Проект"Волшебный язык движений"
проект по музыке (подготовительная группа) по теме
Обучение детей с приёмами образного перевоплощения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫК ДВИЖЕНИЙ»
педагогический проект
Актуальность
Основы детского музыкально–хореографического творчества – один из важных предметов обучения детей искусству. Детская хореография является одним из действенных средств приобщения подрастающего поколения к богатству танцевального и музыкального творчества. Хореография является неотъемлемой частью народного наследия и несет в себе неповторимый отпечаток каждого народа. Таким образом, сохранение богатства и традиций детского танцевального искусства, является необходимым условием для полноценного развития личностного потенциала ребенка.
В дошкольном образовательном учреждении хореография относится к художественно-эстетической области и интегрируется с другими областями: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
В художественно-эстетическом развитии хореография прививает интерес к танцу, элементарные представления о его красоте, оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры человека: выдержку, вежливость, собранность, чувство меры. Хореография неразрывно связана с музыкой. Закладываются элементы музыкальной грамоты: темпы музыки, умение переключаться с одного темпа на другой, динамические оттенки, понимание между соответствием характера музыки и характером движения, умение двигаться в характере музыки.
Хореографическая, непосредственно-образовательная деятельность способствует общему физическому развитию ребёнка. Вырабатывает такие необходимые качества, как укрепление суставно-связочного аппарата, силу и эластичность мышц, гибкость, ловкость, выносливость, координацию движений, формирует осанку, развивает мускулатуру ног, шаг и т.д.
Изучение нового материала, познание мира, вечного движения вперёд – это познавательное развитие.
Неразрывно со всеми областями проходит речевое развитие.
В социально-коммуникативном развитии - общительность, необходимость в эмоциональном контакте у ребёнка развивает танец. Застенчивость, нерешительность, неуверенность, замкнутость преодолевает танец.
Проблема
Творческое воображение. Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных навыков, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий: либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выполнить их, но не показывают творчества. В таких случаях детские танцевальные импровизации бедны и однообразны, движения, которые в них используются, стереотипны и неоригинальны; сами дошкольники мало эмоциональны, они будто боятся отступать от выученных образцов и не могут придумать собственных вариантов движений. Вероятно причина подобных явлений заключается прежде всего в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения которых им не разъясняют. В результате дети оказываются лишенными той содержательной «опоры», которая способствует осмыслению и яркой выразительности исполнения танцев и созданию творческих композиций. Кроме того, несмотря на относительное соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», обучению не достаёт продуманной систематичности. Освоение двигательных навыков происходит в основном в процессе разучивания танцев; объём движений определяется конкретной потребностью использования их в той или иной композиции. В связи с этим дошкольников обучают только «готовым» движениям, не показывая (наряду с этим) возможности «конструирования» новых вариантов путем дополнения, усложнения составляющих элементов. В результате дети не видят, не осознают структурных связей между движениями, что затрудняет их освоение, и на выучивание каждого движения уходит очень много времени. Это порождает, с одной стороны, настолько «жёсткие» стереотипы движений, что их варьирование, произвольное изменение в творчестве становится невозможным, с другой стороны, из-за долгой отработки каждого отдельного движения за весь период обучения дети успевают освоить лишь очень незначительное их число.
Исходя из сказанного, предполагается, что одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Умение понимать значение этих движений.
Цель
Формирование и развитие творчества. Духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка с помощью танцевального искусства. Оказание помощи в профессиональной ориентации и адаптации в современном мире.
Задачи
Образовательные: формирование у детей музыкально – ритмических навыков, формирование навыков правильного и выразительного движения в области народного танца. Обучение детей приемам актерского мастерства, пантомимическим движениям, приёмам игрового взаимодействия, образным перевоплощениям. Учить делать самостоятельный анализ музыки, определять её характер и динамические оттенки. Организация постановочной работы (разучивание танцевальных композиций). Развивающие: обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, организация поисков новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельного добывания знаний). Воспитательные: создание базы для творческого мышления детей, развитие у детей активности и самостоятельности общения, формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе.
