Интегрированное педагогическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста "Мы на Севере живем"
методическая разработка по музыке

Стефаненкова Елена Андреевна

Реализация регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_na_severe_zhivem.doc60.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Дельфин»

Интегрированное педагогическое мероприятие

 для детей старшего дошкольного возраста

 РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

Елена Андреевна Стефаненкова

Цель: реализация регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников.

Задачи:

- Формировать представления детей о музыкальной культуре и фольклоре народов Севера.

- Учить детей исполнять песни, точно интонируя, выражая свое эмоциональное отношение к их содержанию.

- Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей действительности, учить выделять средства музыкальной выразительности; развивать ритмичность и дать представление о специфике звучания национальной музыки;

-В игре развивать физические способности: ловкость, быстроту, выносливость.

- Воспитывать уважение к культуре народов Севера.

Предварительная работа: экскурсия в городской краеведческий музей, беседа о жизни коренных народов Севера, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: сенга-коца, ягушка, малица, нарты, чум.

Ход интегрированного развлечения:

Ведущая в национальной одежде:

 Здравствуйте ребята.

Родной Ямал – заветный край России

 Земля легенд и сказок старины.

 В твои просторы, зори молодые

 Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

 Как добрый друг, хозяйка той земли,

 Я вам в пути поддержку обещаю.

- Предлагаю отправиться в путешествие по нашему Северному краю, познакомиться с песнями, играми, сказками, природой и музыкой народов Севера.

Мы с вами живем в ЯНАО - на севере нашей страны России.

Потому что здесь наш дом, мы на севере живем!

Послушаем стихотворения о Ямальской земле.

Дети:

  1. Я люблю наш не густо обжитый, но богатый ямальский простор,

       Гор Уральских седые граниты, нити рек и тарелки озёр.

  1. Край широкий холмы и равнины - Всех оленей твоих не сочтёшь,

       Сколько рыбы и ценной пушнины ежегодно стране ты даёшь.

  1. В снежном вихре мчат олени,

       По холмистой тундре мчат,

       Не бегут мои олени, а по воздуху летят.

  1. От Полярного сиянья посветлело словно днём,

        На большие расстоянья хорошо видать кругом.

  1. Я люблю езду такую, только править успевай,

       И поёт душа ликуя, здравствуй, тундра, милый край!

Ведущая: Суровый климат на Ямале, но не бояться северных морозов помогает людям дружба и музыка!

Дети выходят на песню

Ребенок: на севере крайнем большою семьёй ребята всех наций живут.

                  Гордятся своею богатой землёй, о ней свои песни поют!

ПЕСНЯ «Мы живем все вместе на севере страны!» Сл. Стефаненковой Е.А.

Ведущая: Богата и щедра северная земля. Сотни тысяч оленей скачут по ее просторам, косяки рыб поднимаются по рекам, белыми облаками проносятся стаи куропаток, пушистыми шарами с места на место перекатываются песцы, скачут белки в ветвях. А уж про грибы и ягоды и говорить не приходится, их здесь не руками собирают, а специальными бралками (показ бралки) берут.

Послушайте стихотворение  «Сказочный ковер»  автор Е. Стефаненкова

Устлан лес наш северный сказочным ковром,

Чудными узорами, выткан теплым мхом.

Бисером брусничным щедро он расшит

Ты полюбоваться чудом поспеши…

По краям ковер пестрит цветами,

А в других местах манит грибами…

Голубичными, черничными полями…

Изредка – морошки янтарями…

             Кое-где мелькнут рубины красной клюквы витаминной…

Приглядись, а рукодельница природа

Вышивала здесь ковер, да приустала

Всюду иглы хвои раскидала…                                  

Вот и у нас сегодня сказочный ягодный ковер, на котором мы поиграем в игру.

Игра «Мы по лесу шли»

Под песню (Ягода морошка, брусника и т.д) ходят по ковру лежат вразброс ягоды, нужно поднять ту, о которой поется…

Ведущая2: С далеких времен на севере живут разные народы. Мы с вами живем в городе, а коренное население в лесу, на берегах рек, озер. Они любят, заботятся и берегут природу.

– Какие национальности народов Севера вы знаете?

Дети: – Ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне.

Ведущая: – Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы поговорим о ненцах. Ребята, а где живут ненцы? Дети: – в тундре.

Ведущая:  – Правильно, они живут в тундре. А домом им служит чум. Чум можно разбирать и собирать, перевозить с места на место. Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием. В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. У летнего чума покрытие из бересты, а у зимнего – из оленьей шкуры. На пол кладут доски и оленьи шкуры.

А еще чум согревают.  В середину чума ставится железная печь, а летом – костёр. Дым от костра отгоняет летом комаров.

МУЛЬТФИЛЬМ «НЕНЦЫ» 

http://www.youtube.com/watch?v=lHKBb0UoPbQ

Ведущая: жители тундры шьют себе специальную одежду.

 Малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном. Мужчины не носят шапок. Они много времени находятся на улице, чтобы шапку не сдували сильные ветра, мужчины надевают капюшон от малицы. Сверху малицы мужчина надевает пояс, которым гордится.

На ногах мужчины носят длинные сапоги, сшитые из оленьего меха – кисы. А как вы думаете, чем занимаются мужчины в тундре? Дети: – Пасут оленей, ловят рыбу, занимаются охотой, мастерит из дерева посуду и поделки, детские игрушки.

      А женская шуба называется ягушка (рассматривают ягушку).

У ягушки  разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто.

Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, украшенную металлическими пластинами. (Рассматривают.)

А какие дела у женщин? Чем занимаются хозяйки чума?

Дети: варят еду, убирают в чуме, занимаются рукоделием, обрабатывают оленьи шкуры, смотрят за детьми, шьют одежду для семьи из меха, ткани, вышивают узоры бисером.

Ведущая: правильно.

Предлагаю вам, ребята, украсить красивым северным орнаментом ягушки.

(Дети на заготовленные «ягушки» наклеивают цветные трафареты орнаментов. Атрибуты: клей-карандаши, влажные салфетки, «ягушки» из ватмана).

Ведущая:  Ненцы часто переезжают с одного места на другое: поэтому мебели и посуды у них немного, и она сделана из дерева. А вместо шкафов берестяные сундуки и коробочки. Вот один такой плетеный берестяной короб весело расскажет вам о жизни ненцев.

МУЛЬТФИЛЬМ-ПЕСНЯ

http://www.youtube.com/watch?v=fkdvnSuAKTg

Ведущая: – Ребята, вы знаете и еще раз увидели это в мультфильме, ненцы и другие народы севера ездят и перевозят свои вещи на нартах.  На что похожи нарты? Дети: – На санки, на русские сани.

Ведущая:  – Правильно, у нарт, как и у санок, есть полозья, с помощью которых они передвигаются. Нарты делаются из дерева, без единого гвоздя, поэтому они легкие и удобные в обращении.  Но на санках летом не покатаешься, а на нартах можно ездить зимой и летом.

А еще мужчины любят соревноваться в силе, ловкости, удали, и перепрыгивают через нарты. Эти прыжки являются любимой забавой ненцев на празднике – Дне оленевода!

Вот и мы с вами посоревнуемся сегодня в ловкости и будем перепрыгивать нарты.

ИГРА «Перепрыгнуть нарты»

Ведущая: на празднике День оленевода выбирают самого лучшего оленевода! Самого сильного, ловкого, заботливого хозяина. Поэтому этот праздник не обходится

без гордых, свободолюбивых оленей.

Ветерок летит в лицо, мчатся нарты с кручи,

 Самолетом хорошо, а олени - лучше.

Предлагаю прокатиться на оленьих упряжках!

Игра «езда на оленях»

Ну и конечно, никакой праздник не обходится без танцев! Ведь в танце, как и в песне или сказке, люди могут рассказать о своей жизни, занятиях, особенностях быта, северной природе и повадках животных!

Посмотрим северный танец, который приготовили ребята из группы «Чип и Дейл».

«Северный танец» (хантейская народная музыка)

Ведущая: Ой, ребята, кто-то к нам стучится!

(Заходят девочка и мальчик, одетые в национальные костюмы.)

 Ведущая: – Здравствуйте, ребята, вы откуда?

Дети: – Вуся улаты! (здравствуйте). Мы приехали к вам в гости из тундры.

Ведущая: – Давайте знакомиться.

Девочка: – Меня зовут Нарка.

Ведущая: – Какое интересное имя, у нас таких имён нет. А что оно означает?

Девочка: – С ненецкого означает “большая, старшая”. А это мой брат.

Мальчик: – Меня зовут Нядма, значит – “помощник”.

Ведущая: – Ребята, когда вы шли мы слышали какой-то звон. Что это было?

Девочка: – Колокольчики. Мама занята по хозяйству в чуме, поэтому мы гуляем одни. Чтобы мы не потерялись, она пришила нам колокольчики. Они звенят, и мама слышит, где мы находимся.

Мальчик: А еще колокольчик привязывают к оленьей упряжке, колокольчик звенит и развлекает своей песенкой оленевода в дальней дороге.

Девочка: А называется колокольчик сенга-коця. Он наш амулет. Все дети хранят его. А когда ребенок становится взрослым, он приносит в душу человека радость, напоминая о милом беззаботном детстве.

Ведущая: Вот видите, какая большая польза от этой мелодичной игрушки – сенга-коця. Он стал непременной принадлежностью тундрового быта.

Дети: Споем  вместе песню об этом замечательном колокольчике сенга-коця.

Песня Сенга-коця” муз. Ю. Юнкерова, слова А. Тарасова.

