Перспективно-календарное планирование в старшей группе с ОВЗ.
календарно-тематическое планирование по музыке (старшая группа)
Перспективно-календарное планирование в старшей группе с ОВЗ.
Пояснительная записка.
Музыкальные занятия в группе с детьми с ОВЗ проводятся два раза в неделю.
Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.
Основной целью музыкально-коррекционной работы с детьми с ОВЗ является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка и направлена на преодоление нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к жизни в обществе.
Для достижения оптимальных результатов музыкально-коррекционные занятия строятся равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводятся по следующей схеме:
Приветствие. Обязательный ритуал на протяжении всех занятий, оно способствует развитию координации движений, артикуляции, воспитывает ритмический слух и имеет огромное значение для эмоционального и психического самочувствия детей.
Музыкально-ритмические упражнения (ритмопластика, логоритмика) – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.
Игры и упражнения на дыхание.
Различные виды игр и упражнений на дыхание способствуют развитию интенсивного выдоха, навыков совместных действий. Чрезвычайно велика роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний.
Игры с шумовыми музыкальными инструментами – увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику ,речь, чувство ритма.
Музыкальные сюжетные игры - дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, координации движений, быстроты реакции, ловкости.
Прощание. Обязательный ритуал, аналогичен разделу “Приветствие”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz_perspektivnoe_planirovanie.docx | 41.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Перспективно-календарное планирование в старшей группе с ОВЗ.
Пояснительная записка.
Музыкальные занятия в группе с детьми с ОВЗ проводятся два раза в неделю.
Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.
Основной целью музыкально-коррекционной работы с детьми с ОВЗ является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка и направлена на преодоление нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к жизни в обществе.
Для достижения оптимальных результатов музыкально-коррекционные занятия строятся равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводятся по следующей схеме:
Приветствие. Обязательный ритуал на протяжении всех занятий, оно способствует развитию координации движений, артикуляции, воспитывает ритмический слух и имеет огромное значение для эмоционального и психического самочувствия детей.
Музыкально-ритмические упражнения (ритмопластика, логоритмика) – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.
Игры и упражнения на дыхание.
Различные виды игр и упражнений на дыхание способствуют развитию интенсивного выдоха, навыков совместных действий. Чрезвычайно велика роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний.
Игры с шумовыми музыкальными инструментами – увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику ,речь, чувство ритма.
Музыкальные сюжетные игры - дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, координации движений, быстроты реакции, ловкости.
Прощание. Обязательный ритуал, аналогичен разделу “Приветствие”.
Образовательная область «Музыка»
Задачи работы на первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Упражнения на развитие дыхания:
- Развитие управления мускулатурой дыхательных мышц. Развитие равномерного выдоха, произнесение звуков и выстраивание округлого звучания.
- Активизировать работу диафрагмы и равномерного вдоха и выдоха.
Пальчиковая игра:
- Формировать у детей игровые навыки.
- Развивать мелкую моторику детей.
Певческое звукообразование, артикуляция.
- Активизировать работу артикуляционного аппарата.
- Вырабатывать правильное положение рта при пении гласных А, Э, И, О, У. Вырабатывать правильный, красивый певческий звук.
- Преодоление дефектов произношения.
Развитие вокальных навыков: игровое распевание, пение.
- Формировать и применять осознанное осмысление детьми правильного выбора звучания голоса – высокое, среднее.
- Формировать умение детей петь напевно, протяжно, спокойно.
- Развивать умение детей вместе начинать и заканчивать песню, вовремя вступать. Научить брать дыхание между фразами. Учить петь соло и в ансамбле. Продолжать развивать умение детей чётко произносить слова песен.
- Развивать музыкальную память, внимание. Совершенствовать звуковысотный слух. Петь выразительно, эмоционально. Работать над чистотой интонирования.
Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением:
- Продолжать формировать умение детей ритмично выполнять движения в соответствии с текстом песни. Координировать свое пение с движениями.
- Развивать быстроту реакции при смене движений.
- Развивать умение детей самостоятельно менять движения в соответствии с игровым заданием. Исполнять выразительно и эмоционально.
Сентябрь.
Диагностика.
Октябрь.
Упражнения на развитие дыхания:
- Без звука: «Вдох-выдох».
- Звуковое: «Воздушный шар».
- Под музыку: Пособия на ниточках (бабочка).
Пальчиковые игры:
«Диск 10 мышек» Е. Железновой: «Маленькая мышка», «Паучок».
Певческое звукообразование, артикуляция.
- Распевки на гласные «Колокольчик».
- Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения язычка».
- Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Улыбка», «Лягушка».
Игровое распевание. Пение:
- «Лиса и воробей», Евтодьева А.А.
- Песня: «Песенка про ёжика», автор неизвестен.