Формы и методы исследования
1. Урок хореографии. 2.Коллективно – творческая игра. 4.Индивидуальная работа. Методы обучения: 1.Словесные, рассказ, объяснение, беседа. 2.Наглядные: демонстрация, показ приемов. 3.Практические: упражнение, самостоятельная работа, импровизация. Методы воспитательного действия: 1.Убеждения. 2.Приучения. 3.Пример. 4.Аналитические методы, наблюдение, сравнение, анализ, опрос.
Участники проекта
г. Воронеж, подготовительная группа детей МБДОУ «Детский сад .№189» (5-6лет)
Предполагаемый результат проекта
Организация творческой деятельности учащихся помогает педагогу увидеть характер ребенка, найти индивидуальный подход к нему с учетом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. Тема творческого занятия определилась спецификой хореографического воспитания. Творческие ситуации разыгрываются как для коллективной, так и для индивидуальной работы. Темы для постановочной работы должны вызвать интерес у детей. В постановочной работе используется метод совместного творчества педагога и воспитанников (коммуникативный вид деятельности). Процесс совместного творчества складывается из следующих трёх взаимодействующих частей: 1 – сознательная подготовительная работа, анализ. 2 – осуществление композиционного замысла. 3 – проверка всех композиционных решений.
Этапы (ход исследования).
Практика | Итоговое развитие |
Жест «Прошу и не надо». (слушание музыки, показ) | Самостоятельный анализ музыки, определение динамических оттенков. Навык быстрого переключения внимания. |
Элемент танцевальной композиции «Поклон» | Обучение танцевальным движениям. |
Имитационные движения, основанные на полуприседаниях. Танцевальная композиция. | Развитие созидательных способностей, познавательной активности, мышление и свободное самовыражение. Обучение танцевальным движениям. Развитие чувства ритма, темпа. |
Жест «Ласка и плач» (слушание музыки, показ) | Самостоятельный анализ музыкального отрывка, определение её характера, свободное самовыражение – происходит раскрытие чувств ребёнка. Творческое развитие |
Этюд «Пожалели» | Приёмы игрового взаимодействия, Развитие эмпатийности |
Импровизация «Перепляс» | Свободное самовыражение. Навыки ориентации в пространстве. Инициатива. |
Жесты «Шептания и прислушивания» | Творческое воображение. |
Этюд «Секрет» | Творческое игровое взаимодействие партнёров, познавательная активность, мышление, мимика, воображение. |
Игра-путешествие «В волшебном лесу» | Творческое воображение, игровое взаимодействие, пантомимические движения. |
Плясовая импровизация | Развитие детского творчества: исполнительского и композиционного. |
образовательная деятельность
«ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫК ДВИЖЕНИЙ»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал танцевальным маршем. Здороваются поклоном.
Хореограф: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. На этом занятии мы будем фантазировать, воображать.
«Все люди говорят словами. Сейчас я тоже говорю с вами на языке слов. Но, оказывается «рассказывать» можно не только словами, но и движениями. Движениями можно выражать мысли, желания, настроения. И поэтому, девиз нашего сегодняшнего занятия такой – «Где мы были, мы не скажем, но что делали, покажем».
Ребята, посмотрите, этот жест означает, что я у вас что-нибудь прошу (показать жест «Прошу»). А когда мы хотим от чего-нибудь отказаться, как это можно выразить в движении? (дети показывают жест «Не надо»).
Послушайте музыкальное произведение и определите, где и какой из этих двух жестов можно использовать под эту музыку? (Дети делают анализ музыки, определяют музыкальные интонации и соотносят их с движениями).
