Занятие в старшей группе "Прогулка по осеннему лесу".
план-конспект занятия по музыке (младшая группа)

Шаймуратова Альбина Фагиловна

Занятие в старшей группе проводится осенью, выражая чувства и настроение осенней природы. Слушая красивую музыку П.И.Чайковского, дети погружаются в мир эстетического наслаждения, что приводит к насыщенности музыкальной культуры. Дидактический материал представлен в виде карточек с изображением музыкальных инструментов, среди которых ребенок выбирает нужный после слушания пьесы. Игра на музыкальных инструментах дает представление о богатой палитре звуков. "Прогулка" по осеннему лесу будит в детях фантазию и воображение. С помощью стихов мы говорим об осени, как самом красивом времени года.Приветствие и прощание проводятся с хорошим настроением и улыбкой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС».

Цель:  Вызвать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера, разнообразить музыкальное восприятие, обогащать музыкальные впечатления.

Задачи: 1. Способствовать развитию  умения  ритмично двигаться под музыку; передавать особенности музыки в движениях.

2. Способствовать развитию умения образного  восприятия  музыки; определять жанры музыки; высказываться о характере музыки, особенностях; различать звучание инструментов.

3. Способствовать формированию  исполнительского  навыка: правильное звукообразование, чистоту интонации.

4.Обеспечить  развитие творческой  активности, способствовать формированию выразительности движений;  выполнять правила игры.

Оборудование и материалы:1.Музыкальный материал:А.Петров, «Осенний хоровод»;  попевка «Доброе утро»; П.Чайковский, «Осенний вальс» («Сентиментальный вальс»);  попевка «Как под горкой», русская народная мелодия; песня «Осень в лесу».

2. Использование ИКТ: презентация «Осень в лесу».

3. Раздаточный материал, ТСО: осенний кленовый листочек, карточки с изображением музыкальных инструментов, музыкальных знаков (ноты),  маски Белочки ,Ежа, Ноябринки; музыкальные инструменты (маракасы, колокольчики, ложки, погремушка, музыкальный молоточек, металлофон, ксилофон, электромузыкальная игрушка),  корзинка.

Ход занятия.

Вход под музыку «Осенний хоровод» , музыка А.Петрова.

Дети входят с осенними листочками, идут по кругу. Под музыку выполняют танцевальные  движения вальса.

Музыкальное приветствие: Здравствуйте, ребята! (звукоряд).

Дети: Здравствуйте! (трезвучие).

Утреннее приветствие:

Доброе утро!    (повороты друг к другу)

Улыбнись скорее!  (разводят руки в стороны)

И сегодня весь день будет веселее!    (машут листочками).

Музыкальный руководитель:

- Отгадайте-ка, ребятки,

О чем моя загадка:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим,

Нам ответят: «Это….»

Дети: Осень!

- Ребята, расскажем  стихотворение  про это время года.

Музыкальный руководитель:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья разноцветные по ветру летят. (А.Толстой).

Дети читают стихи.

- А осенью бывают чудеса?

Дети: Да, бывают!

- Открою вам один секрет, я верю в сказку, а вы?

Дети: Да, верим!

- Предлагаю отправиться в путешествие по осеннему волшебному лесу к Ноябринке.

(Ритмическое упражнение):

В лес отправимся гулять,

 будем весело шагать   (маршируем) -2р.

И листочками махать.      (машем листьями)

По тропиночке пойдём друг за дружкою гуськом.    (идем по кругу)

На носочки встали, быстро побежали.

Ноги выше поднимаем, мы на лужи наступаем.

И снова по дорожке весело шагаем.  (маршируем).

Музыкальный руководитель:

Мы в волшебный лес попали,

Раньше тут мы не бывали.

Полон звуков этот лес,

Очень много здесь чудес.

Как в лесу тихо,

Он, наверно, и вправду волшебный.

- Присядем на полянке и посмотрим, как осенью лес выглядит сказочно.

- А увидеть осеннюю красоту нам поможет волшебная музыка.

- Ребята, послушайте и определите, какое настроение у музыки?

Слушание музыки. П.И.Чайковский, «Осенний вальс».

- Ребята, очень хорошо слушали музыкальное произведение.

- Какое настроение у музыки?

- А ответить нам поможет волшебный осенний листок.

(Игра «Волшебный листик»): дети передают осенний листик и называют слова по настроению и характеру музыки.

Ответы: сказочная, красивая, волшебная, лучезарная, мечтательная, таинственная, осенняя, золотая, неторопливая, воздушная, мягкая, ласковая, спокойная, прозрачная, нежная.

- Прекрасные ответы, ребята! Как много вы знаете осенних красивых слов.

- О чём рассказала музыка?

Ответы: музыка рассказала нам об осени.

- Назовите жанр музыки?

Ответы: танец  (вальс).

- Автор этой красивой музыки,  великий русский композитор П.И.Чайковский, так и назвал свое произведение «Осенний вальс».

- Ребята, поиграем в игру «Изобрази инструмент»: на каком же инструменте исполняет музыкант великую музыку Чайковского?

Повторное слушание с показом «игры» на фортепиано  (фрагмент музыки).

- Правильно изобразили, ребята!

- Как называется этот музыкальный инструмент?

Ответы: Фортепиано (пианино, рояль).

- Ребята, поиграем в  игру «Найди музыкальный инструмент»: быстро найти карточку с изображением музыкального инструмента фортепиано.

Игра проводится два раза.

-Ребята, это любимый музыкальный инструмент Петра Чайковского.

- Кто скажет, ребята, Чайковский это композитор или художник?

Ответы: композитор.

- Чем занимаются композиторы?

Ответы: композиторы сочиняют, пишут музыку.

- Какие знаки используют композиторы в своей работе?

- Ноты.

-Правильно, ребята, эти музыкальные знаки называются нотами.

-Ребята, поиграем в игру «Собери ноты»: на демонстрационном столе разложены осенние листья и ноты (изображения на карточке): кто быстрее соберёт нотки в осеннем лесу?

Играют два человека (два раза).

- Хорошо, ребята, правильно собрали нотки.

-Назовём наши волшебные музыкальные нотки!

Хором называем ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

- Пропоём эти звуки.

(Распевание на сольфеджио).

- А теперь мы споём всего четыре нотки и получится попевка: до, ре, ми, фа.

