Ориентация в пространстве
картотека по музыке на тему
Картотека упражнений, направленные на развитие ориентации в пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risunki.docx | 508.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образный рисунок танца
Рисунок танца в создании хореографического образа. Рисунок танца это расположения и перемещения танцующих по сценической площадке. Рисунок любого танца, как и вся создаваемая композиция, должен быть подчинен идее хореографического произведения эмоциональному состоянию всех героев, которое проявляется в их танцевальных действиях и поступках.
При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности, для того чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, настроение героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста. В зависимости от задачи номера балетмейстер может симметрично или асимметрично строить рисунок танца. Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача хореографа – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Во время сценических репетиций хореограф старается проверить построение танцевального рисунка из разных точек зрительного зала, и при необходимости может вносить определенные коррективы. Логика развития рисунка танца диктуется в первую очередь задачей, которую ставит балетмейстер. Но бывают случаи, когда в соответствии с драматургией номера нужно показать на сцене тревогу, взволнованность или другие яркие эмоциональные состояния героев. Тогда балетмейстер может строить рисунок танца «клочковато», обрывать один рисунок и переходить к другому.
Рисунок танца зависит, прежде всего, от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характеру). Мы уже говорили, что произведение должно быть построено по законам драматургии, что отражается и в рисунке танца. При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремиться к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно размещать рисунок по сценической площадке. Рисунок танца, как мы только что отмечали, зависит и от общей планировки сцены.
Танец всегда несёт в себе какую- то мысль, эмоционально-художественный образ, который раскрывается в композиции.
1. рисунок
2. композиция
3. лексика. Темпо-ритм.
Рисунок танца – это направление передвижения исполнителей по сценической площадке (т.е. путь – диагональ, круг, змейка и т.д.), а также пространственное расположение танцующих (т.е. фигуры – звёздочка, корзиночка, воротца, и др.).
Рисунки бывают:
- простые и сложные.
Простые: круг, линия, диагональ, квадрат, зигзаг, т.е. различные геометрические фигуры.
Сложные: это комбинации из простых рисунков: круг в круге, два круга, линия и диагональ, линия и круг и т.д.
- симметричные и ассиметричные
- образные (ассоциативные).
- подражательные, изобразительно-подражательные. Например: «Петух», «Журавель», «Перепёлочка».
- традиционные, пришедшие из глубины веков, исполняются почти в каждом народном танце.
- национальные.
• «Круг». Число участвующих в этой фигуре не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе может идти, как по ходу часовой стрелки, так и против хода часовой стрелки.
• «Два круга рядом». Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Круги могут двигаться в любом направлении: по или против хода часовой стрелки. Повороты обоих кругов происходят одновременно в одну или в разные стороны.
• «Круг в круге». Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний может двигаться как по солнцу, так и в противоположную сторону.
• «Корзиночка». Фигура образуется из двух кругов - круг в круге. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, танцующие берутся за руки, образуя каждые свой круг. Сделав шаг к внутреннему кругу танцующие, поднимают соединенные руки и через головы опускают их на руки партнеров так, чтобы партнеры находились справа. Образуется единый переплетенный круг - «корзиночка». Число пар, участвующих в перестроении этой фигуры, не ограничено, однако их должно быть не менее четырех.
• «Восьмерка». Эта фигура образуется из двух кругов, стоячих рядом. Круги двинуться в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного кругу в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Иногда участники за руки не держатся, а идут в своих кругах в затылок друг другу. Количество пар в каждом круге должно быть одинаковым.
• «Улитка». Эта фигура образуется из круга. Ведущий хоровода разрывают общий круг и, продолжают движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем он «завивает», заводит второй, третий круг по концентрической окружности, круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за хороводником точно повторяют рисунок его движения. Теперь ее надо «развивать». Есть три варианта «развивания» этой фигуры, то есть возвращение в исходное положение.
1-й вариант. Продолжая движение, хороводник делает разворот влево на 180гр и начинать выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору, против движения часовой стрелки.
2-й вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Хороводник, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и так далее, пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь. Затем он делает поворот направо и продолжает двигаться по направлению движения первоначального круга.
• 3-й вариант. «Развивает» «капусту» второй хороводник, находящийся на другом конце хороводной цепи. Вся хороводная цепь начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.
• «Змейка». Фигура может начинаться из линии, но чаще она является развитием круга. Ведущий хоровода, разомкнув круг и продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи.
• «Колонна». Это построение рядами. Каждый ряд может состоять из нескольких человек, но не менее двух. В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга, и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов всегда меньше длинны «колонны».
• «Улица». Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют фигуру «улица». Эти две линии сходятся либо одновременно, либо одна линия должна стоять, а другая идти на нее, либо одна линия может отступать, другая идти на нее.
• «Ворота». Две линии исполнителей стоят парами одна против другой - «улицей». Пары одной линии берутся за руки, подняв их вверх, образуют «ворота», другая рука свободно опущена вниз. Пары, стоящие, напротив, в другой линии, простым или переменным шагом проходят под «воротами». Все пары одной линии, соединив руки и подняв их вверх, образуют непрерывные «воротики». Другая линия с разъединенными руками проходит по одному под каждые «воротики». Существуют и другие варианты этого танцевального рисунка.
• «Гребень». Две линии исполнителей, выстроившись друг против друга «стенкой», движутся навстречу простым или переменным шагом. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются и, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие зрительно-моторной координации и ориентации в пространстве как средство профилактики школьной неуспеваемости".
Консультация для родителей«Развитие зрительно-моторной координации и ориентации в пространстве как средство профилактики школьной неуспеваемости»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей ...
"Ориентация в пространстве"
Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела.Они играют значительную роль во взаимодей...
Ориентация в пространстве.
Ориентация (ориентировка; франц. orientation, от лат. oriens — восходящий (имеется ввиду восходящее солнце), род. п. orienis — восток) — способность осознавать себя в окр...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Ориентация в пространстве: игры для усвоения предлогов за, перед, между для детей 3-4 лет.
Консультация для родителейОриентация в пространстве: игры для усвоения предлоговза, перед, между для детей 3-4 лет.Подготовила воспитатель I квалификационной категорииКоренева О.А....
ИГРА "ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ"
Данная игра может быть использована как часть подгруппового или индивидуального занятия....
Как научить дошкольника ориентации в пространстве.
Консультация для родителей. Как правильно научить дошкольника ориентироваться в пространстве....
Упражнения для закрепления предлогов и для тренировки ориентации в пространстве
Упражнения для закрепления предлогов и для тренировки ориентации в пространстве...