Магазин музыкальных инструментов
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Музыкальные инструменты для детей -всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для маленького ребёнка - символ музыки, тот, кто играет на нём - почти волшебник. Но, в первую очередь, инструмент -это «орудие» музыканта, с помощь которого он осуществляет свою вдохновенную деятельность. Так давайте сделаем детей немножко музыкантами и дадим им в руки инструменты, пусть даже самые простые. Объяснение эффективности орфовской педагогики таково: для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребёнка должен быть инструмент. Но почему редко кто из педагогов-музыкантов следует этому простому правилу? Напрашиваются два ответа. Первый: педагоги просто не знают, что делать с детьми, у которых в руках оказались инструменты. Второй: педагоги не хотят создавать себе дополнительные трудности. Что может быть проще: посадил всех на стульчики, включил музыку, поговорили о ней - вот и всё занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
magazin_muzykalnyh_instrumentov.docx | 233.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные инструменты для детей -всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для маленького ребёнка - символ музыки, тот, кто играет на нём - почти волшебник. Но, в первую очередь, инструмент -это «орудие» музыканта, с помощь которого он осуществляет свою вдохновенную деятельность. Так давайте сделаем детей немножко музыкантами и дадим им в руки инструменты, пусть даже самые простые. Объяснение эффективности орфовской педагогики таково: для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребёнка должен быть инструмент. Но почему редко кто из педагогов-музыкантов следует этому простому правилу? Напрашиваются два ответа. Первый: педагоги просто не знают, что делать с детьми, у которых в руках оказались инструменты. Второй: педагоги не хотят создавать себе дополнительные трудности. Что может быть проще: посадил всех на стульчики, включил музыку, поговорили о ней - вот и всё занятие. А ведь эти 30-40 минут могли бы пролететь совсем подругому, если бы дети сами соприкоснулись с музыкальными инструментами, почувствовали их в своих руках, извлекли из них волшебные звуки! Давайте попробуем провести такое занятие -назовём его уроком, обозначим цель, задачи.
Оркестровый урок
Старшая и подготовительная к школе группы
Цель. Развитие сотрудничества в группе, умения чувствовать партнёра. Знакомство детей с шумовыми инструментами и способами игры на них. Создание условий для самостоятельных музыкальных импровизаций детей. Игровое обучение совместному исполнительству.
Задачи. Создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребёнок может почувствовать себя музыкантом. Развивать способность слушать и наблюдать. Дать возможность каждому ребёнку свободно импровизировать на шумовых инструментах. Увлечь, воодушевить детей музыкальными инструментами. Создать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей каждого из инструментов и исполнительских приёмов на них. Учить детей понимать дирижёрские жесты, развивать способности детей к организованной работе в ансамбле под управлением дирижёра. Развивать творческое воображение и слуховую фантазию.
Наше занятие - игровое, так почему бы не поиграть с детьми в «Магазин музыкальных инструментов»? Объясните им, что сегодня будете рассказывать музыкальную сказку, а для этого надо сесть на стулья по кругу, чтобы всем было хорошо слышно и видно. Инструменты (по одному для каждого ребёнка) сложите в большую корзину или красивую сумку. Предложите детям закрыть глаза и вытащить из корзины (сумки) любой инструмент. Не открывая глаз, ребёнок должен его пощупать и попробовать отгадать, что за инструмент ему достался. Конечно, дети спонтанно поиграют на своих инструментах, пошумят, поделятся друг с другом радостью. Но музыкальная сказка начинается с тишины...
Педагог. В одном большом городе был магазин музыкальных инструментов. На его полках лежали и стояли самые разные, очень красивые инструменты. Каждый из них приехал сюда изкакой-нибудь страны. Большие барабаны при были из Африки, гулкие волынки -из Шотландии, деревянные ложки - из России, а разноцветные маракасы и всевозможные дудочки привезли со всего мира.
Музыкальные инструменты очень скучали на полках днём, потому что на них никто не играл. Зато ночью, когда продавцы уходили домой спать, инструменты устраивали дискотеку под названием «Тарарам-шурум-бурум». Они спрыгивали с полок и начинали играть и танцевать, стараясь показать, на что каждый из них способен.
Начшшется игра. Роли инструментов исполняют дети, роль дирижёра - педагог.
