«Инновационные технологии, методы, формы, средства использующиеся в музыкально-художественной деятельности, ориентированные на развитие музыкальности ребёнка».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Петроченко Ольга Васильевна

В учебном материале описаны технологии, методы, формы, средства использующиеся в музыкально-художественной деятельности, ориентированные на развитие музыкальности ребёнка в ДОУ, для всех возрастных групп.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Инновационные технологии, методы, формы, средства использующиеся в музыкально-художественной деятельности, ориентированные на развитие музыкальности ребёнка».

                                                     Музыка успокаивает, музыка лечит,

                                            музыка поднимает настроение...

Обучая детей музыке, мы укрепляем их здоровье.

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, реализуемой в ДОУ основная задача музыкального образования дошкольников состоит в развитии музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, активно проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания». Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.                                                                                                                Что же такое технология? Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности во время образовательной деятельности, самостоятельных игр, прогулок, утренней гимнастики, в часы досуга, на праздниках и развлечениях. 

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном  процессе«Не рядом, не над ним, а вместе!».

В основе современных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Технология «Синтез искусств» объединяет разные виды искусств: музыку, изобразительное искусство, литературу. На занятиях с использованием этой технологии детям дается возможность передать настроение в разных видах художественной деятельности.

Современное общество в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

  • Валеологические песенки-распевки;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Игровой массаж;
  • Пальчиковые игры;
  • Речевые игры;
  • Музыкотерапия;
  • Релаксация

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (как «Доброе утро») и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

  Дыхательная гимнастикаУпражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний), тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

        Укрепление физиологического дыхания детей (без речи)

        Тренировка силы вдоха и выдоха.

        Развитие продолжительности выдоха.

В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развиваются певческие способностей детей.

  Артикуляционная гимнастика

 

Часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями с помощью артикуляционной гимнастики.Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Выполнять гимнастику сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

                                                   Игровой массаж

ИГРОВОЙ МАССАЖ является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.

Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Задачи:

  1. Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
  2. Обучать элементам массажа.
  3. Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей
  4. Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям
  5. Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
  6. Развивать интеллектуальные функции.
  7. Развивать двигательную память.
  8. Воспитывать бережное отношение к своему телу.
  9. Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие

Ребенок может легко научиться этому в игре. В музыкально-образовательной деятельности используются различные виды массажа такие как «Ежик» (массаж лица), «Мышка» (массаж рук), «Дождь» (массаж спины), «Морковь» (массаж носа), «Рукавицы» (массаж пальцев рук), «Курочки и петушок» (массаж ног), «На границе» (массаж ушей), «Мочалка» (массаж груди).

           Пальчиковые игры

 Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании вызвана тем, что они играют важную роль в общем развитии ребёнка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем в письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. При проговаривании потешки разными голосами (кислым, замёрзшим, низким, хриплым, писклявым и т.д.) у ребёнка развиваются звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Пальчиковые игры учат детей читать стихи выразительно и эмоционально, прививая интерес к театральной деятельности,

Тренировку пальцев рук начинаем с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Улыбкотерапия

Здоровье детей станет крепче и от улыбки педагогов, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга и процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у ребёнка появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение

Если ребёнок поёт весёлую песню и улыбается, то звук становится светлым, чистым и свободным.  В результате постоянной тренировки улыбки, улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Музыкотерапия

 Для повышения иммунитета детей, снятие напряжения и раздражительности, восстановления спокойного дыхания рекомендуется слушать музыку, правильно подобранную. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

                                        

                    Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

  1. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
  2. И.С.Бах. "Шутка".
  3. И.Брамс. "Вальс".
  4. А.Вивальди "Времена года"
  5. Й.Гайдн. "Серенада"
  6. Д.Кабалевский "Клоуны"
  7. Д.Кабалевский "Петя и волк"
  8. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
  9. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
  10. И.Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

  1. "Антошка" В.Шаинский
  2. "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
  3. "Будьте добры" А.Санин
  4. "Веселые путешественники" М.Старокадомский
  5. "Все мы делим пополам" В.Шаинский
  6. "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
  7. "Если добрый ты" Б.Савельев
  8. "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
  9. "Настоящий друг" Б.Савельев
  10. "Песенка о волшебниках" Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

  1. Л.Боккерини "Менуэт"
  2. Э.Григ "Утро"
  3. А.Дворжак "Славянский танец"
  4. Лютневая музыка XVII века
  5. Ф.Лист "Утешения"
  6. Ф.Мендельсон "Песня без слов"
  7. В.Моцарт "Сонаты"
  8. М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
  9. М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
  10. К.Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

  1. Т.Альбиони "Адажио"
  2. И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
  3. Л.Бетховен "Лунная соната"
  4. К.Глюк "Мелодия"
  5. Э.Григ "Песня Сольвейг"
  6. К.Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

  1. Н.Римский-Корсаков "Море"
  2. Г.Свиридов "Романс"
  3. К.Сен-Санс "Лебедь"

 Релаксация

 Также восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление; подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала помогает релаксация. Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя; шелест листвы и ветра, ребенок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается. Можно проводить лежа, сидя в сочетании с работой по формированию правильного дыхания.

