конспект мастер класс "Хор рук"
план-конспект занятия по музыке

Березина Виктория Владимировна

Конспект мастер класс "Хор рук" рекомендован музыкальным руководителям для провеедния с воспитателями занятия по педагогической технологии "Хор рук"  автор Т.Боровик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект мастер класс "Хор рук"50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ

«ХОР РУК»

Цель: представление и распространение опыта использования музыкально-педагогической технологии Т. А. Боровик «Хор рук».

Задачи:

  • Продемонстрировать участникам методы и приемы развития чувства ритма у дошкольников; чувства ансамбля, слаженности общего действия; снятия психоэмоционального напряжения.
  • Отработать приемы в  деятельностно-имитационном режиме.
  • Создать условия для профессионального общения.  
  • Показать практическую значимость использования данной технологии,  убедить участников в целесообразности ее использования.

Форма проведения: практическое занятие с педагогами.

Участники мастер-класса: воспитатели ДОУ, музыкальные руководители.

Основные этапы мастер - класса:

  • организационный (постановка педагогической проблемы);
  • демонстрационный (демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарии, отработка приемов в деятельностно-имитационном режиме);
  • заключительный (подведение итогов, рефлексия).

Организационный этап.  Постановка педагогической проблемы.

Добрый день,  уважаемое жюри, коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с вопросов к участникам:

  • Какие больше вам нравятся песни, веселые, грустные?
  • А  любите ли вы петь сами?

А теперь поднимите руку те, кто стесняется петь публично, кто боится выглядеть нелепо, кто думает, что его голос не понравится окружающим. А теперь я обращаюсь к зрителям с тем же вопросом. Видите – проблема очевидна.

Мне кажется, всё идет из детства, все наши страхи, волнения или неуверенность формируются именно тогда: шибочным мнением некомпетентного педагога, или недостаточностью  внимания со стороны взрослых. Порой взрослые своими оценками закрывают перед ребёнком двери в мир искусства.

Мне в своей работе приходится сталкиваться с тем, что очень часто стесняются петь и дети, и взрослые. И те и другие  иногда не могут даже попытаться начать петь в присутствии кого-то.

Как же справиться с этой проблемой? Ведь от природы все дети музыкальны и талантливы,  главное вовремя разглядеть  в них их этот творческий огонёк и помочь им раскрыться, почувствовать себя  артистом.

Решая эту проблему,  я обратилась к новым педагогическим технологиям. И сегодня, в рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать музыкально-педагогическую технологию «Хор рук». Автором данной  технологии является  Татьяна Анатольевна Боровик - музыковед, педагог, исследователь.

Эта форма работы интересна тем, что она снимает психоэмоцианальное напряжение и направлена на развитие:

  • чувства ритма,
  • координационной свободы движения,
  • внимания,
  • ансамблевой слаженности,
  • способности к двигательной импровизации.

Подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия. Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров».

В процессе разучивания композиции, дети по очереди берут на себя роль дирижёров, и таким образом, постепенно все дети могут попробовать руководить хором рук.

Благодаря этой технологии, дети становятся более раскрепощенными, создаётся ситуация успеха для каждого ребёнка.

Изначально по задумке автора, данная технология являлась одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.

Но, работая с легко возбудимыми детьми, еще и не желающими петь, я пришла к мысли,  что можно немного модифицировать данную технологию и синтезировать в ней вокальные упражнения, танцевальные движения, движения рук и тем самым развивать еще и вокальные навыки у детей.

И сегодня я вам продемонстрирую, как я это делаю и научу вас.

Демонстрационный этап.  

Дети всегда с нетерпением ждут сюрпризного момента, и на помощь мне приходят мои дидактические плащи. Вы можете использовать любой элемент любого костюма. Это поможет вам настроиться на предстоящую деятельность, а у детей вызовет интерес. Сегодня на мне плащ весны с бабочками и цветами.

Я предлагаю вам разделиться на 2 группы по 4 человека. Детей вы можете разделить с помощью считалки, фантов или просто по их желанию.

1 группа будет весенними цветами, а 2 группа – бабочками.

Чтобы ваш образ был наиболее ярким, я предлагаю вам примерить на себя вот эти лёгкие и воздушные пелеринки. Цветам – зелёные, бабочкам – разноцветные.

А сделаны они моими руками, угадайте, из какого материала? Правильно - из одноразовой скатерти. С вариантами костюмов из этого чудесного, а главное бюджетного материала, который легко смоделировать даже ребёнку, вы сможете ознакомиться,  подойдя поближе к вешалкам в перерыве.

На экране вы видите совместный проект с родителями «Эко костюм своими руками», который мы успешно реализовали на экологическом фестивале «Береги планету».

Участники готовы и можем приступить к разучиванию композиции «Весенний вальс». Вы спросите, а где же музыка, и я вам отвечу, в вашем сердце и в моём голосе. Если вы еще пока стесняетесь петь даже перед детьми, то используйте фонограмму.

