Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
рабочая программа по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема самообразования | 28.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Ягодка» Тутаевского муниципального района
Индивидуальный план самообразования по теме
"Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Начало работы над темой – сентябрь 2017 год
Предполагаемая дата окончания работы – май 2018 год
Музыкальный руководитель Коновалова Ирина Ивановна
Г. Тутаев
Содержание:
Актуальность, цель и задачи
Введение
Использование ИКТ в работе с детьми по развитию чувства ритма
Ожидаемый результат
План работы по самообразованию на 2017 – 2018 учебный год
Приложение
Использованная литература
Актуальность.
Развитие музыкально-ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и музыкальных инструментов способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Цель:
Развитие чувства ритма, познавательного интереса, тренировка внутреннего слуха.
Задачи:
- выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у детей;
- использовать детские музыкальные инструменты, дидактические игры и ИКТ в работе по развитию чувства ритма;
- развивать творческое воображение, приобщение к исследовательской деятельности, воспитание дружеских отношений между детьми.
- осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого-
педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста; предметом — педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах и при помощи ИКТ.
Гипотеза исследования - эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах, ритмических игр, упражнений и заданий по средствам ИКТ может быть обеспечена при прохождении трёх блоков работы с детьми:
I блок - ознакомительный (ритмические упражнения; тематические уроки музыки);
II блок - основной (обучающие занятия игре на ДМИ и через задания);
III блок - итоговый (игра в детском оркестре, открытые занятия).
ВВЕДЕНИЕ
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще».
Наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.
Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое
музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше
дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребѐнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнѐра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партнѐром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра не только даѐт взрослому возможность диктовать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпоощущение. Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга.
Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается
качество музыкально - ритмических движений, дети более чѐтко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально-эстетическую игру.
Использование ИКТ в работе с детьми по развитию чувства ритма:
- интернет-ресурсы;
- творческие задания;
- мультимедиа презентации;
- обучающие и развивающие программы;
- фонограммы музыкальных произведений;
- подборка иллюстративного материала для составления дидактических игр;
-видеопросмотр проведенных праздников и развлечений.
Ожидаемый результат: Чувство ритма, является первоосновой музыкально-
исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.
План работы на 2017-2018 учебный год
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | Приобретение музыкального репертуара и литературы. | Разработка системы обучения детей, изучение теоретического материала по данной теме. | Систематическое использование на занятиях. |
Октябрь - - ноябрь | Развиваем чувство ритма детей при восприятии музыки, игре на музыкальных инструментах. | Игра в «Изумительном оркестре», разучивание ритмических упражнений «Палочки-стукалочки», «Ритмы-стрелы»… Систематическое использование на музыкальных занятиях. | Открытое занятие «Путешествие в тридесятое государство». |
Декабрь | Развитие чувства ритма через дидактические игры. | Продолжать работу с детьми по развитию чувства ритма используя материалы картотеки (игры, упражнения…). Улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения, достигать качественно более высоких результатов образования. | Консультация для педагогов и родителей «Развитие чувства ритма». |
Январь – февраль | Детские ударные инструменты как средство развития чувства ритма. | С помощью ИКТ проводить изучение всех видов ударных шумовых музыкальных инструментов; проводить беседы о музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду: барабан, маракас, трещотка, треугольник, бубен, ложки. | Систематическое использование на музыкальных занятиях. |
Март | Развитие чувства ритма в повседневной жизни ребёнка. | Дети показывают свои знания в игре на ДМИ, повторение материала. Использование системы обучения детей с помощью ИКТ. | Консультация для родителей «Развитие чувства ритма в повседневной жизни ребёнка». |
Апрель | Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма. | Использование накопленного опыта и материала по теме самообразования; продолжать обогащать ЗУН о развитии чувства ритма у детей. | Консультация для воспитателей для организации совместной деятельности «Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма». |
Май | Обобщение прошлогоднего опыта и опыта текущего года. | Дети демонстрируют технику игры на инструментах; точность движений в танцах, согласуя их с музыкой; ритмический рисунок мелодий в песнях при исполнении песен. | Выступление на утренниках, праздниках и в разных развлечениях. |
Приложение № 1 Консультация для педагогов и родителей
«Развитие чувства ритма»
Приложение № 2 Консультация для родителей «Развитие чувства ритма в повседневной жизни ребёнка»
Приложение № 3 Консультация для воспитателей для организации совместной деятельности «Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма»
Приложение № 4 Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду.
Приложение № 5 Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма (ритмо-речевые упражнения и музыкально-дидактические игры)
ЛИТЕРАТУРА:
1. М.Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001г."Дошкольное образование".
2. Т.Э.Тютюнникова "Педагогика сотрудничества". 5/2000г. "Дошкольное воспитание".
3. Т.Э.Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".
4. Т.М.Орлова, С.И.Бекина "Учите детей петь". 1988г. "Просвещение".
5. В.Даль "Толковый словарь русского языка". 2002г. Москва.
6. Н.А. Ветлугина "Музыка в детском саду". Издательство «Музыка», Москва, 1980г.
7. Н.А. Ветлугина "Методика музыкального воспитания в детском саду".
8. Издательство "Просвещение", Москва, 1982г.
9. Журналы "Музыкальный руководитель" 2014г.- 2017г.
10. Новикова Г.П. "Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей
старшего дошкольного возраста". Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.
11. Каплунова И.М. , Новоскольцева И.А. ''Этот удивительный ритм'', издательство «Композитор – СПб», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным. ...
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирова...
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей с ОНР, а также коррекции речевой и двигательной сфер.Чувство рит...
Игры, направленные на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
Комплекс игр на музыкальных занятиях...
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.
В развитии ритма подход к каждому индивидуален. Ребенок выполняет упражнения синхронно с педагогом или с другими детьми, у которых уже получается это задание. Это тоже один из приемов развития р...
«Формирование речевого слуха, фонематического восприятия, развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Статья для педагоговРазвитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение во...
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...