Конспект музыкального занятия "Где живут инструменты"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Медиа-занятие «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
Музыкальный руководитель: Назарова Ирина Валерьевна
Предмет: Музыкальное воспитание
Продолжительность занятия: 30 мин.
Группа: Подготовительная
Авторский медиапродукт: презентация из слайдов (среда POWER POINT)
Тип занятия: игровой.
Методы обучения: беседа, художественное слово, показа демонстрационных фрагментов, чтение стихотворений, слушание музыки, исполнение песни, игра на музыкальных инструментах.
Оборудование: компьютер, экран, детские музыкальные инструменты, магнитофон с аудиозаписями, фортепиано.
Цель: Обогащать восприятие детей красотой музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gde_zhivut_instrumenty.docx | 31.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 50
Конспект музыкального занятия
в подготовительной к школе группе
«Путешествие в мир музыкальных инструментов»
(с использованием слайдовой презентации)
Подготовила
музыкальный руководитель
Назарова Ирина Валерьевна
2018
Медиа-занятие «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
Музыкальный руководитель: Назарова Ирина Валерьевна
Предмет: Музыкальное воспитание
Продолжительность занятия: 30 мин.
Группа: Подготовительная
Авторский медиапродукт: презентация из слайдов (среда POWER POINT)
Тип занятия: игровой.
Методы обучения: беседа, художественное слово, показа демонстрационных фрагментов, чтение стихотворений, слушание музыки, исполнение песни, игра на музыкальных инструментах.
Оборудование: компьютер, экран, детские музыкальные инструменты, магнитофон с аудиозаписями, фортепиано.
Цель: Обогащать восприятие детей красотой музыки.
Задачи:
1. Образовательные
- углубить представление детей о происхождении оркестра и музыкальных инструментов, взаимосвязи музыки с природой;
- создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия;
- закрепление названий музыкальных инструментов.
2. Развивающие
- развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;
- развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, чувства ритма;
- создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия.
3. Воспитательные
- воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса
беседы о музыкальных инструментах, исполнений песни, чтения
стихотворений, игры на музыкальных инструментах;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры детей.
Ход занятия:
Под вальс дети забегают в зал и песней приветствуют музыкального руководителя.
Ведущий. Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Перед тем, как мы начнём наше занятие, я прочту замечательные слова великого музыканта и композитора Д.Б. Кабалевского.
1 Слайд-эпиграф урока.
"Музыка не только доставляет нам удовольствие.
Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".
Д. Б. Кабалевский.
Ведущий. А сейчас я предлагаю вам прослушать фрагмент музыкальной записи.
Звучит фрагмент П.И. Чайковского «Вальс» (Виват)
(по щелчку в слайде №1)
Ведущий. Какие чувства пробудила у вас эта музыка? (ответы) Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали? (ответы) А кто же исполнял эту замечательную мелодию? (ответы) Правильно, самую разную музыку могут исполнить симфонический оркестр и его инструменты.
2 Слайд-тема занятия.
Ведущий. Тема нашего занятия «Путешествие в мир музыкальных инструментов».
3 Слайд-оркестр.
Ведущий. А знаете ли вы, что слово «оркестр» давнего происхождения? В древние времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов.
Ребёнок. Чуткая музыка всюду живёт –
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей, падает гром с небосвода –
Это мелодией вечно своей мир наполняет природа!
Ребёнок. Тихие слёзы свои ива роняет у брода,
Трелью приветствуют ночь соловьи,
Звоном ветвей, песней дождей мир наполняет природа.
Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живёт, - только прислушаться надо.
Звучит фрагмент «Жаворонок» П.И. Чайковского
(по щелчку в слайде №3)
4 Слайд-схема музыкальных инструментов в оркестре.
Ведущий. Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене.
Каких только инструментов здесь нет!
Инструменты музыкальные,
Я скажу вам – уникальные.
Их огромное количество
Увлекает ученичество.