 - Исполним со словами попевку «Как под горкой»:

Как под горкой, под горой огородик вырос мой.

Картошка моя вся поджаренная.

Исполнение каноном: подгруппа исполняет первую фразу, другая подгруппа исполняет вторую фразу.

-Ребята нам исполнят попевку на музыкальных инструментах: металлофон, ксилофон, электромузыкальная игрушка.

Исполнение оркестром.

- Очень интересно прозвучало в нашем осеннем лесу осенняя  попевка.

- Ребята, назовите , пожалуйста, осенние месяцы?

Ответы: сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Хорошо, ребята, правильно.

Вход героя – девочки Ноябринки.

Ноябринка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Я, ребята, Ноябринка,  холодинка и дождинка.

И станцую вам сейчас

Лучезарный танец вальс,

Приглашаю всех я вас!

  Исполнение танца с листочками.

По окончании танца все стоят в круге с листочками.

Дети надевают маски лесных зверюшек – Белочки и Ежа.

Звучит фоном мелодия с песни «Осень в лесу».

Музыкальный руководитель: определите название песни и настроение.

Ответы : песня веселая, радостная, называется «Осень в лесу».

Воспитатель: Дорогая Ноябринка, лесные жители желают тебе подарить музыкальный подарок.

Исполнение песни.

Осень, осень, осень – снова к нам пришла,
Осень, осень, осень – чудная пора.
В золотом наряде парки и сады.
Осень, осень ждали с нетерпеньем мы!
Припев: Парам-пам-пам, парам-пам-пам.
А в лесу чудесно, просто красота!
И тропинка тянется прямо вдоль пруда.
На ветвях малины ягоды висят,
За пенечком прячутся шляпки у опят.
Припев: Парам-пам-пам, парам-пам-пам.
Белка на поляне шишечки грызет,
Ежик босоногий по лесу идет.
На спине у ежика яблоки, грибы:
Ежик, правда любишь осени дары?
Припев: Да, да люблю, да, да люблю!
             Парам-пам-пам, парам-пам-пам.

Все садятся на стулья.

Музыкальный руководитель: А теперь, ребята и Ноябринка, я расскажу вам сказку. Сказка необычная. Это сказка – шумелка  и тоже называется «Осень в лесу».

- Почему эта сказка  шумелка?

Ответы: исполняют шумовые музыкальные инструменты.

-Назовите эти музыкальные инструменты?

Раздаются детям музыкальные инструменты и называем их: маракасы, деревянные инструменты ложки, колокольчики, музыкальный молоточек, погремушка.

Исполнение оркестром:

Листья солнцем наливались, листья солнцем пропитались   (все инструменты)

Зашуршали по кустам   (маракасы)

Поскакали по ветвям   (ложки, музыкальный молоточек, погремушка)

Ветер золото кружит, ветер золото кружит  (колокольчики)

Золотым дождём шумит   (все инструменты).

- Замечательная сказочка.

- О чем эта сказочка?

Ответы: об осени.

Ноябринка: Ребята, а за что вы любите осень? Чем она вам нравится?

Ответы: разноцветные листики, красивая природа, прозрачный воздух, любим гулять в парке, любим ходить в лес за грибами.

Ноябринка: Ребята, я пришла к вам и принесла для угощения  дары Осени. Показывает корзину с яблоками на демонстрационном столе.

Ноябринка: Я благодарю вас за  волшебную встречу в осеннем лесу и прощаюсь: улетаю-улетаю.

Дети встают,  поднимают листочки вверх и машут листиками: до свидания, Ноябринка!

Проводится  башкирская игра «Улетели журавли»:

Улетели – улетели – улетели журавли!  (машут руками)

Улетели – улетели игрушки!  (быстро опускают руки)

Улетели журавли! Улетели мячики!

Музыкальный руководитель: Вот мы и побывали с вами в волшебном осеннем лесу, полюбовались на его красоту.

- Что вы запомнили и что вы узнали?

Ответы: спели красивую песню, слушали прекрасную музыку великого русского композитора П.Чайковского, играли на музыкальных инструментах, танцевали, играли в веселые игры.

Музыкальный руководитель: А теперь нам пора возвращаться. Скажем волшебные слова:

(Идём по кругу) По тропинке мы пойдём,

В детский сад скорей придём!

Вот мы и в детском саду!

-Какая замечательная прогулка по осеннему лесу!

- Какое настроение у вас после прогулки?

Ответы: веселое, радостное, солнечное.

- Поделимся нашим прекрасным настроением со всеми.

(Психологическая гимнастика «Лучик»)

К солнышку потянулись, лучик взяли,   (руки вверх)

К сердцу прижали  ( к себе)

Людям отдали  (руки развернули)

 И улыбнулись!

Попевка «До свидания!»

Прощаться, как известно, не очень интересно.

Но мы кивнём головкой,

Помашем на прощанье.

И дружно, дружно, дружно

 Всем скажем «До свиданья!».

Дети выходят под музыку.

 



Предварительный просмотр:

Праздник осени для младшей группы.


ВЕДУЩИЙ: По лесным тропинкам бродит Осень.
Ходит величаво возле стройных сосен.
Всех нас утешает: "Пролетело лето,
Но не унывайте, дети! Ведь не страшно это!"
Ходит по тропинкам Осень не спеша,
Слышите, как листики вокруг нас шуршат?

Входит герой Осень.

ОСЕНЬ: Здравствуйте, ребятишки!
Вы ищете меня? А вот и я!
Всех вокруг я нарядила,
Деревья все позолотила.
С друзьями в круг могу я встать,
С вами вместе поплясать.


ВЕДУЩАЯ: Какие красивые листочки вы собрали! Мы с ними потанцуем. 

Исполняется "ТАНЕЦ С ОСЕННИМИ ЛИСТОЧКАМИ"

ВЕДУЩАЯ: Пока мы с листьями играли, по небу тучи пробежали.
Хмурая погода и дождик на дворе,
Стало очень холодно в октябре .

Звучит музыка, в зал вбегает Дождинка (девочка из подготовительной группы). 

ДОЖДИНКА: Здравствуйте, дорогие ребятишки!
Я - Дождинка-хохотушка.Я - Осени подружка!Как чудесен мой наряд,Всюду капельки висят,
Потому, что дождь и я -Старые друзья! 

