Формирование певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.
презентация к уроку по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему
Презентация по теме " Формирование певческих навыков детей старшего дошкольного возраста"
1 Характеристика возрастных особенностей;
2 Задачи развития;
3 Показатели развития;
4 Формирование элементарных представлений о музыкальной грамоте.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика возрастных особенностей Совершенствуется голосовой аппарат Развивается слуховой самоконтроль и сенсорное развитие Расширяется кругозор - Увеличение певческого диапазона (ре-си); -Развивается певческое дыхание, дикция; -Расширяются возможности звукообразования; - Слышат и исправляют неправильное звучание; -Меняют темп и силу звучания; -Слышат и воспроизводят направление движения мелодии; - Усложняется текст песен; -Творческие задания.
Задачи развития Учить петь выразительно, музыкально, интонационно чисто; Продолжать работу над формированием певческих навыков (дыханием, резонированием голоса, артикуляцией), добиваться позиционно высокого, звонкого, полетного звучания; Использовать пение без аккомпанемента; Знакомить с видами и жанрами вокальной музыки, формировать образец для подражания.
Формирование элементарных представлений о музыкальной грамоте Первая задача петь и различать разные по высоте звуки ; Вторая задача петь и различать звуки, расположенные рядом в восходящем и нисходящем движении; Третья задача различать длительность звуков.
Главная цель расширять музыкальный опыт; формировать навык самостоятельных импровизаций; помочь преодолеть неуверенность; развить воображение, внимание, память. Песенное творчество детей
Показатели развития Выразительно, звонко исполняет песни в удобном диапазоне; Владеет элементами певческих навыков (распределение дыхания, четкая артикуляция, пропевание длинных звуков, пение легким звуком; Чисто интонирует с аккомпанементом и без сопровождения; Музыкально и с удовольствием поет в хоре; Использует пение в самостоятельной свободной деятельности .
Участие в конкурсах, творческих проектах, фестивалях дает воспитанникам возможность продемонстрировать полученные навыки и умения, раскрыть творческий потанцевал
Фестиваль детского творчества «Страна чудес»
Используемая литература Методика воспитания в детском саду ред. Ветлугиной Н.А.,М.,Просвещение 1982; 2. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь М., Просвещение 1987; 3. Орлова Т.М. статья Учим детей петь// Музыкальный руководитель №5,6,2004,с.21,№2, 2005,с.22.; 4. Метлов Н.А. Музыка – детям М., Просвещение., 1985; 5. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» М.,Музыка.,1973; Используемая картинка: https://yandex.ru/images/search?pos=51&p=1&img_url=https%3A%2F%2Fsun3-3.userapi.com%2Fc636826%2Fv636826355%2F5e1f6%2FEX33oAdYYMQ.jpg&text= нотки%20картинки%20для%20детей%20на%20прозрачном%20фоне& rpt= simage https://yandex.ru/images/search?pos=78&p=2&img_url=https%3A%2F%2Fpng.pngtree.com%2Felement_origin_min_pic%2F16%2F08%2F13%2F1557aed12f81aae.jpg&text= нотки%20картинки%20для%20детей%20на%20прозрачном%20фоне& rpt= simage https://yandex.ru/images/search?pos=38&p=1&img_url=https%3A%2F%2Ffiled15-10.my.mail.ru%2Fpic%3Furl%3Dhttp%253A%252F%252Ftamilsongslyrics123.com%252FImages%252Flogom.png%26mw%3D%26mh%3D%26sig%3D041f5fe186bdbd84e379a6c94f292333&text= нотки%20картинки%20для%20детей%20на%20прозрачном%20фоне& rpt= simage
Предварительный просмотр:
Текст к слайдам презентации по теме:
«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста: музыкальная и изобразительная деятельности»
II часть Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста. «Запоют дети – запоет народ»
Музыкальный руководитель Притыко Елена Николаевна
Слайд 1
«Запоют дети - запоет народ» - писал выдающейся педагог К.Д.Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь.
Слайд 2
Обучение пению детей дошкольного возраста процесс сложный, требующий профессионального подхода.
Слайд3
Формирование певческих навыков - один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение оказывает положительное влияние на развитие речи, а речь является основой мышления. В процессе пения упражняется и развивается дыхательная система, которая в свою очередь положительно влияет на сердечно-сосудистую систему. Пение приучает детей к совместной деятельности, пробуждает заинтересованное отношение к музыке, расширяет общий кругозор.