Хореограф: В русском народном танце жест «Прошу» тоже используется, но несколько своеобразно, танцевально (показать поклон). Что может означать поклон? (прощание, приветствие, просьбу). А ещё поклоном можно заканчивать пляску в знак благодарности зрителям за внимание. (Дети выполняют элемент танцевальной композиции «Поклон»).
Хореограф: Ребята, вспомните, на занятиях мы изучали «Пружинку». Эти полуприседания имеют многочисленные значения. Мы можем этим качанием показать всадников, покачивающихся в седле и держащих вожжи. (Показывают). Ребята, используя «пружинку» покажите сами образ пловца. (Показывают).
Полуприседания могут использоваться не только в имитационных движениях: это один из основных приёмов народного танца. К ним можно добавить открывание рук, движение корпуса, качание головой, выставление ноги на пятку. Они могут быть плавные, весёлые, задорные. Давайте, исполним танцевальную композицию, основанную на полуприседаниях. ( Вместе с педагогом дети исполняют танцевальную композицию).
Хореограф: А какие жесты и движения можно использовать в значении ссоры? (Дети показывают жесты «уходи», «не надо», притоп в значении гнева, отворачиваются…).
А если нас обидели? (Показывают обиду). А если нас очень сильно обидели, как мы это выразим в движении? (Показывают воображаемый плач).
А что нужно сделать, чтобы перестать плакать? (Дети отвечают «Пожалеть»). Послушайте две мелодии и определите, под какую из них можно пожаловаться, а под какую пожалеть? (Слушают и делают анализ мелодии).
Давайте покажем этюд в парах, одни дети буду обижаться, а другие их жалеть. (Дети выполняют этюд «Пожалели»).
Ребята, а как важно нам жить вместе в ссоре или в мире? (В мире). Какие движения можно использовать, чтобы показать примирения? (Показывают).
Хореограф: Ребята, мы с вами знаем, что есть притопы в значениях гнева, упрямства. Вспомните, какие мы изучали на занятиях другие притопы, танцевальные. (Показывают: поочередно разными ногами, с разворотом колена и стопы из открытого в закрытое положение, с выносом ноги, три притопа, приставной шаг с притопом…).
А какое настроение можно выразить этим притопом? (Утверждение, важность – показать притоп с плясовой жестикуляцией рук, корпуса, плеча). Например, приставной, притопывающий шаг, при добавлении к нему «поддевающих» движений корпусом, плечом приобретает подзадоривающий характер. (Педагог показывает «Перепляс», направляясь к выбранному ребёнку и приговаривает: «Ну-ка, покажи, как ты умеешь танцевать? Ребёнок отвечает плясовым движением, выражающим уверенность, как бы говоря: «Я умею танцевать, вот, как я умею!»). Затем, этот ребёнок вызывает другого на перепляс.
Дети садятся на пол.
Хореограф: Скажите, как можно сообщить друг другу секрет, чтобы больше никто не слышал? (Отвечают). А как же можно послушать? (Показывают). Давайте попробуем пошептаться. (Шепчутся). А теперь, послушать. (Дети выполняют жест прислушивания). Давайте покажем этюд. Одни будут шептать, другие прислушиваться. (Дети выполняют в игровом взаимодействии этюд «Секрет»).
Секреты могут рассказать разные: смешные, печальные, злые, удивительные. А какой секрет вам прошептали, мы попробуем догадаться по мимике лица. (Поочерёдно показывают).
Хореограф: Ребята, сейчас мы с вами, отправляемся в волшебный лес. Нас будет сопровождать музыка. Будьте внимательны, как только музыка зазвучит тише, мы приближаемся к волшебному лесу. И тогда нужно идти осторожно, тихо, чтобы услышать и увидеть красоту волшебного леса. А если, будете шуметь, лес не пустит нас к себе. (Дети продвигаются по залу, соотнося характер движений с характером музыки).
Хореограф: Но вот подул ветерок, и мы превратились в деревья. Ноги стали корнями, руки - ветвями, а кисти – листочками. (Дети выполняют этюд «Ветер-ветерок»).