Дискотека «Тарарам-шурум-бурум» (приложение 1). Каждый ребёнок играет на своём инструменте, сопровождая игру танцевальными движениями.
Педагог. Натанцевавшись, инструменты затевали игру «Замри и отомри».
«Замри и отомри!»
Это игра-импровизация, в которой дети учатся выражать бодрое и сонное настроение с помощью разных инструментов, например, барабана, ксилофона, бубенчиков и маракасов. Один ребёнок выходит со своим инструментом и играет усыпляющую музыку, остальные дети замирают в сонных позах на стульях. Затем солист неожиданно переходит на громкую и бодрую игру, дети встают со своих мест и танцуют. Игра повторяется р три раза. Заканчивается она «сонной»' стью, ведь утром инструменты грустно и тихо возвращались на свои полки.
Педагог. Однажды в магазин заглянул очень известный дирижёр. Он хотел купить несколько инструментов, чтобы пополнить ими свой оркестр. Но, увидев на полках много самых разных инструментов, маэстро растерялся. Чтобы сделать правильный выбор, он предложил инструментам показать, на что они способны. Каждый инструмент должен был сказать приветствие, например, такое: «Здравствуйте, я - бубен, я многое умею. А ещё я очень весёлый». Или: «Здравствуйте, я - треугольник. Я звонкий, как колокольчик, и мои звуки похожи на сияющие росинки». Но сказать приветствие нужно было не словами, а звуками.
«Музыкальное приветствие»
Перед тем как дети станут с помощью инструментов выполнять задание дирижёра, покажите им образец свободной импровизации, например, на бубне или барабане. Чтобы дети не устали, приветствие должно быть кратким. Педагогу необходимо иногда весело комментировать происходящее - так абстрактное звучание инструментов станет для маленьких слушателей понятным и образным.
Педагог. Похвалив все инструменты, дирижёр предложил им сыграть в игру «Бусинки».
«Бусинки»
Ритмическая игра на сохранение темпа и метра
Дети по очереди (по кругу) исполняют на своём инструменте один звук (это музыкальная бусинка). Педагог стоит в центре круга и показывает жестом руки вступление для каждого инструмента, сохраняя ровный метрический пульс. Игра повторяется два-три раза.
Педагог. Но и на этом дирижёр не остановился: следующей была игра «Карусель».
«Карусель»
Ритмическая игра на ускорение и замедление темпа Педагог, стоя в центре круга, предлагает детям покататься на музыкальной карусели: сначала она крутится медленно, потом всё быстрее и быстрее, затем постепенно замедляет свой ход и останавливается. Как и в предыдущей игре, дети исполняют на своих инструментах по одному звуку. Можно использовать для игры известные детские
СТИХИ:
Еле-еле, еле-еле Закружились карусели, А потом-потом-потом Всё бегом, бегом, бегом. Тише-тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра!
Педагог. И всё-таки дирижёр не смог до конца изучить все инструменты: на этот раз он попросил их завести хоровод.
«Хоровод»
Игра под двухчастную танцевальную музыку
1-й вариант. Первая часть музыки: дети кладут свои инструменты на стулья и, хлопая в ладоши, идут внутри круга. Вторая часть музыки: каждый ребёнок берёт инструмент, возле которого он оказался, после чего дети все вместе импровизированно играют.
2-й вариант. На первую часть музыки дети играют все вместе, передавая любой недлинный ритм остинато, на вторую часть музыки по команде педагога выходят поочерёдно в середину круга и играют на разных инструментах: деревянных, металлических, пластмассовых, инструментах, созданных природой (орех, каштан), соломенных и тыквенных маракасах и т. д.
3-й вариант. Во время звучания музыки дети импровизируют на своих инструментах. Как только музыка неожиданно останавливается, дети перебегают на другое место, и каждый ребёнок берёт себе новый инструмент.
Педагог. Дирижёр поблагодарил инструменты за хорошую игру, но так и не смог выбрать лучший инструмент. Поэтому он решил пригласить в свой оркестр все инструменты.
И вот настал день первой настоящей репетиции. Инструменты с самого утра заняли свои места, рассевшись полукругом, и с волнением стали ждать дирижёра. Дирижёр пришёл на репетицию строгий, подтянутый и сразу же попросил внимания.
