Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании
статья
Данный материал предназначен в помощь воспитателю в работе с детьми. Его можно использовать для выступления на педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 179.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ ЦРР – детский сад № 49 Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Статья
«Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании»
Автор: воспитатель Голяницкая Вера Михайловна
2019 год
Гендерология - междисциплинарная отрасль наук о человеке как носитель мужского или женского пола. "Пол - это комплекс репродуктивных, общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика и девочку, мужчину или женщину".
Гендерные типы:
Маскулинность - характеризуется большой энергией, агрессивностью способностью к кратковременному, но значительному умению.
Феминность - характеризуется деятельностью с опорой на коммуникацию, тонкостью чувств, восприятием нюансов, продолжительностью активности при отсутствии чрезмерных усилий.
Андрогинность - одновременная выраженность маскулинных и феминных черт.
Под влиянием эндокринной и центральной нервной систем формируются половые центры мозга, которые вырабатывают гормоны, соответствующие анатомическому строению человека. Иногда по ряду причин (не касаемые медицины) половые гормоны и половое строение не совпадают. В раннем детстве определять это невозможно, потому что некоторые дети медленно созревают, чем их ровесники. К пяти годам дети практически полностью усваивают роль половой принадлежности. Крайне редко в дошкольном возрасте у мальчиков и девочек наблюдаются отклонения в поведении, связанные с половыми проблемами. Как правило, проблемы заключаются в семейном воспитании. Обращаются к специалистам необходимо, если комплекс симптомов превратился в систему:
МАЛЬЧИКИ
- Никогда не играет в «мальчиковые» игры, играя в дочки-матери, всегда выбирает роль «мамы» (возможно, в семье конфликт с папой);
Если мальчики играют в куклы, дочки-матери, значит, умеют общаться с девочками, и в будущем ориентированы на создание семьи.
- Систематически переодеваются в женскую одежду, обожают рассматривать и нюхать женскую косметику и парфюмерию, рассматривать себя в зеркале. Часто это проявление детского любопытства, либо подражание взрослым.
- Избегают общения с мальчиками, с девочками ведут себя послушно, мягко, ласковы и спокойны. Любят помогать девочкам, ведут себя не только с девочками, но и с мальчиками кокетливо и женственно. Если папа боготворит маму, вполне возможен у мальчика подобный стиль поведения (женский). Внешность мальчика, но поведение «идеальной девочки». Если в семье есть сестра и ей уделяется больше внимания, любви, заботы и тепла может сложиться неблагоприятная ситуация.
- В своих снах и фантазиях мальчики видят себя девочками. На просьбу нарисовать «Семью», «Дом», «Дерево», «Человека» и другие проективные методики, феминный мальчик рисует девочку.
В дошкольном возрасте даже сочетание всех симптомов, не ставшей системой, не должно вызывать тревогу. Но если симптомы сохраняются и усиливаются в подростковом возрасте и озвучивается желание родиться девочкой или сменить пол, то очевидно существует конфликт сексуальной идентичности.
ДЕВОЧКИ (непонятные)
- В сюжетно-ролевых играх выбирают себе роли воина, разбойника, ковбоя. Любят играть в войну. Их интересуют танки, самолеты, пистолеты, сабли, шайбы и клюшки. Кто дарит им игрушки? Кого в семье ждали мальчика или девочку?
- Девочки хотят быть принцессами, но помочь им могут только родители. Пусть девочка в группе будет в нарядном платье с бантиками, заколочками и другими украшениями (внешние атрибуты влияют на внутреннее состояние), а на физкультуре в шортах и футболке, на прогулке в брюках, одежде позволяющей бегать, прыгать, лазить и свободно двигаться. Если девочка настаивает на мужском стиле одежды и прическе, имеет смысл задуматься, кто в вашем окружении себя ведет подобным образом.
- Хотят общаться только с мальчиками. Избегают ласк и нежных поцелуев мамы, ведут себя грубо на мужской манер. Проанализируйте стили общения родных, близких и друзей.
- Движения резковатые, напористые. Речь грубовата. На просьбу нарисовать человека, рисуют мужчину. Называют себя именем мальчика.
- В подростковом возрасте желание сменить пол, не всегда говорит об эндокринных неполадках. Неудовлетворенность «женской» социальной ролью, ориентированность на карьеру, желание быть независимой, говорит не только о «маскулинно-ориентированном обществе», но и о серьезных проблемах и связанных с ними глубокими и сильными переживаниями в семье девочки.
Не существует «плохих» гендерных типов. У разных гендерных типов могут возникнуть трудности в сфере общения и совместной деятельности со сверстниками и с взрослыми, в эмоциональной сфере и в формировании самооценки.
МАСКУЛИННЫЕ ДЕТИ
ХАРАКТЕРИСТИКА | ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
| Нарушения в эмоциональной и поведенческой сферах |
| Завышенная самооценка |
| Конфликты в сфере общения с взрослыми и сверстниками |
| Лидер со знаком «минус» (агрессивность вербальная и невербальная, косвенная) |
| Проблемы эмоциональной неустойчивости, общения |
|
ФЕМИННЫЕДЕТИ
ХАРАКТЕРИСТИКА | ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
| Заниженная самооценка, эмоциональные проблемы, связанные с попаданием под влияние лидера со знаком «минус» |
| Тревожность. Отсутствие креативности (творчества), проблемы в общении со сверстниками |
| Конфликт с маскулинным папой |
| Проблема общения с родителями, которые видят в ребенке «маленького неудачника». Заниженная самооценка, эмоциональные проблемы |
| Проблемы общения со сверстниками (особенно у мальчиков) |
ВЫВОД: Проблемы решаются с применением игро-терапии (сплочение, объединения коллектива), сказко-терапии, арт-терапии (рисование, лепка и т.д.), тренингов общения.
Кропотливая каждодневная работа воспитателя в процессе решения проблем в познавательной и воспитательной сферах, а также использование различных форм работы с родителями, среди которых наиболее эффективная беседа. Просвещение родителей о половом воспитании и создании эмоционального комфорта в семье.
Литература:
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки два разных мира»
- Баркан АМ. «Практическая психология»
- Аллан Фромм «Азбука для родителей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ, РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Этот проект рассказывае об использованиев ДОУ гендерного подхода, который дает огромные возможности в воспитании личности мальчиков и девочек, в речевом и нравственном ее развитии....
Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ
Отчет о проделанной работе по работе над годовой задачей "Гендерный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"...
Реализация гендерного подхода в системе дошкольного образования.
Реализация гендерного подхода в ДОУ...
Рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений по организации предметно-развивающей среды для реализации гендерного подхода.
Даны рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений по организации предметно-развивающей среды для реализации гендерного подхода....
Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании
Все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игра. А э...
Методическая работа: «Гендерный подход в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО»
Введение……………………………………………………………&helli...
Гендерный подход в дошкольном образовании
Гендерный подход в дошкольном образовании...