Развитие особого ребёнка (диагноз ДЦП) в общеобразовательном детском саду средствами музыкально – художественной деятельности
учебно-методический материал по музыке (средняя группа)
Развитие особого ребёнка (диагноз ДЦП) в общеобразовательном детском саду средствами музыкально – художественной деятельности
«Забота о здоровье – это важный труд взрослого. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности образования в образовательных учреждениях. Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан и с ОВЗ. На современном этапе развития образования в соответствии с Законом об образовании особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья на образование. Важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума. Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Специфика разработки специального Федерального Государственного Стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Цели Стандарта: 1. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного образования. 2. Обеспечение государственных гарантий получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. Обеспечение равных возможностей социального развития и освоения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса. 5. Обеспечение возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности, и направленности с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально – экономического развития Российской Федерации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья. С введением ФГОС ДО и нового закона об образовании большинство образовательных учреждений работает с детьми с ОВЗ. Это обусловлено и тем фактом, что многие родители стремятся к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками. К, сожалению не все дошкольные учреждения готовы к таким переменам, так как педагоги должны найти в себе силы, воспитать волю, желание к работе с детьми с ОВЗ. Да и само определение – ОВЗ. Кто же такие дети с ОВЗ? Дети с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий: - дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); - дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); - дети с нарушением речи; - дети с нарушением интеллекта; - дети с нарушением опорно – двигательного аппарата (ДЦП); - дети с задержкой психического развития; - дети с нарушением эмоционально – волевой сферы и поведения; - дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). Подробнее рассмотрим организацию образовательного процесса с ребёнком с диагнозом ДЦП.
Условия. Обязательное условие развития детей с ОВЗ — взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Поэтому главная задача всех наших сотрудников – создать такую атмосферу в детском саду, где каждый маленький человек будет ощущать себя надёжно, комфортно, уютно, чувствовать заботу и уважение. В нашем детском саду созданы все условия для работы с ребёнком ДЦП: 1. Создана хорошо подготовленная развивающая предметно – пространственная среда (безопасная, комфортная, соответствует возрастным особенностям развития и интересам детей, вариативная, информативная). Имеется на входной двери кнопка вызова персонала. 2. Игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями. 3. Дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии. 4. Большое количество досуговых мероприятий позволяет соединить самых разных детей в эмоционально-позитивном контексте. 5. Имеет значение высокая квалификация и тесное взаимодействие в работе всех специалистов и воспитателей.
В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена ребёнком с ОВЗ (в нашем случае с диагнозом ДЦП), составляется индивидуальная программа сопровождения ребёнка – инвалида. При составлении следует опираться на ряд принципов: 1. Принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ. 2. Принцип дозированности объёма изучаемого материала. 3. Принцип линейности и концентричности. 4. Принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.
Особенности осуществления коррекционной направленности в музыкальной деятельности. 1. Введение в НОД специальных коррекционных упражнений (разминок, этюдов), способствующих развитию зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве; по развитию осязания и мелкой моторики, коррекции речевых нарушений; ориентированы на зрительные нарушения у ребёнка и направлены на преодоление психофизических недостатков у детей с нарушением зрения. 2. Взаимодействие с учителем – логопедом. Изучение программ и определение направлений работы на год. Знакомство с результатами диагностики и определение индивидуальных маршрутов сопровождения. 3. Подготовка к образовательной совместной деятельности: - подбор наглядного материала; - подбор музыкальных произведений, текстов песен, литературного материала; - подбор материала для организации деятельности детей в большом пространстве коррекционного зала с учётом диагноза и уровнем развития ребёнка. 4. Проведение музыкально – дидактических игр. Взаимообучение специалистов и воспитателей через открытый показ занятий, приёмов работы, дидактического материала. 5. Анализ проведенных утренников, праздников. 6. Совместная подготовка и проведение культурно – досуговой деятельности.