Ведущий. Вглядитесь повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены альты,
скрипки, виолончели, чуть поодаль стоят контрабасы. Сразу за виолончелями расположилось семейство Деревянных духовых – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них разместились их родственники Медные духовые – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и ещё много разных инструментов. Оркестр – это организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют? (ответы)
5 Слайд-оркестр с дирижёром.
Ведущий. Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно. Но однажды в дружном оркестре произошла следующая история.
6 Слайд-некоторое царство.
Ведущий. В некотором царстве, а может государстве,
Жила была гармония, по - имени любовь.
Жили, поживали, друг друга уважали,
И всегда в оркестре место звуку уступали.
Но в один ненастный день, холодный и дождливый.
7 Слайд-колдун.
Появилась злая тень – тень раздора, ссоры, злобы.
Музыка пропала и людям страшно стало.
И целый день звучит лишь дребедень.
Гармония рыдала, ведь палочки не стало,
А злая тень так громко хохотала, Она её забрала, и добрых песен совсем не стало.
Теперь в том государстве не слышны инструменты,
Они играть не стали, а только всё бренчали, свой голос потеряли.
Ребята, помогите, любовь в тот край верните и палочку найдите.
А чтобы помочь гармонии найти дирижёрскую палочку и навести порядок среди музыкальных инструментов, нам нужно выполнить несколько непростых заданий. Вы готовы? Ну, тогда, в путь!
8 Слайд-музыкальный квадрат.
Ведущий. Найдите слова – названия музыкальных инструментов. (ответы) Молодцы! С этим заданием вы справились.
Ребёнок. Музыканты долго думали, как быть?
И решили их по группам разделить.
Чтоб не путали в оркестре никогда
Инструментов этих чудо - голоса!
Ведущий. Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты? (ответы)
9 Слайд-группа ударных инструментов.
Ведущий. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты ударные?
10 Слайд-группа духовых инструментов.
Ведущий. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты духовые?
11 Слайд-группа клавишных инструментов.
Ведущий. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты клавишные?
12 Слайд-группа струнных инструментов.
Ведущий. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты струнные?
Ведущий. Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь, друзья, не шутка – физкультурная минутка. Чтобы все вы отдохнули, будем танцевать на стуле.
Музыкальная разминка «Танцуйте сидя» муз. Б. Савельева
(музыкально - ритмическая композиция А. Бурениной)
Ведущий. Продолжим наше путешествие. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какой инструмент лишний. Объясните, почему?
13 Слайд-игра «Лишний инструмент».
Ведущий. Где бы человек не находился, в каком бы настроении он не был, он поёт песни. Песня помогает человеку и в трудную минуту, и в радостный час. Много песен сложено про музыкальные инструменты. Давайте одну из них споём.
Ребёнок. Жила-была песенка в доме моём,
Мы с нею везде появлялись вдвоём.
Но ветер однажды её подхватил,
И в гнёздышко вместо птенца посадил.
Она провожала корабль в океан,
Присела вздремнуть на строительный кран,
Но кран был в работе и ночью, и днём,
Конечно, сидеть было трудно на нём.
Потом в облаках зазвенела она,
Потом в зоопарке была у слона,
Потом малышу помогала уснуть…
Пусть будет счастливый у песенки путь!
Исполнение песни «Веселый музыкант» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Ведущий. А теперь для вас ребятки, музыкальные загадки. Выясним их названия, их голоса и то, как на них играют.
14 Слайд-пианино.
Ведущий. (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется пианино) Голос пианино легко запомнить, звук может быть громким, и тихим. Покажите пальцами, как играют на клавишном инструменте пианино (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют пальцами).
15 Слайд-скрипка.
Ведущий. (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется скрипка) Скрипка – королева оркестра. Голос у неё высокий, мягкий, певучий. Давайте покажем, как играют на скрипке (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют игру).
16 Слайд-барабан.