«Ветер-ветерок-ветрище»
Игра с динамикой
Педагог складывает ладони перед собой горизонтально так, чтобы средние пальцы были направлены к детям: это знак тишины и внимания. Затем рассказывает историю про ветерок, сопровождая свой рассказ показом жестов, означающих громкость звучания музыки, усиление или ослабление звучания, временную остановку (паузу) или окончание музыки.
Утром проснулся ветерок и пошевелил травинку (едва заметное колебание пальцами - очень тихо). Она задела соседние травинки - и вот уже по лесу полетел лёгкий шорох (педагог шевелит пальцами более интенсивно - тихо).
Ветерок поднялся выше - и вот уже задышали кусты (педагог медленно поднимает кисть правой руки и опускает её в ритме дыхания - небольшое крещендо и деминуэндо). Ветерку надоело сидеть внизу, и он быстро залетел на самые верхушки деревьев, устроив там настоящую бурю (педагог резко разводит руки на большое расстояние вертикально и делает энергичное тремоло кистями - очень громко). Неожиданно ветерок устремился вниз и затих, спрятавшись на земле под листиком (педагог резко смыкает ладони -тихо, пауза). Потом ветерок решил забраться наверх постепенно, как по лесенке, но, добравшись до середины, упал (педагог постепенно разводит руки в стороны - крещендо, тихо).
Затем педагог просит детей сыграть историю про ветерок на своих инструментах, следуя за его жестами. Действия педагога руками в пространстве моделируют динамику с помощью объёма: много-мало, больше-меньше. Эта игра, как правило, очень нравится детям, поэтому можно предложить побыть дирижёром кому-нибудь из них. Каждый может придумать свою сказку про ветерок и передать её жестами, чтобы музыканты исполнили её.
«Посвящение в дирижёры»
Педагог предлагает кому-нибудь из детей побыть дирижёром и продирижировать своей первой симфонией (её потребуется сочинить!). Для этого надо выбрать себе два-три разных инструмента, встать перед музыкантами и показать, как играть на каждом инструменте, какова продолжительность звучания, когда именно инструменту следует вступать.
«Посудный и ореховый оркестры»
Творческая работа в группах
Для этой игры предложите детям распределиться на две группы и подойти к двум столикам, на которых будут разложены инструменты для игры в импровизированном оркестре. На одном столике - чайные стаканы (четыре-шесть штук), столько же чайных ложек, три-четыре пары деревянных ложек и два разных по размеру заварочных чайника. На другом столике - пять-шесть пар цельных грецких орехов, столько же очищенных половинок скорлупок и маленькие мешочки из ткани, наполненные скорлупой фисташек.
Скажите детям, что они должны попробовать, как звучат их инструменты, а потом договориться, кто на чём будет играть, и выбрать дирижёра. Музыкальной основой для такого шумового оркестра может стать любая двухчастная полька (приложение 2), которую будет играть педагог. Возможно, ему придётся помочь детям распределить партии инструментов соответственно двухчастной форме музыки и таким образом подсказать маленьким дирижёрам, как управлять оркестром.
«Яркий финал» на музыку В. Моцарта «Турецкое рондо»
Завершить этот урок лучше всего исполнением разученного ранее произведения. После музыкальной импровизации детей такой конец занятия будет особенно впечатляющим и запоминающимся, тем более что вторая часть пьесы («турецкая»), где задействованы все инструменты, может носить импровизационный характер и естественным образом завершить данное занятие.
Педагог. Так закончилась репетиция оркестра. Дирижёр и инструменты остались довольны друг другом. Инструменты поняли, что без правильного управления в оркестре не обойтись. Дирижёр же ещё раз убедился в том, что любой инструмент, пусть даже самый простой, может всегда найти своё место в оркестре и звучать красиво, дополняя звучание других инструментов.
Несколько заключительных слов об элементарной импровизации
Все формы работы с детьми, которые предложены в данном уроке, открывают детям музыку через спонтанную импровизацию. Хотелось бы особо подчеркнуть, что здесь мы говорим о первичных, элементарных формах музыкальной импровизации, доступных каждому человеку.
Дорога в музыкальную импровизацию для детей лежит через их свободное неформальное обращение с тем, что очень легко и просто, с чем можно обращаться, сначала манипулируя, а затем комбинируя.
Учебно-творческая практика показывает: для того, чтобы импровизировать в звуках, не надо ничего специально знать и специально уметь. Для педагога очень важным является понимание того, что импровизация есть акт самовыражения. Поэтому любое спонтанное самопроявление человека в звуке можно назвать музыкальной импровизацией.
