программа вокального кружка "Музыкальные бусинки"
рабочая программа по музыке (старшая группа) на тему

Баевская Ирина Александровна

Прорамма дополнительного образования составлена для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана на два года, занятия проводятся два раза в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_businki-vokalnyy_kruzhok.doc217.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                           № 57 детский сад «Бусинка» с Дальнее

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                       

«Музыкальные бусинки»                                                     

(5-7 лет)                                                                                                

                Составитель:

музыкальный руководитель

Баевская Ирина Александровна

с. Дальнее

2018 г.

Содержание

I. Пояснительная записка

II. Содержательный раздел

2.1 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей 5 - 7 лет.

2.2 Приемы обучения пению.

2.3 Значение игрового распевания для развития вокальных способностей детей.

2.4 Направления работы по совершенствованию голосового аппарата.

2.5 Структура занятия.

2.6 Ожидаемые результаты.

III. Организационный раздел

3.1 Учебно-тематическое планирование

3.2 перспективное планирование

IV. Формы взаимодействие с родителями

V.   Методическое обеспечение образовательного процесса

VI. Литература

I.Пояснительная записка

«Музыка начинается с пения…»

Курт Закс (немецкий музыковед)

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации (приказ Министерства образовании и науки РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ и действующим СанПиН2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», и ФГОС ДО.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память.

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. Следует отметить еще одну важную особенности пения – его массовость и доступность. Особого внимания требует развитие певческого голоса ребенка-дошкольника. Это одна из самых важных и наименее разработанных в музыкально-педагогической теории и практики проблем музыкального воспитания дошкольников.

О необходимости и продуктивности раннего обучения правильной вокализации говорил замечательный композитор и педагог А.Е. Варламов. Он считал, что если учить ребенка петь с детства, то его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослым даются с трудом. Эта мысль неоднократно подчеркивалась в работах исследователей и педагогов-практиков. Н.А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте: «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно музыкально- слуховые представления звуковысотных отношений».

Важнейшим качеством певческого голоса является звонкость, полетность, которая обеспечивается головным резонированием. Головное звучание - это то качество голоса, которое можно и нужно формировать в первую очередь. Его формирование возможно в связи с анатомо-физиологическими особенностями голосового аппарата детей дошкольного возраста. Головное звучание организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования. Для того, чтобы добиться успешного осуществления выше перечисленных требований, необходимо систематически работать над развитием детского голоса, формированием певческих навыков.

Данная Программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.  

В программу включены произведения российских композиторов и музыкальный материал из авторских методических сборников: Э.П. Костина «Камертон», О. Кацер «Игровая методика обучения пению», А. Битус «Певческая азбука ребенка», А. Евтодьева «Учимся петь и танцевать, играя», М. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», О. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду».

Цели и задачи

Цель: Развитие певческих умений и навыков у детей

Задачи:

  1. Формировать интерес к вокальному искусству у детей дошкольного возраста.
  2. Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников. Способствовать пробуждению творческой активности детей.
  3. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса).
  4. Расширять певческий диапазон.
  5. Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию.
  6. Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным, авторским песням и интерес к песням местных композиторов.
  7. Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровье- сберегающую технологию – дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения).
  8. Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального исполнительства дошкольников.

Основные принципы обучению пению.

Принцип культуросообразности;

Принцип последовательности;

Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;

Принцип системности;

Принцип интеграции;

Принцип развивающего обучения;

Принцип гуманизации;

Принцип сотрудничества;

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.

Целевые ориентиры освоения программы:

  • Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному творчеству самовыражению (петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него).
  • Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
  •  Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
  • Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
  • Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
  • Активно участвовать в выполнении творческих заданий.

Организация работы вокального коллектива

Программа рассчитана на 2 года обучения (для детей 5-7 лет). Подбор детей осуществляется по результатам диагностики музыкального развития. Предполагается 60 занятий в год. Занятия проводятся с октября по май, два раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут

II. Содержательный раздел

2.1 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей 5 - 7 лет.

К пяти годам жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон ре — си. Дыхание стало более организованным, хотя еще довольно поверхностное. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны различать по высоте звуки. Должны петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Следует обращать внимание на правильное формирование гласных. Важно, чтобы ребенок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнет петь естественным голосом.

Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 6-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

2.2 Приемы обучения пению.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу вокального коллектива два взаимосвязанных направления: собственно, вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон;
  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);
  • включение в хор солистов;
  • пение под фонограмму;
  • пение по нотам.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, чисто интонировать) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений;
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и в повседневной жизни;
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);
  • аудиоаппаратура, микрофон, мультимедийное оборудование;
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Песенный репертуар включает в себя два аспекта:

- упражнения для развития певческого голоса и слуха;

- песни российских композиторов, произведения русского фольклора.

Все упражнения, которые даются для овладения определёнными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. «Пусть дети как можно больше и разнообразнее проявляют себя, пусть это будет синтез актёрства и пластики, пения и танца, всё это есть самовыражение, саморазвитие. И только в гармонии искусств возможен рост души, надо только умно и тонко помочь понять, рассудить и воплотить задуманную фантазию ребёнка, а он пусть сам реализует её по-своему убеждению», - убеждает нас Д.Б. Кабалевский.

О.П. Радынова в своих научных рассуждениях говорит о том, что занимательное обучение, в свою очередь, обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Так, пение может перейти в инсценирование; оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, распевка может стать зачином для музыкальной игры, слушание плавно перетекать в танцевальное или песенное творчество. Такие варианты придают живость, непосредственность занятию, способствуют развитию творческой инициативы детей, проявлению выдумки, фантазии.

2.3 Значение игрового распевания для развития вокальных способностей детей.

Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Детям предлагаются для разучивания попевки с несложным текстом и мелодией в двух регистрах: среднем и высоком. В содержании попевок лежат сюжеты знакомых детям сказок. Наглядность и образность иллюстраций к попевкам помогает детям озвучивать сказочных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.

Диапазон игровых распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты. Поэтому проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках. Такое игровое распевание многофункционально:

1. Развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование.  

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей.

3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.

4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений, музицирование детей.

Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно; проходит в игровой форме и является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении.

2.4 Направления работы по совершенствованию голосового аппарата.                                  Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности.

Программа включает подразделы:

  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество.

Певческая установка. Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.      Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой. Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

2.5 Структура занятия.

1. Вводная часть. Включает в себя игры-приветствия, песенки-распевки, которые поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Игровое распевание, артикуляционная гимнастика, скороговорки. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

2. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

3. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

2.6 Ожидаемые результаты.

Итогом реализации программы должны стать следующие показатели: формирование у детей устойчивых певческих умений и навыков, выразительность пения, владение техникой певческого исполнительства, желание петь в группе и в домашней обстановке.

Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые песни в играх, в процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения.

 

Диагностика развития певческих умений и навыков

Показатели

(знания, умения, навыки)

0

н

с

в

1

Качественное исполнение знакомых песен.

2

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3

Умение импровизировать

4

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5

Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно

III. Организационный раздел Программы

3.1 Учебно-тематическое планирование

 

Работа вокально-хорового коллектива строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Его деятельность проводится в соответствии:

- с продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада;

- с объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН



П

Тема занятия

Количество учебных занятий

примечание

всего

теория

практика

1

Вводное

2

2

Музыкальная подготовка

11

Развитие музыкального слуха

5

2

3

22

Развитие музыкальной памяти

5

1

4

33

Развитие чувства ритма.

6

2

4

Вокальная работа

11

Прослушивание голосов.

2

2

22

Певческая установка. Дыхание

10

1

9

33

Распевание.

10

1

9

44

Дикция.

10

1

9

55

Работа с ансамблем над репертуаром.

10

1

9

Всего

60

11

49


Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.

 

Музыкальная подготовка   

Тема 1. Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма: практическая, дидактические игры.

Тема 2. Развитие музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
 
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).
Форма: практическая, дидактические игры.

Вокальная работа

Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
 
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
 
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
 
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
 

Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная.

3.2 Перспективное планирование

1 год обучения

Программное содержание:

Учить петь естественным звуком.

Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию. Формировать навык правильной постановки корпуса во время пения

Развивать артистические способности детей.