Хореограф: Ребята, а как же нам дальше пройти, тропинку преграждает ручеёк. Но посмотрите, везде есть камушки. Пройдём по ним на другой бережок, попробуем не упасть и не замочить ножки. (Дети изображают имитационные движения).
Хореограф: Я не могу допрыгнуть, помогите мне, ребята! (Дети выполняют упражнение «Перетягивание каната»).
Хореограф: Никто не потерялся, давайте проверим? (Выполняют жесты «клича и прислушивания»).
Хореограф: Но вот мы прошли лесную чащу и вышли на поляну. Посмотрите, как много растут здесь одуванчиков. Полюбуемся ими. (Любуются). Понюхаем. (Садятся на корточки и нюхают). Дунем на него. (Дуют). Он полетел, прямо на нас. (Отпрыгивают, очищаются).
Хореограф: Смотрите на цветках сидят бабочки. Давайте осторожно подойдём к ним. (Исполняют этюд «Бабочка»).
Хореограф: Солнце светит, почувствуйте на лице тепло солнечных лучей. Воздух свежий. Но, становится всё жарче. (Дети исполняют соответственно словам имитационные движения).
Хореограф: Посмотрите, а там озеро, небольшое, но очень красивое. Давайте подойдём к берегу. (Делают несколько шагов). Попробуем водичку? Почувствуйте, какая тёплая и приятная вода, она струится, журчит между пальцами, так и хочется с ней поиграть. (Дети исполняют этюд «Игра с водой»).
Хореограф: Слышите музыку (звучит бодрый марш), это нам пора возвращаться домой. (Идут бодрым шагом).
Хореограф: После весёлой прогулки в лесу так и хочется потанцевать. Потанцуем, как хотим? (дети исполняют импровизированную плясовую).
В конце занятия выполняют поклон и уходят из зала танцевальным маршем.
Сроки реализации проекта
Краткосрочный
Выводы
В результате занятия, дети научились выражать свои чувства с помощью движений, стали менее скованным и стеснительным, раскрылись. Главной особенностью занятий хореографией явилось развитие не только физических способностей молодого организма, но и строение творческой основы личности: сочетание музыки, движений, драматического искусства, художественного вкуса ребенка, а также развитие его общей культуры и интеллекта.
Полезные ресурсы (источники информации)
1.Е.В. Горшкова «От жеста к танцу» Москва, «Гном и Д», 2002г
2. Захаров Р. "Радуга русского танца" Москва "Советская Россия" 1986 г.
3. Е.А. Алябьева - Психогимнастика в детском саду Москва, «Творческий центр», 2003г
4. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/12/picture-66577.jpg)
ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/30/picture-305500-1380531182.jpg)
Проект "Азбука дорожного движения"по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Вашему вниманию представлен проект по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-317715-1383043461.jpg)
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЯЗЫКУ ДВИЖЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА В ТАНЦЕ» опыт работы.
Любовь к детям и желание помочь им, как можно успешнее овладевать программой музыкального развития, подвигло меня к написанию опыта на тему «Обучение детей языку движений как средство фор...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/02/picture-715958-1449041302.jpg)
Консультация для родителей "Волшебный мир движений"
Консультация для родителей "Волшебный мир движений"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/07/picture-1265973-1623057508.jpg)
Проект "ТАНЕЦ –ЭТО ДВИЖЕНИЕ, А ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ"
Название проекта: «Танец - это движение, а движение – это жизнь»Тип проекта:Познавательно - творческийУчастники: Ходак Оксана, Ходак Вера Александровна (дочь и мама)...
ПРОЕКТ «Мы-язык-театр», направленный на сохранение и развитие языков народов, проживающих на территории Республики Татарстан
ПРОЕКТ «Мы-язык-театр», направленный на сохранение и развитие языков народов, проживающих на территории Республики Татарстан...