ВЕДУЩАЯ: Что ж, Дождинка, оставайся,Вместе с нами развлекайся!
Дождик с нами тоже дружен.Все мы знаем, дождик нужен!
Осенью часто идет дождь - он холодный, грустный, а я предлагаю превратиться всем в капельки-дождинки. 

Исполняется "ТАНЕЦ ДОЖДИНОК"

Дождик

Слова: Н.Соловьева, 
Музыка: М. Парцхаладзе 

1.Кап-кап, тук-тук-тук 
По стеклу раздался стук. 
Это дождик по утру 
Разбудил всю детвору.

2.Кап-кап, дон-дон-дон 
Капли начали трезвон. 
Если выйдете гулять 
Не забудьте зонтик взять.

3.Кап-кап, кап-кап-кап 
У дождя весёлый нрав. 
Завтра утром мы опять 
Под дождём пойдём гулять.

ВЕДУЩАЯ: А теперь  поиграем! 

Ведущая берет большой зонт и проводит игру "СОЛНЫШКО И ДОЖДИК". 
Осень: Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату

,Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку,

- Дождь идет! - все под зонтик.

ДОЖДИНКА: Дождик, дождик все сильней! 

ВЕДУЩАЯ: Под зонтик прячьтесь поскорей! 

Дети бегут к ведущей и прячутся под зонтом. Игра проводится 3 раза. 

ДОЖДИНКА: Вы - чудесные ребята,

Я скажу вам честно,
Веселиться было с вами

Очень интересно!
Ну а мне домой пора,

Мама-тучка ждет меня.

Звучит музыка, Дождинка убегает из зала. 

ВЕДУЩАЯ: Ой, ребята тише, тише.

Что-то странное я слышу. 

В одном из углов зала стоит домик, ведущая приглашает детей подойти к нему поближе. 

ВЕДУЩАЯ: Ребята! Посмотрите, какой красивый домик!

Вы хотите узнать, кто в домике живет? 

Малыши отвечают. Ведущая стучит в дверь домика.

 Появляется Белочка (девочка из подготовительной группы), у нее корзинка с грибами. 

ВЕДУЩАЯ: Кто ты? 

БЕЛОЧКА: Я - Белочка-умелочка, живу в этом домике.
Мне надо на зиму грибов - опят, груздей, боровиков.
И ягоды люблю я есть,

Их на полянке здесь не счесть. 

ВЕДУЩАЯ: Белочка, а тебе нравятся только опята и боровики? 

БЕЛОЧКА: Нет, я люблю все съедобные грибы. 

ВЕДУЩАЯ: Мы поможем тебе их собрать! 

Проводится игра "КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ ГРИБЫ".
На ковре раскладываются плоские грибы, дети по команде Ведущей собирают их в две корзинки. Девочки грибы несут в корзинку Белочке, а мальчики в корзинку Ведущей. 

БЕЛОЧКА: Так давно не веселилась 

Я, ребята, от души!
Вам за помощь благодарна,

Дорогие малыши!
Ради праздничного дня

Есть сюрприз и у меня. 

Белочка убегает в домик, а возвращается с угощением (на подносе выпечка "Грибочки"). 

ВЕДУЩАЯ: Спасибо, Белочка! До свидания!

Ребята, грибочки в группу мы возьмем,

А сейчас плясать идем.

Осень: Осенью все собираем большой урожай овощей, это огурцы, картошка, морковь, кабачок – вот какой у нас большой урожай.
Исполняется "Урожайная".

1.Мы корзиночки несем,

Хором песенку поем,

Урожай собирай,

И на зиму запасай. Ой, да.

2.Мы – ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох,

Урожай у нас неплох.

3.Ты, пузатый кабачок,

Отлежал себе бочок,

Не ленись, не зевай,

А в корзину полезай.

4.Едем мы домой

На машине грузовой,

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай. 

ОСЕНЬ: Ребята! Весело мы с вами плясали,
Побывала я с лесными друзьями в соседней деревушке. Зашла посмотреть, как урожай яблок собран, вот и для вас корзинку с яблоками принесла. 

Осень ставит перед детьми корзинку с маленькими мячами.

Малыши и лесные друзья, помогите собрать мне яблоки! 

Проводится "ИГРА С ЯБЛОКАМИ".

После игры взрослые быстро меняют корзинку с мячиками на корзинку с настоящими яблоками. 

ОСЕНЬ: Хватит в корзине яблочек осенних.

Принимайте от меня, дети, угощенье!
Всех участников развлечения угощают яблоками. 

ОСЕНЬ:  До свидания! 

Осень  уходит.

 Ведущая: Милая Осень щедра и красива

Скажем мы Осени дружно «спасибо»!

Выход детей под музыку из зала.




Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.

Персонажи:

Ведущий

ФИКСИКИ:Нолик

Симка

Пират 1

Пират 2

Снегурочка

Дед Мороз

Вход детей под песню

«Хоровод «

1.В Новый год лесной волчонок -   (хоровод)
Серый ласковый щенок.
Будет бегать от девчонок
И крутиться возле ног.
Разноцветными огнями
Вспыхнет ёлочки наряд,
И весёлые игрушки
Разом все заговорят.

Припев:Становитесь в хоровод, в хоровод,  (мотаем клубочки)
Нам не будет тесно.
До чего же Новый год, Новый год -   (хлопки)
Праздник интересный.

2.Симпатичный медвежонок
Пригласит на танец вас,
Уверяя, что с пелёнок
Обожает только вальс.
Белых ёжиков и зайцев
Закружится хоровод.
Много песен, много танцев
Нам подарит Новый год!

Ведущий:

Хорошо у нас сегодня,
   Лучше места не найти!
   Возле ёлки новогодней
   Не проехать, не пройти!

Стихи:

Будет весело сегодня,
будет некогда скучать.
Здравствуй, праздник Новогодний!
Мы тебя пришли встречать!

-Здравствуй, Новогодний праздник!

Мы снова встретились с тобой!

Мы этот праздник долго ждали,

И он пришел в мороз зимой.

  -   Новый год стучится в двери,

     С песней, сказкою, добром.

     Каждый нынче в чудо верит,

     Ждет подарков каждый дом.

-С Новым годом поздравляем,

Счастья, радости желаем.

Чтобы в жизни круглый год

Был подарков хоровод!