Репертуар может меняться в зависимости от потребностей воспитанников и в зависимости от их индивидуальных особенностей (не более 20%).

Октябрь

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика, скороговорки.

3. Упражнения для распевания, на развитие дыхания

4. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках.

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.

«Приветствие» - А. Евдотьева.                       «Паровоз» Короткий вдох, долгий выдох, «Машина» вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

«Белочки»

«Колобок»

«Репка»

А. Евтодьевой

«Я вернусь победителем» Авторы: А. Ермолов и С. Золотухин

«Музыка-здравствуй» М.Лазарев                    

«Что у осени в корзинке?» муз. и сл. Е.Тиличеевой                          

Количество занятий -8

Ноябрь

1. Игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика,

 скороговорки

3 Упражнения для распевания, на развитие дыхания

4. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках.

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

«Здравствуйте»

А.Евдотьева

Вокальная скороговорка «Тридцать три трубача трубят тревогу», муз. Т. Зебряк. Пение в разных темпах 

 «Медвежонок и пчела»  

«Теремок»                    А. Евтодьевой.

«Настоящий друг»

Б. Савельева

«Детский сад»

К. Костина

Количество занятий - 8

Декабрь

1.Коммуникативная игра - приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика

3.Упражнения для распевания, на формирование певческого дыхания

4. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на вокальную деятельность.

Учить детей четко проговаривать текст в ритме стихотворения. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии вверх и вниз, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).         

«Доброе утро!»

О. Арсеневской.

«Лошадка»  

«Гармошка»

«Машина»

 «Снег засыпал все пути»

Ю. Матвиенко

«Репка» А.Евтодьевой

«Настоящий друг»

Б. Савельева

«Зимушка, зимушка, ты пришла!» р.н.п.

Количество занятий - 8

Январь

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика

3.Упражнения для распевания, на развитие дыхания

4. Пение

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.

Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала.

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения

«Трямди-песенка»

О. Арсеневской

«Зарядка язычка»

А. Битус

«Ежик и бычок»

 «Лиса» р.н.п.

 «Три медведя»

 «Колобок»

«Курочка Ряба»

А.Евтодьевой

Повторение знакомых песен

Количество занятий - 6

Февраль

1. Коммуникативная игра-приветствие

2.Артикуляционная гимнастика

3. Упражнения для распевания

4. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Упражнение для языка. Учить произносить слова стихотворения четко, проговаривая согласные.

Развивать чистое интонирование, дикцию артикуляцию, дыхание.

Учить детей долго тянуть звук «У» -  меняя при этом силу звучания.

1. Учить детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.

2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.

3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

5.Учить детей работать с микрофоном.

«Просыпайтесь!»     О. Арсеневской

 «Ходит Соня»

А. Битус

  «Лиса и воробей»

«Кошка и мышка»

«Курочка Ряба»

А. Евтодьевой

«Веселая путаница»

З. Роот

«Озорное детство»

Г. Капля

 «Этот мамин день»

Ю. Тугаринова

«Блины» р.н.п.

Количество занятий - 8

Март

1. Игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика

3. Упражнения для распевания, на развитие дыхания

4. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным. упражнения для выработки правильного произношения звука Р и Л.

 Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Развивать музыкальную память.

1.Расширять диапазон детского голоса. Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

2.Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

3.Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.

4.Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения)

«Я иду»

О. Арсеневской

«Зарядка язычка»

«Рыбка»

О. Боромыковой

«Лес», «Мишка»

А. Битус

«Лисенок и бабочка»

«Стрекоза и рыбка» А. Евтодьевой

«Улитка»

«Озорное детство»

Г. Капля

«Веселая путаница»

З. Роот

Количество занятий -8

Апрель

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика

3. Упражнения для распевания, развитие певческого дыхания

4. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.

Учить детей развивать творческое воображение, ассоциативное мышление.

Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.

Формировать сценическую культуру.

Продолжать обучать детей работать с микрофоном.

«Цветочек»                            О. Арсеневской

 «Лошадка» «Паровоз»

«Машина» «Самолёт»

«Шарик» Е.Железновой

«Стрекоза и рыбка»

«Кот и петух»                         А. Евтодьевой

Бал на лесной полянке» З. Роот

«Счастливый День Победы» З. Роот

Количество занятий -8

Май

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика

3.Упражнения для распевания.

4. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Совершенствовать вокальные навыки:

  1. Петь естественным звуком без напряжения;
  2. Чисто интонировать в удобном диапазоне;
  3. Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму;
  4. Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;
  5. Самостоятельно попадать в тонику;
  6. Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.

«Просыпайтесь!» «Трямди-песенка»

О. Арсеневской

 «Котик Мурзик»

«Солнышко»

«Дождик»

«Цветик-семицветик»                          С. Ранда.

«Любимый детский сад» К. Костина

«Светлячок» Е.Тимошиной.

Количество занятий - 6

2 год обучения

Программное содержание:

Учить петь естественным звуком.

Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию. Формировать навык правильной постановки корпуса во время пения

Развивать артистические способности детей.

Октябрь

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика

3. Упражнения для распевания, на развитие дыхания

4. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Укрепление артикуляции. Учить соотносить речь и движения. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

Учить детей исполнять песни а-капелла.

«Приветствие»               «Я иду»

 «Прогулка язычка»

«Рыбка»

«Лягушка»

«Сеньор Помидор»

«Репка»

«Кот в сапогах»

А. Евтодьевой

«Осинка-грустинка»

«Зонтик»

А. Чугайкиной

«День рожденья»

С. Ранды

Количество занятий -8

Ноябрь

1. Игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика

3. Упражнения для распевания, на развитие певческого дыхания

4. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

3. Учить выдерживать паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

«Трямди-песенка».

«Здравствуйте».

«Обезьянки»

«Весёлый язычок»

«Храбрый портняжка»

«Лягушка и муравей»

А. Евтодьевой

«Песенка про гамму» Г. Струве

«Дружат дети свей земли»

Д.Львова-Компанейца

Повторение ранее выученных песен

Количество занятий - 8

Декабрь

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика

3.Упражнения для распевания, на развитие дыхания

4. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы, правильно дышать.

Учить детей петь в унисон, а капелла.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

«Приветствие»

«Просыпайтесь!»     О. Арсеневской

 «По волнам», «Качели», «По кочкам».

«Волк и Красная Шапочка»

«Лиса и волк»

А. Евтодьевой

«Скажем зимушке спасибо»

«Кружатся снежинки»

А. Чугайкиной

Количество занятий - 8

Январь

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика

3.Упражнения для распевания.

4. Пение

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.

Учить детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия.

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

4. Чисто интонировать в заданном диапазоне;

5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

6. Совершенствовать исполнительское мастерство.

7. Учить детей работать с микрофоном

«Просыпайтесь!»    

«Я иду»

О. Арсеневской

 «Зарядка язычка»

«На коньках»

«Буратино»

«Золушка и мачеха»

«Храбрый портняжка»

«Подарок для папы»

С. Ранды

«Край, в котором мы живем»

Повторение ранее выученных песен

Количество занятий - 6

Февраль

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика

3.Упражнения для распевания, на развитие дыхания

4. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.

Учить детей долго тянуть звук –У -  меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.

1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.

3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

5.Учить детей работать с микрофоном.

«Птичка» игровой самомассаж с пением.

А. Усманская

«Утро с котиком Рыжиком»

О. Арсеневской

Дых. упражнение «Погреемся»

«Волк и Красная Шапочка»

«Лиса и волк»

А. Евтодьевой

«Подарок для папы»

С. Ранды

«Мама»

Д. Трубачевой

«А мы масленницу дожидаем» р.н.п.

Пение песен по желанию детей

Количество занятий - 8

Март

1. Игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика

3. Упражнения для распевания, на развитие дыхания

4. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

«Просыпайтесь»

«Цветочек»

О. Арсеневской

«Котик Рыжик в детском саду»

«Вопрос-ответ»

«Весна в окно стучится»

О. Арсеневской

«Вёснушка»

А. Чугайкиной

«Цветик-семицветик»

С. Ранды

Количество занятий -8

Апрель

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика

3.Упражнения для распевания, на развитие дыхания

4. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.

