Инновационные формы развития музыкальности
презентация по музыке на тему
Сообщение из опыта работы+презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 36.15 КБ |
innovatsionnye_formy_2.pptx | 959.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Инновационные формы развития музыкальности»
Составила: Россошанская Екатерина Михайловна, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №3».
Место проведения: СОШ №30.
Целевая аудитория: музыкальные руководители ДОУ, учителя музыки и изобразительного искусства.
Форма организации: сообщение.
Цель: обменяться опытом и идеями с педагогами, обучение и ознакомление педагогов с несколькими формами развития музыкальности по методике Т.А. Боровик.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Екатерина Михайловна Россошанская. Я работаю музыкальным руководителем в дошкольном учреждении № 3 г. Энгельса Саратовской области.
Сегодня я хочу рассказать Вам о технологии детского музицирования, которую я развиваю с помощью инновационных форм развития музыкальности.
Цель моего выступления: обменяться опытом и идеями с педагогами, обучение и ознакомление педагогов с несколькими формами развития музыкальности по методике Т.А. Боровик.
В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на десятилетиями существовавшее положение вещей. Особое звучание в настоящем приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром и гармоничным существованием. К ним, без сомнения, относится начальное музыкальное воспитание, призванное сыграть в жизни человека очень важную роль.
Формирование личности ребенка средствами музыкального искусства, формами музыкальной деятельности – основная цель раздела «Музыкальная деятельность». Отталкиваясь от требований ФГОС, наряду с имеющимися целями и задачами, появились следующие значимые задачи:
• создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
• творческое развитие природной музыкальности ребенка;
• помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).
Под музицированием следует понимать разнообразные виды
музыкально-практической деятельности дошкольников.
«Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Т.Э. Тютюнниковой и знакомство с идеями К. Орфа – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.
Самой же приемлемой и близкой явилась методика развития музыкальности детей Т.А. Боровик, которую я использую в своей работе. В технологиях этой методики очевидны:
• тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности;
• разработанная Т. Боровик практика теории интонационной природы музыки, опирающаяся на концепции В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского;
• идеи элементарного музицирования К. Орфа;
• техники развития в детях созерцательности, сопричастности, сострадания;
• предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.
МАСТЕР-КЛАСС
А сейчас я хотела бы рассказать об инновационных формах развития музыкальности (СЛАЙД № 1).
(СЛАЙД № 2) ЦИТАТА: «Если мы хотим научить думать, то прежде должны научить придумывать» Джанни Родари (1920 — 1980)
Музыка способна вызывать всевозможные связи воображения с реальностью и мы начинаем сочинять, придумывать и эмоционально откликаться на музыку.
(СЛАЙД № 3) Конечно, для начала повторение за педагогом необходимо и естественно для детей. Но тут возникает (ЩЕЛЧОК) проблема – КАК ИЗБЕЖАТЬ БЕЗДУМНОГО КОПИРОВАНИЯ и механического повторения за педагогом?! (ЩЕЛЧОК) Вывод: заботиться о многообразии предлагаемых им самим образов и не настаивать на точном, показанном педагогом, прочтении моделей.
(СЛАЙД № 4) Цель технологии музицирования: на основе синкретизма речи, музыки и движений развить весь комплекс музыкальных способностей. (ЩЕЛЧОК)
Задачи: (Щелчок)
- Развивать активность и раскрепощённость детей;
- Развивать музыкальность (чувство ритма, интонацию, звуковысотный слух);
- Формировать способность передачи музыки через пластику, движение;
- Предлагать богатый выбор образов, приёмов исполнения.
(Слайд № 5) Книги, которые я использую в работе.
(СЛАЙД № 6) Сейчас хотелось бы подробнее рассмотреть линии методики Т.А. Боровик: (Щелчок)
- РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА;
- (Щелчок) РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ;
- (Щелчок) РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
В своей практике я использую такие формы двигательной активности, как (СЛАЙД № 7)
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). (Щелчок)Такие игры решают задачи: (Щелчок)
- развития двигательной координации;
- развития речевого и пластического интонирования;
- развития чувства ритма.