-Здравствуй, Зимушка-зима,

Очень любим мы тебя.

Любим лыжи и коньки,

Любим мы играть в снежки.

  -   Любим праздник Новый год,

     Любим шумный хоровод.

     Много радости, Зима,

     Ты ребятам принесла.

-Елка радует ребят,

Ярко огоньки горят.

Будем мы стихи читать,

Будем петь и танцевать!

-В круг скорее становитесь,

Крепче за руки беритесь!

Тот, кто хочет, чтоб веселым

Получился Новый год,

Пусть сегодня вместе с нами

Песню звонкую споет!

Дети  исполняют песню.

ЗИМУШКА

Музыка А. Филиппенко, слова Е. Волгиной

1.Вьюга белая метёт,
Это Зимушка идёт,
Рукавом повела,
Все дороги замела,

2.Здравствуй Зимушка Зима,
Долгожданная Зима,
Ты снежку не жалей,
Разгуляйся веселей,
3.Мимо ёлок и берёз,
Едет в санках Дед Мороз,
В кажушке голубом,
Со Снегурочкой вдвоём,

Стихи:

-С Новым годом поздравляем

И больших и всех ребят.

Счастья и добра желаем

И веселья всем заряд!

-Пусть звучит сегодня в зале

Ваш веселый, звонкий смех.

С Новым годом поздравляем

С новым счастьем

Всех, всех, всех!

Дети исполняют парный танец «Полька».

Ведущий :  нам нужно зажечь нашу елочку, ведь без нее не обходится ни один новогодний праздник!

Скажем  все вместе:» Раз, два, три- елочка, гори!»

Раздается взрыв (запись).

Ведущий : Ой, гирлянды сломались! Как же теперь нам праздник продолжать,  если елочку не украсить, Дед Мороз не придет, а без него праздника не получится!

 Вы знаете, ребята, что с электричеством шутки плохи. Но я знаю, кто нам может помочь, это наши друзья – Фиксики Нолик и Симка!

Набирает номер телефона.

Звук набора телефонного номера.

Ведущий : Алло,  Фиксики,  это вы?

 Выручайте, срочно нужна ваша помощь, у нас  праздник под угрозой срыва!

 Посмотрите, пожалуйста, что с нашими гирляндами, они не включаются.

Звучит песня «Кто такие фиксики», на сцену выходят Симка и Нолик.

Нолик: Здравствуйте, ребята, вы нас звали? Ой, как я давно мечтал побывать на настоящем празднике!

Симка: Здравствуйте, ребята! Но вы же знаете, что нас не должны видеть люди!

Ведущий : Нолик, Симка,  нам очень нужна ваша помощь, помогите гирлянду починить, она сломалась. Мы с ребятами даем честное слово никому о вас не рассказывать.

Симка: Мы разные приборы можем починить. Отгадайте, какие?

Послушайте загадки.

1.Он шумит, пугая кошку,

Ездит в доме с грохотом.

И ковровую дорожку

Чистит длинным хоботом. (Пылесос)

2.Он покажет все программы,

Ты кино с ним посмотри.

А еще давно реклама

У него живет внутри. (Телевизор)

3.Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.(Фотоаппарат)

4. Едет вниз - дорогу ломает, едет вверх – строит.

(Собачка на молнии на куртке)

5.Гладит все, чего касается,

А дотронешься - кусается.(Утюг)

6.Через поле и лесок подается голосок.

Он бежит по проводам -

Скажешь здесь, а слышно там.(Телефон)

Дети отвечают.

Нолик: Вы правильно ответили на все вопросы! Отличная работа!

Симка: Надо же, справились со всеми вопросами! Вы действительно очень умные.

 Скажите, вы умеете хранить секреты?

Дети : Да!

Симка :Тогда я  вас посвящу в юных помощников фиксиков.

(Шуточная клятва посвящения в фиксиков.)

Клянусь!

Дети : Клянусь!

Нолик : Я буду старательным помощником! Клянусь!

Дети: Клянусь!

Симка: Я умею хранить секреты! Клянусь!

Дети: Клянусь!

Оба: Раз-два-три! Тыдыщ!

Дети: Раз-два-три! Тыдыщ!

Нолик: (достает из-под елки лампочку) Гирлянда сделана из большого количества лампочек, стоит одной перегореть и гирлянда работать не будет.

Симка: Мы попробуем вместе ее починить, нужно перебрать все лампочки и найти неисправную.

Ведущий : Ребята, вы поможете ?

Нолик: Для начала нам нужно подготовиться и немного размяться. Повторяйте за нами!

Танец  «Помогатор»

Нолик: Сейчас я скажу волшебные слова, а вы за мной повторяйте.

Елочка, елочка.

Зеленая иголочка!

Зажгись огнями разными,

Зелеными и красными!

Дети повторяют слова.

Елка вспыхивает огоньками.

Ведущий : Вот это да! Настоящее чудо, спасибо , Фиксики!

Герои фиксики уходят (временно).

Дети исполняют песню «Елочка - красавица».

1.ЁК в садике у нас,

Песенку про елочку мы поем сейчас.

Вот пришел чудесный НГ,

Этот праздник ждали целый год.

2.ЁК в садике у нас,

Песенку про елочку мы поем сейчас.

Весело и дружно мы поем,

Новогодний праздник очень ждем.

Звучит тревожная мелодия .

 герой -Снеговичок

Снеговик: Помогите, помогите, беда, беда!

Ведущий : Ой, а ты кто такой

Снеговик: Я Снеговик Марковыч, помощник Дедушки Мороза!

Дедушка заблудился и не может найти дорогу.

Ведущая. Позовем их скорее!

 (Дети зовут Деда Мороза и Снегурочку. Они не приходят.) 

Что же делать?

Замечает открытку и колокольчик под елкой.

 Подождите, ребята, а это что за красивая открытка лежит под елочкой?

(Читает.)

«Колокольчик наш возьмите,

Нежно, нежно позвените.

Мы услышим в тот же час

И придем на праздник ваш.

Дед Мороз и Снегурочка».

А вот и волшебный колокольчик (берет его в руки).

Давайте позвеним!

Исполнение песни.