Коррекционная работа с ребёнком ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата. Цель работы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных процессов у дошкольника с ДЦП. Задачи: 1. Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики. 2. Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения. 3. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ. Предполагаемые результаты: 1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания. 2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе. 3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения. Ребёнок с ДЦП. Так как в моей практике появился ребёнок с ДЦП (нарушение опорно – двигательного аппарата), поэтому подробнее хочется рассказать о своей профессиональной деятельности в данном направлении. ДЦП – это неврологическое расстройство в виде не прогрессирующих двигательных нарушений (паралич конечностей), возникающие в результате повреждения нервной системы. ДЦП относится к группе заболеваний связанных с нарушением программы неврологического развития (в данном случае двигательного). Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести физического дефекта. Ребёнок с диагнозом – ДЦП (средней степени тяжести, паралич нижних конечностей) пришла к нам в детский сад в среднюю группу осенью 2017 года. Воспитывается в полной семье. В семье девочку очень любят и стараются сделать всё возможное, чтобы улучшить состояние здоровья. Девочка очень редко посещала детский сад, ввиду состояния здоровья. Она не ходила, только ползала. Скромная девочка, но умеет выражать свои эмоции. Музыкальные занятия посещает с удовольствием. Сидя на стуле, уже и в средней группе, выполняла какие – либо движения ручками. Подпевала вместе со всеми детьми. Сердце замирает, глядя на неё. Ходит, правда, с поддержкой взрослого или опираясь на предметы. С января 2017 года с помощью мамы танцует в кругу со всеми детьми. Глаза её светятся от счастья, что она может выполнять движения вместе со всеми. При организации какой-либо музыкально – ритмической деятельности с детьми, довольно часто слышу от неё выражение: «А как же я?.... Вы, что, забыли про меня?» Музыкальное воспитание ребёнка с ДЦП. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в рамках внедрения ФГОС ДО и «Рабочей программе музыкального руководителя». В современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе может сыграть не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребёнка с ограниченными возможностями развития. Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, я считаю, что ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Как работать с такими детьми? Работая с такой категорией детей, приходится сталкиваться с особыми трудностями в разработках и проведении занятий. Исключительной значительностью для развития детей, имеющих нарушения опорно – двигательной системы, выступает комплексное воздействие: медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое, социальная помощь. Коррекционная работа в данном направлении основывается на взаимодействии таких компонентов, как движение, музыка, речь. Первый компонент основы – движение. Различные нарушения мышечного тонуса не дают возможности выполнения движений в заданном ритме и темпе. Второй компонент основы – музыка. С одной стороны, музыка формирует у детей чувство красоты, поднимает эмоциональный настрой, повышает мотивацию в обучении. С другой стороны, одним из выразительных средств в музыке являются ритм и темп, соблюдение которых крайне затруднительно для ребёнка с ДЦП. Желание выдержать ритм, темп может провоцировать появление быстрого утомления. Дифференцированный подход зависит от формы ДЦП. Третий компонент основы – речь. В работах отечественных и зарубежных исследователей отмечается, что при ДЦП наряду с нарушением опорно – двигательного аппарата отмечается разнообразные речевые нарушения. Наша девочка – способный ребёнок. Несмотря на свой диагноз, речь у неё практически чистая. На праздниках, несмотря на индивидуальные особенности (стеснительность, застенчивость) стала рассказывать стихи.. Пусть пока ещё недостаточно выразительно и громко, но мы считаем, что дебют удался. Возникает вопрос: как разрешить существующие проблемы? А разрешить эту проблему можно, если использовать современные образовательные и здоровьесберегающие технологии.
Технологии, используемые в образовательном процессе. Мир, в котором живёт и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в образовательной деятельности современные методы, приёмы и образовательные технологии. К современным образовательным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Детям с ОВЗ (в том числе и с ДЦП) показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия, музыкотерапия. Особенно коррекционная ритмика и танцетерапия дают положительные результаты почти при всех видах нарушений, в том числе и в нашем случае. Поэтому, большое внимание, мы уделяем здоровьесберегающим технологиям (логоритмика, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, самомассаж и др.). Очень важны в образовательном процессе и технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, занятия физкультурой и спортом, активный отдых (физкультурные развлечения и праздники под музыкальное сопровождение, музыкальные развлечения и праздники, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения.
Методы и приёмы коррекционно – развивающей работы. В коррекционных играх мы предлагаем максимально использовать все возможные анализаторы для формирования знаний в пространстве. В ходе НОД создаются такие условия, чтобы у ребёнка вырабатывались установка на успех, на принятие помощи взрослого. Также, важно использовать упражнения на развитие психических процессов (психогимнатика): игры на развитие восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти, мимики, упражнения на регуляцию мышечного тонуса рук и ног. В своей профессиональной деятельности музыкального руководителя использую методику В. В. Емельянова («Фонопедический метод развития голоса» - упражнения, направленные на развитие артикуляции, дыхания). Этот метод эффективен как для здоровых детей всех возрастов, так и детей с ОВЗ.
Работа с педагогами. Тесное сотрудничество с педагогами детского сада (беседы, консультации, мастер – классы, подготовка к праздникам и развлечениям, организация кукольных спектаклей, информация в стендах, участие в конкурсах и др.) положительно влияет на высокие показатели воспитанности, образованности и развитости всех детей.
