Инновационные формы развития музыкальности
презентация по музыке на тему

Россошанская Екатерина Михайловна

Сообщение из опыта работы+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx36.15 КБ
Файл innovatsionnye_formy_2.pptx959.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Инновационные формы развития музыкальности»

Составила: Россошанская Екатерина Михайловна, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №3».  

Место проведения: СОШ №30.

Целевая аудитория: музыкальные руководители ДОУ, учителя музыки и изобразительного искусства.

Форма организации: сообщение.

Цель: обменяться опытом и идеями с педагогами, обучение и ознакомление педагогов с несколькими формами развития музыкальности по методике Т.А. Боровик.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Екатерина Михайловна Россошанская. Я работаю музыкальным руководителем в дошкольном учреждении № 3  г. Энгельса Саратовской области.

    Сегодня я хочу рассказать Вам о технологии детского музицирования, которую я развиваю с помощью инновационных форм развития музыкальности.

Цель моего выступления: обменяться опытом и идеями с педагогами, обучение и ознакомление педагогов с несколькими формами развития музыкальности по методике Т.А. Боровик.

В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на десятилетиями существовавшее положение вещей. Особое звучание в настоящем приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром и гармоничным существованием. К ним, без сомнения, относится начальное музыкальное воспитание, призванное сыграть в жизни человека очень важную роль.

Формирование личности ребенка средствами музыкального искусства, формами музыкальной деятельности – основная цель раздела «Музыкальная деятельность». Отталкиваясь от требований ФГОС, наряду с имеющимися целями и задачами, появились следующие значимые задачи:

•        создание музыкальным руководителем условий,  предоставляющих возможности  каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

•   творческое развитие природной музыкальности ребенка;

• помощь в формировании внутреннего мира и самопознании   (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

Под музицированием следует понимать разнообразные виды
музыкально-практической деятельности дошкольников.

«Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Т.Э. Тютюнниковой и знакомство с идеями  К. Орфа – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.

Самой же приемлемой и близкой явилась методика  развития музыкальности детей Т.А. Боровик, которую я использую  в своей работе. В технологиях этой методики очевидны:

•        тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности;

•        разработанная Т. Боровик практика теории интонационной природы музыки, опирающаяся на концепции В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского;

•        идеи элементарного музицирования К. Орфа;

•        техники развития в детях созерцательности, сопричастности, сострадания;

•        предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.

МАСТЕР-КЛАСС

А сейчас я хотела бы рассказать об инновационных формах развития музыкальности (СЛАЙД № 1).

(СЛАЙД № 2) ЦИТАТА: «Если мы хотим научить думать, то прежде должны научить придумывать» Джанни Родари   (1920 —  1980)

Музыка способна вызывать всевозможные связи воображения с реальностью и мы начинаем сочинять, придумывать и эмоционально откликаться на музыку.

(СЛАЙД № 3) Конечно, для начала повторение за педагогом  необходимо и естественно для детей. Но тут возникает (ЩЕЛЧОК) проблема – КАК ИЗБЕЖАТЬ БЕЗДУМНОГО КОПИРОВАНИЯ и механического повторения за педагогом?! (ЩЕЛЧОК) Вывод: заботиться о многообразии предлагаемых им самим образов и не настаивать на точном, показанном педагогом, прочтении моделей.

(СЛАЙД № 4) Цель технологии музицирования: на основе синкретизма речи, музыки и движений развить весь комплекс музыкальных способностей. (ЩЕЛЧОК)

Задачи: (Щелчок)

  1. Развивать активность и раскрепощённость детей;
  2. Развивать музыкальность (чувство ритма, интонацию, звуковысотный слух);
  3. Формировать способность передачи музыки через пластику, движение;
  4. Предлагать богатый выбор образов, приёмов исполнения.

(Слайд № 5) Книги, которые я использую в работе.

(СЛАЙД № 6) Сейчас хотелось бы подробнее рассмотреть линии методики Т.А. Боровик: (Щелчок)

  1. РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА;
  2. (Щелчок) РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ;
  3. (Щелчок) РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

В своей практике я использую такие формы двигательной активности, как (СЛАЙД № 7)  

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). (Щелчок)Такие игры решают задачи: (Щелчок)

  • развития двигательной координации;
  • развития речевого и пластического интонирования;
  • развития чувства ритма.

