Методическая разработка учебного занятия по теме "Беседы у рояля (жанры в музыке)"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему
В денной методической разработке представлены элементарные сведения об основных (по Д.Кабалевскому) музыкальных жанрах: о песне, марше и танце. Представить материал ясно и наглядно позволяет компьютерная презентация, содержащая иллюстрации по теме и видео-материалы. Рекомендуется для представления детям 5-6 лет, поскольку они уже обладают достаточным слуховым опытом и знаниями, которые данное занятие поможет конкретизировать и расширить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiya_zhanry.docx | 674.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Дружим с музыкой».
Раздел: «Хочу всё знать!» (музыкально-образовательная деятельность)
тема занятия: «Беседы у рояля (жанры в музыке)»
возраст учащихся – 6 лет
Разработчик: Адамянц Наринэ Лаврентьевна
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Форма занятия: беседа
Методы и приемы: рассказ, игра, представление иллюстраций и видео-материалов, показ музыкальных произведений в записи и собственном исполнении педагогом, поисковый метод.
Цель занятия: дать представление о музыкальных жанрах, обобщить и актуализировать уже имеющиеся у учащихся знания.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление об основных музыкальных жанрах
- формировать представление об образах, связанных с жанрами: марш, танец и песня
- научить сравнивать музыкальные произведения по жанрам
Развивающие:
- развивать способность самостоятельно определять жанр произведения
- развивать музыкальную память
- расширять представление об искусстве
Воспитательные:
- формировать эстетический вкус
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку
- формировать лидерские качества, готовность высказываться о собственном впечатлении
Материально-техническое оснащение: рояль, ноутбук, проектор, проекционный экран
Дидактический материал: компьютерная презентация «Жанры в музыке»
Этапы занятия:
- Организационный момент. Приветствие. Представление темы.
- Основная часть. Представление нового материала.
- Закрепление материала. Подведение итогов.
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Представление темы. Понятие музыкального жанра. | Музыкальное приветствие – пение песни «Здравствуйте!» вместе с детьми. Сегодня, ребята, мы будем говорить о музыкальных жанрах. - Ребята, скажите, какой бывает музыка? Какой по настроению она бывает? Всегда ли под нее можно танцевать? Можно ли музыку спеть? - Получается, что музыка очень разная. Как же нам не запутаться? Поможет нам волшебное слово «Жанр» Жанр – это вид или род музыкального произведения. | Музыкальное приветствие – пение песни «Здравствуйте!» Дети поют под аккомпанемент педагога. Дети отвечают на вопросы педагога. |
Основная часть. Демонстрация иллюстративного материала. Понятие жанра в живописи. Исполнение «Песни о картинах» Г.Гладкова. Представление о «трех китах в музыке». Жанр - марш Слушание музыкального произведения в жанре марша. Жанр-танец Слушание музыкального произведения в исп.педагога Показ видео- фрагмента из балета «Щелкунчик» Жанр – песня. Слушание песни. Разучивание песни. | А чтобы нам было проще, вспомним жанры в изобразительном искусстве. Я спою вам «Песню о картинах» Григория Гладкова, и попрошу вас досказать словечко в конце каждого куплета. Исполнение песни педагогом. Показ слайдов с рисунками («пейзаж», «натюрморт», «портрет»). Вот мы перечислили с помощью песни три основных жанра изобразительного искусства. - Какие это жанры? В музыке тоже есть три главных жанра- первый из них – марш. - Что такое марш? Показ считалки «Аты-баты, шли солдаты» Давайте исполним марш двумя командами: ваша команда будет говорить «Аты-баты», а я буду произносить остальные слова после вас, в свою очередь. (Когда считалка выучена, можно поделить детей на две команды и исполнить без помощи педагога. Важно соблюдать единый темп исполнения от начала до конца). Давайте послушаем марш, который сочинил композитор К.Сен-Санс «Королевский марш льва!». - Какое настроение у этого марша? - Как вы думаете, почему он назван «королевским»?
