Театрализованная деятельность в детском саду.Создание музыкальных спектаклей-мюзиклов с детьми дошкольного возраста.
статья по музыке (старшая группа)
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность в ГБДОУ.
Создание музыкальных спектаклей мюзиклов с детьми дошкольного возраста.
Музыкальный руководитель
Фёдорова Елена Валерьевна
Мюзикл(англ.musical) музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги,песни, музыка….важную роль играет хореография.
ВикипендиЯ
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.
И. А. Сухомлинский
Театрализованную деятельность в дошкольном учреждении называют по разному -это и драматизации, постановки, инсценировки, театрально- игровая деятельность и т.д. Игровая деятельность является для ребёнка приоритетной, а функции детской игры определяются её психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л.С.Выгодского ,С.Л.Рубинштейна ,Д.Б. Эльконина. В игре формируется личность ребёнка ,его потенциальные возможности и первые творческие проявления. В ходе театрализованных игр можно решить множество педагогических задач .С помощью «игры в театр» мы развиваем детскую фантазию, воображение, память, коммуникативные способности, все виды детского творчества...а именно
-художественно -речевое
-музыкально-игровое
-танцевальное
-сценическое
Особенное внимание хочется обратить на детское воображение. Ведь развитие воображения помогает ребёнку в дальнейшем ситуативно мыслить , ставить перед собой определённые задачи и просчитывать наперёд своё поведение в той или иной ситуации. В дальнейшем конечно, творческое воображение особенно ярко раскрывается в таких профессиях как артист, художник, писатель., но в жизни оно необходимо каждому человеку, не зависимо от профессии .А к чему мы подводим процесс воспитания в ГДОУ и школе как не к умению ориентироваться в жизненных ситуациях и определению правильного поведения в обществе.
В детском учреждении музыкальный руководитель формирует музыкальную культуру ребёнка .И делает он это не только на занятиях, а в то числе и в театрализованной деятельности.
Воспитывать умного, культурно развитого человека-одна из основных наших задач. А как сказал Б.А Сухомлинский: «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.» Многие родители не считают музыкальные занятия серьёзным видом деятельности ребёнка...по этому на примере музыкальных спектаклей можно доказать и показать на деле, каких результатов добиваются дети.
С чего я сама начинала театрализованную деятельность в детском саду?...Конечно сначала это были небольшие сценки, инсценировка песен, стихов, пантомима .Затем, небольшие спектакли -постановки с детьми старшего возраста .И по началу не всегда это было удачно, ведь все умения приходят к нам с опытом работы. В то время , когда я начинала работать, не было достаточного количества литературы, музыкального материала, сценариев, песен. Поэтому приходилось обходиться только художественным материалом, подбирая или сочиняя музыку самим.
Хочется рассказать о первом опыте коллективного творчества, который состоялся в самом начале моей работы. В проекте была постановка музыкального спектакля по мотивам стихотворения С.Я Маршака- «Сказка о глупом мышонке». Когда дети познакомились со стихотворением, хорошо знали сюжет и мы вместе с воспитателем проводили занятие, где дети сами подсказывали нам как должен говорить, двигаться тот или иной герой, один из детей вдруг сказал, что он не хочет, что бы сказка так заканчивалась.- « почему кошка съест мышонка?» Мы стали обсуждать эту ситуацию, но дети все как один утверждали , что хотят поменять конец сказки. Вот тут и проявилась воображение и фантазия детей:
- пусть наш мышонок будет осторожным
- пусть мышонок убежит от кошки
- спрячется от кошки
- мама мышка не должна плакать
так появилось новое окончание у этого спектакля и дети были очень довольны, ведь они были не просто артистами, они САМИ придумали и исполнили то, что придумали. Ну, а я помогла им воплотить их мысли в стихотворный текст:
-Мама плачет, слёзы льёт:«Где мой маленький сынок?»
-«Мама, мамочка, я здесь....дай мне что нибудь поесть...»
-«Где ж ты был?»
-«От кошки злой, я сбежал...»
-«Мой дорогой!!!»
-«Мне не надо няню звать,
Я большой, сам лягу спать»
В то время я не называла ещё наши спектакли мюзиклами, хотя уже тогда к каждому герою подбиралась музыка, сочинялись слова песен. Вот пример из того же спектакля «Сказка о глупом мышонке»:
«Колыбельная кошки»
Баю-баю, спи сынуля,
Пусть во сне приснится сыр...
И батончик шоколада ..
И мороженое пломбир!
Спи, мой маленький,
Я- рядом!
Никуда я не уйду.
Ну, а если будет надо
Няню я тебе найду...
«Песня жабы.»
Здравствуй, глупенький мышонок!
К тебе пришла на помощь тётя,
я прискакала из далёка,
Живу за лесом на болоте...
Тебе спою такую песню...
И не захочешь, а уснёшь..
Заквакаю -цветы завянут,
Иголки растопырит ёж!
«Песня кошки»
Я ваша добрая соседка,
Меня зовут Мур-Мяу-Киска,
Меня просила посидеть
мамаша мышь за две сосиски...
Какой хорошенький мышонок,
Какой ты мягонький совсем,
Закрой, закрой скорее глазки.....
…................................................
а я возьму тебя и съем!!!!
В своё время мне очень понравилась статья А.Н. Бурениной «Берегите музыкального руководителя», где автор очень хорошо раскрыла само понятие- музыкальный руководитель, сколько надо освоить и вмешать в себя, что бы действительно овладеть этой профессией. Итак - педагог, сценарист, музыкант, хореограф, звукорежиссёр, композитор( в какой то мере) ,костюмер, портной.. и др. Так вот для создания мюзикла, все эти профессиональные знания просто необходимы.