Музыкальная импровизация начинается с внутреннего ощущения человеком возможности сказать звуками: «Это - Я!». Импровизирующий находит отправную точку не вне себя, а в себе, в своём спонтанном состоянии. Импровизация связана не с прошлым опытом, а с текущим моментом, с сиюминутным психическим состоянием человека. Суть методологического подхода к детским импровизациям точнее всего выражают побуждающие слова: «Сыграй или спой, как ты хочешь». Очень нужный совет для педагогов даёт Я. Морено: «Нельзя позволить повиснуть паузе между предложением и созиданием; ученик должен погрузиться в него до того, как вмешается состояние застенчивости». Это важнейшая задача педагога - не дать ребёнку испытать чувство неловкости оттого, что он «не знает и не может или не успел». Такие эмоции детей являются результатом неумения педагога поддерживать процесс детского творчества психологически.
Важно не на словах, а на практике отталкиваться от мысли, что ценность музыкального сочинительства и импровизации не столько в творческой продукции, сколько в самом процессе овладения устной музыкальной речью посредством импровизации и игры. Более того, можно с большой долей уверенности сказать, что в этой деятельности результат имеет меньшее значение, чем процесс игры и импровизации. Оправданием детской творческой деятельности в звуках становится не художественный результат, а сам творческий процесс и сопровождающие его психические состояния: радости, ощущения внутренней гармонии, искренности, удовольствия и т. д.
Зная из десятков научных изданий о неизбывном источнике детского творчества, я сама долго не могла принять эту мысль настолько цельно, чтобы она стала руководством к практическим действиям. Прошло несколько лет, прежде чем собственное авторитарное сознание было сломлено, и оно стало «разрешать и допускать» проявления детского творчества на уроках в их полном естестве и спонтанности. Причина этого видится в глубоко укоренившемся отношении к продукту детского творчества как к несовершенному «недо», что вызывает боязнь его.
,Это отношение поддерживается также взрослой эстетикой, сформировавшейся на фундаменте профессионального искусства европейской традиции, которая совершенно неприменима к детскому творчеству. Данная проблема непроста, и расставаться с губительными для обучения детей представлениями очень трудно. Однако пробуждённая однажды сила детской фантазии приведёт педагога к понимаю того, что есть целесообразность в том, чтобы дать детям достаточную свободу и, возможно, учиться у них раскрепощенности.
О существовании в нашем сознании педагогического перфекционизма необходимо знать каждому, кто решится ступить на путь творческого музицирования с детьми. Когда речь идёт о
детских музыкальных импровизациях, можно говорить не о конечном продукте творчества, а лишь о начальных проявлениях индивидуальности, которые оценить вообще невозможно. Оля К., импровизируя на барабане, несколько раз по нему стукнула, робко посмотрела вокруг - и в этом была вся она, с её трепетной неуверенностью в себе и тихой робостью. Вася М. играл долго, громко, уверенно - так, как он обычно ведёт себя в жизни. Чем индивидуальность Оли К. лучше или хуже индивидуальности Васи М.?
Импровизируемая детская музыка существует в мире дохудожественной выразительности. Однако это не значит, что к ней можно применить определение с частицей «анти». Дети творят свою музыку на том уровне выразительности, который можно назвать первично универсальным, открывая (а точнее, переоткрывая) для себя известные элементарные интонации. Здесь только начало пути к художественному и индивидуализированному, и путь этот каждый проходит соразмерно своим возможностям, желаниям и интересу к музыке.
Мы не можем и не имеем права сразу ожидать от детей мелодий, произведений, похожих на музыкальные шедевры или импровизации взрослых музыкантов. Будьте уверены, что дети на ксилофонах будут играть вне лада, а на шумовых оркестрах вне регулярного метра и ритма. И лишь постепенно педагог начнёт замечать в детских импровизациях ростки ритмической организованности. О том, чтобы дети импровизировали на ксилофонах в мажоре или миноре, мечтать, конечно, можно. Но пройдёт несколько лет, пока детский слух, существующий и мыслящий в пентатонике, начнёт ощущать мажорную тонику как главный звук, на котором музыка должна заканчиваться. Это произойдёт позже, уже не в детском саду.