Логоритмические упражнения: «Мы едем в автобусе» М.Ю. Картушиной.
Танцевальное упражнение с пением: «У меня – у тебя».
Ноябрь.
Упражнения на развитие дыхания:
- Без звука: листок бумаги.
- Звуковое: «Пузырь».
- Под музыку: Пособия на ниточках (капелька).
Пальчиковые игры: «Диск 10 мышек» Е. Железновой: «Замок», «Пчёлки».
Певческое звукообразование, артикуляция.
- Распевки на гласные «Гуси».
- Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения лошадки».
- Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Слон розовый», «Труба».
Игровое распевание. Пение:
- «Кот и мышка», Евтодьева А.А.
- Песня: «Маме» З. Качаевой (или по выбору).
Логоритмические упражнения:
- «Поезд» М.Ю. Картушиной.
Танцевальное упражнение с пением:
- «Смотри» (с атрибутами).
Задачи работы на второй квартал (декабрь, январь, февраль,)
- Развитие управления мускулатурой дыхательных мышц. Развитие равномерного выдоха, произнесение звуков и выстраивание округлого звучания.
Пальчиковая игра:
- Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.
- «Предвосхищать» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений).
- Повысить общий уровень организации ребёнка.
- Развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
Певческое звукообразование, артикуляция:
- Продолжать вырабатывать правильный красивый певческий звук, ровно звучащий однородно по всему диапазону.
- Развивать и расширять диапазон вверх и вниз, не прибегая к лишним усилиям и напряжению. Петь естественным, высоким, светлым звуком.
- Сочетать гласные и согласные звуки пропевая их в четком взаимодействии.
- Регулировать работу голосового аппарата.
Развитие вокальных навыков: игровое распевание, пение:
- Продолжать формировать и применять осознанное осмысление детьми правильного выбора звучания голоса – высокое, среднее.
- Продолжать формировать умение детей петь напевно, протяжно, спокойно.
- Работа над чувством ритма, закреплять понятие «длинные и короткие звуки».
- Продолжать учить брать дыхание между фразами. Не форсировать звук. Продолжать учить петь в ансамбле. Продолжать развивать умение детей чётко произносить слова песен.
- Развивать музыкальную память, внимание. Совершенствовать звуковысотный слух. Петь выразительно, эмоционально. Работать над чистотой интонирования.
- Сочетать движения и пение. Развивать навыки сольного пения.
Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением:
- Продолжать формировать умение детей ритмично выполнять движения в соответствии с текстом песни. Координировать свое пение с движениями.
- Развивать быстроту реакции при смене движений.
- Развивать умение детей самостоятельно менять движения в соответствии с игровым заданием. Исполнять выразительно и эмоционально.
Декабрь.
Упражнения на развитие дыхания:
- Без звука: «Паровоз».
- Звуковое: «Котёнок и шар».
- Под музыку: Пособия на ниточках (снежинка).
Пальчиковые игры:
«Диск 10 мышек» Е. Железновой: «Червяки», «Пальчики», «Перчатка».
Певческое звукообразование, артикуляция.
- Распевки на гласные: «Курочка».
- Артикуляционная гимнастика без музыки: «Мотоцикл», «Ручеёк».
- Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Иголка», «Лопата».
Игровое распевание. Пение:
- «Колобок» Евтодьевой А.А.
- Песня: по выбору на зимнюю тематику.
Логоритмические упражнения:
- «Строим дом» М.Ю. Картушиной.
Музыкальная игра с пением:
- «Игра с колокольчиком» С. Насауленко.
Январь.
Упражнения на развитие дыхания:
- Без звука: «Платочек».
- Звуковое: «Две собачки».
- Под музыку: «Чайник»
Пальчиковые игры Е. Железновой:
«Маленькая мышка», «Паучок», «Замок», «Червячки».
Певческое звукообразование, артикуляция:
- Игры на раскрепощение подбородка» Д.Е Огороднова.
- Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения язычка».
- Распевки с музыкой: «Колокольчик», «Курочка», «Гуси», Ветер».
Игровое распевание. Пение:
- «Репка», «Колобок» А. Евтодьевой.
- Песня: «Две катушки», автор неизвестен.
- Песня: «Три веселых зайчика» К. Костина.
Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением:
- Игра: «Лисичка и синичка» М.Ю. Картушиной.
- Танец с пением: «Друг».
Февраль.
Упражнения на развитие дыхания:
«Весёлый паровозик», «Сердитая муха», скороговорка «33 Егорки».
Пальчиковые игры: «Диск 10 мышек» Е. Железновой: «Пальчики», «Перчатка, «Поросята».
Певческое звукообразование, артикуляция:
- Мимическое упражнение «Лисичка».
- Артикуляционная гимнастика «Щенок», «Кошка лакает».