А что такое мюзикл? Прежде всего это музыкальный спектакль, в котором сочетаются и переплетаются-диалоги ,музыка, песни, танцы(общие и индивидуальные.)Всё это действо объединено общей сюжетной линией.
Первый детский мюзикл я увидела , проходя очередные курсы повышения квалификации в одном из детских садов Петродворцового района. Это был незамысловатый сюжет и очень содержательная и красивая музыка, песни , танцы. С удивлением я узнала, что написал эту пьесу, с музыкальным сопровождением преподаватель музыкального училища, которое я закончила, О.О Юргенштейн. К сожалению, он очень мало печатался и посоветовать к работе могу только одну его книгу и сборник замечательных песен :
Олег Юргенштейн | Магия детского театра .Музыкально- драматические этюды. Санкт-Петербург. Творческое объединение 1998 |
Олег Юргенштейн | Песни-сценки к театру Ступеньки Санкт-Петербург. Астерион 2008 |
Начинать работу над мюзиклом необходимо с планирования. Здесь следует отметить, что работу над спектаклем ведут несколько педагогов- воспитатели , музыкальный руководитель, хореограф(если таковой имеется в штате).А также посильную помощь оказывают родители, которых непременно надо вовлекать в процесс подготовки спектакля, это может быть пошив костюмов, изготовление декораций, и даже исполнение каких то ролей .Задачи по ознакомлению с художественным произведением(сценарием) выполняют воспитатели, включая эту тему в план занятий по ознакомлению с художественными произведениями. Музыкальный руководитель на фронтальных и индивидуальных занятиях разучивает необходимый музыкальный материал. Далее следует включать в работу такие формы работы как этюды(«Кто как ходит», «Как разговаривает этот герой», «Опиши характер героя» и т. д.),пантомимы, обсуждения, занятия по рисованию, лепке, аппликации на тему данного художественного произведения. Всё это делается для того, что бы дети хорошо ориентировались в данном материале и сами создавали образ героев произведения. Далее идут занятия по сценам и в конце собирается общий музыкальный спектакль. Постановка детского спектакля имеет ещё свои особенности. Мы не можем репетировать как во взрослом театре...детям должно быть интересно. По этому , многие сцены не показывают всем детям и они видят их только при показе мюзикла .Это могут быть роли, которые исполняют взрослые или выпускники детского сада. Например, в прошлом году (2012) при постановке мюзикла «Муха-цокотуха», роль паука у нас исполнял выпускник ГДОУ 2005 года Алёша Аванесов.То что он появится в спектакле знали только исполнители главных ролей Муха-Цокотуха и Комарик, так как у них были общие диалоги и общий танец. Для остальных детей- это было сюрпризом. Вот такие сюрпризные моменты надо непременно продумывать, что бы сам спектакль был для детей ПРАЗДНИКОМ!!!!
В нашем ГДОУ мы стараемся каждую весну показать работу по театрализованной деятельности в виде мюзикла. Сценарии либо придумываются нами, как например «Мистер Твистер» по мотивам стихотворения С.Я Маршака или это переработанные готовые сценарии : «Стрекоза и муравей» Юргенштейна, «Ухти — тухти» музыка Г.Портнова, «Красная шапочка» Юргенштейна, «Котята- поварята» Теличеевой и др .Или готовые мюзиклы, которые вы можете найти в программе «Ладушки» Новоскольцевой и Каплуновой.
А также нам на помощь приходит интернет, где можно найти и музыку и сценарии в помощь в работе по театрализации.
Очень хочется, чтобы педагоги нынешнего поколения изменяли стереотипы педагогического мышления в поиске таких форм работы по воспитанию и обучению, которые способствовали бы раскрепощению в развитии детей и обращали бы больше внимания на эмоциональную сферу дошкольника. Именно такой формой работы, по моему мнению, и является театрализация в виде музыкальных спектаклей-мюзиклов. Где можно показать всё , чему обучаются дети на занятиях в ГДОУ.
Таким образом, театрализованная деятельность в виде музыкального спектакля-мюзикла способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию воображения ,способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание. А всё это является средством к успешному усвоению программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческая работа "Театрализованная деятельность на занятиях по ознакомлению с окружающим миром для детей дошкольного возраста"
Исходя из опыта работы в дошкольном учреждении, нужно подчеркнуть, что обучение счет с помощью мультимедийных игр-презентаций должно осуществляться не только на занятиях, но также в кружковой и индиви...
проект по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ "Формирование творческих способностей для детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Этот проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста, срок реализации шесть месяцев....
«Использование музыкально-ритмических упражнений с детьми дошкольного возраста.»
Музыка- одно из могучих средст эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Использование музыкально-ритмических упражнений в детьми дошкольного ...
Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Театрализованная деятельность как средство развития и формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
Театрализованная деятетельность очень эффективна при интегрированной работе учителя- логопеда с детьми дошкольного возраста...
Эмпирическое исследование влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОСТРОВНОМ РЕГИОНЕ: НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСТУПЛЕНИЕ В РАМКАХ СЕКЦИИ ОБЛАСТНОЙ II НАУЧНО &ndash...
Доклад по теме: «Влияние музыкально-театрализованной деятельности на эстетическое, познавательное, речевое, эмоциональное и двигательное развитие детей дошкольного возраста»
В процессе творческой работы над спектаклем дети становятся более общительными, доброжелательными, общительными, внимательными. В своей работе использую разные виды театра: театр игрушек, театр ...