Стоит только произнести: « раз-два-левой-правой» – и сразу становится ясно, что это-марш. А если я буду считать так: раз-два-три, раз-два-три…..Как вы думаете, о каком жанре мы будем говорить сейчас? Дети отвечают Педагог играет на фортепиано музыкальный пример – М.Глинка «Вальс». Показ фрагмента из балета П,Чайковского «Щелкунчик» - танец пастушков С какими важными жанрами мы уже познакомились? Следующий жанр знаком вам ближе остальных, Он сопровождает вас с первых дней жизни. Этот жанр – песня. Песни постоянно звучат вокруг нас. Скажите, какие песни вам поют перед сном? - исполнение «Колыбельной медведицы» Г.Гладкова, ст. Ю.Энтина. Знакома ли вам эта колыбельная? Где вы могли ее слышать? Давайте разучим песню Раймонда Паулса, которая называется «Сонная песенка». Показ песни. Разучивание с помощью приема «эхо». | Активное слушание песни. Поиск правильного варианта ответа в конце строфы. Дети перечисляют жанры. Дети отвечают на вопрос педагога. Учащиеся исполняют марш, чередуя свои реплики с репликами педагога. Аты-баты! - Шли солдаты! Аты-баты! - На базар. Аты-баты! - Что купили? Аты-баты! - Самовар Аты-баты! - Сколько стоит? Аты-баты! - Три рубля. Аты-баты! - Кто выходит? Аты-баты! - Это я! Учащиеся отвечают на вопросы педагога. Учащиеся отвечают на вопросы педагога. Слушание музыки. Обсуждение характера и настроения музыки. Дети перечисляют известные им жанры: марш и танец Дети называют колыбельную песню. Учащиеся отвечают на вопросы. Дети повторяют музыкальную фразу за педагогом. Поют по-одному, парами, вместе. |
Заключительная часть. Подведение итогов. | Ребята, мы прослушали и исполнили сегодня разные произведения. Они относятся к разным жанрам. Какие сочинения вам запомнились? Мы исполняли и слушали марши, танцы и песни. Сравнение музыкальных произведений по характеру, ритмической структуре. Обобщение. Поощрение учащихся. Исполнение песни «До свидания!» | Дети отвечают на вопросы. Формулируют жанровые особенности прослушанной музыки (марш четкий, шагающий, громкий, бодрый…вальс – кружащийся, нежный, танцевальный….и т.д.) Исполнение песни «До свидания!» под акк.педагога |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия "Первые шаг8и в космос"
методическая разработка предназначена для детей 5-7 лет с целью ознакомления с первоткрывателями космоса. Направлена на развитие речи детей и расширение кругозора....
Методическая разработка учебного занятия "Лекартсвенно-травяная косметика, растение Алоэ"
Педагог Свирина Татьяна Всеволодовна, педагог дополнительного образования, ЦДОД «Подросток» п. Междуреченский. Программа: Образовательная модифицированная программа по дополнительному образованию...
Методическая разработка учебного занятия по математике во второй младшей группе
ЦЕЛЬ: Тренировать умение различать и правильно называть геометрические фигуры, развивать мыслительные операции. ...
Методическая разработка учебного занятия на тему: "Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности".Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.
В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....
Методическая разработка учебного занятия «Чайно-кофейный коктейль» в студии «Предшкольная пора», раздел «Синтез искусств» (аппликация), возраст детей 6-7лет
Методическая разработка учебного занятия «Чайно-кофейный коктейль»в студии «Предшкольная пора», раздел «Синтез искусств» (аппликация),возраст детей 6-7лет...
Методическая разработка учебного занятия "Прогулки по паркам и скверам"
Нравственно– патриотического воспитания детей подготовительной группы (6-7 лет) через любовь к родному городу Кронштадту .В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: ...
Методическая разработка музыкального занятия в ДОУ " В гости к волшебнице Музыке"
Методическая разработка музыкального занятия в ДОУ " В гости к волшебнице Музыке". Вторая младшая группа....