Конспект музыкального занятия "Где живут инструменты"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Медиа-занятие «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

Музыкальный руководитель: Назарова Ирина Валерьевна

Предмет: Музыкальное воспитание

Продолжительность занятия: 30 мин.

Группа: Подготовительная

Авторский медиапродукт: презентация из  слайдов (среда POWER POINT)  

 

Тип занятия: игровой.

 

Методы обучения: беседа, художественное слово, показа демонстрационных фрагментов, чтение стихотворений, слушание музыки, исполнение песни, игра на музыкальных инструментах.

 

Оборудование: компьютер, экран, детские музыкальные инструменты, магнитофон с аудиозаписями, фортепиано.

                                                   

Цель: Обогащать восприятие детей красотой музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gde_zhivut_instrumenty.docx31.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 50

Конспект музыкального занятия

в подготовительной к школе группе

«Путешествие в мир музыкальных инструментов»

(с использованием слайдовой презентации)

Подготовила

музыкальный  руководитель

Назарова Ирина Валерьевна

2018

Медиа-занятие «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

Музыкальный руководитель: Назарова Ирина Валерьевна

Предмет: Музыкальное воспитание

Продолжительность занятия: 30 мин.

Группа: Подготовительная

Авторский медиапродукт: презентация из  слайдов (среда POWER POINT)  

Тип занятия: игровой.

Методы обучения: беседа, художественное слово, показа демонстрационных фрагментов, чтение стихотворений, слушание музыки, исполнение песни, игра на музыкальных инструментах.

Оборудование: компьютер, экран, детские музыкальные инструменты, магнитофон с аудиозаписями, фортепиано.

                                                   

Цель: Обогащать восприятие детей красотой музыки.

Задачи:

1. Образовательные

  • углубить представление детей  о происхождении оркестра и музыкальных инструментов, взаимосвязи музыки с природой;
  • создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения  детей во время занятия;
  • закрепление названий музыкальных инструментов.

2. Развивающие

  • развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;
  • развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, чувства ритма;
  • создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения  детей во время занятия.

3. Воспитательные

  • воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от  процесса

          беседы о музыкальных инструментах, исполнений песни, чтения

          стихотворений, игры на музыкальных инструментах;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры детей.

                                                   

 Ход занятия:

Под вальс дети забегают в зал и песней приветствуют музыкального руководителя.

Ведущий.      Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Перед тем, как мы начнём наше занятие, я прочту замечательные слова великого музыканта и композитора Д.Б. Кабалевского.

1 Слайд-эпиграф урока.  

"Музыка не только доставляет нам удовольствие.

 Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".

                                                                                                             Д. Б. Кабалевский.

Ведущий.      А сейчас я предлагаю вам прослушать фрагмент музыкальной записи.

Звучит фрагмент П.И. Чайковского «Вальс»  (Виват)

(по щелчку в слайде №1)

Ведущий.      Какие чувства пробудила у вас эта музыка? (ответы) Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали? (ответы) А кто же исполнял эту замечательную мелодию? (ответы) Правильно, самую разную музыку могут исполнить симфонический оркестр и его инструменты.

2 Слайд-тема занятия.

Ведущий.      Тема нашего занятия «Путешествие в мир музыкальных инструментов».

3 Слайд-оркестр.

Ведущий.       А знаете ли вы, что слово «оркестр» давнего происхождения? В древние времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов.

Ребёнок.          Чуткая музыка всюду живёт –

                        В шелесте трав, в шуме дубрав –

                        Только прислушаться надо.

                        Звонко струится ручей, падает гром с небосвода –

                        Это мелодией вечно своей мир наполняет природа!

Ребёнок.        Тихие слёзы свои ива роняет у брода,

                        Трелью приветствуют ночь соловьи,

                        Звоном ветвей, песней дождей мир наполняет природа.

                        Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада!

                        Чуткая музыка всюду живёт, - только прислушаться надо.

Звучит фрагмент «Жаворонок» П.И. Чайковского

(по щелчку в слайде №3)

4 Слайд-схема музыкальных инструментов в оркестре.

