Сказки-шумелки
материал по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сказки-шумелки.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказки-шумелки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 6 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.
Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей. Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением. Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.
Сказка Три поросенка
Жили-были три маленьких поросёнка, три брата (1). -
Целыми днями они бегали (2), - ложки , прыгали по лужам (3)- металлофон
И выкапывали из земли вкусные корешки (4).- трещетка
Но наступила осень, и стал часто идти дождь (5). -треугольник
Поросята мокли и мёрзли: «ввввввввввв» (6)- голосом
Старший брат стал себе строить домик из тяжёлых камней (7). -барабан
Средний брат построил себе домик из дощечек (8).- метеллофон
А младший поросёнок построил себе домик из соломы. Быстрей всех (9).- шуршим пакетом
А потом пошёл снег, и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих
домиках, а из леса слышался вой волка: «ууууууууууууууу» (10)- голосом
Волку захотелось есть, и он побежал за младшим поросёнком (11).- ложки
Волк подбежал к соломенному домику и зарычал: «ррррррррррр» (12)- голосом
В дверь застучал (13). барабан
Волк подул (14)- голосом
И соломенный домик разлетелся (15) шуршим
Поросёнок бросился бежать (16), - звеним а волк за ним (17)!- барабан
Поросёнок вбежал в дом среднего брата и захлопнул дверь (18)! - бубен
Волк подбежал к соломенному домику и зарычал: «ррррррррррр» (19) - голосом
В дверь застучал (20).- барабан
Волк подул (21)- дуем
И деревянный домик развалился (22)!-
Поросята бросились бежать (23),- ложки , а волк за ними (24)! - барабан
Поросята вбежали в дом старшего брата и захлопнули дверь (25)! - бубен
Волк подбежал к каменному домику и зарычал: «ррррррррррр» (26) -
В дверь застучал (27).- барабан
Волк подул (28)- глиссанндо металлофон
Но дом не развалился! Волк подул ещё сильней (29)!
Но дом даже не покачнулся. Волк подул изо всех сил (30)!!
Но дом стоял, как раньше. Ведь он был каменный.
Волк полез на крышу. Поросята услышали шаги на крыше (31). - бубен
Они сняли крышку с большого котла (32), - литавры, а в котле грелся суп (33).
Волк залез в трубу на крыше и съехал по трубе вниз (34)- металлофон
Из трубы он упал прямо в котёл с горячим супом (35)!- литавры
Волк выпрыгнул из котла (36)- бубен
Выскочил из дома (37)
Побежал в лес (38)- барабан
И поросята его больше никогда не видели (39)! -
1: играем на тарелочке; 2: играем на металлофоне (До-ми-соль-до)
2,18 –лиссандо на ксилофоне; глиссандо на металлофоне
3, 7, 11,15 - перебираем пальцами по ногам; озвучивание 1: быстро встряхиваем кастаньеты (мышка бежит); озвучивание 2: шуршим маракасами
4, 6 – жест: потираем ладони; озвучивание 1, 2: шуршим пакетом
8, 10 – жест, озвучивание: водим палочкой или пальчиком в воздухе, жужжим
12 – жест: перебираем в воздухе пальцами (нисходящее движение); озвучивание1:
дергаем за струны сверху вниз (нисходящее движение)
14 – жест: перебираем в воздухе пальцами (восходящее движение); озвучивание1:
дергаем за струны снизу вверх (восходящее движение)
16,17 – жест: качаем кистями рук; озвучивание 1: стучим по 1 пластиночке
ксилофона; озвучивание 2: тихонько играем на клавесах
КОНЕЦ
Танец для мышки
Жила-была в большом доме маленькая мышка. Сидела она на кухне за холодильником. Сидела, сидела и заскучала.
«Там в комнате — светло» — сказала мышка,
жест: показываем солнышко; озвучивание 1: играем на тарелочке; озвучивание 2: играем на металлофоне (До-ми-соль-до)
«Там много места и можно бегать, и танцевать!»