Учить детей развивать творческое воображение ассоциативное мышление.

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения.

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру.

Продолжать обучать детей работать с микрофоном.

«Цветочек»

«Просыпайтесь»

О. Арсеневской

«Динозаврики»

«Ворона»

«Трактор»

«Золушка и мачеха»

«Принцесса на горошине»

«Буратино»

А. Евтодьевой

«День рождения»

С. Ранды

«Дочки-сыночки»

Л. Кнорозовой

Пение песен по желанию детей.

Количество занятий -8

Май

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика

3.Упражнения для распевания.

4. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию. Закреплять умения по развитию музыкальной памяти и слуха.

Совершенствовать вокальные навыки:

Петь естественным звуком без напряжения;

Чисто интонировать в удобном диапазоне;

Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму;

Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

Самостоятельно попадать в тонику;

Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.

 «Здравствуйте» М.Картушина.

 «Котик Рыжик в детском саду»

Упражнение «Вопрос- ответ», «Ракета» О.Арсеневской.

«Волк и Красная Шапочка»

«Лиса и волк»

А. Евтодьевой

«Цветик- семицветик» З.Я.Роот

«Детский сад» К.Костина

Повторение знакомого репертуара.

Количество занятий - 6

IV. Формы взаимодействие с родителями

  1. Анкетирование (в начале и конце уч. периода)
  2. Родительские собрания по ознакомлению родителей с работой вокального коллектива.
  3. Распространение информационных материалов: на своем сайте (https://nsportal.ru/baevskaya-irina), официальный сайт ДОУ, памятки, буклеты, консультации.
  4. Помощь родителям по созданию предметно-развивающей среды в семье.
  5. Участие в совместных мероприятиях, праздниках и конкурсах. Привлечение родителей к изготовлению костюмов к праздникам и конкурсам.
  6. Отчетный концерт.

V. Методическое обеспечение Программы.

Для успешной реализации данной Программы необходимо:

Технические средства обучения:

 1. Фортепиано

 2. Музыкальный центр

 3. Компьютер

 4. Мультимедийное оборудование

 5. Микрофоны

 6. Музыкальные инструменты

7. CD, DVD диски

Учебно-наглядные пособия:

1. Схемы

2. Иллюстрации к сказкам, игровому распеванию.

3. Игрушки

4. Дидактические игры

5. Детские музыкальные инструменты

6. Презентации

VI. Список литературы

  1. Арсеневская О. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду». Издательство «Учитель», Волгоград, 2010
  2. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребенка. Минск: ТетраСистемс, 2007
  3. Костина Э.П. «Камертон». Издательство «Просвещение», Москва, 2006
  4. Евтодьева А.А. Методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме «Учимся петь и танцевать, играя». Калуга, 2007
  5. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». Санкт-Петербург. 2010
  6. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Я живу в России». Песни и стихи о Родине, мире и дружбе. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2006
  7. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Как у наших у ворот». Русские народные песни в детском саду. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2003
  8. Картушина М. Вокально-хоровая работа в детском саду. М.; 2009
  9. Кацер О.В. «Игровая методика обучения пению». Санкт-Петербург, Музыкальная палитра, 2005
  10. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Айрис пресс. М.: 2004.
  11. Роот З.Я.  «Улыбнемся песенке». Песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Волгоград. Издательство «Учитель», 2016
  12. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999
  13. Журнал «Музыкальный руководитель» (2006 – 2017гг.)
  14. Журнал «Музыкальная палитра» (2006 – 2017гг.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа вокальной группы "Веселые нотки" в детском саду.

Мною разработанна рабочая программа вокальной группы в детском саду....

Программа вокального кружка "Домисолька"

Программа вокального кружка....

Программа вокально-хореографического кружка «Улыбка»

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...

ПРОГРАММА вокального кружка "Капитошки"

Программа дорабатывается в процессе работы по ней, но пока вот такой вариант......

Программа вокального кружка «Звездочки».

Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед)  Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, по...

Программа вокального кружка "Бусинки"

Программа вокального кружка "Бусинки"...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка"

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка". Программа рассчтана на 1 год обучения детей возраста 5-7 лет....