Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
рабочая программа по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема самообразования28.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Ягодка» Тутаевского муниципального района

Индивидуальный план самообразования по теме

"Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Начало работы над темой – сентябрь 2017 год

Предполагаемая дата окончания работы – май 2018 год

Музыкальный руководитель Коновалова Ирина Ивановна

Г. Тутаев

Содержание:

Актуальность, цель и задачи

Введение

Использование ИКТ в работе с детьми по развитию чувства ритма

Ожидаемый результат

План работы по самообразованию на 2017 – 2018 учебный год

 Приложение

Использованная литература

Актуальность. 

Развитие музыкально-ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и музыкальных инструментов способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.

Цель: 

Развитие чувства ритма, познавательного интереса, тренировка внутреннего слуха.

Задачи:

- выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у детей;

- использовать детские музыкальные инструменты, дидактические игры и ИКТ в работе по развитию чувства ритма;

- развивать творческое воображение, приобщение к исследовательской деятельности, воспитание дружеских отношений между детьми.

- осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого-

педагогической литературы по изучаемой проблеме;

- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста; предметом — педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах и при помощи ИКТ.

Гипотеза исследования - эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах, ритмических игр, упражнений и заданий по средствам ИКТ может быть обеспечена при прохождении трёх блоков работы с детьми:

I блок - ознакомительный (ритмические упражнения; тематические уроки музыки);

II блок - основной (обучающие занятия игре на ДМИ и через задания);

III блок - итоговый (игра в детском оркестре, открытые занятия).

ВВЕДЕНИЕ

   Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

   Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще».

   Наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.

Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое

музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше

дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребѐнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнѐра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партнѐром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.

   Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра не только даѐт взрослому возможность диктовать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпоощущение. Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга.

   Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для  себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается

качество музыкально - ритмических движений, дети более чѐтко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.

   Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально-эстетическую игру.

Использование ИКТ в работе с детьми по развитию чувства ритма:

- интернет-ресурсы;

- творческие задания;

- мультимедиа презентации;

- обучающие и развивающие программы;

- фонограммы музыкальных произведений;

- подборка иллюстративного материала для составления дидактических игр;

-видеопросмотр проведенных праздников и развлечений.

Ожидаемый результат: Чувство ритма, является первоосновой музыкально-

исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.

План работы на 2017-2018 учебный год

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Приобретение

музыкального

репертуара и

литературы.

Разработка системы

обучения детей, изучение

теоретического

материала по данной

теме.

Систематическое

использование на

занятиях.

Октябрь -    - ноябрь

Развиваем чувство

ритма детей при

восприятии музыки,

игре на

музыкальных

инструментах.

Игра в «Изумительном оркестре», разучивание ритмических упражнений «Палочки-стукалочки», «Ритмы-стрелы»… Систематическое

использование на

музыкальных

занятиях.

Открытое занятие «Путешествие в тридесятое государство».

Декабрь

Развитие чувства ритма через дидактические игры.

Продолжать работу с детьми по развитию чувства ритма используя материалы картотеки (игры, упражнения…). Улучшение способности

педагогической

системы образовательного

учреждения,

достигать качественно более высоких результатов образования.

Консультация для педагогов и родителей

«Развитие чувства ритма».

Январь – февраль

Детские ударные инструменты как средство развития чувства ритма.

С помощью ИКТ проводить

изучение всех видов

ударных шумовых

музыкальных

инструментов; проводить беседы о музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду: барабан, маракас, трещотка,  треугольник, бубен, ложки.

Систематическое использование на музыкальных занятиях.

Март

Развитие чувства ритма в повседневной жизни ребёнка.

Дети показывают свои знания в игре на ДМИ, повторение материала. Использование системы обучения детей с помощью ИКТ.

Консультация для родителей

«Развитие чувства ритма в повседневной жизни ребёнка».

Апрель

Музыкальные

игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма.

Использование накопленного опыта и материала по теме самообразования; продолжать обогащать ЗУН о развитии чувства ритма у детей.

  Консультация для воспитателей для организации совместной деятельности

«Музыкальные

игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма».

Май

Обобщение прошлогоднего опыта и опыта текущего года.

Дети демонстрируют технику игры на инструментах; точность движений в танцах, согласуя их с музыкой; ритмический рисунок мелодий в песнях при исполнении песен.

Выступление на утренниках, праздниках и в разных развлечениях.

Приложение № 1 Консультация для педагогов и родителей

«Развитие чувства ритма»

Приложение № 2 Консультация для родителей «Развитие чувства ритма в повседневной жизни ребёнка»

Приложение № 3 Консультация для воспитателей для организации совместной деятельности «Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма»

Приложение № 4 Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду.

Приложение № 5 Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма (ритмо-речевые упражнения и музыкально-дидактические игры)

ЛИТЕРАТУРА:

1. М.Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001г."Дошкольное образование".

2. Т.Э.Тютюнникова "Педагогика сотрудничества". 5/2000г. "Дошкольное воспитание".

3. Т.Э.Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".

4. Т.М.Орлова, С.И.Бекина "Учите детей петь". 1988г. "Просвещение".

5. В.Даль "Толковый словарь русского языка". 2002г. Москва.

6. Н.А. Ветлугина "Музыка в детском саду". Издательство «Музыка», Москва, 1980г.

7. Н.А. Ветлугина "Методика музыкального воспитания в детском саду".

8. Издательство "Просвещение", Москва, 1982г.

9. Журналы "Музыкальный руководитель" 2014г.- 2017г.

10. Новикова Г.П. "Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей

старшего дошкольного возраста". Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.

11. Каплунова И.М. , Новоскольцева И.А. ''Этот удивительный ритм'', издательство «Композитор – СПб», 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным.  ...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирова...

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей с ОНР, а также коррекции речевой и двигательной сфер.Чувство рит...

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

В развитии ритма подход к каждому индивидуален. Ребенок выполняет упражнения синхронно с педагогом или с другими детьми, у которых уже получается это задание. Это тоже один из приемов развития р...

«Формирование речевого слуха, фонематического восприятия, развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Статья для педагоговРазвитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение во...

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...