Ведущий.         Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене.

Каких  только инструментов здесь нет!

                        Инструменты музыкальные,

                        Я скажу вам – уникальные.

                        Их огромное количество

                        Увлекает ученичество.

Ведущий.    Вглядитесь повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены альты,

скрипки, виолончели, чуть поодаль стоят контрабасы. Сразу за виолончелями расположилось семейство Деревянных духовых – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них разместились их родственники Медные духовые – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и ещё много разных инструментов. Оркестр – это организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют? (ответы)

5 Слайд-оркестр с дирижёром.

Ведущий.   Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно. Но однажды в дружном оркестре произошла следующая история.

6 Слайд-некоторое царство.

Ведущий.        В некотором царстве, а может государстве,

                        Жила была гармония, по - имени любовь.

                        Жили, поживали, друг друга уважали,

                        И всегда в оркестре место звуку уступали.

                        Но в один ненастный день, холодный и дождливый.

7 Слайд-колдун.

Появилась злая тень – тень раздора, ссоры, злобы.

Музыка пропала и людям страшно стало.

И целый день звучит лишь дребедень.

Гармония рыдала, ведь палочки не стало,

А злая тень так громко хохотала,                                                                                          Она её забрала, и добрых песен совсем не стало.

Теперь в том государстве не слышны инструменты,

Они играть не стали, а только всё бренчали, свой голос потеряли.

Ребята, помогите, любовь в тот край верните и палочку найдите.

А чтобы помочь гармонии найти дирижёрскую палочку и навести порядок среди музыкальных инструментов, нам нужно выполнить несколько непростых заданий. Вы готовы? Ну, тогда, в путь!

8 Слайд-музыкальный квадрат.

Ведущий.      Найдите слова – названия музыкальных инструментов. (ответы) Молодцы! С этим заданием вы справились.                     

Ребёнок.        Музыканты долго думали, как быть?

                        И решили их по группам разделить.

                        Чтоб не путали в оркестре никогда

                        Инструментов этих чудо - голоса!

Ведущий.      Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты? (ответы)                        

9 Слайд-группа ударных  инструментов. 

Ведущий.      Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты ударные?

10 Слайд-группа духовых инструментов.

Ведущий.      Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты духовые?

11 Слайд-группа клавишных инструментов.

Ведущий.      Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты клавишные?

12 Слайд-группа струнных инструментов.

Ведущий.      Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты  струнные?

Ведущий.      Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь, друзья, не шутка – физкультурная минутка. Чтобы все вы отдохнули, будем танцевать на стуле.

Музыкальная разминка «Танцуйте сидя» муз. Б. Савельева

(музыкально - ритмическая композиция А. Бурениной)

Ведущий.    Продолжим наше путешествие. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какой инструмент лишний. Объясните, почему?

13 Слайд-игра «Лишний инструмент».

Ведущий.      Где бы человек не находился, в каком бы настроении он не был, он поёт песни. Песня помогает человеку и в трудную минуту, и в радостный час. Много песен сложено про музыкальные инструменты. Давайте одну из них споём.

Ребёнок.        Жила-была песенка в доме моём,

                       Мы с нею везде появлялись вдвоём.

                       Но ветер однажды её подхватил,

                       И в гнёздышко вместо птенца посадил.

                       Она провожала корабль в океан,

                       Присела вздремнуть на строительный кран, 

                       Но кран был в работе и ночью, и днём,

                       Конечно, сидеть было трудно на нём.

                       Потом в облаках зазвенела она,

                       Потом в зоопарке была у слона,  

                       Потом малышу помогала уснуть…

                       Пусть будет счастливый у песенки путь!

Исполнение песни  «Веселый музыкант» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной

Ведущий.       А теперь для вас ребятки, музыкальные загадки. Выясним их названия, их голоса и то, как на них играют.

14 Слайд-пианино.

Ведущий.       (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется пианино) Голос пианино легко запомнить, звук может быть громким, и тихим. Покажите пальцами, как играют на клавишном инструменте пианино (по щелчку картинки  звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют пальцами).

