«Формирование духовных ценностей в личности дошкольника посредством использования музыкально-развивающих игр и фольклора» (статья для музыкальных руководителей)
статья по музыке на тему

Позднякова Виктория Владимировна

В дошкольном возрасте закладываются основы социального здоровья – умение гармонично взаимодействовать с собой и с другими людьми. Формирование эстетических чувств, социальной уверенности является приоритетным в нашем дошкольном учреждении. Поэтому музыкально-развивающие игры и музыкальный фольклор являются важным средством воспитания дошкольников.

         Пословицы, считалки, народные песни, колыбельные песни не потеряли своего значения в наше время. В них выражены общечеловеческие идеи гуманизма, долга, трудолюбия, чести, совести, любовь к родному краю, доброжелательность, уважение к старшему возрасту и т.д. Чтобы ближе познакомить детей с русским народным творчеством, мы используем на каждом занятии развивающие игры и присутствие в них фольклора.        Расширяем репертуар русских народных песен, хороводов, игр, наполняем занятия потешками, прибаутками, скороговорками, изготовляем необходимые костюмы, атрибуты.

     Интересно отметить, что русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует воспитательный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюся яблонькой, Ванечка- дружок).

           И хотя многие слова, встречающиеся в песнях, не знакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки, грать), они проявляют интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с удовольствием  поют песни «Во кузнице», «Как у бабушки козел», «Лапти», «Ну-ка, как Ваня–утеночек», «Частушки» и другие. Эти песенки хороши и тем, что наши детки их инсценируют.

            Целый пласт песен подчеркивают традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда находят отражение в детских песенках. Многие забавы, игры мы используем как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых. Например, песня «А мы просто сеяли».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     

«Формирование духовных ценностей в личности дошкольника посредством использования музыкально-развивающих игр и фольклора»

(статья для музыкальных руководителей)

                                                                                Подготовила:

                                                                          Музыкальный руководитель

                                                                      Позднякова В.В.

         

В дошкольном возрасте закладываются основы социального здоровья – умение гармонично взаимодействовать с собой и с другими людьми. Формирование эстетических чувств, социальной уверенности является приоритетным в нашем дошкольном учреждении. Поэтому музыкально-развивающие игры и музыкальный фольклор являются важным средством воспитания дошкольников.

         Пословицы, считалки, народные песни, колыбельные песни не потеряли своего значения в наше время. В них выражены общечеловеческие идеи гуманизма, долга, трудолюбия, чести, совести, любовь к родному краю, доброжелательность, уважение к старшему возрасту и т.д. Чтобы ближе познакомить детей с русским народным творчеством, мы используем на каждом занятии развивающие игры и присутствие в них фольклора.        Расширяем репертуар русских народных песен, хороводов, игр, наполняем занятия потешками, прибаутками, скороговорками, изготовляем необходимые костюмы, атрибуты.

     Интересно отметить, что русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует воспитательный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюся яблонькой, Ванечка- дружок).

           И хотя многие слова, встречающиеся в песнях, не знакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки, грать), они проявляют интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с удовольствием  поют песни «Во кузнице», «Как у бабушки козел», «Лапти», «Ну-ка, как Ваня–утеночек», «Частушки» и другие. Эти песенки хороши и тем, что наши детки их инсценируют.

            Целый пласт песен подчеркивают традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда находят отражение в детских песенках. Многие забавы, игры мы используем как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых. Например, песня «А мы просто сеяли».

В песне встречаются незнакомые детям слова, которые мы объясняем: землю парить – давать ей отдохнуть, рушить просо-дробить, очищать зерно.

На музыкальных занятиях дети знакомятся и с движениями русской пляски. Это хороводный, топающий, переменный шаг, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и полуприсядка, «козлик».

После усвоения детьми данных движений, их можно использовать в плясках, например, «Кадриль», «Матрешки», «Сударушка».

        Кроме песен и плясок мы разучиваем развивающие игры с пением, хороводы и движения с потешками.  Короткий текст с потешками легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывают у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так они инсценируют потешки, «Шел козел по лесу», «Баба-ежка, костяная ножка», «Барашеньки- крутороженьки» и т.д.

      В играх часто используют дети игровые зачины, т.е. водящего выбирают по считалочке. Наши дети делают это с большим удовольствием.

Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

         Детям дошкольного возраста нравится особенно играть на русских народных инструментах: трещотках, колотушках, ложках, колокольчиках, коробочках. В репертуаре детского оркестра детских народных инструментов мы используем мелодии русских народных песен, таких как «Ах, вы сени», «Коробейники», «Во кузнице», «Лапти».

Также на музыкальных занятиях мы знакомим детей с календарными праздниками: когда и как они проходят, с какой целью.

       Итоги работы детей с русским народным материалом в детском саду являются фольклорные праздники. Например, сейчас прошел праздник «Осенины», где дети собирали «урожай», везли на ярмарку, загадывали загадки, показывали свою сноровку в народных играх, а также танцевали и пели.