Условно их можно разделить на следующие группы:
(Щелчок) - игры-команды («Хэй-хэй!», «Порхающий танец»);
- массажные («Страус Куки», «Зайкин огород»);
- тонизирующие («Мы охотимся на льва», «Вудели Атча»);
- пластико-ритмо-речевой театр («Дом, который построил Джек», «Потерянный башмачок»).
Педагог. Хочу предложить вашему вниманию координационно-подвижную игру «Антошкина дорожка». (СЛАЙД № 8)
(Щелчок) Задачи:
- развитие чувства ритма;
- развитие двигательных способностей;
- развитие творческого мышления и воображения.
Сегодня я предлагаю отправиться на прогулку. Куда? Я ещё не знаю, зато знаю, что поведёт нас с вами дорожка.
Педагог. Как бы нам на той дорожке
Не поранить свои ножки?
Не споткнуться, не упасть,
Как бы в яму не попасть?
Кто, скажите мне, решится
В путь-дороженьку пуститься?
Попрошу выйти семь человек. Я использую метод показа. Встаньте в круг, в соответствии с текстом песни повторяйте движения за мной.
Проводится координационно-подвижная игра «Антошкина дорожка».
(СЛАЙД № 9) Педагог. Посмотрите, вот так лес,
Полный сказок и чудес.
И цветы здесь расцветают,
И бабочки порхают.
Пожалуйста, четыре человека возьмите и наденьте на руки эти цветы так, чтобы цветок оказался внутри ладони. Остальные – возьмите бабочки. У вас, напротив, они должны быть на кисти, а резиночка должна быть внутри. Присаживайтесь поудобнее, цветочки. А бабочки выберут себе любой цветок и встанут сзади. Я себе выбрала.
Самое время рассказать о такой форме двигательной активности, как
(СЛАЙД № 10) «Хор рук», или двигательное двухголосие
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих -«дирижеров». Сейчас я одна буду выполнять функции двух дирижёров, вообще предполагается два человека. «Цветы» и «бабочки» зеркально отражают мои движения. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции (Щелчок) («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия» и др.).
(Щелчок) Данная форма направлена на развитие: (Щелчок)
- координационной свободы движения;
- чувства ритма;
- внимания;
- ансамблевой слаженности;
- способности к двигательной импровизации.
Педагог. На первую часть – цветы расцветают,
А на вторую - бабочки порхают!
Цветы расцветут, бабочки покружатся…
А в конце они друг с другом подружатся!
(СЛАЙД № 11, включить музыку)
«Хор рук» (участники в движении передают форму и музыкальную фразировку музыкального произведения).
Педагог. Спасибо, вы можете проходить на свои места.
(СЛАЙД № 12) Особенностями являются:
(Щелчок)1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;
(Щелчок)2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку;
(Щелчок)3. Является одной из форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.
(Щелчок) 4. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления;
(Щелчок) 5. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.
(Щелчок)6.Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель.
Сейчас хотелось бы перейти к разделу
(СЛАЙД № 13) «Развитие интонационной выразительности»
В работе над развитием интонационной выразительности важно помнить, каким интонационным умением ребенок владеет и какое умение (пение или речь) преобладает в его жизни. (Щелчок)Основным природным навыком интонирования у него является способность говорить. Педагога неизменно должно волновать, КАК научить ребенка вслушиваться в собственный голос и управлять линией собственной речи.
(Щелчок) «Звукоподражание»
В развитии речевых и интонационо-певческих способностей ребенка звукоподражание имеет особое значение. У ребёнка всегда возникает интерес копировать звуки животных и птиц.(Щелчок) В звукоподражании естественным образом заложены важные компоненты для развития речевых способностей ребенка: дикция и артикуляция, разнотембровость, разнохарактерность.
Звукоподражание решает следующие (Щелчок) задачи:
- формирование и проживание эмоций;
- развитие дикции и артикуляции.
Сейчас я хотела бы рассказать о такой форме развития интонационной выразительности, как
(СЛАЙД № 14 ) «Рисование голосом»
Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям.
(Щелчок) Задачи: (Щелчок)
- развитие у ребенка навыка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может;
- развитие эмоционального интонирования.