Условно их можно разделить  на следующие группы:

(Щелчок) - игры-команды («Хэй-хэй!», «Порхающий танец»);  

 - массажные («Страус Куки», «Зайкин огород»);

 - тонизирующие («Мы охотимся на льва», «Вудели Атча»);

 - пластико-ритмо-речевой театр («Дом, который построил Джек», «Потерянный башмачок»).

Педагог. Хочу предложить вашему вниманию координационно-подвижную игру «Антошкина дорожка». (СЛАЙД № 8)

(Щелчок) Задачи:

  • развитие чувства ритма;
  • развитие двигательных способностей;
  • развитие творческого мышления и воображения.

Сегодня я предлагаю отправиться на прогулку. Куда? Я ещё не знаю, зато знаю, что поведёт нас с вами дорожка.

Педагог.          Как бы нам на той дорожке

                Не поранить свои ножки?

                Не споткнуться, не упасть,

                Как бы в яму не попасть?

                Кто, скажите мне, решится

                В путь-дороженьку пуститься?

Попрошу выйти семь человек. Я использую метод показа. Встаньте в круг, в соответствии с текстом песни повторяйте движения за мной.

Проводится координационно-подвижная игра «Антошкина дорожка».

(СЛАЙД № 9) Педагог.         Посмотрите, вот так лес,

                                         Полный сказок и чудес.

                   И цветы здесь расцветают,

                             И бабочки порхают.

Пожалуйста, четыре человека возьмите и наденьте на руки эти цветы так, чтобы цветок оказался внутри ладони. Остальные – возьмите бабочки. У вас, напротив, они должны быть на кисти, а резиночка должна быть внутри. Присаживайтесь поудобнее, цветочки. А бабочки выберут себе любой цветок и встанут сзади. Я себе выбрала.

Самое время рассказать о такой форме двигательной активности, как

            (СЛАЙД № 10) «Хор рук», или двигательное двухголосие

        Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих -«дирижеров».  Сейчас я одна буду выполнять функции двух дирижёров, вообще предполагается два человека. «Цветы» и «бабочки» зеркально отражают мои движения. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д.  В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции (Щелчок) («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия» и др.).

    (Щелчок) Данная форма направлена на развитие: (Щелчок)

  •  координационной свободы движения;
  • чувства ритма;
  • внимания;
  • ансамблевой слаженности;
  • способности к двигательной импровизации.

Педагог.         На первую часть – цветы расцветают,

А на вторую - бабочки порхают!

Цветы расцветут, бабочки покружатся…

А в конце они друг с другом подружатся!

(СЛАЙД № 11, включить музыку)

«Хор рук» (участники в движении передают форму и музыкальную фразировку музыкального произведения).

Педагог. Спасибо, вы можете проходить на свои места.

(СЛАЙД № 12)                         Особенностями являются:

(Щелчок)1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;

(Щелчок)2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку;

(Щелчок)3. Является одной из форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.

(Щелчок) 4.  Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления;

(Щелчок) 5. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.

(Щелчок)6.Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель.

Сейчас хотелось бы перейти к разделу

(СЛАЙД № 13)  «Развитие интонационной выразительности»

В работе над развитием интонационной выразительности важно помнить, каким интонационным умением ребенок владеет и какое умение (пение или речь) преобладает в его жизни. (Щелчок)Основным природным навыком интонирования у него является способность говорить. Педагога неизменно должно волновать, КАК научить ребенка вслушиваться в собственный голос и управлять линией собственной речи.

(Щелчок) «Звукоподражание»

В развитии речевых и интонационо-певческих способностей ребенка звукоподражание имеет особое значение. У ребёнка всегда возникает интерес копировать звуки животных и птиц.(Щелчок) В звукоподражании естественным образом заложены важные компоненты для развития речевых способностей ребенка: дикция и артикуляция, разнотембровость, разнохарактерность.

Звукоподражание решает следующие (Щелчок) задачи:

  • формирование и проживание эмоций;
  • развитие дикции и артикуляции.

Сейчас я хотела бы рассказать о такой форме развития интонационной выразительности, как

   (СЛАЙД № 14 ) «Рисование голосом»

Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям.

(Щелчок) Задачи: (Щелчок)

  • развитие у ребенка навыка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может;
  • развитие эмоционального интонирования.

