.
Для того, чтобы ребенок правильно выполнял это движение, необходим словесный и наглядный показ. Можно показать наглядно иллюстрацию лодочки, что концы лодоч- ки острые,ни в коем случае не кулачки. Разводим руки в стороны, ладошки смыкаются происходит кружение по кругу . Педагог в свою очередь может показать подсказку раскрыв руки в сторону открыв ладони кверху.
3) Упражнение: «Пружинка».
В этом случае можно показать иллюстрацию- картинку девочки с пружинистыми нога- ми, педагог использует наглядный показ этого упражнения. Упражнение полуприседа- ние. Педагог слегка опускает ладошку вниз и поднимает ее к верху.
Упражнение: «Присядка» отличается тем от пружинки, что приседание в этом дви- жение происходит полностью. Ладонь руки двигается вниз, дети садятся, когда же вам необходимо их поднять, ладонь руки движется вверх, дети самопроизвольно поднимаются в исходное положение. Если же вам необходимо мальчиков посадить, а девочки в это время стоят, в этом случае у педагога работают две руки: одна движется вверх, другая вниз, после меняются, одна вниз, другая вверх.
5) Упражнение: « Кружение на месте» вокруг себя Педагог вращает указательный палец вокруг оси.
В младшем возрасте дети должны определять стороны, где вверх, где низ, носок, пятка, руки, ноги, пояс, плечи-то есть должны знать все части тела.В этом возрасте уже можно выполнять покачивание рук в разные стороны.В младшем возрасте репертуар танцев обычно выбирается с пением какого-либо упражнения в танце, т.к дети улавливают больше команду ушами, если в песне поется: «Ручками похло- пали, дети с удовольствием - хлопают,ножками потопали, дети- топают.» С каждым годом пополняется копилка движений и жестов, если в младшем возрасте в силу своих возрастных особенностей дети выполняют приставной шаг, то в среднем возрасте дети умеют двигаться галопом, к концу года дети двигаются поскока- ми, выполняют более усложненные движения, например мальчики делают при- сядку на месте, девочки кружатся вокруг себя, машут платочками( в среднем возрасте атрибуты играют неотъемлемую роль в танце). С младшего возраста дети показывают 3 позиции рук: 1) руки на уровни груди, согнутые в локтях 2)руки разведены в стороны. 3)руки над головой.
Позиции ног:
1) Пятки вместе -носки врозь, 2) Ноги на ширине плеч.
Движение ног: 1) Выставление носка ноги в сторону, вперед и назад (ребенок дол- жен знать, где находится от него перед и зад )
В старшей группе усложняются движения в танце например: перестроение в 2-е шеренги, парами по кругу, в треугольник- открытый, закрытый, карусель, клин.
Перестроение из общего круга в 2-а маленьких.
2.) В старшем возрасте дети лучше ориентируются в пространстве. Умеют стро- иться в шахматном порядке.
.) Движение к друг другу с разных углов музыкального зала встречаясь друг с другом и образуя общий круг.
.)Движения по диагонали: « Перестроение из колонны в диагональ» с выставле- ни ем ноги( обычно такое движение используется в русских народных танцах).
4.) Движение в парах. Упражнение: « Клубок» мальчики берут одной рукой девочек, разворачивая их на расстоянии руки и вновь сворачиваются в клубочек.
В старшем возрасте дети понимают, что такое куплет и припев, если педагог каждый раз повторяет фразу : « А сейчас движение припева» и дети слышат повторяющуюся мелодию несколько раз, то они легче понимают педагога и какие движения им необ-ходимо повторить. Они различают двух или трех частную форму танца.
Большую роль в танцах играет время танца, если малыши могут физически выдер- жать танец продолжительностью всего 3-4 минуты, то дети старшего возраста выдер-живают продолжительностью в 4-6 минут.
Постановка танцев и нотный материал можно использовать для работы и у авторов: РудневаС., Фиш Э., « Ритмика . Музыкальное движение» пособие рассчитано для детей 1-2 классов. Методика преподавания музыкального движения и необходимый учебный материал в течение ряда лет разрабатывались, проверялись на практике авторами данного пособия и показали себя эффективным средством музыкального воспитания детей.
Использую в работе материал авторов: Раевская Е, Руднева С, Соболева Г, Ушакова З. «Музыкально – двигательные упражнения в детском саду.» В сборнике сгруппиро- ванны этюды для подготовительной к школе группы и способствуют закреплению полученных музыкальных и двигательных навыков В приложении помещены списки упражнений по каждому виду движений ( ходьба, бег, прыжки, элементы танца и пляски.
« От ритмики к танцу» В.Г. Шершнева. Воспитывать организованность, заботливое отношение к партнерам « чувство локтя» и желание танцевать в коллективных мас- совых номерах.
В работе выделяю следующее : 1) выразительный показ движений, танцевальных композиций (педагогом или ребенком)задает наглядный образ исполнения, форми- рует у детей представление о правильном способе выполнения движений. 2) Словес- ные пояснения и уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы дви жений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение.3) Об-разный показ побуждает детей представить какую - либо ситуацию, чтобы воссоз- дать ее в движении и тем самым способствует развитию у
В методике обучения жестам в танце можно использовать материал автора: Горшко- ва Е.В. « Словарь пантомимических и танцевальных движений» одна из трех книг Горшковой Е.В в разделе: « От жеста к танцу», являющееся необходимым справоч- ным приложением к методике развития у дошкольников творчества в танце. Глав- ная идея методики- научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных),которые используются в танце для образного воплощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...