Педагог. Я попрошу Вас изобразить голосом, например, как звучит наша планета. Для этого каждый из Вас должен протяжно спеть свой, произвольно выбранный звук в среднем или высоком регистре (выполняют)….
Мне кажется, если бы жители другой планеты изобрели слуховой аппарат и стали слушать нашу Землю, они, вероятно, не услышали бы что-либо конкретное, а услышали именно вот это красивое и светлое звучание разных голосов.
(СЛАЙД № 15)У меня в руках карточки, на них жук рассказывает о том, что он делал целый день.
Нужно будет вести пальцем по линии и рисовать голосом «жужжащую песенку».
Я попрошу выйти шесть человек. (Раздаю карточки). Конечно, перед тем, как я раздаю карточки детям, существует определённая предшествующая работа – мы рассматриваем картинку, проговариваем, что на ней изображено, какие действия выполняет тот или иной персонаж. Но мы перейдём сразу к заключительному этапу. Обратите внимание на цифры, это очерёдность. Пожалуйста, начинайте.
Рисование голосом «Ленивый жук».
Педагог. Спасибо! Проходите на свои места.
Рассказывая о формах двигательной активности, нельзя не упомянуть о такой форме (СЛАЙД №16), как
«Танцы» сидя
(Щелчок) Востребованность их в настоящем объясняется тем, что такие модели не нуждаются в большом пространстве.
«Танец» сидя обладает терапевтическим эффектом – снимает мышечную усталость, укрепляет позвоночник.
(Щелчок) «Танцы» сидя:
- повышают эмоциональный тонус ребёнка;
- развивают координацию и двигательную память, коммуникативные способности и чувство ансамбля;
- способствуют развитию чувства ритма, предоставляют ребёнку возможность самому фантазировать, придумывать движения.
Педагог. А сейчас попробуем все вместе станцевать сидя.
Вся аудитория выполняет «Танец» сидя (включить музыку на слайде)
(СЛАЙД №17) В итоге проведённой работы мы видим следующие результаты:
(Щелчок) • удаётся создать атмосферу радостного общения;
(Щелчок) •дети активны и раскрепощены;
(Щелчок) •дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир;
(Щелчок) •синкретизм музицирования позволяет в работе с одной моделью развивать весь комплекс музыкальных способностей.
(СЛАЙД №18) Смысловая рефлексия.
А теперь, уважаемые участники мастер-класса, постарайтесь ответить на вопросы:
- Что, по Вашему мнению, в данном мастер – классе требует дополнительных разъяснений? (Щелчок)
- Чем для Вас был полезен данный мастер – класс?
Уважаемые коллеги! Прошу отразить Ваше настроение от нашей совместной работы. Обратите внимание на эти подносы с разноцветными камушками. Пожалуйста, желающие, подойдите и возьмите камушек, соответствующий Вашему настроению. Если у вас спокойное, умиротворённое настроение – возьмите зелёный камушек и опустите его в вазу. Если радостное, ликующее – возьмите жёлтый. Если Вам почему-то грустно или вы не в настроении возьмите синий камушек.
Спасибо за внимание! До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастер-класс «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ» ЦЕЛЬ: обучение и ознакомление педагогов с несколькими формами развития музыкальности по методике Т.А. Боровик
«Если мы хотим научить думать, то прежде должны научить придумывать» Джанни Родари , итальянский детский писатель и журналист (1920-1980)
Повторение за педагогом и необходимо, и и естественно для детей КАК ИЗБЕЖАТЬ БЕЗДУМНОГО КОПИРОВАНИЯ и механического повторения за педагогом?! ВЫВОД: заботиться о многообразии предлагаемых им самим образов и не настаивать на точном, показанном педагогом, прочтении моделей.
ЦЕЛЬ: на основе СИНКРЕТИЗМА речи, музыки и движений развить весь комплекс музыкальных способностей (эмоциональное восприятие музыки, тембровый, интонационно-речевой и ладовый слух, его чуткость, навыки речедвигательной координации, а также социально-коммуникативные качества) СИНКРЕТИЗМ -нерасчлененность различных видов чего-либо ЗАДАЧИ: 1. Развивать активность и раскрепощённость детей; 2. Развивать музыкальность (чувство ритма, интонацию, звуковысотный слух); 3. Формировать способность передачи музыки через пластику, движение; 4. Предлагать богатый выбор образов, приёмов исполнения .