Педагог. Я попрошу Вас  изобразить голосом, например, как звучит наша планета. Для этого каждый из Вас должен протяжно спеть свой, произвольно выбранный звук в среднем или высоком регистре (выполняют)….

Мне кажется, если бы жители другой планеты изобрели слуховой аппарат и стали слушать нашу Землю, они, вероятно, не услышали бы что-либо конкретное, а услышали именно вот это красивое и светлое звучание разных голосов.

(СЛАЙД № 15)У меня в руках карточки, на них жук рассказывает о том, что он делал целый день.

Нужно будет вести пальцем по линии и рисовать голосом «жужжащую песенку».

Я попрошу выйти шесть человек. (Раздаю карточки). Конечно, перед тем, как я раздаю карточки детям, существует определённая предшествующая работа – мы рассматриваем картинку, проговариваем, что на ней изображено, какие действия выполняет тот или иной персонаж. Но мы перейдём сразу к заключительному этапу. Обратите внимание на цифры, это очерёдность. Пожалуйста, начинайте.

Рисование голосом «Ленивый жук».

Педагог. Спасибо! Проходите на свои места.

 Рассказывая о формах двигательной активности, нельзя не упомянуть о такой форме (СЛАЙД №16), как

«Танцы» сидя

(Щелчок) Востребованность их в настоящем объясняется тем, что такие модели не нуждаются в большом пространстве.

«Танец» сидя обладает терапевтическим эффектом – снимает мышечную усталость, укрепляет позвоночник.

(Щелчок) «Танцы» сидя:

  • повышают эмоциональный тонус ребёнка;
  • развивают координацию и двигательную память, коммуникативные способности и чувство ансамбля;
  • способствуют развитию чувства ритма, предоставляют ребёнку возможность самому фантазировать, придумывать движения.

Педагог. А сейчас попробуем все вместе станцевать сидя.

Вся аудитория выполняет «Танец» сидя (включить музыку на слайде)

(СЛАЙД №17) В итоге проведённой работы мы видим следующие результаты:

(Щелчок)  •        удаётся создать атмосферу радостного общения;

(Щелчок) •дети активны и раскрепощены;

 (Щелчок) •дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир;

 (Щелчок)  •синкретизм музицирования позволяет в работе с одной моделью развивать весь комплекс музыкальных способностей.

(СЛАЙД №18) Смысловая рефлексия.

А теперь, уважаемые участники мастер-класса, постарайтесь ответить на вопросы:

  1. Что, по Вашему мнению, в данном мастер – классе требует дополнительных разъяснений? (Щелчок)

  1. Чем для Вас был полезен данный мастер – класс?

Уважаемые коллеги! Прошу отразить Ваше настроение от нашей совместной работы. Обратите внимание на эти подносы с разноцветными камушками. Пожалуйста, желающие, подойдите и возьмите камушек, соответствующий Вашему настроению. Если у вас спокойное, умиротворённое настроение – возьмите зелёный камушек и опустите его в вазу. Если радостное, ликующее – возьмите жёлтый. Если Вам почему-то грустно или вы не в настроении  возьмите синий камушек.

 

Спасибо за внимание! До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ «Детский сад №3» музыкальный руководитель Россошанская Е.М. МАСТЕР-КЛАСС «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ»

Слайд 2

Мастер-класс «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ» ЦЕЛЬ: обучение и ознакомление педагогов с несколькими формами развития музыкальности по методике Т.А. Боровик

Слайд 3

«Если мы хотим научить думать, то прежде должны научить придумывать» Джанни Родари , итальянский детский писатель и журналист (1920-1980)

Слайд 4

Повторение за педагогом и необходимо, и и естественно для детей КАК ИЗБЕЖАТЬ БЕЗДУМНОГО КОПИРОВАНИЯ и механического повторения за педагогом?! ВЫВОД: заботиться о многообразии предлагаемых им самим образов и не настаивать на точном, показанном педагогом, прочтении моделей.

Слайд 5

ЦЕЛЬ: на основе СИНКРЕТИЗМА речи, музыки и движений развить весь комплекс музыкальных способностей (эмоциональное восприятие музыки, тембровый, интонационно-речевой и ладовый слух, его чуткость, навыки речедвигательной координации, а также социально-коммуникативные качества) СИНКРЕТИЗМ -нерасчлененность различных видов чего-либо ЗАДАЧИ: 1. Развивать активность и раскрепощённость детей; 2. Развивать музыкальность (чувство ритма, интонацию, звуковысотный слух); 3. Формировать способность передачи музыки через пластику, движение; 4. Предлагать богатый выбор образов, приёмов исполнения .