      В дальнейшем детей ждут новогодние праздники, где будут проходить «Прикатила коляда», дети будут петь песни-колядки, «Масленица», где дети будут петь веселые масленичные песни, играть в народные развивающие игры, угощать блинами и другие праздники.

       Использование фольклора, развивающих народных игр на музыкальных занятиях не может отразиться на успехах дошкольников. Они становятся активнее, увереннее, эмоциональнее, расширяются их представления об окружающей действительности, обогащается словарный запас, повышается интерес к музыке.

                Используемая литература

  1. Василенко, В. А. Детский фольклор — М.: Высшая школа, 1978.- 198с
  2.   Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М. - 2007.
  3. Виноградов, Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1996. – 231с.
  4. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом. // Дошкольное воспитание. – 1980.– №7



Предварительный просмотр:

                     

«Формирование духовных ценностей в личности дошкольника посредством использования музыкально-развивающих игр и фольклора»

(статья для музыкальных руководителей)

                                                                                Подготовила:

                                                                          Музыкальный руководитель

                                                                      Позднякова В.В.

         

В дошкольном возрасте закладываются основы социального здоровья – умение гармонично взаимодействовать с собой и с другими людьми. Формирование эстетических чувств, социальной уверенности является приоритетным в нашем дошкольном учреждении. Поэтому музыкально-развивающие игры и музыкальный фольклор являются важным средством воспитания дошкольников.

         Пословицы, считалки, народные песни, колыбельные песни не потеряли своего значения в наше время. В них выражены общечеловеческие идеи гуманизма, долга, трудолюбия, чести, совести, любовь к родному краю, доброжелательность, уважение к старшему возрасту и т.д. Чтобы ближе познакомить детей с русским народным творчеством, мы используем на каждом занятии развивающие игры и присутствие в них фольклора.        Расширяем репертуар русских народных песен, хороводов, игр, наполняем занятия потешками, прибаутками, скороговорками, изготовляем необходимые костюмы, атрибуты.

     Интересно отметить, что русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует воспитательный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюся яблонькой, Ванечка- дружок).

           И хотя многие слова, встречающиеся в песнях, не знакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки, грать), они проявляют интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с удовольствием  поют песни «Во кузнице», «Как у бабушки козел», «Лапти», «Ну-ка, как Ваня–утеночек», «Частушки» и другие. Эти песенки хороши и тем, что наши детки их инсценируют.

            Целый пласт песен подчеркивают традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда находят отражение в детских песенках. Многие забавы, игры мы используем как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых. Например, песня «А мы просто сеяли».

В песне встречаются незнакомые детям слова, которые мы объясняем: землю парить – давать ей отдохнуть, рушить просо-дробить, очищать зерно.

На музыкальных занятиях дети знакомятся и с движениями русской пляски. Это хороводный, топающий, переменный шаг, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и полуприсядка, «козлик».

После усвоения детьми данных движений, их можно использовать в плясках, например, «Кадриль», «Матрешки», «Сударушка».

        Кроме песен и плясок мы разучиваем развивающие игры с пением, хороводы и движения с потешками.  Короткий текст с потешками легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывают у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так они инсценируют потешки, «Шел козел по лесу», «Баба-ежка, костяная ножка», «Барашеньки- крутороженьки» и т.д.

      В играх часто используют дети игровые зачины, т.е. водящего выбирают по считалочке. Наши дети делают это с большим удовольствием.

Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

         Детям дошкольного возраста нравится особенно играть на русских народных инструментах: трещотках, колотушках, ложках, колокольчиках, коробочках. В репертуаре детского оркестра детских народных инструментов мы используем мелодии русских народных песен, таких как «Ах, вы сени», «Коробейники», «Во кузнице», «Лапти».

Также на музыкальных занятиях мы знакомим детей с календарными праздниками: когда и как они проходят, с какой целью.

       Итоги работы детей с русским народным материалом в детском саду являются фольклорные праздники. Например, сейчас прошел праздник «Осенины», где дети собирали «урожай», везли на ярмарку, загадывали загадки, показывали свою сноровку в народных играх, а также танцевали и пели.

      В дальнейшем детей ждут новогодние праздники, где будут проходить «Прикатила коляда», дети будут петь песни-колядки, «Масленица», где дети будут петь веселые масленичные песни, играть в народные развивающие игры, угощать блинами и другие праздники.

       Использование фольклора, развивающих народных игр на музыкальных занятиях не может отразиться на успехах дошкольников. Они становятся активнее, увереннее, эмоциональнее, расширяются их представления об окружающей действительности, обогащается словарный запас, повышается интерес к музыке.

                Используемая литература

  1. Василенко, В. А. Детский фольклор — М.: Высшая школа, 1978.- 198с
  2.   Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М. - 2007.
  3. Виноградов, Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1996. – 231с.
  4. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом. // Дошкольное воспитание. – 1980.– №7



Предварительный просмотр:

                     

«Формирование духовных ценностей в личности дошкольника посредством использования музыкально-развивающих игр и фольклора»

(статья для музыкальных руководителей)

                                                                                Подготовила:

                                                                          Музыкальный руководитель

                                                                      Позднякова В.В.