Бубенцы
1.Опять блестит снежок   ( хоровод)
У елок на ветвях,
И мы с тобой опять
Катаемся в санях.
Сугробы по краям
Мелькают все быстрей,
Все громче бубенцы звенят,
И нам все веселей!
Припев:
Динь, бубенцы звенят,   ( вперед  4 шага, хлопки)
Снег летит из-под копыт,  ( обратно 4 шага)
И сани вдаль летят!   ( хлопки)
Динь, звонче бубенцы, ( кружимся вокруг себя, хлопки)
И веселый смех летит,( кружимся)
Летит во все концы! ( хлопки)

2.И пусть кусает нос    - хоровод
Задиристый мороз,
От смеха нам тепло,
От радости светло.
И будут бубенцы
Заливисто звенеть,
И эту песенку про них
Мы снова будем петь!

Входят Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз. Слышим, слышим, колокольчик наш звенит!

Снегурочка. Нас кто-то звал или нам послышалось?

Ведущая. Нет, не послышалось. Это мы вас звали!

Дед Мороз.

Здравствуйте,ребятишки, девчонки и мальчишки!

Всех я вас помню, всех я вас знаю,

Всех с Новым годом, друзья, поздравляю!

Ведущая. Здравствуй, Дедушка Мороз! Здравствуй, Снегурочка!

Исполнение песни «В лесу родилась елочка».

Дети стоят в хороводе.

После песни дети садятся.

Снегурочка :

Не страшны зимы угрозы,

Я метели не боюсь!

Внучкой Дедушки Мороза

Я Снегурочкой зовусь!

Мои подружки ,снежинки-пушинки!

Красиво взлетайте, порхайте!

Танец снежинок (девочки).

Снегурочка. Дед Мороз, ты рукавицу потерял.
Дед Мороз. Где?
Снегурочка. А вот у ребят, догоняй!

Проводится игра "Догони рукавицу".

Дед Мороз. Ох, озорники! Вы со мной поиграли, и я с вами поиграю.

 

1.Проводится игра "Давайте все делать, как я".

Дед Мороз показывает движения, дети повторяют.

1. Давайте все делать, как я! (2 хлопка)
Давайте все делать, как я! (2 хлопка)
А ну-ка, все вместе, все враз! (2 хлопка)
Все делают дружно у нас! (2 хлопка)
2. Давайте все топнем, как я! (2 притопа)
Давайте все топнем, как я! (2 притопа)
А ну-ка, все вместе, все враз! (2 притопа)
Все делают дружно у нас! (2 притопа)
3.  Давайте смеяться, как я: «Ха-ха!»
Давайте смеяться, как я: «Ха-ха!»
А ну-ка, все вместе, все враз: «Ха-ха!»
Все делают дружно у нас: «Ха-ха!»
4. Давайте чихнем все, как я: «Апчхи!»
Давайте чихнем все, как я: «Апчхи!»
А ну-ка, все вместе, все враз: «Апчхи!»
Все делают дружно у нас: «Апчхи!»

5. Так можно играть до утра, да, да!

Игру нам закончить пора, да, да!

Тогда все последний  разок,

Что хочешь, то делай, дружок! ( хлоп, топ, ха-ха, апчхи и так далее.)

2.Игра с Дед морозом.

Снегурочка. Добрый дедушка Мороз!

С нами поиграй в игру "Угадай музыкальный инструмент"

Дети:
Добрый дедушка Мороз,
Посмотри -ка ты на нас,
Угадай-ка, Дед Мороз,
Что мы делаем сейчас?
(Играют на фортепиано.)
Дед Мороз: Играете на курае?

 Играете на фортепиано?

Дети:Да!

Дети:
Добрый дедушка Мороз,
Посмотри –ка, ты на нас,
Угадай-ка, Дед Мороз,
Что мы делаем сейчас?
(Играют на барабане.)
Дед Мороз: Играете на фортепиано?

Играете на барабане?

Дети:Да!

Дети:
Добрый дедушка Мороз,
Посмотри- ка, ты на нас,
Угадай-ка, Дед Мороз,
Что мы делаем сейчас?
(Играют на курае.)
Дед Мороз: Играете на барабане?

Играете на курае?

Дети. Да!

Стишок  читает ребенок:

-Дед Мороз  рисует на стекле
Звезды, пальмы, шарики.
Говорят ему 100 лет,
А шалит, как маленький.


Дед Мороз.  Кто это говорит, что я маленький? А ну-ка, покажите свои руки. Вот я вас сейчас заморожу.

Проводится игра "Заморожу".

Дед Мороз. Ох, какие шустрые! Никого не заморозил. Пойду, отдохну.
Снегурочка. Нет, Дедушка Мороз! Мы тебя из круга не выпустим. Нам с тобой весело.


Пляска.

«Мы пойдем сначала вправо».

Мы сейчас пойдем направо! 1,2,3,4

А потом пойдем налево! 1,2,3,4

В круг у елки соберемся!1,2,3,4

И от елки разойдемся!1,2,3,4

Мы покружимся на месте!1,2,3,4

И попрыгаем все вместе! 1,2,3,4

Мы похлопаем в ладоши! 1,2,3,4

Будет праздник здесь хороший! 1,2,3,4.

Дети садятся.

Дед Мороз.

 Ох, давно так не плясал,
И признаюсь, чуть устал.


Снегурочка. Дедушка Мороз, садись, отдохни, а ребята тебе свои стихи прочтут.

Стихи.

-День чудесный настает,

К нам приходит Новый год!

Праздник смеха и затей,

Праздник сказки для детей.

-Как красиво в нашем зале,

Мы друзей своих созвали,

Веселится наш народ.

Все: Мы встречаем Новый год!

-Всех на свете поздравляем,

Всем мы от души желаем,

Чтоб ладоши хлопали,

Чтобы ноги топали,

Чтобы дети улыбались,

Веселились и смеялись.

* * * Елка вытянула ветки,

Пахнет лесом и зимой.

С елки свесились конфетки

 И хлопушки с бахромой.

Мы похлопали в ладоши,

 Встали дружно в хоровод…

Наступил такой хороший

 И счастливый Новый год!

* * * Елка новогодняя в комнате стоит

 И, блестя игрушками, с нами говорит.

Вспоминает елочка с грустью зимний лес,

Полный звонких песенок, сказок и чудес.

=Елка новогодняя, не грусти ты зря,

 — Мы твои веселые, верные друзья.

Так сверкай же радугой праздничной для нас

, Будь счастливой, елочка, как и мы сейчас!