Игровые технологии

       Игра – основной вид деятельности ребенка.

Музыкальные игры являются ценностным и активным средством музыкального развития детей.

Игр очень много, подбирая их, надо учитывать возрастные особенности детей. И если детиот музыкально игр, упражнений получают удовольствие и радость, есть результаты- то цель формирования чувства ритма, музыкальных способностей успешно решена.

Классификация музыкальных игр

Игры под инструментальную музыку

Игры с пением

Музыкально-дидактические игры

Ритмические игры со словом

Игры спектакли

Сюжетные,

несюжетные,

инсценировки

Хороводы

инсцени-

рование

песен,

народные

игры с

пением

На развитие звуковысотного слуха,

чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти,

на развитие ладотонального и гармонического слуха

На развитие чувства ритма,

на развитие ориентировки в пространстве

Музыкально-драматические

ритмо-пластические

на обрядовой основе,

на основе певческих                 импровизаций

1)Игры звуками позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами),шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

2)В музыкальной деятельности с детьми необходимо использовать детские музыкальные инструменты, прежде всего шумовые, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны и привлекательны детям. Одна из игр по развитию элементарного музицирования «Веселый бубен»

3)Чтобы ускорить процесс усвоения ритмической структуры музыки в образовательную деятельность включают игры с ритмом с использованием ритмических палочек. Ритмизируя детское стихотворение, необходимо палочками отстукивать ритм стихотворения, делать несложные фигуры из палочек и передавать их по кругу, с последующим ускорением.

                                      Технология «Са-Фи-Дансе»

Авторы танцевально-игровой гимнастики Сайкина и Фирилева разработали свою технологию, которая активно используется также педагогами. Эта технология получила название по начальным буквам фамилии авторов«Са-Фи-Дансе». Доступность этих технологий основывается на простых общеразвивающих упражнениях.Эта система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как:

        Танцевально-ритмическая гимнастика. Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

        Игроритмика.  Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

        Игрогимнастика. Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. Сюда  входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.

        Игротанец. Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).

Предлагаем посмотреть видео ритмической гимнастики с ребятами 5-6 лет

                      Театрально-игровая технология

 Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через творческую игру, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых – игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто-то показывает себя в большей роли, кто-то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два-три человека). В спектакле всегда находится место маленьким танцорам и певцам.

Цели:

1.     Приобщение детей к  театральной культуре.

2.     Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей в театрализованной деятельности детей.

3.     Обеспечение взаимосвязи театрализованной  с другими видами деятельности.

4.     Создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков.

5.     Формирование думающего и чувствующего, любящего и  активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Музыкально-театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки. Является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и театр не только развивают воображение ребёнка деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Музыкально-театральная деятельность представляет собой такую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию, которая включает в себя:

- восприятие музыки;

- песенно-игровое творчество;

- пластическое интонирование;

- инструментальное музицирование;

- художественное слово;

- театрализованные игры;

- сценическое действие с единым художественным замыслом.

                          Информационные  коммуникационные технологии

 Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов.

Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Использование этих технологий может значительно разнообразить музыкальную деятельность детей.

Для развития музыкально-сенсорных способностей используются специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры и задания, в ходе которых ребенок получает возможность упражняться в различении свойств звуков и воспроизведении их доступными ему способами. Они оказывают существенное влияние, как на общее развитие ребенка, так и на развитие его эмоциональной сферы и музыкально-сенсорных способностей. 

 По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедиа обладает рядом преимуществ:

        предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

        несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

        движения, звук, мультипликация надолго привлекает вниманиеребенка.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации -

повысить интерес дошкольников к музыкальной деятельности.
Задачи:

        развитие музыкальных способностей дошкольников;

        дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;

        активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;

        формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.

Музыка для детей– мир радостных переживаний. Открывая перед ними дверь в этот мир, мы помогаем развивать у них способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение в комплексе передовых технологий и методик обеспечивает разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решается главная цель- научить детей любить и понимать музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет о деятельности опорной площадки «Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за 2014-2015 учебный год.

Аналитический отчет о деятельности опорной площадки«Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за ...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

                                                      ...

Инновационный проект: «Использование технологии метод проектов для индивидуализации образования детей дошкольного возраста по математическому развитию по теме: «Мир волшебных линий»»

Инновационнай проект с использованием технологии "метод проектов" для индивидуализации образования детей дошкольного возраста по математическому развитию по теме "Мир волшебных линий&qu...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Организация проектной деятельности с использованием инновационных технологий, методов и приемов».

В методической разработке приведены примеры инновационных технологий, методов и приемов, которые можно использовать на разных этапах проектной деятельности. При их использовании решаются разнообразные...

Доклад «Применение инновационных технологий и форм развития музыкальности в целях развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ»

Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.Автор рассматривает новые инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию,дает краткий обзор основных...

1-пункт:Методы ,формы ,средства организации деятельности воспитанников. В своей работе использую методы:

Основное целевое направление обучить новыми способами детей, в разных образовательгых областях опираясь на активную деятельность раннего и дошкольного возраста детей  в детском саду ....