- Проговаривание чистоговорок.
Игровое распевание. Пение:
- «Машенька и медведь», «Лягушка и воробей», «Кошкин дом» А. Евтодьевой.
- Песня про маму по выбору.
- Знакомый репертуар.
Вокально-двигательная гимнастика: «На птичьем дворе» М.Ю. Картушиной.
Танцевальное упражнение с пением: «Делай так».
Игра на внимание: «Шведский стол», «Вокалист».
Задачи работы на третий квартал (март, апрель, май)
Упражнения на развитие дыхания:
- Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
- Применять полученные навыки в исполнении вокальных произведений.
Пальчиковая игра:
- Продолжать развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.
- Самостоятельно «предвосхищать» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений).
- Продолжать общий уровень организации ребёнка.
- Продолжать развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
Певческое звукообразование, артикуляция.
- Закреплять быстрое произнесение звонких и глухих согласных звуков, протяжное – свистящих и шипящих, звуковысотное пропевание – сонорных.
- Упражнять в точном интонировании тонической терции, которая помогает ощутить ладовую опору.
- Развивать певческую импровизацию, то есть приводит к развитию ладового чувства, музыкально – слуховых представлений.
- Развитие речевого аппарата.
Развитие вокальных навыков: игровое распевание, пение:
- Продолжать формировать и применять осознанное осмысление детьми правильного выбора звучания голоса – высокое, среднее.
- Совершенствовать вокальные навыки: петь естественным звуком, без напряжения, чисто интонировать в удобном диапазоне, петь под аккомпанемент, под фонограмму, а capella.
- Слышать и оценивать правильное и неправильное пение, самостоятельно попадать в тонику. Закреплять певческие навыки, усиливать интерес к певческой деятельности.
- Сочетать движения и пение. Развивать навыки сольного пения.
Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением:
- Продолжать формировать умение детей ритмично выполнять движения в соответствии с текстом песни. Координировать свое пение с движениями.
- Развивать быстроту реакции при смене движений.
- Развивать умение детей самостоятельно менять движения в соответствии с игровым заданием. Исполнять выразительно и эмоционально.
Март.
Упражнения на развитие дыхания: «Лягушки», «Кукареша», «Едем в гости» М.Ю. Картушиной.
Пальчиковые игры: «Диск 10 мышек» Е. Железновой: «Апельсин», «Тараканы», «Рыбки».
Певческое звукообразование, артикуляция.
- Распевки на гласные (знакомый материал).
- Артикуляционная гимнастика.
- Проговаривание чистоговорок.
Игровое распевание. Пение:
- «Лисёнок и бабочка», «Медвежонок и пчела», « Не плачь» А. Евтодьевой.
- Песня по выбору, знакомый репертуар.
Вокально-двигательная гимнастика: «В детском садике» М.Ю. Картушиной.
Музыкальная игра с пением: «Домовой» М.Ю. Картушиной.
Танцевальное упражнение с пением: «У оленя дом большой».
Апрель.
Упражнения на развитие дыхания:
- дыхательные упражнения «Петух», «Ёжик», «Комарик» С.Б. Толкачева.
- «Быстро – медленно», «Воздушный шарик» М.Ю. Картушиной.
Пальчиковые игры Е. Железновой: знакомый материал.
Певческое звукообразование, артикуляция:
- Упражнение «Злой – добрый» (дети произносят звуки: «у» — злой, «а» — добрый).
- Упражнения «Язычок проснулся», «Колокол».
- Упражнение «Звуковая дорожка» (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной).
- Чистоговорка, стр. 32 (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной).
- Игра «Кузнечик», стр. 56-57 (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной).
Пение: Репертуар по уровню достигнутых детьми результатов. По выбору педагога.
Май.
Диагностика.