* * * Закружился хоровод,

Льются песни звонко.

Это значит — Новый год,

Это значит — елка!

* * * На ёлочке нашей смешные игрушки:

 Смешные ежи и смешные лягушки,

Смешные медведи, смешные олени,

Смешные моржи и смешные тюлени.

Мы тоже немножко в масках смешны,

Смешными мы Деду Морозу нужны,

Чтоб радостно было, чтоб слышался смех,

 Ведь праздник сегодня веселый у всех!

* * * Наша елка высока, Наша елка велика,

 Выше мамы, выше папы, Достает до потолка.

* * * Снег идёт, снег идёт! Значит, скоро Новый Год!

Дед Мороз к нам придёт, Всем подарки принесёт!

* * * Старый Дедушка Мороз С белой бородою,

Что ребяткам ты принес На праздник новогодний?

Я принес большой мешок, В нем игрушки, книжки,

Пусть встречают — хорошо Новый год детишки!

В гости елка к нам пришла, Детям радость принесла!

* * * Дед Мороз танцует с нами, Веселит сегодня всех,

И под елкой раздаются Прибаутки, шутки, смех!

* * * Краснощёкий и плечистый Добрый дедушка Мороз!

Всё украсил в снег пушистый И подарочки принёс!

* * * За окном снежинок стая

 Тоже водит хоровод.

Попрощавшись с годом старым,

Мы встречаем Новый год.

* * * Из-под ёлочки мохнатой

Машет лис пушистой лапой:

«Вот он – Дедушка Мороз!

 Он и снег с собой принёс!»

* * * Скоро, скоро Новый год!

Скоро Дед Мороз придёт.

Он подарки нам разносит

 И стихи читать нас просит.

* * * Дедушке Морозу Я письмо пишу.

Грузовик с прицепом Нужен малышу!

Чёрненькие шины, И прицепа три…

 Длинную машину Ты мне подари!

* * * Обожаю шоколадки,

 И люблю конфетки я,

Дома все меня считают

Сладкоежкой редкою.

Знаю, знаю, что принёс

Добрый Дедушка Мороз!

* * * Башенки высокие

Строю на ковре.

Только мало кубиков

Стало в декабре!

Растерялись кубики,

Да и я подрос.

Подари мне новые,

 Дедушка Мороз!

* * * За окном снежинок стая

Тоже водит хоровод.

Попрощавшись с годом старым,

 Мы встречаем Новый год.

* * * Дед Мороз прислал нам елку,

 Огоньки на ней зажег.

И блестят на ней иголки,

 А на веточках — снежок!

* * * Мама елку украшала,

Аня маме помогала;

Подавала ей игрушки:

Звезды, шарики, хлопушки.

А потом гостей позвали

И у елочки сплясали!

Выбрал папа елочку

Самую пушистую,

Самую пушистую,

Самую душистую… Елочка так пахнет

- Мама сразу ахнет!

*** Тихо падает снежок,

То зима пришла, дружок!

Мы играем, весилимся,

 И мороза не боимся!

*** К нам на елку – ой-ой-ой! Дед Мороз идет живой.

Ну и дедушка Мороз!.. Что за щеки, что за нос!..

Борода-то, борода!.. А на шапке-то звезда!

                                         На носу-то крапины! А глаза-то... папины

Дед Мороз: Дорогая моя внучка Снегурочка, где наш сундук с подарками, я ребятам раздам!

Снегурочка: Ой, Дедушка Мороз, мы его в лесу у пенечка оставили нечаянно.

Дед Мороз: Ну мы его сейчас быстро принесем!Ждите нас, ребята!

Уходят из зала.

Выбегают два пирата:

Пират 1:  Смотри, вот сундук стоит, наверно, в нём сокровища лежат!

Пират 2:Точно, надо его спрятать!

Пират 1:Давай позовём остальных на подмогу!

Пират 2:Давай!

 Зв.эффект свист, выбегают на танец остальные пираты.

 Танец пиратов (мальчики).

Пираты после танца прячут сундук за ёлку.

Пират 1: Ух, еле дотащил. И что же он такой тяжёлый?

 Наверно гостинцев много.

Пират 2:  Давай, давай его сюда! Сейчас делить будем.

А как делить-то будем?

Пират 1: А так! Я сундук тащил?

Пират 2: Тащил!

Пират 1: Значит, большая часть подарков моя!

Пират 2: Ишь ты, умник какой!

Спорят,  пробуют открыть сундук, он не открывается.

Подходят Фиксики.

Нолик: И что же вы тут делаете?

Симка: Зачем сундук стащили?

Нолик: А дети без подарков останутся?!

Симка: Как вам не стыдно!

Пират 1: Ой,  дружочки Фиксики! Стыдно, ой как стыдно!

Так  сундук-то всё равно не открывается.

Пират 2:  Фиксики, вы такие хорошие мастера,

откройте нам сундучок, а мы детям подарки раздадим.

Нолик: Хорошо, поможем, откроем!

Симка: Только не обманите, детям подарки отдайте!

Нолик и Симка пытаются открыть.

затем один из Фиксиков даёт помогатор, сундук открывается ,в нём всякие вещицы.

Пират 1: Где же подарки!?

Пират 2: Тут разные платочки и бумага!

Симка: Надо Деда Мороза звать, пусть он сам разберётся!

Нолик:Зовём Деда Мороза!

Герои зовут Деда Мороза и после уходят.

Все: Дед Мороз!

Входят Дед Мороз  и Снегурочка.

Дед Мороз: Иду, иду, слышу, слышу!

А вот и мой сундучок с подарками нашёлся!

 Мой сундук волшебный, кто чужой его откроет, сразу подарки превратятся в ненужные вещи.

Дед Мороз колдует:

Помашем все на елочку, зеленую иголочку

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем

А сейчас все улыбнитесь и скорее оглянитесь!

Превращаю разные вещицы в новогодние подарки для детей!

Дед Мороз:

Дорогие , детишки,

Девчонки и мальчишки!

Я - веселый Дед Мороз,

Я подарки вам привез.

С Новым годом поздравляю,

Счастья, радости желаю!

Вот такой подарок новогодний каждый получит в группе.

(Показывает коробочку с подарком.)

Снегурочка : Вот и настала прощанья пора!

Много радости сегодня

Вам желаю, детвора!