жест: фонарики озвучивание 1: глиссандо на ксилофоне;
Она вылезла из-за холодильника и побежала к знакомому Таракану
жест: перебираем пальцами по ногам; озвучивание 1: быстро встряхиваем кастаньеты (мышка бежит);
озвучивание 2: шуршим маракасами.
Усатый Таракан сидел под большим пакетом
жест: потираем ладони, усики показываем; озвучивание 1, 2: шуршим пакетом.
Мышка спросила у Таракана: «Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»
жест: фонарики озвучивание 1: глиссандо на ксилофоне
«Мне некогда, я ищу себе еду», — сказал Таракан и уполз
жест: ладошки потираем, усики показываем; озвучивание 1, 2: шуршим пакетом.
И побежала мышка дальше
жест: перебираем пальцами по ногам; озвучивание 1: быстро встряхиваем кастаньеты (мышка бежит);
озвучивание 2: шуршим маракасами (трещетки)
Бежит мышка, бежит, а навстречу ей летит Муха
жест, озвучивание: водим палочкой или пальчиком в воздухе, жужжим
Мышка ей и говорит: «Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»
жест: фонарики озвучивание 1: глиссандо на ксилофоне
«Я устала и буду отдыхать!» — прожужжала Муха и села на стол.
жест, озвучивание: водим палочкой или пальчиком в воздухе, жужжим
Побежала мышка дальше
жест: перебираем пальцами по ногам; 1: быстро встряхиваем кастаньеты ; 2: шуршим маракасами (трещетки)
Бежит мышка, бежит, а с потолка по паутинке спускается паучок
жест: перебираем в воздухе пальцами (восходящее движение)
Мышка ему и говорит: «Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»
жест: фонарики озвучивание 1: глиссандо на ксилофоне
Ничего не казал паучок и убежал
жест: перебираем в воздухе пальцами (восходящее движение);
И побежала мышка обратно к себе домой
жест: перебираем пальцами по ногам; 1: быстро встряхиваем кастаньеты; 2: шуршим маракасами (трещетки)
Вдруг мышка услышала тихую музыку
жест: качаем кистями рук; озвучивание 1: стучим по 1 пластиночке ксилофона; 2: тихонько играем на клавесах
Мышка подошла к большим часам, а они заиграли чуть-чуть громче:
жест: качаем кистями рук; озвучивание 1: стучим по 1 пластиночке ксилофона;2: тихонько играем на клавесах.
«Какая красивая музыка!», — сказала мышка и стала танцевать.
жест: фонарики озвучивание 1: глиссандо на ксилофоне; 2: глиссандо на металлофоне
КОНЕЦ
Сказка-шумелка "МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ".
Цель: учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.
Задачи:
-Развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное мышление;
-Развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных – в процессе озвучивания сказки;
-Создавать теплое, радостное настроение на занятии;
-Развивать умение придумывать свою озвучку сказки;
-Развивать познавательный интерес;
-Стимулировать ситуативно-личностное общение ребенка со сверстниками;
-Развивать слухоречедвигательную координацию.
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запасы на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
Грызли зёрнышки
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСКЕ)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)
Сказка-шумелка «Заяц в лесу».
Цель: учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.
Задачи:
-Развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное мышление;
-Развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных – в процессе озвучивания сказки;
-Создавать теплое, радостное настроение на занятии;
-Развивать умение придумывать свою озвучку сказки;
-Развивать познавательный интерес;
-Стимулировать ситуативно-личностное общение ребенка со сверстниками;
-Развивать слухоречедвигательную координацию.
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)
Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно))
СКАЗКА-ШУМЕЛКА «Красная шапочка».
1. (Шарманка) Жила-была маленькая девочка. Звали ее Красная шапочка. Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:
— Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.
2. (Металлофон ноты по порядку) Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке. Путь был не близок. Иногда она шла не спеша.
3. (Металлофон ноты через одну) А напевая веселые песни, шла вприпрыжку.
4. (Металлофон – с высоких звуков на низкие) Спускалась с горок вниз.
5. (Погремушки и треугольник). Любовалась красотой летнего луга, с парящими над ним бабочками.
