Гендерный подход в образовании: за и против
статья по музыке по теме

Бобкова Ольга Владимировна

Гендерный подход в музыкальном развитии дошкольников. Использование дифференцированного подхода в работе музыкального руководителя в музыкальном развитии мальчиков и девочек. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гендерный подход в образовании20.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гендерный подход в образовании: за и против

В последнее время наблюдается возросший интерес к проблеме гендерного воспитания, которая является одной из важнейших и актуальных проблем в педагогике на сегодняшний день. Без её решения затруднительно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств как мужественность и женственность, необходимых им для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Долгое время эта проблема оставалась не исследованной специалистами в области отечественной психологии и педагогики.

 

Гендерный подход в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Музыка благотворно воздействует на чувства ребенка и развитие его личности.

В общепринятых программах дошкольных образовательных учреждений России присутствуют обучающие, воспитательные и развивающие задачи.  Однако ни в одной из них не учитываются гендерные особенности ребенка, состояние его здоровья, слабо отображены разные физические показатели двигательной активности. Образовательные программы ориентированы на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые различаются в физическом развитии и социальном поведении, в интеллектуальных, визуально-пространственных способностях, уровне достижений и многом другом. Необходимо учитывать и тот факт, что двигательная активность мальчиков и девочек отличается. (Слайд)

В разработке рабочей программы нашего ДОУ мы стараемся идти по пути музыкального развития мальчиков и девочек. Следует отметить, что такая работа не противоречит и совместной деятельности детей во время музыкального занятия и позволяет в полной мере использовать дифференцированный подход в работе.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности, в том числе и театрализацию. Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого  ребенка, позволяет ему придумывать тот или иной образ своего героя. Дети имеют возможность самостоятельно выбирать себе роли.

Гендерный подход в работе с детьми необходимо учитывать с младшего возраста.

Младшие дошкольники с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения и голоса. Педагоги помогают детям в определении ролей для мальчиков и для девочек (курочки, петушки, кошечки и т.д.).

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. В нашем ДОУ к театрализации активно привлекаются педагоги, которые, как и дети, берут на себя роли героев сказок. Особенно тщательно и трепетно мы подходим к выбору взрослых персонажей в театрализации.

Совместные мероприятия взрослых и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному искусству. В развитии характерных мужских качеств – у мальчиков и женских качеств – у девочек, помогают элементы мужских и женских костюмов. Таким образом, в рамках театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста закладываются основы половой идентичности и полового различия.

Ещё одним направлением гендерного подхода в работе музыкального руководителя является танцевальная культура. Здесь осуществляется физическое развитие и понимание детьми функциональных возможностей своего тела. Использование специфических танцевальных движений для мальчиков и девочек помогают им раскрыться с точки зрения гендерной принадлежности.

Резкие и четкие движения для мальчиков. Сюда можно отнести: глубокие приседания с выставлением пятки, присядки, хлопки с притопом, большие прыжки, широко раскрытые руки, маршевые движения. И, конечно же, для мальчиков очень важен яркий образ в танцах, характеризующий яркие мужские черты. Для них мы выбираем такие образы как гусары, богатыри, удальцы, моряки, мушкетеры, пираты, ковбои и т.д. Посредством таких образов и танцевальных движений, мальчики приобретают и совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, выносливость, выдержка, настойчивость, находчивость.

Девочкам мы предлагаем  плавные, спокойные, нежные движения. Выбираем им женственные образы: снежинки, балерины, звездочки, матрешки, куколки и т.д. Особенно хорошо подчеркиваются такие образы предметами в руках: листочками, платочками, цветами и т.д. Именно такие танцевальные образы призваны пробудить у девочек такие женские качества как нежность, кокетливость, кротость.

Музыкальный репертуар немаловажен для создания правильного образа и ассоциаций у детей. Например: яркий, четкий сдержанный марш для Солдатиков и изящный вальс для Снежинок.

Особенно ярко гендерный подход выражается при разучивании парных танцев: менуэт, полька, полонез, вальс, танго и т.д.

Именно здесь мальчик и овладевает навыком ведущего партнера. Его движения точны, выверены, именно он ведет девочку. Здесь в полной мере проявляется мужская доминанта. Через такие танцы к мальчикам приходит понимание о том, как взаимодействовать с девочками, они учатся галантно и культурно вести себя по отношению к представительницам слабого пола. В то время как девочки становятся нежными, изящными, легкими благодаря таким танцевальным движениям как всевозможные вращения, мягкие кружения, плавные ходы и взмахи руками. Вся женская грация и пластика пробуждают в девочке женское начало. Всегда обращаем внимание детей на приглашение на танец. Ведь именно от мальчика должна исходить инициатива. А после танца важно проводить девочку на свое место и поблагодарить её за танец поклоном.

С первых музыкальных занятий и до конца обучения в детском саду мы объясняем детям, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность.

При организации образовательного процесса важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, основанных на слуховом восприятии, а для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства восприятия.

Очень важно воспитывать в детях доброе и нежное отношение мальчиков к девочкам и наоборот. Музыкальные игры о мальчиках и девочках помогают развитию представлений ребенка о своем поле и формированию позитивного принятия своего пола. Детей привлекают такие музыкальные игры, как «Шел король по лесу», «Грибочки и грибники» и др.  – в которых ярко проявляется гендерное различие. Мальчики будут исполнять роль грибников, короля, а девочки, соответственно, грибочков и принцесс.

Таким образом, использование гендерного подхода в музыкальном воспитании, как одного из направлений всестороннего развития личности ребенка, оправдано и целесообразно. Мы считаем, что гендерный подход в воспитании дошкольников необходим. Сегодня это особенно важно, когда средства массовой информации засоряют сознание наших детей, несут в себе подмену понятий о женских и мужских стереотипах, пропагандируют неидентифицируемых, бесполых героев. Наши воспитанники не бесполые дети, а мальчики и девочки у которых мы формируем социокультурные и личностные представления о гендерных стереотипах поведения с целью их дальнейшей успешной социализации, важной частью которой является самоидентификация личности, как мальчика, так и девочки с учетом их пола и возраста. Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка. Мальчик и девочка – два разных мира. Мы очень заинтересованы в воспитании детей с учетом гендерных особенностей. В нашем саду мы создаём условия, способствующие гендерной социализации детей. И эта работа приносит положительные результаты. Мы расширяем кругозор детей о социальных ролях мужчины и женщины. Выросла и культура поведения и общения детей. Мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки стали более доброжелательными по отношению к мальчикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар: «Гендерный подход к образованию и воспитанию дошкольников».

Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования. С дошкольной ступени набирают темпы создание вариативных моделей образования и новых форм обучения, осуществляется...

Семинар-практикум "Гендерный подход в образовании"

Вопрос для педагогов: В чем различие понятий половое и гендерное воспитание?...

Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании

Все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игра. А э...

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода

Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и «Типовым положением» о до...

Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании

Данный материал предназначен в помощь воспитателю в работе с детьми. Его можно использовать для выступления на педсовете....