         

В дошкольном возрасте закладываются основы социального здоровья – умение гармонично взаимодействовать с собой и с другими людьми. Формирование эстетических чувств, социальной уверенности является приоритетным в нашем дошкольном учреждении. Поэтому музыкально-развивающие игры и музыкальный фольклор являются важным средством воспитания дошкольников.

         Пословицы, считалки, народные песни, колыбельные песни не потеряли своего значения в наше время. В них выражены общечеловеческие идеи гуманизма, долга, трудолюбия, чести, совести, любовь к родному краю, доброжелательность, уважение к старшему возрасту и т.д. Чтобы ближе познакомить детей с русским народным творчеством, мы используем на каждом занятии развивающие игры и присутствие в них фольклора.        Расширяем репертуар русских народных песен, хороводов, игр, наполняем занятия потешками, прибаутками, скороговорками, изготовляем необходимые костюмы, атрибуты.

     Интересно отметить, что русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует воспитательный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюся яблонькой, Ванечка- дружок).

           И хотя многие слова, встречающиеся в песнях, не знакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки, грать), они проявляют интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с удовольствием  поют песни «Во кузнице», «Как у бабушки козел», «Лапти», «Ну-ка, как Ваня–утеночек», «Частушки» и другие. Эти песенки хороши и тем, что наши детки их инсценируют.

            Целый пласт песен подчеркивают традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда находят отражение в детских песенках. Многие забавы, игры мы используем как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых. Например, песня «А мы просто сеяли».

В песне встречаются незнакомые детям слова, которые мы объясняем: землю парить – давать ей отдохнуть, рушить просо-дробить, очищать зерно.

На музыкальных занятиях дети знакомятся и с движениями русской пляски. Это хороводный, топающий, переменный шаг, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и полуприсядка, «козлик».

После усвоения детьми данных движений, их можно использовать в плясках, например, «Кадриль», «Матрешки», «Сударушка».

        Кроме песен и плясок мы разучиваем развивающие игры с пением, хороводы и движения с потешками.  Короткий текст с потешками легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывают у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так они инсценируют потешки, «Шел козел по лесу», «Баба-ежка, костяная ножка», «Барашеньки- крутороженьки» и т.д.

      В играх часто используют дети игровые зачины, т.е. водящего выбирают по считалочке. Наши дети делают это с большим удовольствием.

Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

         Детям дошкольного возраста нравится особенно играть на русских народных инструментах: трещотках, колотушках, ложках, колокольчиках, коробочках. В репертуаре детского оркестра детских народных инструментов мы используем мелодии русских народных песен, таких как «Ах, вы сени», «Коробейники», «Во кузнице», «Лапти».

Также на музыкальных занятиях мы знакомим детей с календарными праздниками: когда и как они проходят, с какой целью.

       Итоги работы детей с русским народным материалом в детском саду являются фольклорные праздники. Например, сейчас прошел праздник «Осенины», где дети собирали «урожай», везли на ярмарку, загадывали загадки, показывали свою сноровку в народных играх, а также танцевали и пели.

      В дальнейшем детей ждут новогодние праздники, где будут проходить «Прикатила коляда», дети будут петь песни-колядки, «Масленица», где дети будут петь веселые масленичные песни, играть в народные развивающие игры, угощать блинами и другие праздники.

       Использование фольклора, развивающих народных игр на музыкальных занятиях не может отразиться на успехах дошкольников. Они становятся активнее, увереннее, эмоциональнее, расширяются их представления об окружающей действительности, обогащается словарный запас, повышается интерес к музыке.

                Используемая литература

  1. Василенко, В. А. Детский фольклор — М.: Высшая школа, 1978.- 198с
  2.   Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М. - 2007.
  3. Виноградов, Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1996. – 231с.
  4. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом. // Дошкольное воспитание. – 1980.– №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством окружающей природы.

Данная статья содержит информацию о роли природы в воспитании и обучении дошкольников, а также раскрывает значение растительного мира, животного мира, неживой природы и природных явлений через наблюде...

«Формирование духовно- нравственных отношений у дошкольников посредством музыкального и изобразительного искусства»

     Хочу сказать, что патриотическим воспитанием в нашем саду занималисьвсегда, потому что уверены, что это очень важная составляющая воспитаниячеловека. Кстати, в сложные 90-е ...

Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре

Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.

Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....

«Формирование духовных ценностей в личности дошкольника посредством использования музыкально-развивающих игр и фольклора» (статья для музыкальных руководителей)

В дошкольном возрасте закладываются основы социального здоровья – умение гармонично взаимодействовать с собой и с другими людьми. Формирование эстетических чувств, социальной уверенности являетс...

формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям

Проект: формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям...

Статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"

Научная статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"....