НОД "Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Занятие- развлечение
Тема: Русский быт и народное творчество
«Путешествие в прошлое» (старшая группа)
Цель: Развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, быта русского народа.
Задачи:
1)Развивающие
Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и тд.)
2) Образовательные
Закреплять знания детей о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.
3)Воспитательные
Прививать любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно- прикладном искусстве.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору
Герои: матушка- 1-й воспитатель, батюшка- 2-й воспитатель, крестьянские дети- воспитанники старшей группы, гостья из будущего- девочка старшей группы.
Материалы и оборудование: Макеты избы в предметами быта ( печь, лавка, люлька стол, деревянная и глиняная посуда, прялка, сундук, утюг, коромысло с вёдрами, ухват, чугунок, деревянное корыто, самовар)глиняные игрушки сделанные детьми, каравай, баранки, петушки.
(Из таблицы выбрать необходимые для НОД формы организации взаимодействия)
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Хоровод, подвижные игры |
Игровая | Подвижные народные игры, участие в развлечении |
Познавательно-исследовательская | Виртуальное путешествие в прошлое, участие в развлечении, наблюдения, демонстрация домашней утвари. |
Коммуникативная | Беседы, загадки, вопросы, чтение стихотворений, пение. |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи ( с обозначением обр.области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный этап. | Воспитывать бережное и уважительное отношение к музыке. Познакомить с характерными особенностями хоровода в русском народном творчестве. Развитие чувства ритма, воспитание доброты и любви к маме. | «Гостья из будущего» (девочка Алиса) | Познакомились с особенностями хоровода в русском народном творчестве, познакомились с жанром колыбельной. | |
Звучит музыка народная дети с 1воспитателем в роли батюшки, заходят в народных костюмах садятся на лавочки. 2Воспитатель в роли матушки, сидит на сундуке и качая люльку с младенцем напевает колыбельную. Начинается сказка! Дети встают в хоровод и вместе с воспитателями поют хороводную песню: «Во поле берёзка стояла». Забегает в круг девочка из будущего -Алиса и плачет. Воспитатель (матушка) знакомится с ней и предлагает погостить в избе, усаживает гостью возле печки. Воспитатель (батюшка ) предлагает деткам рассказать гостье о русском быте и традициях | Заходят в зал, присаживаются на скамеечки, слушают, как матушка убаюкивает младенца, когда звучит музыка, образуют хоровод вместе с воспитателями и поют песню «Во поле берёза стояла». Марк успокаивает гостью Алису (девочка) в стихотворной форме. Присаживаются на лавочки. А гостья Алиса (девочка) возле печки. | |||
Деятельностный этап | Воспитывать бережное отношение к народным традициям и старинным вещам. Закреплять умение в выразительном чтении стихов. Активизировать в словаре значение новых слов (печь, изба, горница, ухват, прялка, коромысло).
| Беседа « Знакомство с народным бытом» | Знакомятся с народной традицией: «Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошенных возле по- рога». Алиса верно называет сравнение зал- горница. Ева рассказывает стихотворение про печь. Дети верно называют предназначение печи в русской избе. Громко с выражением рассказывают стихи про домашнюю утварь.( утюг, ухват, прялка, коромысло, кувшин) | |
2-й воспитатель (батюшка ) отвечает на вопросы гостьи Алисы :А что это у вас дом? Ответ: « Нет! это изба! А самая большая комната горница называется. 1-й воспитатель ( матушка) предлагает сесть гостье к печи озвучив традицию русского народа- «Дорогих гостей всегда усаживают возле печи а непрошенных возле порога». Приглашает одну из девочек рассказать про печь. Воспитатель ( матушка) просит детей рассказать гостье зачем нам нужна печь в избе. Воспитатель ( матушка) рассказывает для чего нужен сундук, где ещё спят в избе. Предлагает детям выйти и рассказать про домашнюю утварь. | Дети сидят на лавочках а гостья ( девочка Алиса ) ведёт беседу- сравнение с «родителями» ( воспитатели). Дом-изба, зал, спальня- горница. Ева рассказывает стихотворение про печь. Дети отвечают на вопрос: «Зачем нужна печь в избе? Дети выходят по одному читают стихи и показывают домашнюю утварь (ухват, кувшин, утюг, прялка, коромысло деревянные ложки) | |||
Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения. Развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Воспитывать любовь и интерес к русскому фольклору. | «Шумовой оркестр» игра на ложках с музыкальным сопровождением. | Познакомились с народной культурой игры на ложках. Играли ансамблем, освоили простейшую технику игры на ложках. | ||
Воспитатель( батюшка) расширяет назначение деревянных ложек на Руси. Предлагает поиграть на ложках для гостьи. Воспитатели встают вместе с детьми играть на ложках. | Часть детей выходят с центр зала и демонстрируют игру на ложках под музыкальныое сопровождение. | |||