У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на неё лишь в незначительной степени распространяются наши представления о прекрасном. У неё есть главный смысл - прикладной. Элементарная музыка помогает детям изучать и исследовать мир, а также показывать своё к нему отношение через музыкально-творческую игру.
Из этих благородных помыслов надо исходить каждый раз, когда вы раздумываете, дать ли в руки детям музыкальные инструменты.
В заключение приводим несколько чудесных детских стихотворений, которые помогут сделать занятие более разнообразным.
Играл весной оркестр лесной!
Жук-усач был скрипач.
Шмель-мохнач был жужжач.
Дрозд-белобровка - на флейте ловко.
Журавли были - в трубы трубили.
Дятел был - в барабаны бил.
Тетерев шипел, соловей пел.
Филин слушать пришёл: - У-У-Ух, ХОРОШО!
(Э. Мошковская)
Когда играет музыкант,
То ценят все его талант.
И я, наверно, потому
Чуть-чуть завидую ему.
Он может вмиг заставить нас
Запеть или пуститься в пляс.
А загрустит - и мы грустим
Под звуки флейты вместе с ним.
Чем музыкант не чародей?
В его руках сердца людей.
Он может и змею порой Заворожить своей игрой.
(М. Пляцковский)
Взял Топтыгин контрабас:
- Ну-ка все пускайтесь в пляс!
Тут и Волк на поляне
Заиграл на барабане.
Чудеса, чудеса! За роялем Лиса!
Лиска-пианистка, рыжая солистка.
Старик Барсук продул мундштук:
До чего же у тромбона Превосходный звук!
От такого звука убегает скука!
(Б. Заходер)
Дудочку-погудочку смастерил я сам, Подражает дудочка разным голосам. Заиграю - и запляшут бабочки, стрекозы. Заиграю - и заскачут бабушкины козы. И букашки, и жуки, и коровы, и сверчки Любят слушать дудочку, дудочку-погудочку.
(М. Пляцковскии)
Я на коврике сидел,
Я кастрюлями гремел. Прибежали мама с папой,
Дядя Федя с тётей Капой
-Все кастрюли отобрали...
Но они ещё не знали,
Что припрятал я в углу Сковородку и пилу!
(Л. Яковлев)
Все соседи были рады: Научился Петя петь, Улюлюкать, как пираты, Свиристеть и гурундеть, Тарахтеть, рычать и даже Тилилинькать, дрындычать.. А теперь все ждут, когда же Он научится молчать! (Л. Яковлев)
Музыкальная библиотека -интересный и полезный материал для работы с детьми. Её содержание - это книжки о музыкальных инструментах, сделанные педагогами вместе с родителями и детьми. Многие книги выполнены в виде инструментов (барабан, гармонь, скрипка, балалайка и т.д.). В одних книжках собраны загадки, стихи, песенки, поговорки, частушки, кроссворды о музыкальном инструменте, в других - рассказы о его исто рии, сказки, придуманные родителями с детьми. Содержание каждой книги определяли её авторы, то есть взрослые и дети.
В детском саду был организован конкурс музыкальных книжек, сделанных родителями. Была выбрана самая оригинальная объёмная книжка-игрушка в виде барабана. Можно не только её читать, но и играть на ней, как на барабане, ведь для этого есть даже картонные палочки!
Книжки о музыкальных инструментах есть в каждой группе. Эстетично оформленные (яркие, красочные, с красивыми иллюстрациями), они привлекают внимание детей. Ребята с удовольствием их рассматривают, читают. Такие книги воспитатели используют в свободной деятельности. Они помогают обогатить знания детей о музыкальных инструментах, развить интерес к инструменту и музыке в целом. Дети очень бережно к ним относятся, так как сами принимали участие в их изготовлении.
Большую помощь при подборе материала для книжек оказал «Паспорт музыкальных инструментов», который был составлен авторами статьи. В нём указаны название инструмента, группа, к которой он относится, происхождение, тембр и т.д., дано фото, а также дополнительная информация: стихи, загадки, интересные сведения. Таким «паспортом» пользуются как музыкальные руководители, так и воспитатели при подготовке и проведении музыкальных занятий и дидактических игр. «Паспорт» дает возможность педагогам получить необходимую информацию об инструментах и познакомить с ними детей.
Музыкальная библиотека и «Паспорта музыкальных инструментов» помогают осуществлять взаимосвязь в работе музыкальных руководителей и воспитателей, делать процесс музыкального развития дошкольников интересным, увлекательным и результативным.