До свиданья!

Уходят под музыку.

Исполнение песни.

ЗДРАВСТВУЙ, ЗДРАВСТВУЙ, НОВЫЙ ГОД!

Муз. А. Кудряшова, сл. И. Яворовской

1.Блещет ёлочка огнями, мы счастливей всех,

Потому что дружат с нами песенки и смех.

Дед мороз принёс игрушки, он наш лучший друг.

Зайцы ушки на макушке прыгают вокруг.

Припев: Здравствуй, здравствуй, Новый год.

Даже волк и тот поет, потому что

Самый лучший, яркий праздник -

Новый год.

Здравствуй, здравствуй, Новый год

Мы танцуем без забот, потому что

Самый лучший, яркий праздник

Новый год.

2.В нашем городе сегодня множество огней

Славный праздник новогодний - радость для детей.

Снова музыка играет и танцуем мы

Лучше просто не бывает ёлки и зимы.

Ведущий: Вот и праздник наш закончен,

 благодарны мы вам очень

.Всех сегодня поздравляем,

Счастья, радости желаем!

Пусть звенит веселый смех, с

НГ  всех, всех, всех!



Предварительный просмотр:

Формы, методы, приемы, используемые в работе по приобщению дошкольников к истокам народной культуры.

      Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
    Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений,оценок.
    Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
  Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении
Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле несет детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях; воспитание ребенка идет  через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности; происходит формирование у детей умений и навыков в игре на ложках, развитие творческих способностей. чувств и мыслей.

     Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле несет детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях; воспитание ребенка идет  через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности; происходит формирование у детей умений и навыков в игре на ложках и других народных инструментов, развитие творческих способностей.

   В детском фольклоре есть такие распространенные жанры, как колядки, веснянки. Народная музыка окружает с раннего детства.

Воспитание средствами искусства является важной частью общей системы эстетического воспитания. Отражая не только эмоциональную жизнь человека, но и широкий круг идей, искусство в большей степени способствует всестороннему развитию личности.

   «Людям нужны все виды музыки: от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра» -Д.Д.Шостакович.

В детском саду дети с раннего возраста знакомятся с различными жанрами музыки и в первую очередь, народным.

Они поют, танцуют, читают стихи.

  Детский сад и школа –особое воспитательное учреждение и в воспитательной системе этих учреждений истоки любви к национальному наследию наших предков возрождаются. И задача всех воспитательных учреждений вернуть детей к фольклору, народному искусству. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбрать наиболее

яркие его образы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании, при игре на музыкальных инструментах и ритмической деятельности ребят в детском саду, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью

   Детский фольклор — многожанровая система, сложенная из прозаическихречитативныхпесенных и игровых произведений.

Виды детского фольклора.

    К детскому фольклору относят как творчество самих детей, так и произведения, которые пишутся для детей взрослыми. Такое разделение происходит из-за того, что игровые и ритмико-интонационные навыки детей зависят от возраста. В раннем возрасте (с первых дней рождения и до 3 — 3,5 лет) эмоциональное, моторное и умственное развитие ребёнка зависит целиком от взрослых. Взрослые читают для детей раннего возраста колыбельные песни и разные потешки.

   Вторую часть детского фольклора составляют произведения для детей среднего и старшего возраста. К ним относятся произведения, которые поются или ритмично произносятся: игровые песни, дразнилки, считалки, небылицы, заклички, шуточные песни, а также присказки, скороговорки, загадки, сказки. Некоторая их часть составлена взрослыми для детей, но большинство из этого вида — это творчество самих детей.

   Г. С. Виноградов, один из знатоков народного фольклора, первым стал широко употреблять термин «детский фольклор» и отмечал, что им целесообразно обозначать произведения, составленные самими детьми, а также поэзию пестования (небольшие лирические произведения, которые читают взрослые, лаская детей). Несколько позже к этому виду приобщили колыбельные песни. Также было обнаружено, что некоторые произведения, которые бытовали в среде взрослых, потеряв свой первоначальный сакральный смысл, в несколько видоизменённом, упрощённом виде перешли в детский фольклор. Все знатоки фольклора пришли к единому мнению, что к детскому фольклору относятся и произведения детей, и произведения, написанные для детей взрослыми. Детский фольклор имеет свою специфику: соответствует возрастному развитию детей в выборе тем, образов, идей; характеризуется сочетанием стихов и прозы с элементами игры, сопровождающими движениями; во многих произведениях (составленных взрослыми для детей) проявляется выраженное воспитательное значение.

   Все жанры детского фольклора можно условно разделить на три группы:

  • произведения, созданные взрослыми для детей,
  • произведения, которые перешли в детский фольклор из общего фольклора,
  • произведения самих детей.

  В отдельных случаях бывают произведения, которые нельзя отнести в одну группу. Каждая из этих групп имеет свои особенности, делится на меньшие подгруппы. Общая черта их всех — детская тематика, они составлены для детей до 5 лет.

  Потешки — жанр детского фольклора, короткие песенки или небольшие стишки юмористического, шутливого содержания с игровыми сопровождающими движениями. Часто потешки используют вместо колыбельных песен. Их назначение — успокоить ребёнка. Наибольшую группу потешек составляют пестушки — короткие стихи, которыми взрослый подбадривает и веселит ребёнка. Например:

Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки.

Что ели? Кашку.

Что пили? Бражку.

А что на закуску?

Кислую капустку.

Попили, поели.

Кыш, полетели!

На головку сели.

  Существует несколько вариантов этой потешки.

  На Украине существует вид потешек, который называется чукикалки. Это стихотворения, которые читаются во время качания ребёнка на колене или ноге. Они включают в себя много литературных приёмов, таких, как аллитерацияассонансзвукоподражания. По словам Н. Сивачук, такие потешки читаются для ребёнка раннего возраста, поскольку тогда он ещё не понимает слов и воспринимает их звучание.

   Звукоподражания ещё называют ономатопея. Этот вид детского фольклора отразил стремление ребёнка к игре звуком, желание подражать окружающей среде.

  Заклички — короткие поэтические произведения, связанные с верой древних людей в магию слова, в которых звучат обращения к стихиям и явлениям природы с целью вызвать разную погоду.

  Ведущий: Позовём солнышко, ребята, мы ведь много закличек знаем!

Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошечко!