Работа с родителями (законными представителями). Сотрудничество с родителями (законными представителями) строим по следующим направлениям: 1. Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный ДОУ. 2. Повышение психолого – педагогической культуры родителей (законных представителей) осуществляется через родительские собрания, консультации и беседы. 3. Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно – эстетическом развитии воспитанников (дни открытых дверей, организация выставок – конкурсов, привлекаем родителей к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов). Всё вышеизложенное помогает сделать родителей (законных представителей) своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Такая деятельность носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.
Результат моей работы: 1. Девочка с диагнозом ДЦП стала более раскрепощённой, у неё развиваются навыки взаимодействия с другими людьми. 2. У ребёнка повысилась познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослыми, развивается потребность ребёнка в общении посредством речи. 3. Улучшилась речевая и сенсомоторная функция. 4. Музыкотерапия в коррекционной работе помогает установлению эмоционального диалога.
Вывод. Деятельность всего педагогического коллектива положительно влияет на развитие музыкального слуха, чувства ритма, всех психических процессов, как здоровых детей, так и детей с ОВЗ. А так же развивается большой интерес к игре на музыкальных инструментах. В результате восприятия музыки ребёнок становится эмоционально осмысленным, формируется музыкальный вкус. Работая с детьми дошкольного возраста, я опираюсь на следующее: - НОД провожу в игровой и занимательной форме, - создаю атмосферу успеха, - развиваю музыкальность каждого ребёнка, - обучаю детей певческим и музыкально – ритмическим умениям и навыкам, - воспитываю способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку, - развиваю художественно – творческие способности.
Всё вышеизложенное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки, как очень важную в работе с дошкольниками. Музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребёнка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмпатические чувства. В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по художественно – эстетическому воспитанию и развитию всех детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_osobogo_rebyonka.docx | 28.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие особого ребёнка (диагноз ДЦП) в общеобразовательном детском саду средствами музыкально – художественной деятельности
«Забота о здоровье – это важный труд взрослого. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности образования в образовательных учреждениях. Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан и с ОВЗ. На современном этапе развития образования в соответствии с Законом об образовании особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья на образование. Важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума. Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Специфика разработки специального Федерального Государственного Стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Цели Стандарта: 1. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного образования. 2. Обеспечение государственных гарантий получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. Обеспечение равных возможностей социального развития и освоения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса. 5. Обеспечение возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности, и направленности с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально – экономического развития Российской Федерации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья. С введением ФГОС ДО и нового закона об образовании большинство образовательных учреждений работает с детьми с ОВЗ. Это обусловлено и тем фактом, что многие родители стремятся к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками. К, сожалению не все дошкольные учреждения готовы к таким переменам, так как педагоги должны найти в себе силы, воспитать волю, желание к работе с детьми с ОВЗ. Да и само определение – ОВЗ. Кто же такие дети с ОВЗ? Дети с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий: - дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); - дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); - дети с нарушением речи; - дети с нарушением интеллекта; - дети с нарушением опорно – двигательного аппарата (ДЦП); - дети с задержкой психического развития; - дети с нарушением эмоционально – волевой сферы и поведения; - дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). Подробнее рассмотрим организацию образовательного процесса с ребёнком с диагнозом ДЦП.
Условия. Обязательное условие развития детей с ОВЗ — взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Поэтому главная задача всех наших сотрудников – создать такую атмосферу в детском саду, где каждый маленький человек будет ощущать себя надёжно, комфортно, уютно, чувствовать заботу и уважение. В нашем детском саду созданы все условия для работы с ребёнком ДЦП: 1. Создана хорошо подготовленная развивающая предметно – пространственная среда (безопасная, комфортная, соответствует возрастным особенностям развития и интересам детей, вариативная, информативная). Имеется на входной двери кнопка вызова персонала. 2. Игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями. 3. Дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии. 4. Большое количество досуговых мероприятий позволяет соединить самых разных детей в эмоционально-позитивном контексте. 5. Имеет значение высокая квалификация и тесное взаимодействие в работе всех специалистов и воспитателей.
В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена ребёнком с ОВЗ (в нашем случае с диагнозом ДЦП), составляется индивидуальная программа сопровождения ребёнка – инвалида. При составлении следует опираться на ряд принципов: 1. Принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ. 2. Принцип дозированности объёма изучаемого материала. 3. Принцип линейности и концентричности. 4. Принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.
