Конспект НОД "Знакомство с инструментами русского оркестра" старшая группа
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Надежда»
Конспект НОД по музыкальному развитию детей в старшей группе
Знакомство с инструментами русского оркестра
Выполнила Пучкова Елена Васильевна
Музыкальный руководитель
Пензенская область Мокшанский район
с.Рамзай
Конспект НОД по музыкальному развитию детей в старшей группе
Знакомство с инструментами русского оркестра
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.
Задачи:
образовательные:
* познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.
*формировать представления детей о народной музыке и народных инструментах;
развивающие:
* развивать эмоциональную отзывчивость;
* развивать чувство ритма;
* формировать певческий голос и выразительность движений.
воспитательные:
* воспитывать любовь и интерес к русской народной музыке.
* вызвать у детей желание слушать инструментальную музыку.
Материалы и оборудование:
2 короба, музыкальные инструменты, фрагмент мультфильма «Русские потешки» 1969г., ноутбук, проектор, экран, иллюстрации, медали.
Ход занятия:
Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, образуют круг.
Муз. рук.: Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! И хочу приветствовать вас такой песенкой.
(поет) Доброе утро, улыбнись скорее,
И сегодня весь день будет веселее.
С добрым утром, ушки!
С добрым утром, щечки!
С добрым утром, ножки, и ещё ладошки!
Муз.рук. предлагает детям спеть эту попевку вместе.
Муз. рук.: - Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку:
Расскажу тебе, дружок, в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный….(инструмент.)
Муз. рук.: - Ребята, а вы хотите узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты? (Да) Ну тогда садитесь и слушайте внимательно. Посмотрите, какая красивая коробка у меня в руках. Но что же это, коробка пустая! Куда же пропали все инструменты?
(Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла»)
Муз. рук. - Вы слышите музыку? Это же звучат наши утерянные инструменты, а исполняют они русскую народную песню.
- Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты. Я обещала вам рассказать про русские народные инструменты. Но для этого нам надо отправиться в одно место. Беритесь за руки, я поведу вас извилистыми тропками.
(Музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой, по диагонали, останавливаются перед экраном)
Слайд №1 - лес
Муз. рук. - Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на поляну как вам удобно. Давайте прислушаемся.
Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает из сада…
Чуткая музыка всюду живет-
В шелесте трав,
В шуме дубрав,
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода-
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
А вы знаете, что именно здесь, в лесу, родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался прислушиваться к звукам природы и подражать им.
Слайд №2 - акация
– Посмотрите, на акации висят плоды, они качаются на ветру, а в стручках семена. Когда стручки засохнут, если их потрясти, семена в них начинают греметь. Люди заметили, что этот звук успокаивает младенцев, и придумали игрушку. Так появился музыкальный инструмент, который называется погремушка. (показ картинки)
- Погремушка – это шумовой инструмент. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК)
Слайд №3 – ветер в лесу
- Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга, с треском ломаться на ветру. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку. (показ картинки)
- Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем как звучит трещотка (ЗВУК)
Слайд №4 – дятел на дереве
- А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент, который называется деревянные ложки (показ картинки)
-Деревянные ложки – это ударный инструмент. А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют. Давайте послушаем, как звучат ложки. (ЗВУК)
Слайд №5 – берег реки, камыш
- Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент, подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент, и назвал его – свирель, такое нежное у него звучание. (показ картинки+ЗВУК) А потом ещё немного подумал человек и сделал другой духовой инструмент – рожок. (показ картинки+ЗВУК)
- Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам? (Ответы детей)
Слайд №6
- А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли (показ картинки)
- Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами. Ребята, балалайка стала музыкальным символом нашей страны. Послушайте, как она звучит. (ЗВУК)
- Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.
Стук в дверь, под музыку в зал входит парень Андрюша с коробом в руках.
Андрюша (кланяется): Здравствуйте, ребятишки,
Курносые девчушки, задорные мальчишки.
Муз. рук.: - Здравствуй, а ты кто?
Андрюша: - Я Андрюша весельчак – это знает, всяк!
С вами буду я играть и ребятам помогать!
Муз. рук.: - Ну тогда, Андрюша, мы с ребятами сейчас поприветствуем тебя русской народной попевкой. Послушай и скажи, понравилась она тебе или нет.
