Методическая разработка "Шумландия"
материал по музыке (подготовительная группа)
Предназначена для музыкальных руководителей. Ознакомление детей с детскими музыкальными инструментами. Музыцирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shumlandiya.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель. Познакомить детей с разнообразием музыкальных инструментов и их историей.
- Развитие художественного вкуса, интереса к классической и народной музыке;
- расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с композиторами и их произведениями, образцами народной музыки.
- совершенствование различных видов слуха (звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического);
- побуждение к импровизации, привлечению фантазии в индивидуальное исполнение, создание мотивации к творчеству.
Оборудование. Альбом с картинками, портрет композитора П.И. Чайковского, Иллюстрации с изображением хохломских узоров, деревянные ложки, ксилофон, металлофон, треугольники, колокольчики, бубен.
Ход занятия.
Дети под музыку входят в музыкальный зал, садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель.
Дорогие ребята, любите ли вы путешествовать? Тогда мне с вами по пути. И сегодня мы отправимся в удивительную страну музыки и шума Шумландию! А на чем бы вы хотели путешествовать?
Дети.
На санях, запряженных в лошадиные упряжки!
Музыкальный руководитель.
И так, взяли в руки вожжи и путь! (звенят колокольчики) Приехали. Открываю первую страницу нашего альбома.
Музыкальный руководитель.
Еще в древние времена первобытные люди, чтобы изобразить свои чувства и настроение пытались создать для себя музыку. А для этого использовали самый простой подручный материал - камни. Ведь танцы для первобытных людей были танцы заклинания, танцы рассказы, изображающие охоту, торжество победы над врагом или какие-нибудь домашние дела. А древние зрители были одновременно и участниками танцев. Они изображали оркестр, сопровождая танцы ритмическим рисунком. Но попробуйте все время хлопать в ладоши, ведь танцы иногда длились несколько часов. Вои и нашли они выход. Взяли два плоских камешка и стали им постукивать друг о друга. Чем не оркестр? А давайте и мы попробуем постучать в камешки. (Выстукиваем ритмический рисунок 1-2, 1-2-3).
Конечно музыка, которую можно было бы сыграть на этом каменном инструменте не отличается мелодичностью. Но все-таки это уже была музыка.
Мы не знаем как назывался этот инструмент в далекое время, но работники одного из французских музеев, где он сейчас хранится, называли его литофон.
Слово лито – означает камень. Ребята, скажите, а не напоминает ли вам какой-нибудь другой, более современный инструмент?
Но это уже вторая остановка нашей удивительной Шумландии. И так в путь!
(На картине изображены: металлофон, ксилофон, треугольник, бубен).
Музыкальный руководитель.
Ребята, что это?
(Ответы детей).
- Это ксилофон. Его пластинки сделаны из дерева и состоит из деревянного корпуса, а играют на нем деревянными молоточками.
- Этот инструмент – металлофон. Состоит он из деревянного корпуса и металлических пластинок. Играют на нем пластмассовыми молоточками.
- Этот музыкальный инструмент называется треугольник. Состоит он из металлического прута, согнутого в треугольник. Играют на нам металлической палочкой.
- А это бубен. Сделан из деревянного корпуса и металлических пластинок.
Конечно эти инструменты гораздо современнее своего каменного предшественника и музыка, которую на них можно сыграть куда разнообразнее и интереснее, и звучнее, но все эти инструменты – инструменты ударной группы. Сейчас мы с вами проведем разминку. Покажите на инструментах, как капает дождь? Дождь только начался.
(Дети показывают).
Правильно сначала капают капли одна за другой. А теперь покажите ливень.
(Дети показывают).
Музыкальный руководитель.
Следующее задание: изобразите море.
а) Спокойное море.
б) Море волнуется.
Молодцы, ребята! Отправляемся на следующую остановку страны Шумландии.
(Переворачивает лист альбома, изображены деревянные ложки).
Музыкальный руководитель.
Эти удивительные деревянные ложки относятся тоже к ударной группе шумового оркестра. А расписаны ложки удивительной росписью, называется – Хохломская.