Обучая малышей вокалу, следует учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Необходимо учитывать физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считают индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.
Слайд 4
Музыкальный руководитель и воспитатель должны беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не говорили слишком громко. Необходимо заботиться о создании комфортной и спокойной обстановки в группе. Крик, шум портят детский голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему ребенка. Следует предупредить родителей, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду во избежание заболеваний голосового аппарата.
Недопустимо петь детям песни из взрослого репертуара.
Слайд 5
При обучении детей пению следует следить, за тем как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Детям рекомендуется сидеть прямо (так у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма). Голову держать прямо, рот открывать вертикально, тогда нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны. Разучивают песни дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя.
Слайд 6
Формирование певческих навыков должно осуществляться в определенной последовательности. Вместе с тем отмечается, что все певческие навыки тесно связаны между собой. Так правильное звукообразование, дыхание и дикция во время пения будут способствовать развитию у детей чистой интонации. Поэтому работа над ними должна проводиться одновременно. Навыки развиваются постепенно.
Огромное место в обучении детей пению и развитии у них вокально-хоровых навыков имеют различные упражнения, распевки, дидактические игры.
Слайд 7
Процесс разучивания песни включает три этапа: возникновение представления о песне, разучивание и закрепление.
Целью первого этапа обучения является: заинтересовать детей, раскрыть содержание музыкального произведения. Поэтому исполнение должно быть ярким и выразительным. Перед исполнением проводится беседа для создания полного образа песни. Используются наглядные методы. Обязательно обговариваются все незнакомые слова.
Затем следует этап разучивания. Дети поют песню без сопровождения для лучшего усвоения мелодии. Песня исполняется по- разному: поют все вместе, небольшая группа детей, поочередно (мальчики, девочки), используется метод соревнования. Трудные в мелодическом или ритмическом отношении отрезки пропевают отдельно. В процессе разучивания мелодии песни дети запоминают слова. Полезно использовать метод «подбрасывания» слов.
Усвоение песни зависит от того, поют ли ее дети помимо музыкальных занятий с воспитателем в группе. Если воспитатель поддерживает интерес к песне, она запоминается быстрее.
Закрепление песни происходит в процессе игровой деятельности (игры-загадки, викторины). Можно организовать концерт.
Текст к слайдам презентации по теме:
«Формирование певческих навыков детей старшего дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель Притыко Елена Николаевна
Слайд 1
Программа по обучению пению детей старшего дошкольного возраста строится на тех же принципах, что и в предыдущей группе. Полученные навыки уточняются и закрепляются.
Слайд 2
Общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слухого опыта. У детей появляется способность активно мыслить, расширяется общий и музыкальный кругозор, формируется самостоятельность. Становится более устойчивой вокально-слуховая координация.
Увеличивается объем легких, что позволяет им исполнять песни с более длинными музыкальными фразами. Дети могут петь в более широком диапазоне (ре-си)старшая группа,((до)ре-до2)подготовительная группа.
Слайд 3
В работе с детьми старшего дошкольного возраста ставятся более сложные задачи. Развивая певческое дыхание и дикцию, дети учатся контролировать себя, исправлять ошибки, регулировать силу голоса, петь естественно, плавно, подвижно, легко и звонко.
Систематическое использование песен-упражнений поможет сформировать устойчивые певческие навыки. Упражнения используются не только для распевания, они подготавливают ребят к преодолению различных певческих трудностей.
Артикуляционные упражнения становятся более трудными. Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).
1. «Птенчик» - широко открыть рот;
2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);
3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.
В отличие от статических упражнений, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе.
1. «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;
2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского;
Ритмодекломация - это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Рассмотрим пример упражнения.
Речевая зарядка:
Покажите-ка, ребята, как мы в лес шагали? шагаем
Вот так, вот так, весело шагали.
Налетели комары, мы их отгоняли. отгоняем руками комаров
Вот так, вот так, мы их отгоняли.
Рассердились и потом шишки в них кидали, кидаем «шишки»
Вот так, вот так, шишки в них кидали.
Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались,
Позабыли мы про шишки, и домой помчались побежали
Решается одна из сложных задач – петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него.