Муз. руководитель и дети исполняют попевку р. н. «Андрей-воробей».
Муз. рук. : - Андрюша, понравилась тебе эта попевка?
Андрюша: - Конечно, понравилась. Это ж почти про меня.
Муз. рук.: - А сейчас мы ещё раз её споем и простучим в ладоши ритм этой песни.
Андрюша: - Так даже интересней звучит!
Муз. рук.: - Андрюша, а что это за короб у тебя такой?
Андрюша:- Да вот по лесу я шел, там его я и нашел.
Этот короб не простой, этот короб расписной
Сказочный, красивый, а внутри с сюрпризом.
Муз. рук.: - Ой, как интересно! Андрюша, открывай скорей свой короб!
Андрюша: Открою, если отгадаете загадку.
И шумят, и бренчат, и хлопают, и звенят.
Расписные, яркие веселят всю ярмарку.
Дети: Музыкальные инструменты!
Андрюша: Эх, какие догадливые!
Муз. рук.: Ну-ка, ну-ка, покажи! Что-то мне этот короб очень знаком.
(Андрюша достает из короба трещотку, погремушки и ложки)
Муз. рук.: Так, это те инструменты, которые исчезли из нашей коробки, но как ты их нашел?
Андрюша: А я вышел на лесную поляну и вижу: муравьи играют на инструментах. Посмотрите, как это было…
(Дети смотрят отрывок из мультфильма «Русские потешки» 1969г)
Муз. рук : - Ребята, вам понравилось как играли муравьи? Они – настоящие лесные музыканты! А какие инструменты вы узнали? (трещотка, ложки деревянные, балалайка, гусли, рожок и т. д.) Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, на чем играю»
Андрюша: Точно! Слушайте внимательно! Если затрещит трещотка - пусть потопают ваши ножки, а если зазвенит погремушка – то потрите свои ушки. Ну, а если застучат ложки – громко хлопайте в ладошки. Всем понятна игра? Начинаем, детвора!
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Угадай, на чем играю»
Звучит русская народная песня «Встань, пройди со мной, родная»
Муз. рук.: - Прислушайтесь! Это русская народная плясовая. Эта музыка никого не оставляет равнодушным. Ноги сами просятся в пляс.
Выходи, честной народ, в наш веселый хоровод.
Свободная пляска Муз.рук. и дети и Андрюша весело танцуют.
Муз. рук.: - Андрюша, а что у тебя еще есть в коробе?
Андрюша: - В моём коробе ещё есть много инструментов разных. Инструменты хороши, поиграйте от души! Не сходите гости с мест, пусть играет наш оркестр.
Муз. рук.: - Ребята, а что же такое оркестр, кто мне подскажет? (ответы детей)
Муз. рук.: - А кто руководит оркестром?
Дети: - Дирижер!
Музыкальный руководитель предлагает детям выбрать понравившиеся инструменты
Муз. рук.: - Громко, сильно не стучите, инструменты берегите!
Музыку слушайте внимательно! В ритм попадайте обязательно!
ОРКЕСТР «Ах, вы сени».
Муз. рук. – Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось? За то, что вы теперь стали настоящими знатоками русских народных инструментов, я вам вручаю медали.
Муз.рук. вручает детям и Андрюше медали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка "Веселый оркестр" старшая группа
Цели: 1. Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.2....
Конспект интегрированного занятия: "Русская матрёшка" /старшая группа/
Посрдством обогащения знаний детей о возникновении матрёшки, развивать у детей особенности росписи русских матрёшек,...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель: Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...
Педагогический проект «Инструменты русского народного оркестра» (старшая группа)
Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию....
Конспект музыкального занятия "Наш оркестр" старший возраст с использованием Квест-технологии.
В данном занятии раскрыты возможности использования Квест-технологии на музыкальных занятиях....
Конспект по теме: "Русская матрёшка" старшая группа
Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой.Закреплять умения составлять описательный рассказ....
конспект открытого музыкального занятия для старшей группы "Играем в оркестр"
Конспект открытого занятия по музыкальному воспитанию в старшей группе детского сада в форме сюжетно- ролевой игры «Играем в оркестр»...