Песня «Весенний вальс» под, которую мы с вами будем петь, танцевать,  раскрепощаться, и учится красиво двигаться, состоит из куплета и припева.

Мы же с вами хотим преодолеть своё стеснение, и в этом нам поможет приём «пой со мной». Детям вы скажете: «Всегда хорошо, когда рядом надёжный друг, и я буду вашим другом, вместе с вами поющим красивую мелодию на слог «ЛЯ».  Сейчас вы можете закрыть глаза и, слушая мой голос, вторить мелодии про себя. А теперь попробуем повторить,  используя приём «Эхо», я начинаю, вы повторяете.

У вас прекрасно получается, и уже не так волнительно, согласитесь.  (Так же вы должны и подбадривать детей, выражать свою уверенность в их успехе.) А дальше будет еще интереснее. Приступаем ко второй части разучивания композиции.

Так как хор подразумевает несколько голосов, то в нашем случае это будут 2 партии.

Группы у нас есть, осталось выбрать дирижёров. Кто возьмет на себя эти роли? Детям вы также предлагаете самим выбрать дирижёров.  Прошу встать дирижёров в пол-оборота к залу и своим группам. Я покажу движения сначала для одной, а потом и для другой групп.

Для цветов: «Раскрывающийся цветок», «качание цветка на ветру». Для бабочек: «Порхание вверх и вниз», «Кружение». Детям вы предлагаете повторить за вами.

Кульминационная часть.

Итак, я вас поздравляю, мы переходим к заключительному этапу, это исполнение музыкально-танцевальной композиции «Весна»! Я не просто так пафосно сказала. Чем торжественнее эту фразу вы произнесете детям, тем лучше будет результат!

Прошу занять свои места на сцене: Весенние цветы садятся на стулья, так как цветы растут на земле. А бабочки становятся позади цветов, так как они летают и непринужденно порхают.

Дирижеров я порошу встать рядом со своей группой. А участников попрошу внимательно смотреть и повторять за дирижером движения.

Когда я буду петь куплет, дирижёры импровизируют, выполняя любые движения руками, главное, что бы они были плавные, так как  эта технология прежде всего подразумевает активную релаксацию и свободное творчество под музыку. (Когда будете работать с детьми, то сначала лучше на роль дирижера предложить более смелых и уверенных в себе детей. С неуверенными – можно предварительно индивидуально придумать движения). А когда придет время петь припев нам всем вместе, то никого не боясь и не стесняясь, поём мелодию на слог «Ля» и одновременно выполняем движения своей группы.

Для законченности образа, нам нужны пусть и небольшие, но декорации.

И тут приходит на помощь вновь незаменимая вещь в арсенале воспитателя и музыкального руководителя, это – одноразовая скатерть!

Растягиваем скатерть с листиками, прикрепляем на прищепки к нижней части одежды участников.

Дорогие друзья, сидящие в зале. Мне бы очень хотелось, что бы и вы тоже немного расслабились и с нами помузицировали. Смело выбирайте, кем хотите быть и повторяйте движения за дирижёрами, и конечно подпевайте мне!

Если все готовы, начинаем!

Коллективное исполнение музыкально - танцевальной композиции «Весенний вальс».

Заключительный этап. 

Уважаемые участники мастер класса! Когда я сказала, что вам придется петь и танцевать, у вас было некоторое волнение? А после исполнения музыкальной композиции, что вы чувствуете? За счет его вам удалось снять ненадолго напряжение и стеснение? А помогли ли вам атрибуты? Конечно! Каждому участнику такого творческого релакса очень важно войти в образ, и этому в полной мере способствуют различные предметы, реквизит, и лучше, если сделанный своими руками совместно с воспитанниками. Но в первую очередь успех детей зависит от вас, от вашей эмоциональности и уверенности в успехе.

Апробируя данную технологию, я убедилась в её актуальности и необходимости, особенно работая  с детьми легкоранимыми или наоборот легковозбудимыми. Для каждого ребёнка она работает по-своему. Кого- то успокаивая и настраивая на рабочий лад, а кого-то, раскрепощая и помогая снять стеснение и напряжение.

А  вас я убедила в целесообразности использования этой технологии? Вы можете применять ее на тематических занятиях, а также досугах, и других формах культурной совместной деятельности.

Спасибо за вашу активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по социоигровой технологии в образовательной области "Художественное творчество".

данный материал интересен для применения в работе с детьми, дети заинтересованы, т. к. всё в игровой форме и право свободного выбора....

Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"

В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"...

Конспект мастер-класса по теме «Город мастеров».

Программные задачи:1. Образовательные• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома;2. Развивающие• развивать мышление, м...

Детский мастер класс. Конспект мастер класса по конструированию объёмной открытки к Дню Победы.

Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям...

Конспект мастер-класса для родителей и детей 6-7 лет «Часы. Мастерим сами».

Конспект мастер-класса для родителей и детей 6-7 лет«Часы. Мастерим сами»....