Особенности осуществления коррекционной направленности в музыкальной деятельности. 1. Введение в НОД специальных коррекционных упражнений (разминок, этюдов), способствующих развитию зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве; по развитию осязания и мелкой моторики, коррекции речевых нарушений; ориентированы на зрительные нарушения у ребёнка и направлены на преодоление психофизических недостатков у детей с нарушением зрения. 2. Взаимодействие с учителем – логопедом. Изучение программ и определение направлений работы на год. Знакомство с результатами диагностики и определение индивидуальных маршрутов сопровождения. 3. Подготовка к образовательной совместной деятельности: - подбор наглядного материала; - подбор музыкальных произведений, текстов песен, литературного материала; - подбор материала для организации деятельности детей в большом пространстве коррекционного зала с учётом диагноза и уровнем развития ребёнка. 4. Проведение музыкально – дидактических игр. Взаимообучение специалистов и воспитателей через открытый показ занятий, приёмов работы, дидактического материала. 5. Анализ проведенных утренников, праздников. 6. Совместная подготовка и проведение культурно – досуговой деятельности.
Коррекционная работа с ребёнком ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата. Цель работы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных процессов у дошкольника с ДЦП. Задачи: 1. Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики. 2. Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения. 3. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ. Предполагаемые результаты: 1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания. 2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе. 3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения. Ребёнок с ДЦП. Так как в моей практике появился ребёнок с ДЦП (нарушение опорно – двигательного аппарата), поэтому подробнее хочется рассказать о своей профессиональной деятельности в данном направлении. ДЦП – это неврологическое расстройство в виде не прогрессирующих двигательных нарушений (паралич конечностей), возникающие в результате повреждения нервной системы. ДЦП относится к группе заболеваний связанных с нарушением программы неврологического развития (в данном случае двигательного). Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести физического дефекта. Ребёнок с диагнозом – ДЦП (средней степени тяжести, паралич нижних конечностей) пришла к нам в детский сад в среднюю группу осенью 2017 года. Воспитывается в полной семье. В семье девочку очень любят и стараются сделать всё возможное, чтобы улучшить состояние здоровья. Девочка очень редко посещала детский сад, ввиду состояния здоровья. Она не ходила, только ползала. Скромная девочка, но умеет выражать свои эмоции. Музыкальные занятия посещает с удовольствием. Сидя на стуле, уже и в средней группе, выполняла какие – либо движения ручками. Подпевала вместе со всеми детьми. Сердце замирает, глядя на неё. Ходит, правда, с поддержкой взрослого или опираясь на предметы. С января 2017 года с помощью мамы танцует в кругу со всеми детьми. Глаза её светятся от счастья, что она может выполнять движения вместе со всеми. При организации какой-либо музыкально – ритмической деятельности с детьми, довольно часто слышу от неё выражение: «А как же я?.... Вы, что, забыли про меня?» Музыкальное воспитание ребёнка с ДЦП. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в рамках внедрения ФГОС ДО и «Рабочей программе музыкального руководителя». В современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе может сыграть не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребёнка с ограниченными возможностями развития. Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, я считаю, что ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Как работать с такими детьми? Работая с такой категорией детей, приходится сталкиваться с особыми трудностями в разработках и проведении занятий. Исключительной значительностью для развития детей, имеющих нарушения опорно – двигательной системы, выступает комплексное воздействие: медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое, социальная помощь. Коррекционная работа в данном направлении основывается на взаимодействии таких компонентов, как движение, музыка, речь. Первый компонент основы – движение. Различные нарушения мышечного тонуса не дают возможности выполнения движений в заданном ритме и темпе. Второй компонент основы – музыка. С одной стороны, музыка формирует у детей чувство красоты, поднимает эмоциональный настрой, повышает мотивацию в обучении. С другой стороны, одним из выразительных средств в музыке являются ритм и темп, соблюдение которых крайне затруднительно для ребёнка с ДЦП. Желание выдержать ритм, темп может провоцировать появление быстрого утомления. Дифференцированный подход зависит от формы ДЦП. Третий компонент основы – речь. В работах отечественных и зарубежных исследователей отмечается, что при ДЦП наряду с нарушением опорно – двигательного аппарата отмечается разнообразные речевые нарушения. Наша девочка – способный ребёнок. Несмотря на свой диагноз, речь у неё практически чистая. На праздниках, несмотря на индивидуальные особенности (стеснительность, застенчивость) стала рассказывать стихи.. Пусть пока ещё недостаточно выразительно и громко, но мы считаем, что дебют удался. Возникает вопрос: как разрешить существующие проблемы? А разрешить эту проблему можно, если использовать современные образовательные и здоровьесберегающие технологии.