Девочка:  Вы очень дружно пели вместе с нами.

– Мы вам принесли угощение. Любимое блюдо у ненцев – рыба. Угощайтесь, пожалуйста! (дают рыбу).

Мальчик: я всегда помогаю папе и хожу с ним на рыбалку. А вы хотите половить рыбку? Приглашаю вас поиграть.

Игра «Поймай рыбку»

(по 2 участника удочкой с магнитами ловят рыбку, кто больше поймает, пока звучит музыка).

Ведущая: Поиграли мы с вами, пришло время и сказку рассказать. Сказки народов севера объясняют вид и повадки животных, учат добру и отваге, ловкости и сообразительности, доброте и дружбе. Посмотрим ненецкую сказку

«Как олененок друга себе нашел»

Запись В. Васильева, обработка Е. Стефаненковой.

Вбегает под музыку олененок: Я олененок – маленькие рожки. Живу в тундре один, а так хочется с кем-нибудь подружиться! Ах!

Появляется ворон, сидит, не двигаясь на камне.

Олененок: харна, харна! (ворон молчит).

(Олененок кричит): Харна, эй, харна!

Ворон: чего тебе?

Олененок: давай с тобой дружить, харна.

Ворон: ха-ха-ха! Что ж, ладно, полетим вон к той сопке с тобой!

Олененок: но я не умею летать!

Ворон: ну тогда - какой же ты мне друг? (улетает, машет крыльями).

Олененок идет дальше по кругу, выносят обруч с синей тканью и щука садится в него.

Олененок (наклоняясь): пыря, эй, пыря!

Щука: кто меня там зовет?

Олененок: это я, олененок – маленькие рожки, давай с тобой дружить!

Щука: что ж, я не прочь иметь друга. Ныряй в воду, будем вместе плавать, окуньков ловить!

Олененок: да ведь я не умею плавать.

Щука: ха-ха-ха! Вот видишь, какой ты мне друг? (уходит).

Олененок: вот опять я один, а скоро вечер, темно станет, страшно. Ой, а что там в дали (смотрит).

Появляется человек (в малице), кушает из деревянной тарелки похлебку.

Человек: куда ты идешь, олененок – маленькие рожки?

Олененок (плача): искать друга, никто не хочет дружить со мной, я совсем один в этой большой тундре.

Человек: не плачь, была у тебя беда, а теперь нет ее. Я буду твоим другом.

Свет приглушается, слайды с оленями и людьми….

Ведущая: остался олененок с человеком и вырос в большого белого оленя с красивыми ветвистыми рогами. Говорят, что с тех пор в тундре олени и живут вместе с человеком.

Ведущая: Что ж, ребята, послушали мы сказку, отдохнули, пора и за работу.

Прохладно в чуме без огня, добыть его надо! А чтоб огонь развести нужно дровишки собрать! Кто загадку мою отгадает – тот получит щепку для костра. А загадки эти северный народ придумал:

  1. Ни от человека, ни от зверя не отстает (тень).
  2. Два брата в воду смотрят, никогда не упадут (берега реки).
  3. Постоянно ест и никогда не бывает сыт (огонь).
  4. В воду лезет пустой, а из воды выходит с целой семьей (невод).
  5. У клубка семь отверстий (лицо).
  6. Пастух неизвестный стадо оленей пасет (месяц и звезды).
  7. Красная птица весь день летает, а вечером на землю садится (солнце).

Ведущая: молодцы! Набрали дровишек, кладите их, пожалуйста, в костер. (дети кладу щепки около костра)

Ведущая: Солнце северные народы называют Хейро! Только хейро поможет зажечь огонь, ведь спичек в тундре нет. А просить солнце должен шаман (колдун, волшебник).

Превратимся мы с вами в добрых белых шаманов.

Игра «Белый шаман»

Дети с бубнами встают по кругу. Ведущая стучит ритм в бубен, дети повторяют.

А теперь три раза крикнем хейро! (подняв руки)

В декорации чума зажигается огонь из гирлянд.

Ведущая: Вот и зажгли мы наш костер. Пусть он напоминает нам о том, что мы должны беречь и любить природу, уважать людей коренных национальностей и их обычаи, жить и гордится нашим северным краем.

Литература:

В. Васильев «Сказки народов севера» 1993.

А.В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР» Москва, 1973.

«Мифы, предания, сказки хантов и манси», 1990 издательство «Наука»

И.В. Погодина «Северные ягоды», 2000 МГОДЮБ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Методическая разработка игры-путешествия для детей старшего дошкольного возраста « В поисках живой воды»

Игра рекомендована в летний оздоровительный период для детей старшего дошкольного возраста...

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)

Тематический  план  по ознакомлению детей  старшего дошкольного возраста  с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)...

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы

Тематический план поможет педагогам организовать с детьми опытно-экспериментальную деятельность....

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...