ГМО муз рук музыкально - дид игры
учебно-методический материал по музыке на тему
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактических игр, игр на шумовых музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ГМО муз.рук. музыкально-дид. игры | 22.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи - ритм, динамику, темп, высоту.
Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно- сосудистой, дыхательной, опорно- двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Во второй младшей группе дети имеют определённый круг представлений в связи с окружающей действительностью, ориентируются в разных видах деятельности, владеют определёнными навыками. Они уже достаточно развиты и проявляют такие свойства, как уверенность и самостоятельность. Движения становятся более разнообразными, более координированными, приобретают новые качества. На четвёртом году жизни эмоциональная сфера ребёнка обогащается новыми впечатлениями, он начинает более осознанно относиться к окружающему, пытается сравнивать, сопоставлять. Развивается связная речь, увеличивается словарный запас, появляется желание высказать своё суждение. Дети младшего школьного возраста способны различать регистры, тембровую окраску двух – трёх инструментов, несложный ритм (если он постоянен), уверенно различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни, пьесы. Восприятие становится эмоциональнее.
В процессе музыкально – дидактических игр происходит работа над развитием музыкального слуха, сенсорных способностей. Игры имеют определённое содержание и правила. Дети не только различают контрастное звучание, но и воспроизводят его, например показывают, каким голосом мяукает кошка, а каким котёнок ( « Чей домик» Е. Тиличеевой). Дидактические игры часто проводятся в виде подвижных игр. ( « Птички» Е. Тиличеева). В процессе обучения формируется координация движений, решается основная задача - воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности. Осваивая танцевальные, образные движения, дети учатся передавать контрастный характер музыки, изменять движения в соответствии с изменением музыки, различать силу звучания, изменение темпа. У детей трёх лет формируется певческое звучание голоса, элементарная выразительность и ритмичность движений.
Пятый год жизни во многом определяет последующее развитие ребёнка. Он становится достаточно активными, а действия – более осознанными, самостоятельными. У детей появляется желание разнообразить в играх сюжеты. Наличие некоторого музыкального опыта позволяет детям достаточно активно представлять себя в практической деятельности. Они легко узнают знакомые песни, пьесы, отличают наиболее яркие выразительные средства, эмоционально отзываясь на музыку, с интересом прислушиваясь к её звучанию, чувствуют и различают общий характер. При проведении музыкально – дидактических игр в этом возрасте основной задачей является развитие музыкально – сенсорных способностей и на этой основе мелодический слух, чувство ритма, побуждать к творческим действиям в игре, к самостоятельным действиям. На музыкальных занятиях в средней группе широко применяются сюжетные (« Барабанщики») и несюжетные ( игра с флажками, платочками) музыкальные игры. В музыкально – дидактических играх есть чёткая задача – научить прислушиваться к звукам и различать их по высоте, длительности, тембру, силе, отмечая соответственно действиями. ( « Узнай по голосу» Е.Тиличеева)
Задачи музыкально - дидактических игр
- Коррекционные - развитие слухового, тактильного, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса. Развитие координации движений и нормализация их темпа и ритма, формирование выразительных средств.
- Воспитательные - воспитание общей музыкальной , речевой и двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему миру, развитие чувств, эмоций.
- Образовательные – обучение речевым, певческим и двигательным навыкам, развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей, формирование умственных умений и действий.
- Развивающие – развитие познавательной активности, устойчивого интереса к действию, развитие саморегуляции и самоконтроля, внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве.
- Оздоровительные – укрепление сердечно- сосудистой и двигательной систем, развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики, развитие быстроты двигательной реакции.
Формы проведения музыкально- дидактических игр:
- Игры с движением – это игры с правилами, развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель.
- Речедвигательные игры - это игры, развивающие вокально - слуховую и двигательно – слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
- Игры – шутки – активизируют слуховое восприятие , формируя фонематический слух
- Статические - это игры, проводимые стоя или сидя. Они развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
- Игры- песни – развивают функции голосообразования, дикции, дыхания.
- Игры- забавы – побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируя творческие способности.
- Игры- загадки - развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям.
- Ритмические игры – игры, направленные на усвоение музыкальной речи, интонационной выразительности звука, слога, фразы.
- Артикуляционные игры – игры, укрепляющие мышцы языка, зёва, губ, щёк и голосовых связок. Активизируют подвижность верхней и нижней челюстей.
Классификация музыкально- дидактических игр:
- Игры, развивающие тембровый слух – эти игры дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.
- Игры на различение высоты звука – эти игры формируют и развивают у детей музыкально – слуховые способности, дают комплексное представление о различной высоте музыкальных звуков и их взаимодействии.
- Игры на различение ритма – это игры, обучающие детей воспроизводить ритмический рисунок в хлопках, шлепках, притопах, на музыкальных инструментах и с помощью движений.
- Игры на различение динамики звука – это игры, расширяющие у детей музыкально – звуковые представления и обогащающие их музыкальный опыт.
Игра «Веселые петрушки».
Цель игры: развитие звуковысотного слуха.
