Эссе "Я - музыкальный руководитель!"
статья по музыке
Эссе "Я - музыкальный руководитель!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_ya_muzykalnyy_rukovoditel.docx | 18.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Авторское эссе «Я - музыкальный руководитель!»
Елена Андреевна Стефаненкова
музыкальный руководитель
МБДОУ «ДС «Дельфин»,
г. Муравленко, ЯНАО
«Несложно заставить звучать инструмент,
Важнее поймать тот заветный момент,
Когда зазвучат струны детских сердец,
Тогда педагог – настоящий творец».
А.Толоконникова
«Играй всегда так, будто тебя слушает артист», - это высказывание Роберта Шумана еще с детских лет стало для меня эталоном измерения отношения человека, учителя, артиста к своему делу. Мне повезло, что в юные годы на моем пути встретились люди, которые научили меня с любовью относиться к своему труду. Одним из моих педагогов был Сергей Львович Долгушин, Омский композитор и педагог, доцент кафедры режиссуры в ОмГУ, организатор в г. Омске международных научно-практических семинаров по проблемам креативного развития детей.
Именно он заинтересовал меня темой элементарного музицирования по системе Карла Орфа, посвятил в секреты, как творчески подходить к музыкальному воспитанию детей, развивать у них креативность и воображение, художественно-образное мышление и музыкальные способности. Таким образом была предопределена моя будущая профессия – музыкальный руководитель детского сада.
С тех пор прошло 19 лет. Сейчас мы живем в 21 веке, в котором, формулируя двумя словами, «непредсказуемо все». Даже стабильность в нынешнем веке не статична, а подвижна и изменяема. Умение быстро адаптироваться к происходящим изменениям, обучаться новому, отбрасывая старое — совершенно необходимое качество современного человека, а тем более, педагога. Как говорила Королева из книги Льюиса Кэрролла, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы попасть куда-то в новое место, надо бежать вдвое быстрее». Поэтому привычка учиться, чтобы не отставать и продвигаться вперед, стала для меня необходимой. Всегда учиться! Я стараюсь изучать новые инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников, интересуюсь методиками коллег и исследователей: Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, , О.Радыновой, М.Картушиной, использую в своей деятельности методические разработки В.Жилина, Т.Э. Тютюнниковой, педагогов Российской Ассоциации Орф-фокус через видео с орф-семинаров, изучаю профессиональные периодические издания: «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание» – все это расширяет мой профессиональный кругозор и находит отражение в практической деятельности.
Цель современного педагога — воспитать человека достаточно сильного, чтобы он смело входил в жизненную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки. В наше время быстрых перемен дети особенно нуждаются в гибкости, независимости мышления. Для развития этих качеств подходящее средство — музыкальная импровизация. Именно поэтому темой самообразования я выбрала «Элементарное музицирование», начала более детально изучать соответствующие методики и литературу. Особое внимание обратила на программу Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование», которая представляет собой объединение двух идей: систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения. Опираясь на ее идею творческого музицирования как коллективной синкретической деятельности (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация), я стала более системно и углублённо использовать разработки автора на своих занятиях.
Французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель Монтень писал: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие». Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. Игровое обучение в современном понимании – это скрытое, не директивное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат. "Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи" — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не просто слушателями. Разыгрывая какую-нибудь сказку или инсценировку, я предлагаю детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми), даю возможность подумать, какие инструменты могли бы более точно передать сказочный образ или природное явление, подсказываю, как с помощью музицирования можно сделать более выразительными всевозможные потешки, шутки, небольшие стихи. Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно.
Такие методы и приемы позволяют разнообразить музыкальные занятия, делают их увлекательными, побуждают всех детей к творчеству, нестандартности мышления, позволяют ребенку выразить себя. Использование музыкальных импровизаций предотвращает развитие стереотипов мышления у детей, способствует дальнейшему раскрытию творческих способностей. Моими главными внешними оценочными действиями, адресуемыми детям, являются чувства восхищения, радости, удивления, изумления. По моему твердому убеждению, только через восхищение и тактичность воспитателя, педагога развивается интерес ребенка и его вера в собственную творческую неповторимость.
«Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше», - эти слова немецкого драматурга, поэта – песенника, лауреата Нобелевской премии Герхарта Гауптмана выражают и мою главную цель взаимодействия с детьми.
Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим. И мы, взрослые, должны и можем создать те условия, в которых будут любовь и понимание, внимательное отношение и индивидуальный подход, чудесная сказка и веселая игра.
Мы обязаны «дать детству созреть в детстве»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление музыкального руководителя ДОУ №13 Семеновой Т.П. по теме «Современные виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГТ»
Данный материал был представлен на гордском методическом объединении музыкальных руководителей детских садов города Волжск, который рассказал о современных вида планирования в соответствии с ФГТ согла...
В помощь музыкальному руководителю детского сада. Планирование музыкальной деятельности, документация музыкального руководителя, ФГТ в детском саду.
требования к проведению различных видов музыкальной деятельности в соответствии с ФГТ...
Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Сотрудничество музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями"
Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью ...
Равчеева И.П. - Настольная книга музыкального руководителя (Музыкальному руководителю ДОУ) - 2004
Равчеева И.П. - Настольная книга музыкального руководителя (Музыкальному руководителю ДОУ) - 2004. Делюсь с коллегами найденным материалом, првда качество неважное.Скачать здесь: https://yadi.sk/...
СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ
В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...
СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ
В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...
Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Поэтому музыкаль...