Ведущий. (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется барабан и барабанная дробь) А с барабаном вы уже встречались на наших занятиях. Звук его отрывистый и сухой. А как играют на этом ударном инструменте? (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют пальцами).
17 Слайд-труба.
Ведущий. (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется труба) Звук трубы яркий, блестящий. Покажите, как играют на духовом инструменте - трубе? (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют игру).
18 Слайд-баян.
Ведущий. (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется баян) Давайте покажем, как играют на клавишном инструменте – баяне. (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент).
19 Слайд-виолончель.
Ведущий. (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется виолончель) У виолончели звук густой, сочный, низкий. Давайте покажем, как играют сидя на струнном инструменте – виолончели (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют игру).
20 Слайд-бубен.
Ведущий. (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется бубен) Давайте покажем, как играют стоя на ударном инструменте – бубне (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют игру).
21 Слайд-игра «Угадай инструмент».
Ведущий. А теперь проверим, знаете ли вы голоса других инструментов? Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов (педагог включает музыкальные фрагменты со звучанием разных инструментов).
Ведущий. А сейчас опять игра. Перед вами на столе лежат различные музыкальные инструменты.
22 Слайд-игра «Изобрази образ».
На экране нарисованы несколько образов: капель, часы, гром, самолёт, машина, пароход, птица, море волн. Дети по желанию выбирают себе образ, подбирают к нему определённый инструмент и пробуют передать его звучание в определённом ритме.
Ведущий. Вы сегодня молодцы! Постарались от души!
Доброе сердце вернуло любовь,
И музыку счастья услышим мы вновь.
23 Слайд.
Звучит фрагмент П.И.Чайковского «Вальс» (Симфонический оркестр)
(по щелчку в слайде №23)
Ведущий. Давайте подведём итог нашего занятия. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху, пробовали подбирать инструменты к различным образам и передавать его звучание. А что вам больше понравилось на занятии? (ответы) Ребята нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале из ваших рисунков мы создадим свой симфонический оркестр.
23 Слайд-До свидания, до новых встреч! (по щелчку)
Дети под «Вальс» покидают класс.
Список источников:
http://www.muz-urok.ru/ - история инструментов
http://www.tatarovo.ru/sound.html - звуковые эффекты
http://simphonika.ru/violin.html - струнные инструменты
http://simphonika.ru/flute.html - духовые инструменты
http://simphonika.ru/litavra.html - ударные инструменты
http://simphonika.ru/piano.htm- клавишные инструменты
http://art.1september.ru/ картинки симфонического оркестра
http://www.posobiya.ru/ -народные музыкальные инструменты
http://www.zlatoriza.ru/- аудиоэнциклопедия «Симфонический оркестр» - познавательная программа для детей
Газарян С.С. «В мире музыкальных инструментов»
Цейтлин Б.Л. «По ступенькам музыкальных знаний»
Радынова О.П. Музыкальные шедевры: «Музыкальные инструменты»
Кирилл и Мефодий. SD «Музыкальная энциклопедия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия во второй младшей группе «Ознакомление с музыкальными инструментами».
Конспект музыкального занятияво второй младшей группе«Ознакомление с музыкальными инструментами»....
Конспект музыкального занятия во второй младшей группе «Ознакомление с музыкальными инструментами».
Конспект занятия....
Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"
Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Орган - король музыкальных инструментов"
Занятие знакомит детей с музыкальным инструментом органом. Используются иллюстративный материал и презентация. Дети слушают музыку И.С.Баха в исполнении органа....
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...
Конспект музыкального занятия "Ударный инструмент - колокольчик"
Конспект музыкального занятия...
Конспект музыкального досуга «Волшебные музыкальные инструменты», посвящённого Дню необычного музыкального инструмента
Конспект музыкального досуга «Волшебные музыкальные инструменты», посвящённого Дню необычного музыкального инструментаЦель – обогатить представления детей о музыкальных инструме...