Вид деятельности / Месяц | сентябрь
| октябрь
| ноябрь
| декабрь
| январь |
Упражнения на развитие дыхания: | Диагностика. | Без звука: «Вдох-выдох». Звуковое: «Воздушный шар». Под музыку: Пособия на ниточках (бабочка). | Без звука: листок бумаги. Звуковое: «Пузырь». Под музыку: Пособия на ниточках (капелька). | Без звука: «Паровоз». Звуковое: «Котёнок и шар». Под музыку: Пособия на ниточках (снежинка). | Без звука: «Платочек». Звуковое: «Две собачки». Под музыку: «Чайник» |
Пальчиковая игра: | Диагностика. | «Диск 10 мышек» Е. Железновой: «Маленькая мышка», «Паучок». | «Диск 10 мышек» Е.Железновой: «Замок», «Пчёлки». | «Диск 10 мышек» Е.Железновой: «Червяки», «Пальчики», «Перчатка». | «Маленькая мышка», «Паучок», «Замок», «Червячки». |
Певческое звукообразование, артикуляция. | Диагностика. | Распевки на гласные «Колокольчик». Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения язычка». Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Улыбка», «Лягушка». | Распевки на гласные «Гуси». Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения лошадки». Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Слон розовый», «Труба». | Распевки на гласные: «Курочка». Артикуляционная гимнастика без музыки: «Мотоцикл», «Ручеёк». Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Иголка», «Лопата». | Игры на раскрепощение подбородка» Д.Е Огороднова. Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения язычка». Распевки с музыкой: «Колокольчик», «Курочка», «Гуси», Ветер». |
Развитие вокальных навыков: игровое распевание, пение. | Диагностика. | «Лиса и воробей», Евтодьева А.А. Песня: «Песенка про ёжика», автор неизвестен. «Мы едем в автобусе» М.Ю. Картушиной. | «Кот и мышка», Евтодьева А.А. Песня: «Маме» З. Качаевой (или по выбору). | «Колобок» Евтодьевой А.А. Песня: по выбору на зимнюю тематику. | «Репка», «Колобок» А. Евтодьевой. Песня: «Две катушки», автор неизвестен. Песня: «Три веселых зайчика» К. Костина. |
Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением: | Диагностика. | «У меня – у тебя». | «Поезд» М.Ю. Картушиной. «Смотри» (с атрибутами). | «Строим дом» М.Ю. Картушиной. «Игра с колокольчиком» С. Насауленко. | Игра: «Лисичка и синичка» М.Ю. Картушиной. Танец с пением: «Друг». |
Вид деятельности / Месяц | февраль | март | апрель | май | |
Пальчиковая игра: | «Диск 10 мышек» Е.Железновой: «Пальчики», «Перчатка, «Поросята». | «Диск 10 мышек» Е.Железновой: «Апельсин», «Тараканы», «Рыбки». | Знакомый материал. | Диагностика. | |
Певческое звукообразование, артикуляция. | Мимическое упражнение «Лисичка». Артикуляционная гимнастика «Щенок», «Кошка лакает». Проговаривание чистоговорок. | Распевки на гласные (знакомый материал). Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок. | Упражнение «Злой – добрый» (дети произносят звуки: «у» — злой, «а» — добрый). Упражнения «Язычок проснулся», «Колокол». | Диагностика. | |
Развитие вокальных навыков: игровое распевание, пение. | «Машенька и медведь», «Лягушка и воробей», «Кошкин дом» А. Евтодьевой. Песня про маму по выбору. Знакомый репертуар. | «Лисёнок и бабочка», «Медвежонок и пчела», « Не плачь» А. Евтодьевой. Песня по выбору, знакомый репертуар. | Упражнение «Звуковая дорожка» (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной). Чистоговорка, стр. 32 (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной). | Диагностика. | |
Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением: | «На птичьем дворе» М.Ю. Картушиной. «Делай так». «Шведский стол», «Вокалист». | «В детском садике» М.Ю. Картушиной. «Домовой» М.Ю. Картушиной. «У оленя дом большой». | Игра «Кузнечик», стр. 56-57 (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной). | Диагностика. | |
Упражнения на развитие дыхания: | «Весёлый паровозик», «Сердитая муха», скороговорка «33 Егорки». | «Лягушки», «Кукареша», «Едем в гости» М.Ю. Картушиной. | дыхательные упражнения «Петух», «Ёжик», «Комарик» С.Б.Толкачева. «Быстро – медленно», «Воздушный шарик» М.Ю. Картушиной. | Диагностика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное календарно-тематическое планирование в средней группе ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Планирование составлено по "Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с3 до 7 лет) Н.В. Нищевой....
Перспективное календарно - тематическое планирование в подготовительной группе
Перспективное календарно - тематическое планирование в подготовительной группеПерспективное планированиеподготовительная группа сентябрьТемаСоциально-коммуникативное разви...
Перспективное календарно - тематическое планирование в старшей группе
Перспективное планированиеСтаршая группа ТемаСоциально-коммуникативное развитиеПознавательное развитиеРечевое развитиеХудожественно-эстетическое развитие...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Вторая младшая группа.
Приложение к рабочей программе содержит материал непосредственно-образовательной деятельности, праздников и развлечений по темам неделей на весь учебный год....
Перспективное календарно-тематическое планирование в старшей группе на 2019-2020 уч. год.
Перспективное календарно-тематическое планирование в старшей группе на 2019-2020 уч. год....
Перспективное календарно-тематическое планирование в подготовительной группе
Перспективное календарно-тематическое планирование в подготовительной группе детского сада по программе "Детство"...
Перспективное календарно – тематическое планирование «Рисование» старшая группа
Создание социальной ситуации развития в проссе рисования....