Инновационный подход к совместной музыкальной деятельности
статья по музыке (подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Витязева Елена Ивановна
музыкальный руководитель
высшая квалификационная категория
МАДОУ Центр развития ребенка –
«Детский сад № 91«Яблонька»
г. Северодвинск
Инновационный подход к совместной музыкальной деятельности в условиях ФГОС ДО
С введением новых подходов к организации образовательного процесса смещены акценты с учебной деятельности на совместную образовательную деятельность, занимающую теперь основную модель образовательного процесса.
Совместная деятельность взрослых и детей – это деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками. Таким образом, совместная деятельность детей и взрослых – это не только этап развития любого вида деятельности, но ещё и особая система взаимоотношений и взаимодействий.
В дошкольном учреждении совместная деятельность педагога и детей направлена на решение образовательных задач и планируется с учетом интеграции образовательных областей в процессе организации НОД и режимных моментов.
Основная задача ФГОС - создание условий для совместной деятельности, которая направлена на возможность каждого ребенка проявить себя. Поэтому роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, вовлечению его в образовательный процесс и обеспечивает ему психологический комфорт, оставляя при этом за ребенком право выбора.
В соответствии с ФГОС ДО среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность музыкальной среды предполагает разнообразие материалов по всем видам музыкальной деятельности и предоставляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, которые обеспечивают эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.
Содержание музыкальных центров активности должно направлено на овладение музыкальной деятельностью и включать:
- образные пособия: игрушки, разные виды театра, иллюстрации;
- детские музыкальные игрушки и инструменты;
- музыкально-дидактические игры;
- атрибуты для танцевально-игрового творчества;
- аудиовизуальные пособия.
Все пособия развивающей среды должны быть эстетичны, просты в обращении и вызывать желание действовать с ними. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство.
Принцип полифункциональности может быть представлен в виде модулей: выкатная мини-тумба, выкатной ящик, «музыкальные пирамиды и кубы», «музыкальные корзинки», «музыкальные шкатулки», «музыкальные сундучки». Такие модули очень удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений в зависимости от меняющихся интересов к музыкальной деятельности, возможностей детей. Мобильные зоны музыкальных центров активности должны быть удобны в использовании. При необходимости они легко передвигаются (могут быть на колесиках) и их легко можно переместить в любое место групповой комнаты.
Вариативность среды предусматривает разнообразие музыкально- дидактических игр, музыкальных инструментов, атрибутов для творчества, обеспечивающих свободный выбор детей, которые должны периодически обновляться. Условно можно выделить три периода:
- «сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми)
- «вчера» (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний);
- «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалёком будущем).
Чем младше дети, тем чаще должна проводиться смена материалов.
Доступность среды предполагает свободный доступ к разнообразию материалов по всем видам музыкальной деятельности. Музыкально-предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка, открыта не только для доступа, но и для вариативного оформления.
Безопасность среды выражается в соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослыми в этой среде. От компетентности и доброжелательности педагога, заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, и захочет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.
Во ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что учебный процесс – это детская игра и она является основным видом деятельности ребенка-дошкольника. Именно игра, являясь формой обучения детей, дает возможность педагогу одновременно быть учителем и участником игры. В совместной деятельности необходимо расширять диапазон и виды музыкальных игр, используя разнообразные формы работы: гостиная, мастерская, лаборатория, викторины, конкурсы, совместная игра, проект, игротека, коллекционирование, танцевально-игровое творчество, музицирование.
Перед музыкальным руководителем стоит задача: как сделать совместную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной? Формы работы должны содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников, способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а так же развитию музыкальных и творческих способностей. Свой выбор мы остановили на таких формах как «Музыкальные минутки» (для детей раннего возраста), «Музыкально-игровой час» (для детей ОВЗ), и «Детской экспериментальной лаборатории» (для детей дошкольного возраста).
Совместная игра «Музыкальные минутки» направлена на развитие эмоциональной сферы, двигательных, сенсорных и речевых функций, формированию коммуникативных и социальных навыков. Структура построения совместной музыкальной деятельности включает в себя разнообразные игры, которые имеют определённый способ действия и игровой замысел. Каждую музыкальную игру условно можно разделить на два этапа:
1 этап – подготовительный;
2 этап – непосредственное проведение игры.
Подготовительный этап предусматривает профессиональный подход к подготовке и проведению музыкальной игры; организацию игрового пространства, подбор дидактического и музыкального материала, методов и приёмов. Готовность педагога к импровизации, к встречной активности ребёнка.
Непосредственное проведение игры предполагает «вхождение» в нее через игровую ситуацию; сказку. При этом технология объяснения условий игры должна соответствовать ряду требований:
- эмоциональная выразительность, ясность и четкость в изложении;
- использование различных видов воздействия: словесного, слухового, зрительного.
Положительным результатом совместной музыкальной деятельности является проявление у ребенка чувства эмоциональной удовлетворённости и радости.
Для ознакомления детей с современными музыкальными техническими средствами, со свойствами звука, была создана «Детская музыкальная лаборатория». Структура занятий включает в себя: экспериментальную музыкальную деятельность, музицирование, изготовление простейших музыкальных инструментов, концерты. В ходе занятий маленькие исследователи вместе с игровым персонажем Кнопочкой Знайкиной знакомятся со звучанием различных технических средств: магнитофона, проигрывателя, патефона. Участвуют в экпериментах: «Может ли петь соломинка?», «Как сделать звук громче?», «Волшебная дудочка», «Помоги Степашке и Филе изменить звук», учатся изготавливать простейшие музыкальные инструменты: шумелки, погремушки, бубны и др.
В работе с детьми ОВЗ важно учитывать их особенности и выстраивать её с учетом специфики эмоциональной сферы детей данной категории. В психолого-педагогической литературе предлагается много разнообразных методов коррекционной работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии эмоциональной сферы. Однако все авторы выделяют игру как оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие ребёнка. Игровая деятельность детей эмоционально углубляется восприятием музыки. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Воздействуя на эмоционально-личностную сферу детей, музыка в процессе игры выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений. Развитие и обучение детей ОВЗ проходило в ходе совместной деятельности в рамках «Музыкально-игрового часа» один раз в неделю во второй половине дня. Эта форма была выбрана на основании диагностических данных, которые определили необходимость оказания комплексной психолого-педагогической помощи дошкольникам с целью коррекции отклонений в их эмоционально-волевой сфере.
Характер нарушений эмоциональной сферы у детей с патологией речи определял задачи коррекционно-развивающей работы:
развивать умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике, передавать различную гамму чувств, умение выразить свои чувства в движении и речи;
- развивать внимание память, мышление, восприятие на основе усложнения заданий;
- тренировать подвижность (лабильность) нервных процессов – умение изменять направление и характер движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения;
- развивать коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения;
- воспитывать чувства такта, культуры поведения в процессе группового общения.
Для решения поставленных задач был систематизирован материал по музыкальным играм с учётом их педагогической и коррекционной направленности, выделены важные условия, способствующие их выполнению:
- обеспечение психологического комфорта;
- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных, речевых и психических особенностей;
- последовательная подача музыкального материала с постепенным усложнением задач;
- многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.
В ходе работы осуществлялось тесное взаимодействие с педагогами групп, специалистами и родителями воспитанников.
Ценность музыкально игрового часа, как новой формы работы с детьми заключается в следующем:
- поддержании интереса и стимулировании активности детей за счёт использования на одном занятии игр разной подвижности, формы проведения и их педагогической направленности,
- целенаправленном взаимодействии мимики, движений, предметных действий в передаче музыкального образа
- систематичности проведения, периодичности повторения, с учётом пожеланий детей
- взаимодействие всех участников педагогического процесса
По результатам психолого-педагогического исследования отмечается положительная динамика изменений в эмоционально-личностной сфере ребёнка. Использование музыкальной игры в работе с детьми с ОВЗ мобилизует творческие силы ребёнка, оказывает мощное воздействие на коррекцию недостатков интеллектуально-личностного, социального развития дошкольников.
Вся наша работа в области музыкального развития показала, что на ее эффективность огромное влияние оказывает: современная среда, интерактивные формы организации нерегламентированной совместной деятельности и система взаимодействия педагогов и музыкального руководителя.
Список информационных источников.
- Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М., 2004.
- Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия».
- Девятова Т. Н. Звук волшебник. «Линка-Пресс», 2006 г.
- Нищева Н. В. "Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы" Детство-Пресс, 2009.
- Новоселова С. Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ от 17.10.2013г. № 155)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к организации самообразовательной деятельности в системе повышения профкомпетентности педагогов
Інформаційно-методична збіркаУ даній збірці висвітлюється зміст поняття самоосвітньої діяльності, виділяються його компонентні частини та визначаються підходи щодо організації цього проц...
Использование ИКТ в совместной музыкальной деятельности с детьми, конспект совместной музыкальной деятельности "Музыкальная грамота" с использованием mimio.
использование ЭОР в совместной музыкальной деятельности...
Использование инновационной методики по интеллектуально-творческому развитию детей 2-7 лет «Бусоград» М.И.Родиной в совместной музыкальной деятельности ДОУ
Использование инновационной методики по интеллектуально-творческому развитию детей 2-7 лет«Бусоград» М.И.Родиной в совместной музыкальной деятельности ДОУ...
Статья "Музыкальная игра-сказка, как инновационный подход к развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"
В данной статье рассмотрим музыкальную игру-сказку, как средство инновационного подхода в развитии музыкальных способностей у дошкольников....
Инновационный подход к совместной музыкальной деятельности в условиях ФГОС ДО
Описание музыкальных центров и формы работы....
Буклет «Инновационные подходы к организации музыкальной деятельности»
Буклет «Инновационные подходы к организации музыкальной деятельности»...
Инновационные подходы в организации музыкального образования в условиях введения ФГОС ДО
Инновационая деятельность в ДОУ...