15 Слайд-скрипка.

Ведущий.     (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется скрипка) Скрипка – королева  оркестра. Голос у неё высокий, мягкий, певучий. Давайте покажем, как играют на скрипке  (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют игру).

16 Слайд-барабан.

Ведущий.    (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется барабан и барабанная дробь) А с барабаном вы уже встречались на наших занятиях. Звук его отрывистый и сухой. А как играют на этом ударном инструменте? (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют пальцами). 

17 Слайд-труба.

Ведущий.    (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется  труба) Звук трубы яркий, блестящий. Покажите, как играют на духовом инструменте  - трубе? (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют игру).                 

18 Слайд-баян.

Ведущий.    (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется  баян) Давайте покажем, как играют на клавишном инструменте – баяне. (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент).

19 Слайд-виолончель.

Ведущий.    (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется  виолончель) У виолончели звук густой, сочный,  низкий. Давайте покажем, как играют сидя на струнном инструменте – виолончели (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют игру).                 

20 Слайд-бубен.

Ведущий.    (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется  бубен) Давайте покажем, как играют стоя на ударном инструменте – бубне (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют игру).

21 Слайд-игра «Угадай инструмент».

Ведущий.     А теперь проверим, знаете ли вы голоса других инструментов? Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов (педагог включает музыкальные фрагменты  со звучанием разных инструментов).

Ведущий.     А сейчас опять игра. Перед вами на столе лежат различные музыкальные инструменты.

 22 Слайд-игра «Изобрази образ».

На экране нарисованы несколько образов: капель, часы, гром, самолёт, машина, пароход, птица, море волн.  Дети по желанию выбирают себе образ, подбирают к нему определённый инструмент и пробуют   передать его звучание в определённом ритме.

 Ведущий.      Вы сегодня молодцы! Постарались от души!

                        Доброе сердце вернуло любовь,

                        И музыку счастья услышим мы вновь.

23 Слайд.

Звучит фрагмент  П.И.Чайковского «Вальс» (Симфонический оркестр)

        (по щелчку в слайде №23)        

Ведущий.       Давайте подведём итог нашего занятия. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. Узнали  об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху, пробовали подбирать инструменты к различным образам и передавать его звучание. А что вам больше понравилось на занятии? (ответы) Ребята нарисуйте, пожалуйста, дома  один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале из ваших рисунков мы создадим свой симфонический оркестр.

23 Слайд-До свидания, до новых встреч! (по щелчку)

Дети под «Вальс» покидают класс.

Список источников:

http://www.muz-urok.ru/ - история инструментов

http://www.tatarovo.ru/sound.html - звуковые эффекты

http://simphonika.ru/violin.html - струнные инструменты

http://simphonika.ru/flute.html - духовые инструменты

http://simphonika.ru/litavra.html - ударные инструменты

http://simphonika.ru/piano.htm- клавишные инструменты

http://art.1september.ru/  картинки симфонического оркестра

http://www.posobiya.ru/ -народные музыкальные инструменты

http://www.zlatoriza.ru/- аудиоэнциклопедия «Симфонический оркестр» - познавательная программа для детей

Газарян С.С. «В мире музыкальных инструментов»

Цейтлин Б.Л. «По ступенькам музыкальных знаний» 

Радынова  О.П. Музыкальные шедевры: «Музыкальные инструменты»

Кирилл и Мефодий. SD «Музыкальная энциклопедия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия во второй младшей группе «Ознакомление с музыкальными инструментами».

Конспект музыкального занятияво второй младшей группе«Ознакомление с музыкальными инструментами»....

Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Орган - король музыкальных инструментов"

Занятие знакомит детей с музыкальным инструментом  органом. Используются иллюстративный материал и презентация. Дети слушают музыку И.С.Баха в исполнении органа....

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

Конспект музыкального досуга «Волшебные музыкальные инструменты», посвящённого Дню необычного музыкального инструмента

Конспект музыкального досуга «Волшебные музыкальные инструменты», посвящённого Дню необычного музыкального инструментаЦель – обогатить представления детей о музыкальных инструме...