Технологии, используемые в образовательном процессе. Мир, в котором живёт и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в образовательной деятельности современные методы, приёмы и образовательные технологии. К современным образовательным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Детям с ОВЗ (в том числе и с ДЦП) показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия, музыкотерапия. Особенно коррекционная ритмика и танцетерапия дают положительные результаты почти при всех видах нарушений, в том числе и в нашем случае. Поэтому, большое внимание, мы уделяем здоровьесберегающим технологиям (логоритмика, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, самомассаж и др.). Очень важны в образовательном процессе и технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, занятия физкультурой и спортом, активный отдых (физкультурные развлечения и праздники под музыкальное сопровождение, музыкальные развлечения и праздники, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения.
Методы и приёмы коррекционно – развивающей работы. В коррекционных играх мы предлагаем максимально использовать все возможные анализаторы для формирования знаний в пространстве. В ходе НОД создаются такие условия, чтобы у ребёнка вырабатывались установка на успех, на принятие помощи взрослого. Также, важно использовать упражнения на развитие психических процессов (психогимнатика): игры на развитие восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти, мимики, упражнения на регуляцию мышечного тонуса рук и ног. В своей профессиональной деятельности музыкального руководителя использую методику В. В. Емельянова («Фонопедический метод развития голоса» - упражнения, направленные на развитие артикуляции, дыхания). Этот метод эффективен как для здоровых детей всех возрастов, так и детей с ОВЗ.
Работа с педагогами. Тесное сотрудничество с педагогами детского сада (беседы, консультации, мастер – классы, подготовка к праздникам и развлечениям, организация кукольных спектаклей, информация в стендах, участие в конкурсах и др.) положительно влияет на высокие показатели воспитанности, образованности и развитости всех детей.
Работа с родителями (законными представителями). Сотрудничество с родителями (законными представителями) строим по следующим направлениям: 1. Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный ДОУ. 2. Повышение психолого – педагогической культуры родителей (законных представителей) осуществляется через родительские собрания, консультации и беседы. 3. Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно – эстетическом развитии воспитанников (дни открытых дверей, организация выставок – конкурсов, привлекаем родителей к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов). Всё вышеизложенное помогает сделать родителей (законных представителей) своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Такая деятельность носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.
Результат моей работы: 1. Девочка с диагнозом ДЦП стала более раскрепощённой, у неё развиваются навыки взаимодействия с другими людьми. 2. У ребёнка повысилась познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослыми, развивается потребность ребёнка в общении посредством речи. 3. Улучшилась речевая и сенсомоторная функция. 4. Музыкотерапия в коррекционной работе помогает установлению эмоционального диалога.
Вывод. Деятельность всего педагогического коллектива положительно влияет на развитие музыкального слуха, чувства ритма, всех психических процессов, как здоровых детей, так и детей с ОВЗ. А так же развивается большой интерес к игре на музыкальных инструментах. В результате восприятия музыки ребёнок становится эмоционально осмысленным, формируется музыкальный вкус. Работая с детьми дошкольного возраста, я опираюсь на следующее: - НОД провожу в игровой и занимательной форме, - создаю атмосферу успеха, - развиваю музыкальность каждого ребёнка, - обучаю детей певческим и музыкально – ритмическим умениям и навыкам, - воспитываю способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку, - развиваю художественно – творческие способности.
Всё вышеизложенное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки, как очень важную в работе с дошкольниками. Музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребёнка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмпатические чувства. В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по художественно – эстетическому воспитанию и развитию всех детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детского творчества средствами нетрадиционной художественной деятельности.
Информация для педагогов....
Разработка модели образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учётом времени года и возрастных психо-физиологических возможностей детей в детском саду по развитию музыкально-художественной деятельности в разновозрастных группах
Взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью в детском саду по развитию музыкально-художественной деятельности....
Логопедические диагнозы в общеобразовательном детском саду
Профессиональная тема, освещенная доступным для родителей языком....
Методическая разработка физкультурного занятия с детьми группы с тяжёлыми нарушениями в развитии «Особый ребёнок» с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) по ОО «Физическое воспитание» на тему: «СИЛЬНЫЕ, ЛОВКИЕ, УМЕЛЫЕ»
Конспект физкулльтурного занятия с детьмигруппы с тяжёлыми нарушениями в развитии «Особый ребёнок» с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) по ОО «Физическое воспитание»...
«Инновационные технологии, методы, формы, средства использующиеся в музыкально-художественной деятельности, ориентированные на развитие музыкальности ребёнка».
В учебном материале описаны технологии, методы, формы, средства использующиеся в музыкально-художественной деятельности, ориентированные на развитие музыкальности ребёнка в ДОУ, для всех возрастн...
Методическая разработка Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в студийной работе.
Вашему вниманию представляется собственная методическая разработка на тему "Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного ...