Инновационный подход к совместной музыкальной деятельности
статья по музыке (подготовительная группа)

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья64.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                      Витязева Елена Ивановна

                                         музыкальный руководитель

высшая квалификационная категория

                                                      МАДОУ Центр развития ребенка –    

                                               «Детский сад № 91«Яблонька»

                      г. Северодвинск  

Инновационный подход к совместной музыкальной деятельности в условиях ФГОС ДО

С введением новых подходов к организации образовательного процесса смещены акценты с учебной деятельности на совместную образовательную деятельность, занимающую теперь основную модель образовательного процесса.

Совместная деятельность взрослых и детей – это деятельность двух и более  участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и  партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками. Таким образом, совместная деятельность детей и взрослых – это не только этап развития любого вида деятельности, но ещё и особая система взаимоотношений и взаимодействий.

В дошкольном учреждении совместная деятельность педагога и детей направлена на решение образовательных задач и планируется с учетом интеграции образовательных областей в процессе организации НОД и режимных моментов.

Основная задача ФГОС  - создание условий для совместной деятельности, которая направлена на возможность каждого ребенка проявить себя. Поэтому роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, вовлечению его в образовательный процесс и обеспечивает ему психологический комфорт, оставляя при этом  за ребенком право выбора.

В соответствии с ФГОС ДО среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность музыкальной среды предполагает  разнообразие материалов по всем видам музыкальной деятельности и  предоставляет  необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, которые  обеспечивают эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.

Содержание музыкальных центров активности должно направлено на овладение музыкальной деятельностью и включать:

        - образные пособия: игрушки, разные виды театра, иллюстрации;

        - детские музыкальные  игрушки и инструменты;

        - музыкально-дидактические игры;

        - атрибуты для танцевально-игрового творчества;

        - аудиовизуальные пособия.

Все пособия  развивающей среды должны быть эстетичны, просты в обращении и вызывать желание действовать с ними. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство.

Принцип полифункциональности может быть представлен в виде модулей: выкатная мини-тумба, выкатной ящик, «музыкальные пирамиды и кубы», «музыкальные корзинки», «музыкальные шкатулки», «музыкальные сундучки». Такие модули очень удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.

Трансформируемость пространства обеспечивает  возможность изменений в зависимости от меняющихся интересов к музыкальной деятельности, возможностей детей. Мобильные зоны музыкальных центров активности  должны быть удобны в использовании. При необходимости они легко передвигаются (могут быть на колесиках) и их легко можно переместить в любое место групповой комнаты.

Вариативность среды предусматривает разнообразие музыкально- дидактических игр, музыкальных инструментов, атрибутов для творчества, обеспечивающих свободный выбор детей, которые должны периодически обновляться. Условно можно выделить три периода:

- «сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми)

- «вчера» (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний);

- «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалёком будущем).

Чем младше дети, тем чаще должна проводиться смена материалов.

      Доступность среды предполагает свободный доступ к разнообразию материалов по всем видам музыкальной деятельности. Музыкально-предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка, открыта  не только для  доступа, но и для вариативного оформления.

Безопасность среды выражается в соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослыми в этой среде. От компетентности и доброжелательности педагога, заинтересованного отношения к детям  зависит, станет ли эта среда развивающей, и захочет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.

Во ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что учебный процесс – это детская игра и она является основным видом деятельности ребенка-дошкольника. Именно игра, являясь формой обучения детей, дает возможность педагогу одновременно быть учителем и участником игры. В совместной деятельности необходимо расширять диапазон и виды музыкальных игр, используя разнообразные формы работы: гостиная, мастерская, лаборатория, викторины, конкурсы, совместная игра, проект, игротека, коллекционирование, танцевально-игровое творчество, музицирование.

Перед музыкальным руководителем стоит задача: как сделать совместную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной? Формы работы должны содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников, способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а так же развитию музыкальных и творческих способностей. Свой выбор мы остановили на таких формах как  «Музыкальные минутки» (для детей раннего возраста), «Музыкально-игровой час» (для детей ОВЗ), и «Детской экспериментальной лаборатории» (для детей дошкольного возраста).  

Совместная игра «Музыкальные минутки» направлена на развитие эмоциональной сферы, двигательных, сенсорных и речевых функций, формированию коммуникативных и социальных навыков. Структура построения совместной музыкальной деятельности включает  в себя разнообразные игры, которые имеют определённый способ действия и игровой замысел. Каждую музыкальную игру условно можно разделить на два этапа:

1 этап – подготовительный;

2 этап – непосредственное проведение игры.

     Подготовительный этап предусматривает профессиональный подход к подготовке  и проведению музыкальной игры; организацию игрового пространства, подбор дидактического и музыкального материала, методов и приёмов. Готовность педагога к импровизации, к встречной активности ребёнка.

Непосредственное проведение игры предполагает «вхождение» в нее через игровую ситуацию; сказку. При этом технология объяснения условий игры должна соответствовать ряду требований:

  • эмоциональная выразительность, ясность и четкость в изложении;
  •  использование различных видов воздействия: словесного, слухового, зрительного.

 Положительным результатом совместной музыкальной деятельности является проявление у ребенка чувства эмоциональной удовлетворённости и радости.

Для ознакомления детей  с современными музыкальными техническими средствами, со свойствами звука, была создана «Детская  музыкальная лаборатория».  Структура занятий включает в себя: экспериментальную музыкальную деятельность, музицирование, изготовление простейших музыкальных инструментов, концерты.  В ходе занятий маленькие исследователи вместе с игровым персонажем Кнопочкой Знайкиной  знакомятся со звучанием различных технических средств: магнитофона, проигрывателя, патефона. Участвуют в экпериментах: «Может ли петь соломинка?», «Как сделать звук громче?», «Волшебная дудочка», «Помоги Степашке и Филе  изменить звук», учатся  изготавливать простейшие музыкальные инструменты: шумелки, погремушки, бубны и др.  

В работе с детьми ОВЗ важно учитывать их особенности и  выстраивать её с учетом специфики эмоциональной сферы детей данной категории.     В психолого-педагогической литературе предлагается много разнообразных методов коррекционной работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии эмоциональной сферы. Однако  все авторы выделяют игру как  оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие ребёнка. Игровая деятельность детей эмоционально углубляется восприятием музыки. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию.  Воздействуя на эмоционально-личностную сферу детей, музыка в процессе игры выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений. Развитие и обучение детей ОВЗ проходило  в ходе  совместной деятельности в рамках «Музыкально-игрового часа» один раз в неделю во второй половине дня. Эта форма была выбрана на основании диагностических данных, которые  определили  необходимость оказания комплексной психолого-педагогической помощи дошкольникам  с целью коррекции отклонений в их эмоционально-волевой  сфере.

Характер  нарушений эмоциональной сферы у детей  с патологией речи  определял задачи коррекционно-развивающей работы:

развивать умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике, передавать различную гамму чувств,  умение выразить свои чувства в движении и речи;

- развивать внимание память, мышление, восприятие на основе усложнения заданий;

- тренировать подвижность (лабильность) нервных процессов – умение изменять направление и характер движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального  произведения;

- развивать коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения;

- воспитывать  чувства такта, культуры поведения в процессе группового общения.

     Для решения поставленных задач был систематизирован материал  по музыкальным  играм с учётом их педагогической и коррекционной направленности, выделены важные условия, способствующие их выполнению:

- обеспечение психологического комфорта;

- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных, речевых и психических особенностей;

- последовательная подача музыкального материала с постепенным усложнением задач;

- многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.

     В ходе работы осуществлялось тесное взаимодействие  с педагогами групп, специалистами и родителями воспитанников.

     Ценность музыкально игрового часа, как новой формы работы с детьми заключается в следующем:  

- поддержании  интереса  и стимулировании  активности детей за счёт использования  на одном занятии игр разной подвижности, формы проведения и их  педагогической направленности,

- целенаправленном взаимодействии  мимики, движений, предметных действий в передаче музыкального образа

- систематичности  проведения, периодичности повторения, с учётом пожеланий детей

- взаимодействие всех участников педагогического процесса

     По результатам психолого-педагогического исследования отмечается положительная динамика изменений в эмоционально-личностной сфере ребёнка. Использование  музыкальной игры в работе с детьми с ОВЗ мобилизует творческие силы ребёнка, оказывает мощное воздействие на коррекцию недостатков интеллектуально-личностного, социального развития дошкольников.

    Вся наша работа в области музыкального развития показала, что на ее эффективность огромное влияние оказывает: современная среда, интерактивные формы организации нерегламентированной совместной деятельности и система взаимодействия педагогов и музыкального руководителя.

Список информационных источников.

  1.  Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М., 2004.
  2. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия».
  3. Девятова Т. Н. Звук волшебник. «Линка-Пресс», 2006 г.
  4. Нищева Н. В. "Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы" Детство-Пресс, 2009.
  5. Новоселова С. Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.
  6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ от 17.10.2013г. №  155)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к организации самообразовательной деятельности в системе повышения профкомпетентности педагогов

Інформаційно-методична збіркаУ даній збірці висвітлюється зміст поняття самоосвітньої діяльності, виділяються його компонентні частини та визначаються підходи щодо  організації  цього проц...

Использование инновационной методики по интеллектуально-творческому развитию детей 2-7 лет «Бусоград» М.И.Родиной в совместной музыкальной деятельности ДОУ

Использование инновационной методики по интеллектуально-творческому  развитию детей 2-7 лет«Бусоград»  М.И.Родиной  в совместной музыкальной деятельности ДОУ...

Статья "Музыкальная игра-сказка, как инновационный подход к развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

В данной статье рассмотрим музыкальную игру-сказку, как средство инновационного подхода в развитии  музыкальных способностей у дошкольников....

Буклет «Инновационные подходы к организации музыкальной деятельности»

Буклет «Инновационные подходы к организации музыкальной деятельности»...