Конспект НОД в подготовительной группе "Слушание музыки. Путешествие по временам года"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Штатных Инесса Николаевна

Как сделать так, чтобы классическая музыка заинтересовала современного ребёнка? Поиграть в неё или совершить  вместе с музыкой необычное путешествие. А поэзия и картины лишь добавят музыке выразительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по слушанию музыки19.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение № 5

Конспект НОД в подготовительной группе

"Слушание музыки. Путешествие по временам года"

Программные задачи. Учить понимать характер и смысл музыкальных  произведений,  определять общее настроение музыки.  Выражать свои впечатления от музыки. Развивать музыкальную память, учить детей  узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию. Воспитывать культуру слушания музыки и общую культуру. .
Оборудование: музыкальный центр,  мольберты, картины с изображением времён года, настольные лампы для подсветки картин, бумажные снежинки, листы бумаги форматом А-4 разных цветов.

Ход занятия: В  музыкальном зале приглушён свет. В разных углах  зала  на мольбертах расположены картины с разными временами года. Посередине зала на столе располагаются детские музыкальные инструменты.  Возле зимней картины на полу лежат снежинки.  Немного в стороне столик с разложенными на нём листами бумаги.

Под «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»  П.И.Чайковского дети входят в зал.

 Муз. рук.     Здравствуйте, ребята. Вот и наступил  первый зимний месяц. Вопрос детям: Какой?  (Ответы детей). Вы правы, наступил декабрь, а в декабре, в преддверии нового года начинают происходить  чудеса. И у нас в детском саду произошло чудо – сегодня утром я обнаружила на пианино шкатулку(показывает), а в ней – волшебную палочку(показывает) и письмо(показывает) от феи Музыки с приглашением совершить путешествие по всем временам года. Такое может случиться только раз в году, под Новый год. Ну что, вы готовы отправиться в волшебное путешествие?  (Ответы детей). Тогда в путь, а поможет нам  волшебная палочка. Один её взмах и мы перенесёмся в другое время года.

М.Р. взмахивает палочкой, слышен звон ручейка, включается лампа, освещающая картину И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

М.Р.   Ребята, в какое  время  года мы попали? (ответы детей) А по каким признака вы поняли, что это весна? (ответы  детей).  

М.Р.(с помощью детей).    Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною!

Засвищут скоро соловьи,  и лес оденется листвою!    Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало. 

Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала!     (А.Н.Плещеев)

М.Р.   Я приглашаю в гости музыку весны. А вы, ребята, пока будете её слушать -  внимательно рассмотрите эту картину, которая перенесла нас в весенний лес.

Звучит музыка А.Вивальди «Весна».

М.Р.беседует с детьми о прослушанной  музыке, о её настроении в начале, середине, конце произведения. В конце краткой беседы М.Р. просит определить, настроение какой из частей муз. произведения соответствует настроению картины.(ответы детей)

М.Р.  Ребята, а вам не кажется, что в нашем весеннем лесу чего-то не хватает?  Как вы думаете, чего? (если дети не отвечают сразу, М.Р. подводит их к пониманию того, что в лесу слишком тихо. Не хватает птичьего пения.)  Конечно, в весеннем лесу обязательно должны быть птицы. Давайте, мы с вами возьмём подходящие музыкальные инструменты и наполним нашу весеннюю картину птичьим пением.

Дети вместе с М.Р.  выбирают  подходящие детские муз. инструменты (треугольники, колокольчики, дудочки) и под музыку «Жаворонок» П.И.Чайковского играют на них, стараясь изобразить пение птиц.

М.Р.   А вы знаете, зачем птицы нужны лесу? (ответы детей). А вы знаете, что делают птицы в лесу весной?  (ответы детей). Конечно, они строят гнёзда и откладывают в них яйца, из которых появятся птенчики. Но птенчики могут и не вылупиться, и виноват в этом будет человек. Как мы, люди, можем помешать птицам вывести птенцов? (ответы детей). А как нужно вести себя в весеннем лесу, чтобы не только не помешать, а наоборот, помочь птицам в их нелёгком деле? (ответы детей). Спасибо за ответы, ребята, вы большие молодцы и я уверена, что нашему весеннему лесу ничего не угрожает. Тогда можно двигаться дальше.