Слайд 4
О развитии песенного творчества у детей дошкольного возраста говорили композитор Д. Кабалевский, психолог Б.Теплов, музыкант-педагог Н.Ветлугина и др.
Программа по пению предусматривает использование творческих импровизаций, попевок. Детям предлагают ряд постоянно усложняющихся заданий. Вначале это самостоятельно придуманные песенные интонации: подражание пению кукушки, ауканье в лесу, придумывание перекличек («Лена, где ты?» - «Я здесь»), затем более развернутые вопросы и ответы, импровизация на заданный текст.
Слайд 5
Большое место на музыкальных занятиях занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они побуждают детей думать, ставят в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми.
В школе ведущим видом музыкальной деятельности считается пение. Поэтому и в детском саду следует создать все условия для активной подготовки к школьным занятиям, так как в школе дети от пения по слуху переходят к пению по нотам. Последнее требует соотнести звуки и ноты. По аналогии можно вспомнить связь устной и письменной речи. Вот почему так важно сформировать у ребенка музыкально-слуховые представления о звуковыстотных соотношениях, дать некоторые сведения о музыкальной грамоте и познакомить с пока еще условными графическими обозначениями, показывающими соотношение звуков по высоте и длительности.
Система методических приемов знакомства детей с элементарными представлениями музыкальной грамоты хорошо изложена в «Музыкальном букваре» Ветлугиной Н.А. с последовательными заданиями и красочными иллюстрациями. Рассмотрим некоторые из них.
Для развития звуковысотного слуха применяются музыкально-дидактические игры «Бубенчики». Дети сопоставляют три звука различной высоты. Они не только пропевают звуки, но и выкладывают на фланелеграфе плоскостные изображения колокольчиков (высокий-средний-низкий), проигрывают на металлофоне.
Для обучения определять на слух направление мелодии, ее скачки предлагается выкладывать рисунок мелодии, сопровождая задание пением, игрой на металлофоне. Для таких заданий используют упражнения «Лесенка», «Эхо», «Качели» Е.Тиличеевой. При выполнении этих заданий восприятие опирается на зрительные, слуховые, двигательные ощущения.
Для формирования ладового слуха, ощущения нахождения тоники используют музыкально-дидактическую игру «Ученый кузнечик». Ребенок показывает прыжок кузнечика по одуванчикам, а дети пропевают звуки в сопровождении мелодии на слог «прыг», последний звук («домик кузнечика» - тоника) дети должны найти сами.
Для закрепления представлений детей о ритмических отношениях звуков, умения точно воспроизводить заданный ритм используется музыкально-дидактическая игра «Теремок». Игра начинается словами:
Стоит в поле теремок,
Он ни низок ни высок.
Вот по полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит.
Педагог простукивает ритмический рисунок молоточком и выкладывает мышку на фланелеграфе. Дети прохлопывают ритм и запоминают его. Точно также детей знакомят и с другими персонажами игры. Продолжая эту игру на последующих занятиях , дети вспоминают ритмический рисунок и прохлопывают его. Затем вызывается желающие простучать любой из заданных ритмов. Если ребенок вспоминает, какому зверю принадлежит данный ритмический рисунок, ему предоставляется право выложить персонаж на доске и проиграть на металлофоне его ритмический рисунок. Когда все звери соберутся, педагог предлагает спеть: «Все мы весело живем, дружно песни поем». Игровая ситуация вызывает у детей интерес.
Слайд 6
Таким образом, в процессе обучения пению:
- мы обогащаем духовный мир ребенка, побуждаем к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, воспитываем музыкальный вкус;
-дети усваивают вокально-хоровые навыки, которые последовательно усложняются;
-постепенно совершенствуется мелодический слух, что дает основу для формирования элементарных представлений о музыкальной грамоте;
-обучение приобретает осознанный характер; дети знакомятся с музыкальными терминами, получают представления о музыкальной форме произведений;
- у детей развиваются творческие способности, формируется личность в целом.
Слайд 7
Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей.
В обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников.
Хорошо привлекать родителей музыкантов для обогащения детских впечатлений и расширения кругозора.
Слайд 8
Участие в конкурсах, творческих проектах, фестивалях дает воспитанникам возможность продемонстрировать полученные навыки и умения, раскрыть свой творческий потанцевал.