Солнышко, покатись, ясное, нарядись!

Солнышко, солнышко, выгляни на брёвнышко:

Дам тебе мёду целую колоду!

   Прибаутки — юмористические стихи, похожие на пословицы и поговорки. Большая часть прибауток — небылицы.

  Сечки — небольшие стихи, сопровождающиеся ударами по любому твёрдому предмету. В них присутствует скрытый счёт. Например:

Я пишу, пишу, пишу,

Шестнадцать палок напишу,

Если вы не верите,

Возьмите и проверьте.

Секу, секу сечку,

Высеку овечку.

Все мои пятнадцать —

Станьте в ряд!

  Мирилки — это короткие поэтические произведения, которые говорят дети в знак примирения. При чтении мирилок дети пожимаются мизинцами. По одной из версий, мирилки произошли от христианской традиции — перед исповедью просить прощения у родственников.

   Страшилки являются частью детского фольклора. Чаще их придумывают сами дети в старшем возрасте. Это короткие рассказы с чертами мистики и фантастики. В страшилках сохранены основные черты эпических жанров. Рассказ, как правило, ведётся от третьего лица. Иногда кульминация совпадает с развязкой событий.

Молчанки и голосянки связаны, вероятно, с одноименными святочными играми. На святки в голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим.

Голосянки для детей:

Соберемся на полянке

И затянем голосянки!

А кто не дотянет,

Тот безголосым станет!

Эге-гей! Ве-се-ле-е-е-е-е-е-ей!..

* * *

На дворе уж месяц май!

Ай-ай! Май-май!

Сеять в поле помогай, помогай!

Ай-ай! Май-май!

Ты тяни, тяни -

По-мо-ги-и-и-и-и-и-и!..

Молчанки для детей

Играя в молчанку, нужно было, наоборот, как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: валялся в снегу, обливался водой...

Позже молчанки и голосянки перешли в детский фольклор, с их помощью взрослые учили детей кричать и молчать.

Голосянки (от «голосить» — говорить, орать, петь громко, кричать нараспев) считались даже полезным физическим упражнением — развивали легкие.

Мы бежим,

Бежим, бежим,

Добежали и молчим!

Кто начнет говорить,

Тому и водить!

* * *

Летели три утки,

Молчи три минутки!

* * *

Раз, два, три!

Ничего не говори.

Рты закрыты на крючок,

Кто проговорится, тому щелчок!

* * *

Ты рыбак, и я рыбак.

Ловись, рыбка! Ловись, рак!

Тихо! Тишина! Молчок!

Кто слово скажет - тот червячок!

Игровые приговоры

Если считалки открывали детские игры, то игровые приговоры сопровождали другие стадии или события игры.

Например, если в игре кто-то обманывал, ему можно адресовать следующие стишки.

* * * 

Рыба-рыба-колбаса,

Печеная картошка!

Будешь враки говорить -

Не получишь ложку!

* * *

Левая - не правая,

Не всегда ты правая!

Ты не можешь правой быть,

Всегда правду говорить!

* * *

 

А это - приговоры, запрещающие менять решение:

 

Телега - не сани,

Переигрывать не станем!

* * *

Первое слово - уговор,

А второе - только спор!

* * *

Первое слово - золотое,

А серебряное - второе!


Приговоры - мирилки

Как и считалки, приговоры организуют процесс игры, регулируют все ее моменты. На случай ссоры придуманы приговоры-мирилки.

Раз поссорился - мирись,

Больше с другом не дерись!

Дай мне руку, дай мне пять -

Будем вместе мы опять!

* * *

Мирись, мирись!

Не ругайся, не дерись!

* * *

Мизинчик, мизинчик,

Пойдем в магазинчик,

Купим конфетки,

Чтоб не ругались детки!

Скороговорки

Бытуют в детском фольклоре и собственно словесные игры, например, скороговорки — словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет ее произнесение и делает ее незаменимым упражнением для развития речи. Как правило, скороговорка обыгрывает один или несколько звуков, она целиком построена на аллитерации, так рождается ее неповторимый звуковой облик. В. И. Даль дает такое определение скороговорки: это «род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения.

* * * 

Шла мышка, нашла шишку,

высушила, вышелушила, скушала!

* * *

Паренек-хлебопек

Пек в печке пирог.

* * *

Смотри, смотри! Часы мои

Идут вот так: тик-так, тик-так!

* * *

Водица, водица

Пригодится напиться,

Умыться, политься

Девицам на лица!

* * *

Формы работы с детьми по ознакомлению с  русской  народной  культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в  том   числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

Предполагаемый результат:

  • Формирование  устойчивого  интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
  • Наличие  у  детей  представлений о народных промыслах   и умения  различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретение   детьми  практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Развитие   творческих  способностей детей,   и  формирование  уважения к историческому  наследию.

Методы оценки результативности программы:

  • Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
  • Результаты продуктивной деятельности  детей.

Индивидуальная работа, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
  • Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями.

 Используются разнообразные формы работы:

  • Индивидуальные консультации по  русской  народной  культуре;
  • Беседы;
  • Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;

Примерная тематика бесед и консультаций при организации работы с родителями средней группы по направлению «Ознакомление детей к истокам русской народной культуры»:

  • Знакомство родителей с особенностями образовательной деятельности по РНК.
  • Консультации «Фольклор в познавательном развитии детей дошкольного возраста», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Народные праздники и развитие ребёнка». «Растём патриотами»
  • Беседа «Традиции семейного воспитания», «Всё новое – забытое старое»
  • Развлечение совместно с родителями «Русские посиделки»

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе;  участие  детей в фольклорных  развлечениях и досугах, посвященных  народным праздникам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий развлечения в старшей группе "В осеннем лесу"

Данное развлечение развивает коммуникабельность детей, позволяет создать атмосферу радостного настроения, развивает двигательную активность....

Логоритмическое занятие в старшей группе Тема: «Осень в лесу. Деревья».

логоритмическое занятие по отработке и активизации словарного запаса в семантическом поле «Осень. Деревья"...

Сценарий осеннего праздника для старшей группы "В осеннем лесу"

«В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»Сценарий осеннего праздника для Старшей группы Действующие лица (взрослые): Ведущий (воспитатель), Старичок-Боровичок, Тетушка Слякоть, Осень.Костюмы: (для детей): Пч...