М.Р. взмахивает волшебной палочкой. Звучит музыка А.Вивальди «Лето. Гроза.» Освещается часть зала с летними картинами «Берёзовая роща» И. И.Левитана и «Гроза идёт» М.В. Васнецова. 

М.Р.  Ребята, мы с вами попали в лето. Только что-то происходит в природе. Послушайте и посмотрите, музыка  и картины вам подскажут.

Дети ещё раз слушают музыку, рассматривают картины, соотносят характер музыки и картин. Определяют  название музыки и одной из картин.

М.Р.  Вы правы, мы с вами попали в грозу, но ведь с нами чудо, следовательно, эта гроза нам не страшна. А природе гроза вредна или полезна? (ответы детей).  Чем полезна? (ответы детей).  Обратите внимание на наши инструменты и скажите, есть ли среди них те, которые помогут нам изобразить дождь и грозу? (ответы детей).

Дети определяют  подходящие инструменты( тарелки, бубны, треугольники) и играют на них.

М.Р. Мы прощаемся с летом, а впереди нас ждёт… (ответы детей). Конечно, осень.

Взмах палочкой. Звучит музыка А.Вивальди «Осень». Освещается картина Е.Е.Волкова «Осень».

М.Р (с помощью детей).                   Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,

Короче становился день, лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу…    (А.С.Пушкин)

М.Р.   Вот мы и в осеннем лесу. Ребята,  посмотрите на эту замечательную картину и скажите, какое осеннее явление здесь изображено?  (листопад).   А что такое листопад?  (ответы детей)  А как  листочки падают на землю? (ответы детей).   А подходит ли к их плавному падению звучащая сейчас музыка? (ответы детей). Тогда давайте сейчас превратимся в листочки и покружимся в медленном осеннем танце.

Дети самостоятельно двигаются по залу в ритме музыки.

М.Р.   А если мы пройдём по опавшим листьям, что мы услышим? (шуршание)   Есть ли среди наших инструментов те, которые помогут нам  его изобразить? (ответы детей).

Дети выбирают подходящие ДМИ (погремушки-шуршалки, маракасы, шумовые коробочки) и под музыку играют на них.

М.Р. Вот и кончается время осени и нам пришла пора возвращаться в… (ответы детей). Ребята, а может ли человек повлиять на смену времён года? (ответы детей)  А если бы мог, это помогло бы природе или навредило? (ответы детей).

Если дети затрудняются с ответом, М.Р. подводит их к пониманию того, что в природе всё разумно и взаимосвязано и порядок, установленный природой нарушать нельзя, иначе это приведёт к печальным последствиям.

М.Р.  Поэтому мы с вами возвращается снова в зимний день.

Взмах палочкой, звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев», освещается картина А.Пластова «Первый снег».

М.Р. Ребята, посмотрите, зима нас встречает снегопадом.  Снежинки кружатся в ритме какого танца? (вальса) Смотрите, сколько их намело (обращает внимание детей на снежинки), давайте потанцуем с ними.

Дети берут снежинки и танцуют с ними.

М.Р. Вот и закончилось наше волшебное путешествие, но наши встречи с прекрасным   продолжатся. Надо бы поблагодарить фею музыки за прекрасное приключение, и я даже знаю, как. Вы сейчас вспомните все времена года, в которых мы побывали,  и выберите  лист того цвета, который вам больше всего по душе. На этом листе вы в группе нарисуете свой  пейзаж, эти картины мы положим в шкатулку и отправим фее Музыки. Это будет для неё самый лучший подарок!

Дети выбирают лист бумаги понравившегося цвета (рефлексия) и уходят в группу, где рисуют свой рисунок. 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ОНР "Путешествие по временам года"

Представлен авторский конспект НОД учителя-логопеда  с элементами оздоровления по формированию лексико-грамматических категорий  в подготовительной группе с ОНР....

Конспект организованной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие по временам года» (с применением здоровьесберегающих технологий)

Конспект организованной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие по временам года»(с применением здоровьесберегаю...

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе Слушание музыки Э. Грига «В пещере горного короля».

Конспект музыкального занятия в подготовительной группеСлушание музыки Э. Грига «В пещере горного короля»....