В качестве примера приводим содержание книжек «Барабан» и «Гармонь», а также «паспорта» некоторых музыкальных инструментов: скрипки, балалайки, барабана, ложек.
Книжка «Барабан» Барабан
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый!!! (А Барто)
Громкая радость
Две палочки, две палочки
Играют по утрам.
Трам-трам! -
грохочут весело,
-Трам-трам, трам-трам,
трам-трам!
Не надо барабанщику
Ни славы, ни наград.
Он рад, что у солдатиков
Парад, парад, парад!
И эту радость громкую
Оглохший терпивдом
С трудом, сказать по совести,
С трудом, с трудом, с трудом!
(О. Сердобапьский)
Заяц-барабанщик
За уши зайца несут к барабану.
Заяц ворчит: «Барабанить не стану!
Нет настроения, Нет обстановки,
Нет подготовки,
Не вижу морковки!»
(В. Берестов)
Загадки
Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает,
ребят созывает.
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит
-В ногу всем шагать велит.
Бьют его, а он не злится,
Он гремит и веселится.
Потому что без битья
Нет ему житья.
В пути не смолкает,
вдаль увлекает,
Сам не шагает -шагать помогает.
Когда играю я на нём,
Когда я репетирую,
С испугом думает весь дом,
Что крышу ремонтируют.
Скороговорка
Белые бараны
бьют в барабаны.
Потешки
Водят пчёлы хоровод -
Брум-брум.
В барабан ударил кот -
Трум-трум.
Стали мыши танцевать -
Тир-ля-ля.
Так что начала дрожать
Вся земля.
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси - в гусли,
Утки - в дудки,
Овцы - в донцы,
Тараканы - в барабаны.
Книжка «Гармонь»
На Руси первую гармошку сделал тульский оружейник Иван Сизов в 1830 году. После этого изготовление гармоней стало в Туле повсеместным увлечением - открылись кустарные мастерские, фабрики. Тульская гармошка и сейчас славится на всю Россию.
Потом появились касимовские, бологойские, саратовские и многие другие гармоники, получившие свои имена от названий городов, в которых они создавались.
Со второй половины 19-го века гармоника становится незаменимым инструментом на деревенских посиделках, городских вечерах. Под гармошку поют частушки, пляшут.
Широко известны имена многих советских исполнителей: Ю.И. Казаков, В.А. Галкин, братья Заволокины. На телевидении уже много лет существует передача «Играй, гармонь любимая!», которая объединяет любителей музыки из самых разных уголков нашей страны.
Поговорки
Бери гармонь в руки - не будет скуки.
Гармонь - не огонь, а разогревает.
Легка дорожка, если есть гармошка.
С гармошкой лучше работа спорится.
Частушки
Что, гармошка, не играешь
У неловкого в руках?
Что ты, Ванечка, не пляшешь –
Видно, в старых сапогах?
Возьму гармонь-двухрядочку,
Пойду плясать в присядочку,
Разбегутся курицы
Все с колхозной улицы.
Гармонист, гармонист,
Розовые щёчки.
Не у тебя ли, гармонист,
Все мои платочки?
Гармонист устал,
Запинаться стал.
Принесите молока,
Напоите игрока.
Паспорта музыкальных инструментов
♦ ♦ ♦
1.Название-. Скрипка
2.Группа: струнные смычковые инструменты
3.Родина: Италия, конец 15-го - начало 1б-го века
4.Происхождение: лук с натянутой тетивой
- многострунные смычковые виолы
5. Тембр: певучий, нежный, похож на трепетный
человеческий голос
6.Звукоизвлечение: проводят
смычком по струнам
7.Виртуозы: Н. Паганини и др.
8.Устройство: Корпус очень
изящен: с плавными закругле
ниями, тонкой «талией». К кор
пусу прикреплен гриф, заканчи
вающийся завитком. Перед за
витком в желобке - отверстия, в
которые вставлены колки. Они
натягивают струны. Смычок со
стоит из трости, на которую на
тянут конский волос.
Скрипка
Зеленый кузнечик
играет на скрипке,
Заслушались бабочки,
птицы и рыбки.
Пусть первую скрипку
подарят и мне,
Где звонкая тайна
есть в каждой струне.