Третий год в нашей школе проходит фестиваль детского творчества «Страна чудес», где наши воспитанники демонстрируют свои таланты и знакомятся с творчеством детей других детских учреждений. Фестиваль проходит в праздничной атмосфере и завершается гимном, который поют все участники.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение пению детей дошкольного возраста Музыкальный руководитель корпуса № 5 ГБОУ Школы № 283 Притыко Елена Николаевна
Формирование певческих навыков Цель: овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками. Задачи : 1. воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности; 2 . развитие эмоциональной отзывчивости у детей; 3. формирование певческих навыков; 4. развитие исполнительского мастерства; 5. расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире; 6. усвоение навыков хорового пения; 7. развитие детского песенного творчества. Принципы: 1. принцип воспитывающего обучения; 2. принцип доступности; 3. принцип постепенности, последовательности и системности; 4. п ринцип наглядности; 5. принцип сознательности; 6. п ринцип прочности;
Охрана детского голоса - Занятия проводятся в хорошо проветренных помещениях; - Выбор песенного репертуара осуществляется с учетом диапазона голоса детей дошкольного возраста; - Следить, чтобы дети пели без напряжения, не кричали, - Удерживать детей от длительного громкого пения; - Пение должно быть естественным, нефорсированным; - Недопустимо исполнение детьми песен из репертуара взрослых; - Не петь на улице при низкой температуре воздуха; - Не использовать фонограмму при разучивании песни.
Певческая установка ( правила пения) сидеть (стоять) ровно, не сутулиться; корпус и шею не напрягать голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения; дыхание брать свободно петь естественным голосом, избегая резкого , форсированного звучания; рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука; нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
Вокально-хоровые навык и Дыхание Существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Звукообразование При правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность . Дикция От дикции зависит качество звучания мелодии; Интонирование Работу над интонированием ( точное воспроизведение мелодии ) начинаю с понятия высоты звука. Ансамбль Стройное, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля, слитности звучания .
Работа над песней 1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением(1-2 занятия) Методические приёмы краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы); пояснение непонятных слов; чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа; 2 этап – разучивание песни(от 3 до 6 занятий) Методические приемы Уточнения, метод подражания, жест рукой, пение по слогам, музыкальным фразам, прохлопывание ритма, игровые задания. 3 этап – закрепление, исполнение (1-2 занятия) Методические приемы Пение по рядам, подгруппами, с солистами, инсценированние песни. Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях.
Используемая литература: 1. «Методика воспитания в детском саду» ред. Ветлугиной Н.А.,М., «Просвещение» 1982; 2. Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь» М., «Просвещение» 1987; 3. Орлова Т.М. статья «Учим детей петь»// Музыкальный руководитель» №5,6,2004,с.21,№2, 2005,с.22. 4. Метлов Н.А. «Музыка – детям» М., «Просвещение» 1985; Используемая картинка: https :// yandex.ru/images/search?family=yes&pos=14&img_url=https%3A%2F%2Fz1.cache.tickikidz.com%2Fgallery%2Factivities%2F16429%2Ficon_social_5aa5ffb10a7232.35848266.jpg&text=картинка%20дети%20поют%20песню%20на%20прозрачном%20фоне&rpt=simage&lr=213
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА" И "ЗДОРОВЬЕ"»
Презентация и доклад для музыкальных руководителей по теме " «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗ...
Здоровьесберегающие технологи в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.
Методический материал в помощь музыкальным руководителям по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
Инновационный опыт...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» («МУЗЫКА») «В ГОСТЯХ У БЕЛОСНЕЖКИ И ГНОМОВ» с элементами упражнений по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
Задачи:1. Закрепление вокально-певческих навыков.Ø Звуко-высотногослуха;Ø Правильного дыхания;Ø Дикции, артикуляции;Ø...
Презентация на тему: "Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Вашему вниманию предоставляется презентация кружковой работы по развитию певческих навыков детей подготовительной группы с ОНР....
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙМУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ...
Методическая разработка по теме: "Формирование вокально-певческих навыков детей старшего дошкольного возраста"
Проблемой формирования вокально-певческих навыков занимались многие педагоги и учёные, такая проблема остаётся и по сей день открытой. В данной методической разработке я представляю вам свой опыт рабо...