Когда-то давно, в заволожских лесах появились старообрядцы. Они не приняли нововведений тогдашнего патриарха всея Руси Никона и подняли бунт. И лишь одному старцу удалось бежать из под стражи. А как только он вступил в лесную чащу, начали твориться чудеса.
Высоко в небе он увидел икону, которая раньше находилась в монастыре. Она летела высоко над деревьями, указывая путь старцу и он шел за ней.
И привлекла она его в дремучие леса, где он и основал свое поселение. Так в пустынном лесу над сонной речкой возникло поселение, которое и назвали Хохлома. Земля здесь не плодородная и от ее обработки крестьянину не прокормиться. Поэтому все жители здесь занимаются каким-нибудь ремеслом.
Одни валяли шерсть и делали из нее валенки, другие ковали гвозди, а больше всего занимались обработкой дерева.
Вроде и простая это вещь – деревянная ложка, а сделать ее не так просто. Сначала из дерева вытачивают, выдалбливают ложку. Потом покрывают маслом – олифой, натирают оловянным порошком и сажают в печь, покуда не позолотятся они, а как вынут из чудо-печи как хорошо. Загорелись золотом ложки! И узоры на них какие! Между листьев краснеют лесные ягоды – рябина, малина, морошка. Плавно завивается кудрявая травка. Красива и удобна деревянная посуда. Когда ешь щи такой ложкой, она не обжигает рот. Эти ложки еще и удивительно музыкальные. Если выбивать ритм на ложках удивительно подчеркивается красота и задор русских народных песен.
(Ансамбль ложкарей исполняет фантазию на тему русских народных песен).
Музыкальный руководитель переворачивает следующую страницу альбома. На картине изображен Старик-Шумовик.
Вытаскивает банки из кофе, пепси-колы и т.д.
Муз. рук. Уважаемый Шумовичок, мне совсем не понятно, зачем ты принес сюда этот хлам?
Шумовик. А вы скажите мне куда я попал?
Муз. рук. Вы попали на музыкальное занятие в детский сад.
Шумовик. Ну вот я попал как раз туда, куда надо. Дорогие ребята, из этого хлама можно сделать прекрасные шумовые инструменты-шумелки. И потом шуметь на них сколько хочешь. Вы любите шуметь? Если в эту баночку насыпать мелких камешков, в эту горох, а в эту рис, а потом пошуметь ими, то мое сердце будет переполнено шумовым счастьем.
Муз. рук. Ребята, давайте пошумим с вами, а Шумовик нам попляшет «Калинку».
Шумовик. Ох, порадовали вы меня, давно уже не было так весело и шумно, теперь вы знаете, как можно приготовить самодельные музыкальные инструменты. Нужны только фантазия и желание.
Муз. рук. Дорогой Шумовичок, оставайся с нами. Мы отправимся на следующую остановку страны Шумландия.
(переворачивают страницу альбома).
Портрет П.И. Чайковского.
Муз рук. Ребята, чей это инструмент? Конечно же это портрет великого русского композитора П.И.Чайковского. А какие произведения написал он?
(Ответы детей).
Муз. рук. Друзья мои, а на шумовых инструментах можно сыграть не только русские народные песни, но и музыку композиторов-классиков. Дорогой Шумовичок, сейчас мы для тебя исполним отрывок из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» «Танец маленьких лебедей».
Конечно это произведение мы еще не очень хорошо знаем, но тебе будет приятно узнать и интересно наблюдать за тем, как ребята шумят специально для тебя.
(Исполнение).
Шумовик. Да чего же мне понравилось это серьезное произведение. Да вроде бы и простые эти шумовые инструменты, а как они прекрасно звучат. Пойду-ка я в лес и расскажу какого я тут шума наслушался. Пусть и другие мои друзья придут к вам на занятие и послушают.
(Прощается и уходит).
Муз. рук. Вот и побывали мы с вами на самой последней странице удивительной страны - Шумландии.
Путешествуя по этой стране мы узнали много интересного. Ребята, а что вам сегодня заполнилось на нашем занятии?
(Ответы детей. Музыкальный руководитель подводит итог занятия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....