Закреплять знания детей о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта, о пословицах про семью. Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно- прикладном искусстве. Активизировать в словаре значение нового слова- лучина. | Беседа « Предназначение стола» | Рассказывают о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта. Проговаривают пословицы про семью. Читают выразительно стихотворение. Верно называют правила поведения за столом (нельзя залазить на стол, играться с едой, стучать) Верное раскрывают понятие слова- лучина. | ||
2-й воспитатель(батюшка) отвечает на вопрос гостьи (девочки Алисы)-« Для чего такой длинный стол?», что за столом собирается вся семья для празднований и решений семейных вопросов. Стол-«Божья ладонь». Приглашает Ростислава рассказать стихотворение про стол. Спрашивает детей что нельзя делать со столом? Предлагает вспомнить пословицы про семью. Воспитатель показывает гостье игрушки и посуду глиняную, сделанную детьми. Знакомит с приметой: «Глиняная игрушка на подоконнике оберегает от сглаза» Просит Максима и Марка рассказать чем освещаем хату. Предлагает поиграть в игру. | Дети сидят на лавочках. Ростислав рассказывает стихотворение про стол. Дети отвечают, что нельзя делать со столом. Называю пословицы про семью. Девочки убирают глиняные игрушки со стола на подоконник. Максим приносит и показывает гостье керосиновую лампу, а Марк рассказывает про лучину. | |||
Прививать любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям. Приобщать детей к народному творчеству через народную игру «Вейся капуста» | Подвижная народная игра «Вейся капуста» | Приобщились к народному творчеству через народную игру. | ||
Воспитатели-герои присоединяются к детям и вместе играют в игру «Вейся капуста» | Дети под музыку берутся за руки и вместе с воспитателями-героями играют в народную игру. | |||
Обогатить словарь детей загадками, новыми словами ( самовар, рушник, каравай) | Продолжение беседы о народных традициях и быте. | Пополнили словарный запас словами самовар, каравай, рушник. | ||
Воспитатель (батюшка) предлагает почаевничать. Приглашает Варю рассказать про самовар. Воспитатель(матушка) выносит на рушнике каравай, знакомит гостью Алису( девочка) с традицией –«Встречать гостей караваем». Воспитатель(матушка ) присаживается к детям и загадывает загадки про домашнюю утварь. Вручает гостинец гостье Алисе (девочка) и предлагает поиграть в народную игру. | Гостья Алиса (девочка) спрашивает: « А из чего чай пить будем?» Дети отвечают : Из самовара» Варя и Рамазан рассказывают стихотворение про самовар и сладости. Гостья Алиса (девочка), задает вопрос : «Что такое рушник?» Дети отвечают. Отгадывают загадки. Гостья Алиса (девочка) принимает гостинец ( вязанку баранок) плачет и просится домой к маме и папе. Все детки соглашаются поиграть в волшебную игру чтобы гостью вернуть домой в будущее. | |||
Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу взявшись за ленточку. Воспитывать культуру общения со сверстниками в условиях игровой деятельности. Приобретение знаний о русской народной игре. Воспитывать умение создавать положительный эмоциональный настрой. | Подвижная народная игра «Карусель» с музыкальным сопровождением. | Ходят и бегают по кругу в такт музыки, не толкая друг друга. Создают положительный эмоциональный настрой (хлопают в ладоши в такт музыки). | ||
Воспитатель (матушка) стоит в центре и держит обруч с лентами. Воспитатель (батюшка) направляет детей к ленточкам и поддерживает позитивное настроение с детьми, которые остались на лавочках. Далее дети меняются, а воспитатели( герои) остаются на своих местах. | Часть детей выходят на игру, затем садятся на лавочки, а другая часть выходит играть. Гостья Алиса(девочка) убегает за кулисы. После игры дети садятся на лавочки. | |||
Заключительный этап. | Сладкий сюрприз. Поклон. | |||
Воспитатель ( батюшка) вручает детям гостинцы-петушки. Выводят детей на поклон. В последнюю очередь выходят сами с главной героиней – гостья из будущего Алиса. (девочка). Поддерживая русскую традицию, желают девочке Алисе «Скатертью дорожка». | Дети получают гостинец- петушок и выходят на поклон. Уходят за кулисы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"
Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие в прошлое куклы» (подготовительная группа).
Открытое занятие на аттестацию...
Сюжетно-ролевая игра в старшей группе - Путешествие в прошлое
Творческое использование полученных знаний о настоящем и прошлом в сюжетно-ролевой игре....
Интегрированное занятие «Путешествие в прошлое пылесоса» Цель вызвать у детей интерес к прошлому предмета; подвести к пониманию того, то человек придумывает разные приспособления для облегчения труда.
интегрированное занятие с использованием отрывков из произведений К.Чуковского...
Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"
Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....
«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…» Экскурсия в "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25 Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. Разработчики: Малю
16 января 1943 года наш город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Это занятие и предшествующая работа приурочен к данном...
Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»
Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...