6. (Металлофон – звуки по порядку. Заяц – ксилофон отрывистые звуки через ступеньку). На пути девочки встречались разные лесные звери, одним из которых был озорной заяц.
7. (Деревянные палочки, маракас, барабан) И вот Красная шапочка вошла в дремучий лес.
8. (Бубен) Где ее заприметил страшный серый Волк.
9.
— Куда ты идешь. Красная Шапочка? — спрашивает Волк.
— Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.
— А далеко живет твоя бабушка?
— Далеко, — отвечает Красная Шапочка.
— Ладно, — говорит Волк, — я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.
10. (Металлофон и бубен) Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самой короткой дорожке. А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге.
11. (Бубен) Не успела Красная шапочка еще до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь:
Тук-тук!
12. (Погремушка) — Кто там? — спрашивает бабушка.
13. (Бубен) — Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, — отвечает Волк, — я к вам в гости пришла, пирожок принесла и горшочек масла.
14. А бабушка была в то время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула:
(Погремушка) — Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!
15. Волк дернул за веревочку — дверь и открылась.
(Бубен) Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее. Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел. Потом закрыл дверь, улегся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку.
16. Скоро она пришла и постучалась: (Колокольчик) Тук-тук!
17. (Бубен)- Кто там? — спрашивает Волк. А голос у него грубый, хриплый.
Красная Шапочка испугалась было, но потом подумала, что бабушка охрипла от простуды, и ответила:
— Это я, внучка ваша. Принесла вам пирожок и горшочек масла!
Волк откашлялся и сказал тоненьким голоском:
— Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется. Красная Шапочка дернула за веревочку-дверь и открылась.
18. Вошла девочка в домик, а Волк спрятался под одеяло и говорит:
— Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной!
Красная Шапочка прилегла рядом с Волком и спрашивает:
(Звучит бубен и треугольник)
— Бабушка, почему у вас такие большие руки?
— Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.
— Бабушка, почему у вас такие большие уши?
— Чтобы лучше слышать, дитя мое.
— Бабушка, почему у вас такие большие глаза?
— Чтобы лучше видеть, дитя мое.
— Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
— А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!
19. (Бубен) Не успела Красная Шапочка и охнуть, как Волк бросился на нее.
20. (Барабан) Но, по счастью, в это время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах. Услышали они шум, вбежали в домик и испугали волка.
21. (Быстрый стук ладошками по столу) Волк так испугался, что выпустил бабушку на свободу и убежал наутек.
22. (Хлопки в ладоши) А Красная Шапочка и бабушка обе остались целые и невредимые.
Пришла весна.
- Пришла весна – колокольчик, треугольник
- Катюшу разбудили яркие солнечные лучи – металлофон до-ми-соль.
- - «Ура!», обрадовалась Катя, - «можно идти гулять». Палочки
- Катя вышла во двор и залезла на горку – металлофон по ступеням вверх
- Она скатилась с горки – металлофон глиссандо вниз
- И упала – барабан,
- Катя увидела дождевого червяка, который выползал из земли - палочки – моталочки.
- Катя встала на ноги и отряхнула юбочку – бумага или ткань.
- Катя увидела большую бабочку и побежала за ней – ложки.
- Бабочка села на жёлтые цветы, похожие на маленькие солнышки – треугольник.
- – «Мама очень любит цветы»,- сказала Катюша и она собрала целый букет.- металлофон до-ми-соль.
- Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу – треугольник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восп...
«Сказки - шумелки»
Мастер – класс для педагогов по музыкальному воспитанию дошкольников...
Сказки-шумелки в музыкально-творческом развитии дошкольников
Опыт работы ...
Мастер-класс для родителей "Сказки - шумелки"
Сказки-шумелки как разновидность шумового оркестра. Мастер-класс для родителей....
Мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки"
Презентация и мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки" как разновидность шумового оркестра...
Музыкальная дидактическая игра«Сказки шумелки»
Цель: Учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.Задачи: Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие ...
Музыкальные сказки с шумовым исполнением «Сказки-шумелки»
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые нами сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового воспр...