Слайд 6

Книги , которые я использую в работе

Слайд 7

Линии методики Т.А. Боровик: РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТ МА (ритм в образных картинках, чтение слов в ритме, ритмические слоги) РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (речевое интонирование-звукоподражание; вокальное интонирование- рисование голосом) РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВ- НОСТИ (звучащие жесты, «танцы» сидя, хор рук, координационно-подвижные игры)

Слайд 8

Координационно-подвижные игры Решают задачи: развития двигательной координации; развития речевого и пластического интонирования; развития чувства ритма - игры-команды (« Хэй-хэй !», «Порхающий танец»); - массажные («Страус Куки», « Зайкин огород»); - тонизирующие («Мы охотимся на льва», « Вудели Атча »); - пластико-ритмо-речевой театр («Дом, который построил Джек», «Потерянный башмачок») «Формы двигательной активности»

Слайд 9

Координационно-подвижная игра «Антошкина дорожка» Задачи: развитие чувства ритма; развитие двигательных способностей; развитие творческого мышления и воображения.

Слайд 11

«Хор рук» Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия , в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Осенний лес», «Снежный вальс», «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия» и т.д. • координационной свободы движения; • чувства ритма; • внимания; • ансамблевой слаженности; • способности к двигательной импровизации. РАЗВИТИЕ:

Слайд 13

Особенностями являются: Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа; 2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку; 3. Является одной их форм арттерапии , артпедагогики , музыкотерапии, как активная релаксация; 4. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления; 5. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста. 6 . Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель.

Слайд 14

«Развитие интонационной выразительности» Основным природным навыком интонирования у ребёнка является способность говорить. ЗАДАЧИ: • формирование и проживание эмоций; • развитие дикции и артикуляции. ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ В звукоподражании естественным образом заложены важные компоненты для развития речевых способностей ребенка: дикция и артикуляция, разнотембровость , разнохарактерность.

Слайд 15

Рисование голосом Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. ЗАДАЧИ: • развитие у ребенка навыка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может; • развитие эмоционального интонирования.

Слайд 16

Рисование голосом «Ленивый жук»

Слайд 17

«Формы двигательной активности» «Танцы» сидя «Танец» сидя обладает терапевтическим эффектом – снимает мышечную усталость, укрепляет позвоночник. • повышают эмоциональный тонус ребёнка; • развивают координацию и двигательную память, коммуникативные способности и чувство ансамбля; • способствуют развитию чувства ритма, предоставляют ребёнку возможность самому фантазировать, придумывать движения.

Слайд 18

РЕЗУЛЬТАТЫ: • удаётся создать атмосферу радостного общения; • дети активны и раскрепощены; • дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир; • синкретизм музицирования позволяет в работе с одной моделью развивать весь комплекс музыкальных способностей.

Слайд 19

СМЫСЛОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ Что , по Вашему мнению, в данном мастер – классе требует дополнительных разъяснений? 2. Чем для Вас был полезен данный мастер – класс?

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя Гордеевой Ирины Юрьевны и родителей воспитанников

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе». В....

Проект " Инновационная форма сотворчества музыкального руководителя с педагогами ДОУ"

Проект направлен на профессиональное развитие педагогических кадров и совершенствование творческого мастерства....

Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников

Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников...

Доклад на тему «Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в контексте ФГОС ДОУ»

В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, ...

статья инновационные формы работы музыкально-оздоровительный сеанс для детей старшей группы «Цветное настроение»

Задача профилактики и оздоровления воспитанников актуальна не только для воспитателей и инструкторов по физкультуре, но и для музыкальных руководителей. Помимо традиционных оздоровительных форм работы...

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма дополнительных музыкальных занятий с детьми с нарушением ОДА

У дошкольников с нарушением ОДА наблюдается отставание в двигательной сфере, снижение внимания и высокая степень утомляемости. Поэтому на дополнительных занятиях с такими детьми так необходи...

Доклад «Применение инновационных технологий и форм развития музыкальности в целях развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ»

Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.Автор рассматривает новые инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию,дает краткий обзор основных...