Книги , которые я использую в работе
Линии методики Т.А. Боровик: РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТ МА (ритм в образных картинках, чтение слов в ритме, ритмические слоги) РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (речевое интонирование-звукоподражание; вокальное интонирование- рисование голосом) РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВ- НОСТИ (звучащие жесты, «танцы» сидя, хор рук, координационно-подвижные игры)
Координационно-подвижные игры Решают задачи: развития двигательной координации; развития речевого и пластического интонирования; развития чувства ритма - игры-команды (« Хэй-хэй !», «Порхающий танец»); - массажные («Страус Куки», « Зайкин огород»); - тонизирующие («Мы охотимся на льва», « Вудели Атча »); - пластико-ритмо-речевой театр («Дом, который построил Джек», «Потерянный башмачок») «Формы двигательной активности»
Координационно-подвижная игра «Антошкина дорожка» Задачи: развитие чувства ритма; развитие двигательных способностей; развитие творческого мышления и воображения.
«Хор рук» Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия , в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Осенний лес», «Снежный вальс», «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия» и т.д. • координационной свободы движения; • чувства ритма; • внимания; • ансамблевой слаженности; • способности к двигательной импровизации. РАЗВИТИЕ:
Особенностями являются: Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа; 2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку; 3. Является одной их форм арттерапии , артпедагогики , музыкотерапии, как активная релаксация; 4. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления; 5. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста. 6 . Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель.
«Развитие интонационной выразительности» Основным природным навыком интонирования у ребёнка является способность говорить. ЗАДАЧИ: • формирование и проживание эмоций; • развитие дикции и артикуляции. ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ В звукоподражании естественным образом заложены важные компоненты для развития речевых способностей ребенка: дикция и артикуляция, разнотембровость , разнохарактерность.
Рисование голосом Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. ЗАДАЧИ: • развитие у ребенка навыка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может; • развитие эмоционального интонирования.
Рисование голосом «Ленивый жук»
«Формы двигательной активности» «Танцы» сидя «Танец» сидя обладает терапевтическим эффектом – снимает мышечную усталость, укрепляет позвоночник. • повышают эмоциональный тонус ребёнка; • развивают координацию и двигательную память, коммуникативные способности и чувство ансамбля; • способствуют развитию чувства ритма, предоставляют ребёнку возможность самому фантазировать, придумывать движения.
РЕЗУЛЬТАТЫ: • удаётся создать атмосферу радостного общения; • дети активны и раскрепощены; • дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир; • синкретизм музицирования позволяет в работе с одной моделью развивать весь комплекс музыкальных способностей.
СМЫСЛОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ Что , по Вашему мнению, в данном мастер – классе требует дополнительных разъяснений? 2. Чем для Вас был полезен данный мастер – класс?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя Гордеевой Ирины Юрьевны и родителей воспитанников
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе». В....
Проект " Инновационная форма сотворчества музыкального руководителя с педагогами ДОУ"
Проект направлен на профессиональное развитие педагогических кадров и совершенствование творческого мастерства....
Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников
Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников...
Доклад на тему «Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в контексте ФГОС ДОУ»
В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, ...
статья инновационные формы работы музыкально-оздоровительный сеанс для детей старшей группы «Цветное настроение»
Задача профилактики и оздоровления воспитанников актуальна не только для воспитателей и инструкторов по физкультуре, но и для музыкальных руководителей. Помимо традиционных оздоровительных форм работы...
Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма дополнительных музыкальных занятий с детьми с нарушением ОДА
У дошкольников с нарушением ОДА наблюдается отставание в двигательной сфере, снижение внимания и высокая степень утомляемости. Поэтому на дополнительных занятиях с такими детьми так необходи...
Доклад «Применение инновационных технологий и форм развития музыкальности в целях развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ»
Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.Автор рассматривает новые инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию,дает краткий обзор основных...