Материал: ширма, металлофон, карточки с изображением петрушек, одетых
в костюмы разных цветов: красный, желтый и синий (по количеству
участников игры); карта-панно с пятью линейками, на которых сидят
петрушки с колокольчиками: петрушка в красном костюме – на верхней
линейке, петрушка в желтом – в середине, петрушка в синем- на нижней
линейке.
Ход игры:
Ведущий играет высоки звук на металлофоне и спрашивает:»Какой
петрушка звенит в колокольчик?» Ребенок поднимает и показывает карточку
с изображением петрушки в красном костюме. Когда звучит звук в среднем
регистре, ребенок поднимает петрушку в желтом костюме; когда звучит звук
в нижнем регистре – в синем.
Игра «Птичий концерт»
Цель игры: Учить детей различать высоту звука.
Материал: музыкальный инструмент для подыгрывания ( металлофон,
фортепиано, флейта).
Ход игры: (дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки в
диапазоне секунды, терции, квинты)
Дети сидят полукругом. Педагог поет песенную импровизацию, а дети
отвечают.
Педагог:
На березовой верхушке
Целый день поет кукушка:
Дети: Ку-ку, ку-ку, ку-ку!
Педагог:А синица целый день
Поет громко:
Дети: Тень-тень, тень-тень!
Педагог:Вторит дятел им:
Тук-тук-тук, долбя клювом старый сук.
Дети: Тук-тук-тук!
Игра «Шаг и бег»
Цель игры: дать детям представление о долгих и коротких звуках.
Музыкальный материал: аудиозапись с маршем и музыкой для легкого бега в
умеренном темпе.
Дидактический материал: карточки с графическими изображениями долгих и
коротких звуков.
Методика организации игры:
Педагог дает детям прослушать марш и предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку. После ответа детей педагог предлагает им прошагать под эту же музыку, произнося слово «шаг-шаг-шаг». Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «шаг» более удобным слогом «та». Педагог демонстрирует детям графическое изображение слога «та». Звучит аудиозапись с музыкой для легкого бега, и педагог предлагает детям определить, что удобнее всего делать под эту музыку.
После ответа педагог предлагает им пробежать на носочках, говоря слово «бег-бег-бег». Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «бег» на короткие слоги «ти-ти». Педагог демонстрирует графическое изображение слога «ти-ти». Закончить данную игру необходимо совместным выводом детей и педагога, что символ долгого звука «та» содержит в себе два более коротких символа «ти-ти».
Игра "Придумай имя и животное"
Цель игры: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках,
используя символы "та" и "ти-ти".
Дидактический материал: карточки с изображением символов"та" и "ти-ти".
Методика организации игры:
Педагог предлагает детям прохлопать, прошлепать или протопать свое имя в
простой или ласкательной форме:
Ле - на, Ле - но - чка.
"Игра с платочками"
Цель игры: развивать у детей реакцию на смену
динамических оттенков.
Музыкальный материал: аудиозапись вариаций В. А.
Моцарта из оперы "Волшебная флейта".
Методика организации игры
Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга,
в руках у них цветные платочки.
Под громкое звучание музыки дети машут платочками над
головой, под тихое - прячут платочки за спину.
Игра "Тихо - громко"
Цель игры: дать детям представление о контрастной динамике (тихо -
громко).
Музыкальный материал: песня Е. Тиличеевой "Тише - громче в бубен
бей!" (сб. "Музыка в детском саду". М.: Музыка, 1982. Вып.1).
Дидактический материал: бубен.
Методика организации игры
Дети стоят, образуя круг, в центре которого находится педагог с бубном в
руках.
Педагог исполняет песню Е. Тиличеевой "Тише - громче в бубен бей!" с
использованием бубна для контрастной характеристики образов грома и
ручейка. В процессе исполнения песни в определенных смысловых
моментах педагог подключает детей к изображению этого контраста на
бубне.
Сфера применения музыкально – дидактических игр:
Праздники
Развлечения
Досуг
Музыкально-ритмические занятия
Самостоятельная деятельность детей.
Список используемой литературы:
- Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском
саду. М., 1983, с. 27
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: «Мозаика-
Синтез», 2006, с. 18- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.:
Просвещение, «Владос», 1994, с. 1 – 5, с. 17, с. 220 - Пушкина С.И. Мы играем и поем:»Воспитание дошкольников», М.,
«Школьная пресса», 2001 - Компакт-диск (CD) «Звуки праздника» № 1(08) 2009
- Анисимова Г.И. Несколько музыкальных игр для развития дошкольника
Ярославль, 2007 - Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Часть 1. М., «Владос», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки по музыкальным, музыкально-ритмическим, музыкально-дидактическим играм для детей старшего дошкольного возраста.
Музыкальные, музыкально-ритмические, музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....
Проект на тему "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ
Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строитс...
«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»
«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»...
Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель Соколова Светлана Александровна.
Музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. основное их значение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. М...
Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»
Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для музыкально- творчески - способных детей....
Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»
Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...
Презентация музыкальная дидактическая игра"Кто играет на музыкальном инструменте?"
Игра - презентация. Закрепляет знание детей музыкальных инструментов. Закрепляет знание и умение называть специальности музыкантов, их музыкальную профессию....