Я стану учиться,
а будущим летом
С кузнечиком вместе
сыграю дуэтом. (Э. Огнецвет)
Загадки
Из дерева вырублена,
А в руках плачет.
В лесу вырезана,
Гладко выписана,
Поет, заливается.
Как называется?
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Её названье... (скрипка).
Это интересно!
Скрипку называют «Королевой оркестра».
Прославленного скрипача Паганини обвиняли в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил - в первой половине 19-го века, не верилось, что обыкновенный человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на скрипке.
♦ ♦ ♦
1. Название: Балалайка
2. Группа: струнные щипковые инструменты
3. Родина: Россия
4. Происхождение: первое письменное упоминание –
в 1688 году
5. Тембр: легкий, забавный
6. Звукоизвлечение: щипками
или бряцаниями - ударом указа
тельного пальца по всем струнам
7. Виртуозы: Н. Осипов, Б. Феоктистов, Л. Воинов и др.
8. Устройство: Деревянный
треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на который натянуто три
струны.
Загадки
И в оркестре хороша,
зазвучит - поет душа!
Просит: «Поиграй-ка!» -
озорная... (балалайка).
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка? Это наша... (балалайка).
Балалайка, балалайка, Веселее заиграй-ка!
Это интересно
Знаменитый русский музыкант, композитор, скрипач, балалаечник и дирижер Иван Ев-стигнеевич Хандошкин играл на балалайке, сделанной из тыквы, проклеенной внутри порошком битого хрусталя, что придавало звуку особую чистоту и серебристость.
♦ ♦ ♦
1. Название: Барабан (большой и малый)
2.Группа: ударные инструменты
3. Родина: Африка (тамтам),
Турция (большой барабан)
4. Происхождение: каменная
или деревянная колотушка
5. Тембр: у большого - мощный,
у малого - сухой и отчетливый
6. Звукоизвлечение: ударами палочек по барабану
7. Устройство: Деревянный корпус, на который натягивается
кожа или другой материал, у малого барабана две деревянные
или пластмассовые палочки, у большого - деревянные палки с
мягкими колотушками, покрытыми пробкой или войлоком.
Это интересно!
В Азии встречаются барабаны без корпуса: кожа%1росто растягивается на колышках, вбитых в землю.
У аборигенов Австралии и сейчас два обыкновенных камня играют роль ударного инструмента.
♦ ♦ ♦
1. Название: Ложки
2. Группа: ударные инструменты
3. Родина: Россия
4. Происхождение: деревянные столовые ложки
5. Тембр: четкий, звонкий
6. Звукоизвлечение: ударяют одну о другую выпуклыми сторонами
7. Виртуозы: В. Морозов
Частушка
Не сдержать от пляса ножки,
Так пляшите от души!
В наш оркестр вступают ложки,
Ах, как ложки хороши!
Загадка
Деревянные подружки
Звонко бьются друг об дружку.
Расписные, как матрешки.
Угадали? Это... (ложки).
Это интересно!
Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном.
Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые служат как бы двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра «Магазин музыкальных инструментов».
Игра «Магазин музыкальных инструментов»....
конспект ООД "В магазине музыкальных инструментов". Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие".
Данный конспект ООД соответствует требованиям ФГОС ДО. Дети ставят перед собой цель - услышать песенки всех музыкальных инструментов, которые находятся в музыкальном магазине. Но чтобы достичь цели, н...
«Магазин музыкальных инструментов». Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Т.Тютюнниковой
Цель. Знакомство детей с шумовыми инструментами и способами игры на них. Создание условий для самостоятельных музыкальных импровизаций детей....
Тематическое музыкальное занятие "Магазин музыкальных инструментов"
Не секрет, что подготовке детей к элементарному музицированию уделяется не так много времени. Слишком часто мы готовили детей к утренникам, развлечениям, разным выступлениям…...
Музыкально-дидактическая игра "Магазин музыкальных инструментов"
Очень интересная игра с использованием музыкальных инструментов, направлена на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческой активности у дошкольников....
Музыкальное занятие "Магазин музыкальных инструментов"
Музыкальное занятие с использованием элементов методики Карла Орфа...
Музыкально-ритмическое занятие "Магазин музыкальных инструментов"
Не секрет, что подготовке детей к элементарному музицированию уделяется не так много времени. Слишком часто мы готовили детей к утренникам, развлечениям, разным выступлениям&helli...